Старый ишув

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
'''''Надо консолидировать эту статью со статьей [[Старый ишув - дополнение]]'''''
 
-
 
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
Строка 13: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}'''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув". Началом "Нового ишува" считается основание, в [[1882 год]]у, города [[Ришон-ле-Цион]]).
+
}}
 +
 
 +
'''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув"). Началом "Нового ишува" считается приезд, в [[1882 год]]у, группы [[Билу]] и основание города [[Ришон-ле-Цион]]).
-
В идеологическом смысле "Старый ишув" - это предки современных "харедим" ("ультраортодоксов")
+
Поскольку Новый (сионистский) ишув в течение конца 19 и первой половины 20 в. находился в конфликте со Старым ишувом, последний часто характеризуют как "анти-сионистов" и рассматривают как предков современных "харедим" ("ультраортодоксов"), и отождествляют с ними. Это однако не может относиться к Старому ишуву середины 19 в. и тем более предыдущего периода - скорее наоборот, создание и развитие (будущего) "Старого ишува" и было сионизмом того времени.
== Структура ==
== Структура ==
-
Население старого ишува четко разделялось на [[сефарды|сефардов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]], которые делились на хасидов и литваков ("[[Прушим]]"). В качестве отдельных групп можно выделить также [[тейманим]] (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).
+
Население Старого ишува к концу 19 в. четко разделялось на [[сефарды|сефардов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]], которые делились на хасидов и литваков ("[[Прушим]]"). В качестве отдельных групп можно выделить также [[тейманим]] (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).
-
Большая часть старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]].  
+
Большая часть Старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]].  
Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга
Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга
Строка 56: Строка 56:
<!-- Уточнить: В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением. -->
<!-- Уточнить: В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением. -->
-
В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
+
В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]].
-
, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]].
+
В [[1267 год]]у [[Моше бен Нахман]] (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.  
В [[1267 год]]у [[Моше бен Нахман]] (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.  
Строка 72: Строка 71:
-
=== Алия учеников Иеhуды Хасида (1700) ===
+
=== Алия сторонников Иеhуды Хасида (1700) ===
-
В 1700 году в Иерусалим переселилась группа из около 1000 [[Ашкеназы|европейских евреев]], под руководством [[Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)|Иеhуды Хасида]]. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).  
+
В 1700 году в Страну (вначале в Иерусалим) переселилась группа из около 1000 [[Ашкеназы|европейских евреев]], под руководством [[Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)|Иеhуды Хасида]]. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).  
На строительство [[синагога|синагоги]] переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В [[1721 год]] ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов,  арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.
На строительство [[синагога|синагоги]] переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В [[1721 год]] ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов,  арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.
Строка 107: Строка 106:
-
== Экономика ==
+
== Халука ==
-
 
+
-
=== Халука ===
+
Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "[[халука]]" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref>
Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "[[халука]]" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref>
-
=== Экспорт этрогов ===
 
-
[[Цитрон]], а в еврейской традиции - этрог ({{lang-he|אתרוג}}), является одним из атрибутов [[иудаизм|иудейского]] праздника [[Суккот]]. Экспорт этрогов из [[Эрец-Исраэль]], был одним из источников доходов старого ишува. Этому предшествовала идея сионисткой организации [[Ховевей Цион]] вернуться на землю предков и восстановить еврейское земледелие, до появления в Палестине сионистов, этроги выращивали в основном арабы, а позже и евреи. <ref>{{статья|автор=Юлия Систер, Бецалель Гендлер, Евгений Животовский|заглавие=Возрождение|оригинал=|ссылка=http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Special+Resources/RJA/11/11-2.htm?wbc_purpose=bas|автор издания=|издание=|тип=|место=|издательство=|год=|выпуск=|том=|номер=|страницы=|isbn=|issn=|doi=|pmid=|язык=}}</ref>. Еврейский учёный и раввин [[Сапир, Яков|Яков Сапир]], стал первым [[Ашкеназы|евреем-ашкенази]], который начал торговать этрогами. Сам Сапир пишет об этом так:
 
-
{{цитата|автор=|Когда я пришел из города Цфата, да будет он отстроен, в святой город Иерусалим в 1835г., вся торговля этрогами был в руках у сефардийской общины. Рабби, который заведовал фондом, посылал в месяц Ав двух евреев, родившихся в Израиле, для покупки этрогов. В те дни для евреев было достаточно 500<ref name="Раби"> {{статья|автор=
+
== Сельскохозяйственные поселения ==
-
Нехама Шварц (Беркинблит)|заглавие=Увлекательные путешествия этрога|оригинал=|ссылка=http://www.7kanal.com/article.php3?id=234630&view=print|автор издания=|издание=|тип=|место=|издательство=|год=|выпуск=|том=|номер=|страницы=|isbn=|issn=|doi=|pmid=|язык=}}</ref>}}
+
-
Также по словам Сапира, торговля этрогами была монополизирована сефардской общиной еще до [[1835 год]]а, у сефардов был контракт с арабами из города [[Умм-эль-Фахм]], в основном тогда выращивался [[Балади]] (один из сортов этрога). В 40-е годы [[18 век]]а сефарды способствовали внедрению в сельское хозяйство [[Греческий цитрон|Греческих цитронов]], которые стали выращивать и в еврейских хозяйствах.
+
В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. [[Саломон, Иоэль Моше]])
-
Особую роль в развитии производства этрогов, сыграл раввин [[Хаим Эллизер Вакс]], в 1876 году он купил"три сада в селе Хиттин, и посадил там несколько сотен этроговых деревьев. Позже хозяйство Вакса разрослось до 13 000 деревьев.
 
