Сойфер
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}}'''Сойфер стам''' ('''софер''' или '''сойфер''', СТаМ — это аббревиатура на иврите — свитки Торы, тфилин и мезузот ), или '''переписчик свитков''' — [[еврей]]ская религиозная специальность по написанию [[свиток Торы|свитков Торы]], пергаментов для [[тфилин]] и [[мезуза|мезуз]], [[свиток Эстер|свитков Эстер]] и других книг [[Танах]]а. Иногда тот же метод письма используется также при написании различных [[Каббала|каббалистических]] талисманов («камеот»). | }}'''Сойфер стам''' ('''софер''' или '''сойфер''', СТаМ — это аббревиатура на иврите — свитки Торы, тфилин и мезузот ), или '''переписчик свитков''' — [[еврей]]ская религиозная специальность по написанию [[свиток Торы|свитков Торы]], пергаментов для [[тфилин]] и [[мезуза|мезуз]], [[свиток Эстер|свитков Эстер]] и других книг [[Танах]]а. Иногда тот же метод письма используется также при написании различных [[Каббала|каббалистических]] талисманов («камеот»). | ||
+ | |||
+ | == Значение термина == | ||
+ | |||
Первоначально термин обозначал должностных лиц, в чьи обязанности входит чтение и письмо (см. [[Писец]]). В Талмуде содержится трактат Софрим, подробно излагающий правила переписывания Торы (например, запрет писать пером нечистой птицы, пользоваться разными сортами чернил и т. п.). | Первоначально термин обозначал должностных лиц, в чьи обязанности входит чтение и письмо (см. [[Писец]]). В Талмуде содержится трактат Софрим, подробно излагающий правила переписывания Торы (например, запрет писать пером нечистой птицы, пользоваться разными сортами чернил и т. п.). | ||
Начиная с периода Объединенного царства, значительную часть софрим составляли левиты (см. [[Леви]]), поскольку еврейский религиозный Закон — [[Тора]] — существовал в письменном виде. Кроме того, возникала необходимость административно-фискальной организации храмовой службы (см. [[Храм]]). Хотя переписывание Торы составляло одну из наиболее важных сфер деятельности софрим, уже в эпоху Первого храма в их функцию входило обучение детей письму, чтению, а также собственно Закону. | Начиная с периода Объединенного царства, значительную часть софрим составляли левиты (см. [[Леви]]), поскольку еврейский религиозный Закон — [[Тора]] — существовал в письменном виде. Кроме того, возникала необходимость административно-фискальной организации храмовой службы (см. [[Храм]]). Хотя переписывание Торы составляло одну из наиболее важных сфер деятельности софрим, уже в эпоху Первого храма в их функцию входило обучение детей письму, чтению, а также собственно Закону. | ||
- | |||
+ | |||
+ | == Эпоха Судей == | ||
+ | |||
Согласно мнению ряда исследователей, софрим были создателями и членами [[Великий Собор|Великого собора]]; эпоха софрим начинается с деятельности [[Эзра|Эзры]] и продолжается до времени [[Шимон Праведный|Шимона Праведного]], который был последним «мужем Великого собора». Безымянные софрим, действовавшие преимущественно в персидскую эпоху, заложили основу [[Устный Закон|Устного Закона]]: они вводили установления, касающиеся общественной и религиозной жизни, объясняли народу смысл Торы и ее предписаний: «И читали из Книги, из Закона Божия, внятно, и присоединяли толкование» (Нех. 8:8). В результате деятельности софрим Тора перестала быть исключительным достоянием священников и левитов. | Согласно мнению ряда исследователей, софрим были создателями и членами [[Великий Собор|Великого собора]]; эпоха софрим начинается с деятельности [[Эзра|Эзры]] и продолжается до времени [[Шимон Праведный|Шимона Праведного]], который был последним «мужем Великого собора». Безымянные софрим, действовавшие преимущественно в персидскую эпоху, заложили основу [[Устный Закон|Устного Закона]]: они вводили установления, касающиеся общественной и религиозной жизни, объясняли народу смысл Торы и ее предписаний: «И читали из Книги, из Закона Божия, внятно, и присоединяли толкование» (Нех. 8:8). В результате деятельности софрим Тора перестала быть исключительным достоянием священников и левитов. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Шрифт == | ||
Версия 13:45, 4 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Сойфер стам (софер или сойфер, СТаМ — это аббревиатура на иврите — свитки Торы, тфилин и мезузот ), или переписчик свитков — еврейская религиозная специальность по написанию свитков Торы, пергаментов для тфилин и мезуз, свитков Эстер и других книг Танаха. Иногда тот же метод письма используется также при написании различных каббалистических талисманов («камеот»).
Содержание |
Значение термина
Первоначально термин обозначал должностных лиц, в чьи обязанности входит чтение и письмо (см. Писец). В Талмуде содержится трактат Софрим, подробно излагающий правила переписывания Торы (например, запрет писать пером нечистой птицы, пользоваться разными сортами чернил и т. п.).
Начиная с периода Объединенного царства, значительную часть софрим составляли левиты (см. Леви), поскольку еврейский религиозный Закон — Тора — существовал в письменном виде. Кроме того, возникала необходимость административно-фискальной организации храмовой службы (см. Храм). Хотя переписывание Торы составляло одну из наиболее важных сфер деятельности софрим, уже в эпоху Первого храма в их функцию входило обучение детей письму, чтению, а также собственно Закону.
Эпоха Судей
Согласно мнению ряда исследователей, софрим были создателями и членами Великого собора; эпоха софрим начинается с деятельности Эзры и продолжается до времени Шимона Праведного, который был последним «мужем Великого собора». Безымянные софрим, действовавшие преимущественно в персидскую эпоху, заложили основу Устного Закона: они вводили установления, касающиеся общественной и религиозной жизни, объясняли народу смысл Торы и ее предписаний: «И читали из Книги, из Закона Божия, внятно, и присоединяли толкование» (Нех. 8:8). В результате деятельности софрим Тора перестала быть исключительным достоянием священников и левитов.
Шрифт
Стам пишут особым шрифтом, называемым «ашурит» — «ассирийский» шрифт. На самом деле, шрифт этот использовался для написания Стам во все времена , но к моменту Вавилонского изгнания он стал забываться среди евреев, которые для будничных целей пользовались другим шрифтом. Поэтому пророки Эзра и Нехемья (Ездра и Неемия) установили по возвращении из Вавилонского изгнания правила написания этого шрифта. Поэтому шрифт и назван Ассирийским — в честь вернувшийся из Ассирии. Пророки Эзра и Нехемья в еврейской традиции называются также Писцами (ха-Софер).
Ряд исследователей приписывают софрим все те традиции и hалахот (см. Галаха), которые называются микра софрим («чтение софрим»), иттур софрим («украшение софрим»), тиккун софрим («исправление софрим»), дикдукей софрим («уточнения софрим») и диврей софрим («слова софрим»). Однако, хотя Талмуд упоминает постановления Эзры и членов Великого собора, он не приписывает ни одной из hалахот софрим периода между Эзрой и эпохой таннаев.
Написание свитков и пергаментов требует специальной техники, знания законов написания букв, особой сосредоточенности. От софера требуется особая богобоязненность и честность, тщательное выполнение заповедей Торы.
См. также
Еврейский алфавит
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
da:Skriftklogeel:Σοφερείμlt:Soferis
nds:Sofer no:Soferim pl:Sofer sv:SoferУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.