Библейская археология
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Новая библейская археология) |
|||
Строка 32: | Строка 32: | ||
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)</ref> В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы [[Месопотамия|Двуречья]], под которыми були открыты древнеассирийские города [[Ниневия]] и [[Калах]] (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея). | Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)</ref> В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы [[Месопотамия|Двуречья]], под которыми були открыты древнеассирийские города [[Ниневия]] и [[Калах]] (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея). | ||
- | В начале XX века были проведены раскопки руин | + | В начале XX века были проведены раскопки руин столицы [[Хетты|Царства хеттов]] (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение [[ханаан]]ских памятников, в том числе текстов города [[Угарит]]а . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие [[ТАНАХ]]а с культурой Древнего Востока. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии. |
- | Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный радиоуглеродным, используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод термолюминесценции, что позволяет датировать древние керамические изделия. | + | Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный ''радиоуглеродным'', используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод ''термолюминесценции'', что позволяет датировать древние керамические изделия. |
== Разделы библейской археологии == | == Разделы библейской археологии == | ||
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую. | Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую. | ||
- | + | [[Файл:The Structure Claimed to be the Noah's Ark near the Mount Ararat in Turkey.jpg|250px|right|thumb|Вероятное местонахождение Ноева ковчега около Арарата]] | |
- | Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других. | + | Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства [[Священное Писание|Священного Писания]]. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других. |
[[Файл:Jerusalen siglo primero.jpg|250px|right|thumb|Реконструкция Иерусалима времён Второго Храма]] | [[Файл:Jerusalen siglo primero.jpg|250px|right|thumb|Реконструкция Иерусалима времён Второго Храма]] | ||
Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа. | Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа. | ||
==== Общая ветхозаветная ==== | ==== Общая ветхозаветная ==== | ||
- | В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в | + | В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках. |
- | В | + | В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о [[Потоп]]е. Вулли также открыл много других памятников древнего [[Шумер]]а. |
- | В | + | В XIX веке была открыта библиотека в [[Ниневия|Ниневии]], где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в [[Бытие|Книге Бытие]]) и о происхождении мира «[[Энума Элиш]]». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с [[вавилон]]ским литературным памятником. |
+ | |||
+ | В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в [[Сузы|Сузах]] чёрный столб базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя [[Хаммурапи]] (1—ая половина XVIII века до н. э.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о [[патриарх]]ах, и имеют параллели с законами книг [[Исход]] и [[Второзаконие]]. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в [[Пятикнижие|Пятикнижии]]. | ||
+ | |||
+ | Раскопки 1930-х годов в [[Месопотамия|месопотамском]] городе [[Мари]] (XVIII век до н. э.) виявили тексты с упоминанием племён, идентичных именам предков Израиля ([[Нахор]], [[Терах]], [[Серуг]], [[Завулон]], [[Гад]], [[Дан]], [[Леви]], [[Ишмаэль]], [[Асир]]). Такие же параллели выявлены и в текстах города [[Эбла|Эблы]] ([[Сирия]]), открытого в 1970-х годах. | ||
+ | <!-- | ||
+ | |||
+ | Наприкінці [[1930-ті|1930-х]] років американська експедиція у Північну [[Месопотамія|Месопотамію]] знайшла документи м. [[Нузі]] ([[Нузу]]). Вони містять закони, котрі пояснюють, чому, наприклад, бездітний [[Авраам]] мав віддати свою спадщину [[Єліезер]]у (Бут. 15:2-3), описують операції з продажу первородства (Бут. 25:30-34), пояснюють, чому [[Рахіль]] забрала з собою [[терафим]]ів (домашніх богів) Лавана (Бут. 31:19) - згідно з текстами Нузі, хто володіє терафимами, той має право на спадщину. Примітно, що ці звичаї зникають після [[15 століття до Р.Х.]], тобто оповіді Книги Буття відображають дуже давню, ще домойсеєву епоху історії. | ||
+ | |||
+ | Дослідження хетських законів пояснило, чому Авраам не хотів купувати у [[Хети|хетів]] всю землю навколо печери [[Махпелі]], а тільки печеру. Купуючи землю, він ставав данником хетів. | ||
+ | |||
+ | Дані про [[гіксоси|гіксосів]], аморейських племенах, що підкорили близько [[1700 до Р.Х.]] [[Єгипет]], пояснюють, як міг неєгиптянин Йосиф стати правителем Єгипту при [[фараон]]і. | ||
+ | |||
+ | Встановлено, що фараон [[Рамзес II]] ([[13 століття до Р.Х.]]) переніс свою столицю в Дельту і, відродивши зруйноване місто, назвав його своїм ім'ям. У Біблії сказано, що ізраїльтяни будували для єгипетського царя місто [[Раамсес]] (Вих. 1:11). | ||
+ | |||
+ | У [[1887]] була знайдена покинута столиця фараона-реформатора [[Ехнатон]]а (14 століття до Р.Х.) [[Ахетатон]] (нині - [[Ель Амарна]]). Серед документів її архіву виявлені донесення палестинських васалів царя (зокрема, правителя [[Єрусалим]]а). Вони скаржаться, що країна зруйнована бандами [[хапіру]]. У наш час більшість вчених вбачає в них напівкочову різноплемінну «вольницю», котра підірвала владу фараонів у [[Палестина|Палестині]]<ref> Історія стародавнього світу, т. 1, М., 1989, с. 245.</ref>. Рух хапіру підготував ґрунт для проникнення ізраїльтян у [[Ханаан]]. | ||
+ | |||
+ | У [[1896]] році англієць [[Фліндерс Пітрі]] знайшов у [[Фіви|Фівах]] ([[Єгипет]]) переможний напис ([[стела|стелу]]) сина Рамсеса II [[Мернептах]]а (кінець [[13 століття до Р.Х.]]). У ній серед міст і народів Палестини вперше згаданий [[Ізраїль]], але не як місцевість, а як плем'я. Одні історики вважають, що мова йде про період [[Ісус Навин|Ісуса Навина]], а інші пов'язують стелу з подіями Книги Виходу. | ||
+ | |||
+ | Напис фараона [[Шешонк I|Шешонка I]] (бібл. Сусакім) доповнює розповідь 3 Цар 14:25-28 про захоплення єгипетськими військом [[Єрусалим]]у ([[10 століття до Р.Х.]]). | ||
