Баазов, Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
м (убрана категория «Еврейские писатели» с помощью HotCat)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Строка 23: Строка 23:
Баазов Давид (1883, Цхинвали, Грузия, – 1947, Тбилиси), раввин и общественный деятель.
Баазов Давид (1883, Цхинвали, Грузия, – 1947, Тбилиси), раввин и общественный деятель.
 +
 +
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в семье раввина. В возрасте 13 лет с целью углубления еврейского образования отправился в Слуцк, затем в Вильну, где изучал еврейскую философию и историю и сблизился со сверстниками, ставшими впоследствии лидерами русского и мирового сионизма. В 1903 г. вернулся в Грузию, занял пост раввина в городке Они и стал глашатаем сионистских идей среди евреев Грузии. Несмотря на ожесточенное сопротивление раввинов-антисионистов, а также некоторых интеллигентов, сторонников ассимиляции, объявивших евреев Грузии грузинами иудейского вероисповедания, сионистские идеи, во многом благодаря деятельности Баазова, все глубже проникали в среду грузинского еврейства, и к началу 1920-х гг. в Грузии существовала широкая сеть сионистских организаций. В 1918 г. Баазов совместно с Ш. Цициашвили основал печатный орган грузинских сионистов — газету «Голос еврея», сыгравшую важную роль в формировании национального самосознания еврейской молодежи. Будучи главным раввином города Ахалцихе и Ахалцихского уезда, оккупированных тогда турецкими войсками, Баазов спас христианскую часть населения уезда, пользуясь своими дружескими связями с руководителями ахалцихской мусульманской общины, от уничтожения турками и местными мусульманскими фанатиками (как это было в ряде других мест Закавказья, куда вошли в то время турецкие войска).  
+
Родился в семье раввина. В возрасте 13 лет с целью углубления еврейского образования отправился в Слуцк, затем в Вильну, где изучал еврейскую философию и историю и сблизился со сверстниками, ставшими впоследствии лидерами русского и мирового сионизма.  
 +
 
 +
 
 +
В 1903 г. вернулся в Грузию, занял пост раввина в городке Они и стал глашатаем сионистских идей среди евреев Грузии. Несмотря на ожесточенное сопротивление раввинов-антисионистов, а также некоторых интеллигентов, сторонников ассимиляции, объявивших евреев Грузии грузинами иудейского вероисповедания, сионистские идеи, во многом благодаря деятельности Баазова, все глубже проникали в среду грузинского еврейства, и к началу 1920-х гг. в Грузии существовала широкая сеть сионистских организаций.  
 +
 
 +
 +
В 1918 г. Баазов совместно с Ш. Цициашвили основал печатный орган грузинских сионистов — газету «Голос еврея», сыгравшую важную роль в формировании национального самосознания еврейской молодежи. Будучи главным раввином города Ахалцихе и Ахалцихского уезда, оккупированных тогда турецкими войсками, Баазов спас христианскую часть населения уезда, пользуясь своими дружескими связями с руководителями ахалцихской мусульманской общины, от уничтожения турками и местными мусульманскими фанатиками (как это было в ряде других мест Закавказья, куда вошли в то время турецкие войска).  
 +
 
=== Деятельность в Советской Грузии ===
=== Деятельность в Советской Грузии ===
-
После советизации Грузии (1921) Баазов вместе с Н. Элиашвили и своим старшим сыном Герцлем Баазовым организовал еврейские школы (с преподаванием иврита и истории еврейского народа), а в 1924 г. издавал еврейско-грузинскую газету «Макавеели», вскоре закрытую властями (вышло всего три номера). В 1925 г. Баазов добился разрешения властей на выезд части грузинских евреев в Эрец-Исраэль, который он посетил с целью подготовки этой алии, сумев получить у британских мандатных властей сотни сертификатов на въезд в страну. Однако после отъезда первых 50 семей советские власти аннулировали разрешения на выезд всем остальным желающим. Во второй половине 1920-х гг. – 1930-е гг. Баазов продолжал поддерживать тесные контакты с легальными, а затем и с ушедшими в подполье сионистскими организациями и группами в России.  
+
После советизации Грузии (1921) Баазов вместе с Н. Элиашвили и своим старшим сыном [[Баазов, Герцль|Г. Баазовым]] организовал еврейские школы (с преподаванием иврита и истории еврейского народа), а в 1924 г. издавал еврейско-грузинскую газету «Макавеели», вскоре закрытую властями (вышло всего три номера).
 +
 
