Библейская археология
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 15: | Строка 15: | ||
'''Библейская археология''' (от греч. Ἀρχαιος, λογος — древний, наука) — раздел [[Библеистика|библеистики]], изучающая по древним памятниками историческую среду, где возникла [[Библия]] и происходили события [[Библейская история|священной истории]]. | '''Библейская археология''' (от греч. Ἀρχαιος, λογος — древний, наука) — раздел [[Библеистика|библеистики]], изучающая по древним памятниками историческую среду, где возникла [[Библия]] и происходили события [[Библейская история|священной истории]]. | ||
- | Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить | + | Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла [[Книги Библии|библейских книг]], поскольку реконструируют исторический фон их написания. |
== История == | == История == | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность [[Египет|Египта]], [[Месопотамия|Двуречья]], [[Ханаан]]а, [[Хеттское царство|Хеттского царства]]. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь [[Талмуд]], [[Таргум]]ы, труда [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви. | Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность [[Египет|Египта]], [[Месопотамия|Двуречья]], [[Ханаан]]а, [[Хеттское царство|Хеттского царства]]. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь [[Талмуд]], [[Таргум]]ы, труда [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви. | ||
Находки в Египте начались вскоре после похода [[Наполеон I|Наполеона I]]. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне. | Находки в Египте начались вскоре после похода [[Наполеон I|Наполеона I]]. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне. | ||
- | + | [[Файл:Jerusalem Schrein des Buches BW 1.JPG|250px|right|thumb|Музей Книги - отдел [[Музей Израиля|Музея Израиля в Иерусалиме]], в котором хранятся найденные [[свитки Мёртвого моря]].]] | |
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)</ref> В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы [[Месопотамия|Двуречья]], под которыми були открыты древнеассирийские города [[Ниневия]] и [[Калах]] (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея). | Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)</ref> В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы [[Месопотамия|Двуречья]], под которыми були открыты древнеассирийские города [[Ниневия]] и [[Калах]] (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея). | ||
- | |||
- | В начале XX | + | В начале XX века были проведены раскопки руин столиці [[Хетты|Царства хеттов]] (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение [[ханаан]]ских памятников, в том числе текстов города [[Угарит]]а . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие [[ТАНАХ]]а с культурой [[Древний Восток|Древнего Востока]]. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии. |
+ | |||
+ | Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный радиоуглеродным, используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод термолюминесценции, что позволяет датировать древние керамические изделия. | ||
- | |||
== Разделы библейской археологии == | == Разделы библейской археологии == | ||
- | Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и | + | Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую. |
- | + | ||
- | + | ||
- | Библейская археология | + | Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других. |
+ | [[Файл:Jerusalen siglo primero.jpg|250px|right|thumb|Реконструкция Иерусалима времён Второго Храма]] | ||
+ | Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа. | ||
==== Общая ветхозаветная ==== | ==== Общая ветхозаветная ==== |
Версия 11:10, 6 апреля 2013
Регулярная исправленная статья | |
Библейская археология (от греч. Ἀρχαιος, λογος — древний, наука) — раздел библеистики, изучающая по древним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории.
Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.
Содержание |
История
Старая библейская археология
Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарем, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета.
Собирание таких знаний давало возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы, которая получала библейские сведения не только из Библии, но и со знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.
К трудам старой библейской археологии принадлежат работы К.Ф. Кейли, С. Мунка, Г. Тристрама, И. Троицкого.
Новая библейская археология
Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь Талмуд, Таргумы, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви. Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне.
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.[1] В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы Двуречья, под которыми були открыты древнеассирийские города Ниневия и Калах (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).
В начале XX века были проведены раскопки руин столиці Царства хеттов (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в том числе текстов города Угарита . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие ТАНАХа с культурой Древнего Востока. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии.
Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный радиоуглеродным, используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод термолюминесценции, что позволяет датировать древние керамические изделия.
Разделы библейской археологии
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую.
Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.
Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.
Общая ветхозаветная
В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в 19 и 20 веках.
В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе. Вулли также открыл много других памятников древнего Шумера.
В 19 веке была открыта библиотека в Ниневии, где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в Книге Бытие) и о происхождении мира «Энума Элиш». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с вавилонской достопримечательностью.
В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в Сузах чёрный столб базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1—ая половина 18 века до Р. Х.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о патриархах, и имеют параллели с законами книг Исход и Второзаконие. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии.
См. также
Примечания
- ↑ Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
Источники и ссылки
- Статья "Біблійна археологія" в украинском раздел Википедии
- Археология библейская // Библиологический словарь
Литература
Библейская археология на Викискладе? |
- Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
Старая библейская археология
- Кейль К. Ф., Руководство к библ. А., пер. с нем., ч. 1—2, К., 1871—1874.
- Мунк С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879.
- Тристрам Г., Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900.
- Троицкий И. Г., Библ. А., СПб., 1913.
Новая библейская археология
- Вулли Л., Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961;
- Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX вв. в области истории древнего мира, ч. 1—2, Пб., 1923—24;
- Добльхофер Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М., 1963;
- Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980;
- Керам К. В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962;
- Керам К. В., Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963;
- Косидовский З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968;
- Липин Л. А., Белов А. М., Глиняные книги, Л., 19562;
- Ллойд С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984;
- Мильчик М. И., Борейко Б. М., Город крылатых быков, М., 1967;
- Рубинштейн Р. И., Разгаданные письмена, Л., 1960;
- Рубинштейн Р. И., Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962;
- Чабб М., Город в песках, пер. с англ., М., 1965.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.