+ | |||
+ | Ще в середині 19 століття були знайдені ассирійські пам'ятки, пов'язані з біблійною історією: аннали [[Салманасар III|Салманасара III]] про [[Битва при Каркарі|битву при Каркаре]] ([[854 до Р.Х.|854]]/[[853 до Р.Х.]]), в котрій брав участь цар [[Ахав]], про підпорядкування Ассирією самарійського царя [[Єгу]] (Іуя), причому на обеліску Салманасара зображений сам Єгу, що стоїть на колінах перед ассирійським царем. У документах Саргона II і Салманасара повідомляється про падіння [[Самарія|Самарії]], а в анналах [[Сінаххеріб]]а - про облогу Єрусалиму за часів царя [[Єзекія|Єзекії]] і пророка Ісаї. До цієї ж епохи відноситься прикордонний камінь з портретом вавілонського царя Мардук-апла-іддіна, проти союзу з котрим застерігав пророк [[Ісая]]. | ||
+ | |||
+ | У [[1956]] був опублікований [[Нововавилонський літопис]], де висвітлено події часів [[Навуходоносор]]а і йдеться про взяття ним [[Єрусалим]]у у [[597 до Р.Х.]] (Перше полонення). | ||
+ | |||
+ | Наприкінці [[19 століття]] на острові [[Елефантина]] ([[Єгипет]]) були знайдені папірус з документами єврейського [[гарнізон]]у, який перебував на службі у єгипетського царя ([[5 століття до Р.Х.]]). Ці документи [[арамейська мова|арамейською мовою]] дають характеристику духовного і соціального стану діаспори раннього періоду. Зокрема, там є перший позабіблійний опис свята [[Песах|Пасхи]]. | ||
+ | |||
+ | Низка знахідок (у т. ч. пам'яток мистецтва, монет і статуй) доповнює розповідь про елліністичний період історії [[Старий Заповіт|Старого Заповіту]] ([[Антіох IV]] і його наступники). | ||
+ | --> | ||
- | |||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 88: | Строка 115: | ||
<!-- | <!-- | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
==== Загальна новозавітна ==== | ==== Загальна новозавітна ==== |
Версия 11:45, 6 апреля 2013
Регулярная исправленная статья | |
Библейская археология (от греч. Ἀρχαιος, λογος — древний, наука) — раздел библеистики, изучающая по древним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории.
Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.
Содержание |
История
Старая библейская археология
Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарем, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета.
Собирание таких знаний давало возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы, которая получала библейские сведения не только из Библии, но и со знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.
К трудам старой библейской археологии принадлежат работы К.Ф. Кейли, С. Мунка, Г. Тристрама, И. Троицкого.
Новая библейская археология
Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь Талмуд, Таргумы, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви. Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне.
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.[1] В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы Двуречья, под которыми були открыты древнеассирийские города Ниневия и Калах (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).
В начале XX века были проведены раскопки руин столицы Царства хеттов (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в том числе текстов города Угарита . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие ТАНАХа с культурой Древнего Востока. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии.
Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный радиоуглеродным, используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод термолюминесценции, что позволяет датировать древние керамические изделия.
Разделы библейской археологии
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую.
Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.
Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.
Общая ветхозаветная
В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках.
В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе. Вулли также открыл много других памятников древнего Шумера.
В XIX веке была открыта библиотека в Ниневии, где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в Книге Бытие) и о происхождении мира «Энума Элиш». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с вавилонским литературным памятником.
В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в Сузах чёрный столб базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1—ая половина XVIII века до н. э.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о патриархах, и имеют параллели с законами книг Исход и Второзаконие. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии.
Раскопки 1930-х годов в месопотамском городе Мари (XVIII век до н. э.) виявили тексты с упоминанием племён, идентичных именам предков Израиля (Нахор, Терах, Серуг, Завулон, Гад, Дан, Леви, Ишмаэль, Асир). Такие же параллели выявлены и в текстах города Эблы (Сирия), открытого в 1970-х годах.
См. также
Примечания
- ↑ Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
Источники и ссылки
- Статья "Біблійна археологія" в украинском раздел Википедии
- Археология библейская // Библиологический словарь
Литература
Библейская археология на Викискладе? |
- Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
Старая библейская археология
- Кейль К. Ф., Руководство к библ. А., пер. с нем., ч. 1—2, К., 1871—1874.
- Мунк С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879.
- Тристрам Г., Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900.
- Троицкий И. Г., Библ. А., СПб., 1913.
Новая библейская археология
- Вулли Л., Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961;
- Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX вв. в области истории древнего мира, ч. 1—2, Пб., 1923—24;
- Добльхофер Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М., 1963;
- Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980;
- Керам К. В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962;
- Керам К. В., Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963;
- Косидовский З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968;
- Липин Л. А., Белов А. М., Глиняные книги, Л., 19562;
- Ллойд С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984;
- Мильчик М. И., Борейко Б. М., Город крылатых быков, М., 1967;
- Рубинштейн Р. И., Разгаданные письмена, Л., 1960;
- Рубинштейн Р. И., Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962;
- Чабб М., Город в песках, пер. с англ., М., 1965.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.