 +
В 1925 г. Баазов добился разрешения властей на выезд части грузинских евреев в [[Эрец-Исраэль]], который он посетил с целью подготовки этой [[Алия|алии]], сумев получить у британских мандатных властей сотни сертификатов на въезд в страну.  
 +
 
 +
 
 +
Однако после отъезда первых 50 семей советские власти аннулировали разрешения на выезд всем остальным желающим. Во второй половине 1920-х гг. – 1930-е гг. Баазов продолжал поддерживать тесные контакты с легальными, а затем и с ушедшими в подполье сионистскими организациями и группами в России.  
Строка 36: Строка 50:
=== После освобождения ===
=== После освобождения ===
-
После возвращения в Грузию в 1945 г. и до последних дней жизни вел национально-просветительскую деятельность, был одним из первых, кто осведомил евреев Грузии о Катастрофе европейского еврейства.
+
После возвращения в Грузию в 1945 г. и до последних дней жизни вел национально-просветительскую деятельность, был одним из первых, кто осведомил евреев Грузии о [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]] европейского еврейства.
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 47: Строка 61:
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Писатели и поэты - деятели диаспоры]]
[[Категория:Писатели и поэты - деятели диаспоры]]
 +
[[Категория:Евреи в СССР]]

Версия 17:28, 6 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке

Баазов Давид (1883, Цхинвали, Грузия, – 1947, Тбилиси), раввин и общественный деятель.



Содержание

Биография

Родился в семье раввина. В возрасте 13 лет с целью углубления еврейского образования отправился в Слуцк, затем в Вильну, где изучал еврейскую философию и историю и сблизился со сверстниками, ставшими впоследствии лидерами русского и мирового сионизма.


В 1903 г. вернулся в Грузию, занял пост раввина в городке Они и стал глашатаем сионистских идей среди евреев Грузии. Несмотря на ожесточенное сопротивление раввинов-антисионистов, а также некоторых интеллигентов, сторонников ассимиляции, объявивших евреев Грузии грузинами иудейского вероисповедания, сионистские идеи, во многом благодаря деятельности Баазова, все глубже проникали в среду грузинского еврейства, и к началу 1920-х гг. в Грузии существовала широкая сеть сионистских организаций.


В 1918 г. Баазов совместно с Ш. Цициашвили основал печатный орган грузинских сионистов — газету «Голос еврея», сыгравшую важную роль в формировании национального самосознания еврейской молодежи. Будучи главным раввином города Ахалцихе и Ахалцихского уезда, оккупированных тогда турецкими войсками, Баазов спас христианскую часть населения уезда, пользуясь своими дружескими связями с руководителями ахалцихской мусульманской общины, от уничтожения турками и местными мусульманскими фанатиками (как это было в ряде других мест Закавказья, куда вошли в то время турецкие войска).


Деятельность в Советской Грузии

После советизации Грузии (1921) Баазов вместе с Н. Элиашвили и своим старшим сыном Г. Баазовым организовал еврейские школы (с преподаванием иврита и истории еврейского народа), а в 1924 г. издавал еврейско-грузинскую газету «Макавеели», вскоре закрытую властями (вышло всего три номера).

В 1925 г. Баазов добился разрешения властей на выезд части грузинских евреев в Эрец-Исраэль, который он посетил с целью подготовки этой алии, сумев получить у британских мандатных властей сотни сертификатов на въезд в страну.


Однако после отъезда первых 50 семей советские власти аннулировали разрешения на выезд всем остальным желающим. Во второй половине 1920-х гг. – 1930-е гг. Баазов продолжал поддерживать тесные контакты с легальными, а затем и с ушедшими в подполье сионистскими организациями и группами в России.


Арест

В начале 1938 г., вслед за арестом старшего сына, Баазов был арестован вместе со вторым сыном Хаимом, обвинен в подпольной сионистской деятельности и приговорен к смертной казни. Смертный приговор был заменен ссылкой в Сибирь.

После освобождения

После возвращения в Грузию в 1945 г. и до последних дней жизни вел национально-просветительскую деятельность, был одним из первых, кто осведомил евреев Грузии о Катастрофе европейского еврейства.

Примечания

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Баазов Герцль в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация