Глозман, Иосиф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Глозман, Иосиф Моисеевич» в «Глозман, Иосиф») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Глозман, Иосиф Моисеевич''' (1920, Киев, – 1993, Иерусалим), искусствовед, научный редактор энциклопедий. | + | '''Глозман, Иосиф Моисеевич''' (1920, Киев, – 1993, Иерусалим), искусствовед, научный редактор энциклопедий. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Окончил с золотой медалью музыкальную школу по классу скрипки. В 1939 г. поступил в Киевскую консерваторию, но в том же году был призван в армию. | |
- | + | Участвовал в финской кампании, с начала вступления СССР во Вторую мировую войну — на фронте. | |
- | В 1966–73 гг. Глозман — научный редактор издательства «Советская энциклопедия» (редакция архитектуры и изобразительного искусства). Был старшим научным редактором третьего издания «Большой советской энциклопедии» (БСЭ) и энциклопедии «Искусство стран и народов мира». Общее признание получили статьи («Ампир», «Витраж», «Вышивка», «Декоративно-прикладное искусство» и другие в 1–15 томах БСЭ; «Скульптура 14–17 вв.», «Декоративное искусство 18 в. – первой половины 19 в.», «Декоративное искусство второй половины 19 в. – начала 20 в.» в очерке «РСФСР» и «Декоративное искусство» в очерке «Португалия» в томе 3 энциклопедии «Искусство стран и народов мира»; «Ардуэн-Мансар», «Литье художественное» в «Белорусской советской энциклопедии»), в которых показаны взаимосвязи между различными видами декоративно-прикладного искусства, между синтезом искусств и ансамблевым характером художественного творчества. Глозман продемонстрировал также, что в эпохи, отмеченные аналитическим характером художественного мышления (Возрождение, вторая половина 19 в.), закономерна утрата органичности этими видами искусства. В 1973 г. Глозман был вынужден оставить работу в издательстве «Советская энциклопедия» в связи с отъездом сыновей в Израиль. В 1973–75 гг. — заведующий сектором садово-паркового искусства Музея керамики и «Усадьба Кусково 18 века». | + | В феврале 1942 г. в боях под Ржевом был тяжело ранен. После госпиталя демобилизован по инвалидности. Поскольку была повреждена правая рука, не мог более играть на скрипке. |
+ | |||
+ | В 1942 г. поступил на искусствоведческое отделение филологического факультета Московского государственного университета (находившегося в эвакуации в Ташкенте). | ||
+ | |||
+ | Глозман принадлежал к кругу молодых поэтов, возглавляемому С. Бобровым, которых опекала Анна Ахматова. | ||
+ | |||
+ | Стихотворения 1938–47 гг., среди которых встречаются стихи, затрагивающие еврейскую тематику («Седобородых праотцев печаль / Вела меня в библейские пустыни...», 1944), были изданы им в 1982 г. (под псевдонимом Иосиф Ган — «Штрихи десятилетия», Иер.). | ||
+ | |||
+ | В 1944 г. переехал в Москву. Окончил университет в 1947 г. | ||
+ | == Советский период == | ||
+ | |||
+ | В 1947–65 гг. работал в подмосковном музее-усадьбе «Кусково», вначале научным сотрудником, а затем заместителем директора по научной работе. | ||
+ | === Искусствовед === | ||
+ | |||
+ | Среди опубликованных искусствоведческих работ: «Путеводитель по усадьбе Кусково» (М., 1954), «Кусково» (альбом; вступительный очерк в соавторстве с Л. Тыдманом; М., 1966), «Кусково. Останкино. Архангельское» (М., 1976; совместно с В. Рапопортом, И. Семеновой, Л. Тыдманом и Н. Унанянц). | ||
+ | |||
+ | Эти работы Глозмана содержат выводы о приемах построения художественно-организованной среды в 18 в., а также прослеживают основные общественно-психологические предпосылки изменений, происходивших в русском искусстве с начала 18 в. | ||
+ | |||
+ | Одновременно с работой в музее Глозман переводил с французского языка материалы для первых в послевоенные годы сборников статей о творчестве «Пикассо» (М., 1957), «Матисс» (М., 1958), составлял комментарии к труду Э. Фромантена «Старые мастера» (М., 1966). | ||
+ | == Научный редактор энциклопедий == | ||
+ | |||
+ | В 1966–73 гг. Глозман — научный редактор издательства «Советская энциклопедия» (редакция архитектуры и изобразительного искусства). | ||
+ | |||
+ | Был старшим научным редактором третьего издания «Большой советской энциклопедии» (БСЭ) и энциклопедии «Искусство стран и народов мира». | ||
+ | |||
+ | Общее признание получили статьи («Ампир», «Витраж», «Вышивка», «Декоративно-прикладное искусство» и другие в 1–15 томах БСЭ; «Скульптура 14–17 вв.», «Декоративное искусство 18 в. – первой половины 19 в.», «Декоративное искусство второй половины 19 в. – начала 20 в.» в очерке «РСФСР» и «Декоративное искусство» в очерке «Португалия» в томе 3 энциклопедии «Искусство стран и народов мира»; «Ардуэн-Мансар», «Литье художественное» в «Белорусской советской энциклопедии»), в которых показаны взаимосвязи между различными видами декоративно-прикладного искусства, между синтезом искусств и ансамблевым характером художественного творчества. | ||
+ | |||
+ | Глозман продемонстрировал также, что в эпохи, отмеченные аналитическим характером художественного мышления (Возрождение, вторая половина 19 в.), закономерна утрата органичности этими видами искусства. | ||
+ | == В Израиле == | ||
+ | |||
+ | В 1973 г. Глозман был вынужден оставить работу в издательстве «Советская энциклопедия» в связи с отъездом сыновей в Израиль. | ||
+ | |||
+ | В 1973–75 гг. — заведующий сектором садово-паркового искусства Музея керамики и «Усадьба Кусково 18 века». | ||
В 1976 г. Глозман переехал в Израиль. С 1977 г. сотрудничал с издательством [[«Библиотека-Алия»]], переводил с [[Идиш Язык|языка идиш]] на русский (в том числе книгу [[Суцкевер, Аврахам|А. Суцкевера]] «Зеленый аквариум», Иер., 1978; роман [[Граде, Хаим|Х. Граде]] «Агуна», Иер., 1983). В 1979–93 гг. — старший научный редактор Краткой еврейской энциклопедии на русском языке (тома 2–7; см. [[Энциклопедии]]; [[Общество по исследованию еврейских общин]]). Его перу принадлежат десятки статей Энциклопедии по вопросам искусства, литературы, истории — от монографических ([[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]], [[Киносодержание|Кино]]) до биографических ([[Гейне, Генрих|Г. Гейне]], [[Левитан, Исаак Ильич|И. Левитан]], [[Каплан, Танхум|Т. Каплан]], [[К|К. Цетник]], [[Ласкер-Шюлер, Эльза|Эльза Ласкер-Шюлер]], [[Модильяни, Амедео|А. Модильяни]]), сочетающие чеканную четкость стиля с глубокой лиричностью. | В 1976 г. Глозман переехал в Израиль. С 1977 г. сотрудничал с издательством [[«Библиотека-Алия»]], переводил с [[Идиш Язык|языка идиш]] на русский (в том числе книгу [[Суцкевер, Аврахам|А. Суцкевера]] «Зеленый аквариум», Иер., 1978; роман [[Граде, Хаим|Х. Граде]] «Агуна», Иер., 1983). В 1979–93 гг. — старший научный редактор Краткой еврейской энциклопедии на русском языке (тома 2–7; см. [[Энциклопедии]]; [[Общество по исследованию еврейских общин]]). Его перу принадлежат десятки статей Энциклопедии по вопросам искусства, литературы, истории — от монографических ([[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]], [[Киносодержание|Кино]]) до биографических ([[Гейне, Генрих|Г. Гейне]], [[Левитан, Исаак Ильич|И. Левитан]], [[Каплан, Танхум|Т. Каплан]], [[К|К. Цетник]], [[Ласкер-Шюлер, Эльза|Эльза Ласкер-Шюлер]], [[Модильяни, Амедео|А. Модильяни]]), сочетающие чеканную четкость стиля с глубокой лиричностью. |
Версия 08:33, 5 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Глозман, Иосиф Моисеевич (1920, Киев, – 1993, Иерусалим), искусствовед, научный редактор энциклопедий.
Содержание |
Биографические сведения
Окончил с золотой медалью музыкальную школу по классу скрипки. В 1939 г. поступил в Киевскую консерваторию, но в том же году был призван в армию.
Участвовал в финской кампании, с начала вступления СССР во Вторую мировую войну — на фронте.
В феврале 1942 г. в боях под Ржевом был тяжело ранен. После госпиталя демобилизован по инвалидности. Поскольку была повреждена правая рука, не мог более играть на скрипке.
В 1942 г. поступил на искусствоведческое отделение филологического факультета Московского государственного университета (находившегося в эвакуации в Ташкенте).
Глозман принадлежал к кругу молодых поэтов, возглавляемому С. Бобровым, которых опекала Анна Ахматова.
Стихотворения 1938–47 гг., среди которых встречаются стихи, затрагивающие еврейскую тематику («Седобородых праотцев печаль / Вела меня в библейские пустыни...», 1944), были изданы им в 1982 г. (под псевдонимом Иосиф Ган — «Штрихи десятилетия», Иер.).
В 1944 г. переехал в Москву. Окончил университет в 1947 г.
Советский период
В 1947–65 гг. работал в подмосковном музее-усадьбе «Кусково», вначале научным сотрудником, а затем заместителем директора по научной работе.
Искусствовед
Среди опубликованных искусствоведческих работ: «Путеводитель по усадьбе Кусково» (М., 1954), «Кусково» (альбом; вступительный очерк в соавторстве с Л. Тыдманом; М., 1966), «Кусково. Останкино. Архангельское» (М., 1976; совместно с В. Рапопортом, И. Семеновой, Л. Тыдманом и Н. Унанянц).
Эти работы Глозмана содержат выводы о приемах построения художественно-организованной среды в 18 в., а также прослеживают основные общественно-психологические предпосылки изменений, происходивших в русском искусстве с начала 18 в.
Одновременно с работой в музее Глозман переводил с французского языка материалы для первых в послевоенные годы сборников статей о творчестве «Пикассо» (М., 1957), «Матисс» (М., 1958), составлял комментарии к труду Э. Фромантена «Старые мастера» (М., 1966).
Научный редактор энциклопедий
В 1966–73 гг. Глозман — научный редактор издательства «Советская энциклопедия» (редакция архитектуры и изобразительного искусства).
Был старшим научным редактором третьего издания «Большой советской энциклопедии» (БСЭ) и энциклопедии «Искусство стран и народов мира».
Общее признание получили статьи («Ампир», «Витраж», «Вышивка», «Декоративно-прикладное искусство» и другие в 1–15 томах БСЭ; «Скульптура 14–17 вв.», «Декоративное искусство 18 в. – первой половины 19 в.», «Декоративное искусство второй половины 19 в. – начала 20 в.» в очерке «РСФСР» и «Декоративное искусство» в очерке «Португалия» в томе 3 энциклопедии «Искусство стран и народов мира»; «Ардуэн-Мансар», «Литье художественное» в «Белорусской советской энциклопедии»), в которых показаны взаимосвязи между различными видами декоративно-прикладного искусства, между синтезом искусств и ансамблевым характером художественного творчества.
Глозман продемонстрировал также, что в эпохи, отмеченные аналитическим характером художественного мышления (Возрождение, вторая половина 19 в.), закономерна утрата органичности этими видами искусства.
В Израиле
В 1973 г. Глозман был вынужден оставить работу в издательстве «Советская энциклопедия» в связи с отъездом сыновей в Израиль.
В 1973–75 гг. — заведующий сектором садово-паркового искусства Музея керамики и «Усадьба Кусково 18 века».
В 1976 г. Глозман переехал в Израиль. С 1977 г. сотрудничал с издательством «Библиотека-Алия», переводил с языка идиш на русский (в том числе книгу А. Суцкевера «Зеленый аквариум», Иер., 1978; роман Х. Граде «Агуна», Иер., 1983). В 1979–93 гг. — старший научный редактор Краткой еврейской энциклопедии на русском языке (тома 2–7; см. Энциклопедии; Общество по исследованию еврейских общин). Его перу принадлежат десятки статей Энциклопедии по вопросам искусства, литературы, истории — от монографических (Искусства пластические, Кино) до биографических (Г. Гейне, И. Левитан, Т. Каплан, К. Цетник, Эльза Ласкер-Шюлер, А. Модильяни), сочетающие чеканную четкость стиля с глубокой лиричностью.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГЛОЗМАН Иосиф Моисеевич в ЭЕЭ