-
=== Сельскохозяйственные поселения ===
+
== К концу 19 в. ==
-
В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. [[Саломон, Иоэль Моше]])
+
К 1882 г. .е. к приезду первых представителей "[[Новый Ишув|Нового ишува]]") еврейское население страны, т.е. Старый Ишув, составляло около 25 - 35 тыс. человек.
 +
 
 +
(В Палестине жило в то время также примерно 150 тыс. оседлых мусульман - арабов и турок, 65 тыс. бедуинов, 55 тыс. христиан).
 +
 
 +
Евреи были сосредоточены в основном в четырех главных "святых городах": в Иерусалиме (составляя там большинство населения города), в Цфате, Тверии и Хевроне. Группы евреев жили также в Яффо, Хайфе, Шхеме, и в некоторых других местах.
Строка 154: Строка 151:
[[fr:Ancien Yishouv]]
[[fr:Ancien Yishouv]]
[[he:היישוב הישן]]
[[he:היישוב הישן]]
-
[[yi:יישוב הישן]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+
[[yi:יישוב הישן]]
 +
 
 +
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 17:38, 2 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Старый ишув (ивр. היישוב הישן‎ hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль, жившего в Стране до начала сионистской Первой алии в 1881 году, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув"). Началом "Нового ишува" считается приезд, в 1882 году, группы Билу и основание города Ришон-ле-Цион).

Поскольку Новый (сионистский) ишув в течение конца 19 и первой половины 20 в. находился в конфликте со Старым ишувом, последний часто характеризуют как "анти-сионистов" и рассматривают как предков современных "харедим" ("ультраортодоксов"), и отождествляют с ними. Это однако не может относиться к Старому ишуву середины 19 в. и тем более предыдущего периода - скорее наоборот, создание и развитие (будущего) "Старого ишува" и было сионизмом того времени.


Содержание

Структура

Население Старого ишува к концу 19 в. четко разделялось на сефардов и ашкеназов, которые делились на хасидов и литваков ("Прушим"). В качестве отдельных групп можно выделить также тейманим (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).

Большая часть Старого ишува проживала, в четырёх святых для евреев городах, это Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон.

Помимо этих городов, еврейские общины существовали в Яффо, Хайфе, Пкиине, Акко, Шхеме и до 1799 года в Газе.[1] Выходцы из Старого ишува основали также (в 1878 году) город Петах-Тиква


История

Алия в Страну Израиля в Средние века

"Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны.

Маймонид после 1178 года немного жил в Эрец-Исраэль, а затем вернулся в Египет и поселился там.

В 1211 году из Англии и Франции в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 евреев-тосафистов.


В 1260 году рабби Иехиэль из Парижа, глава Парижской иешивы вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою иешиву в Акко[2], он умер в 1265 (по другим данным в 1286 году)[3] и был похоронен неподалеку от города Хайфа, на горе Кармель.

В 1267 году Моше бен Нахман (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.

В 1488 году раввин Овадья из Бертиноро прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в Италии для поддержки неимущих.[4]

Алия после изгнания из Испании

В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, а в 1497 году произошло изгнание евреев из Португалии. Многие изгнанники оказались в Эрец-Исраэль.

К началу 16 века, Цфат стал центром учения Кабалы, в городе проживали многие известные раввины и учённые.

В 1561 османский султан подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, Иосифу Наси город (Тверию), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.[5], однако этот проект не был реализован.


Алия сторонников Иеhуды Хасида (1700)

В 1700 году в Страну (вначале в Иерусалим) переселилась группа из около 1000 европейских евреев, под руководством Иеhуды Хасида. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном сефарды (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).

На строительство синагоги переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В 1721 год ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.

Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды.

Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную алию ашкеназов в Эрец-Исраэль.

Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.[6]

Алия в 18-19 в.

В 1764 году рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей Баал Шем Това) поселился в Тверии.

В 1777 году группа хасидов, под руководством р. Менахем Мендель из Витебска и р. Авраам из Калиша, учеников р. Дов-Бера из Межерича, поселились в Тверии.

В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида.

Начиная с 1830 года, около двадцати учеников Хатама Софера поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.

В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в Хеврон и Иерусалим, который утвердился в качестве центра старого Ишува.[7]


Положение во второй половине 19 в.

Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.

В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно.

Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения.


Халука

Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "халука" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. [8]


Сельскохозяйственные поселения

В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. Саломон, Иоэль Моше)


К концу 19 в.

К 1882 г. (т.е. к приезду первых представителей "Нового ишува") еврейское население страны, т.е. Старый Ишув, составляло около 25 - 35 тыс. человек.

(В Палестине жило в то время также примерно 150 тыс. оседлых мусульман - арабов и турок, 65 тыс. бедуинов, 55 тыс. христиан).

Евреи были сосредоточены в основном в четырех главных "святых городах": в Иерусалиме (составляя там большинство населения города), в Цфате, Тверии и Хевроне. Группы евреев жили также в Яффо, Хайфе, Шхеме, и в некоторых других местах.


Примечания

  1. БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ Власть и политика в государстве Израиль. — С. 126.
  2. Париж (История евреев Парижа). Проверено 19 апреля 2011.
  3. JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS (англ.). Проверено 19 апреля 2011.
  4. Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре. Проверено 19 апреля 2011.
  5. Статья «Наси Иосеф» в Электронной еврейской энциклопедии
  6. Якир Мамлаль Синагога "Хурва" отстроена
  7. Статья «История Цфата» в Электронной еврейской энциклопедии
  8. Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism, Binyamin Ish Shalom (англ.)

Ссылки


ar:يشوب قديم

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках