Нетурей карта

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Возникновение, расселение и численность)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Возникновение, расселение и численность)
Строка 26: Строка 26:
    
    
-
Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением. Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями». Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите. Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат hа-хаим, резко выступившей против уплаты добровольного налога на оборону еврейского ишува (кофер hа-ишшув).
+
Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением.  
 +
 
 +
Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями».  
 +
 
 +
Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите.  
 +
 
 +
Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат hа-хаим, резко выступившей против уплаты добровольного налога на оборону еврейского ишува (кофер hа-ишшув).
=== Вторая мировая война и создание Израиля ===
=== Вторая мировая война и создание Израиля ===
    
    
-
Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с [[Еврейское Агентство|Еврейским агентством]] и другими сионистскими (см. [[Сионизм]]) учреждениями и организациями. В 1945 г. на выборах в Ваад hа-эда hа-харедит (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Религиозная жизнь]]) Наторей карта и поддерживающие их элементы получили большинство голосов. Одним из первых актов комитета было изгнание из общины тех, чьи дочери учились в школах «Бет-Я‘аков». В Войну за независимость Наторей карта выступали против создания государства и контроля Израиля над Иерусалимом, пытаясь добиться интернационализации города. Во время боев в Иерусалиме группа Наторей карта с белым флагом направилась в сторону иорданских позиций; позднее Наторей карта стали декларативно поддерживать Организацию освобождения Палестины (ООП) (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Арабское меньшинство в Израиле]]) и предприняли попытки установить контакты с ней. Государственный праздник День независимости Израиля отмечается общиной Наторей карта как траурная дата.
+
Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с [[Еврейское Агентство|Еврейским агентством]] и другими сионистскими (см. [[Сионизм]]) учреждениями и организациями.  
 +
 
 +
В 1945 г. на выборах в Ваад hа-эда hа-харедит (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Религиозная жизнь]]) Наторей карта и поддерживающие их элементы получили большинство голосов. Одним из первых актов комитета было изгнание из общины тех, чьи дочери учились в школах «Бет-Я‘аков».  
 +
 
 +
В Войну за независимость Наторей карта выступали против создания государства и контроля Израиля над Иерусалимом, пытаясь добиться интернационализации города.  
 +
 
 +
Во время боев в Иерусалиме группа Наторей карта с белым флагом направилась в сторону иорданских позиций; позднее Наторей карта стали декларативно поддерживать Организацию освобождения Палестины (ООП) (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Арабское меньшинство в Израиле]]) и предприняли попытки установить контакты с ней.  
 +
 
 +
Государственный праздник День независимости Израиля отмечается общиной Наторей карта как траурная дата.

Версия 08:30, 2 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Файл:Neturei karta2.jpg
Нетурей карто протестуют против сионизма в защиту палестинцев

Нетурей карто (также Нетурей карта; арам. נְטוּרֵי קַרְתָּא; вариант арам. נָטוֹרֵי קַרְתָּא, Наторей карто — «стражи города») — иудейская ультра-ортодоксальная экстремистская[1] религиозная община, резко выступающая не только против сионизма (как и некоторые другие ультра-ортодоксальные течения), но и против существования Государства Израиль. Близка к Сатмарскому хасидизму.


Содержание

Возникновение, расселение и численность

Нетурей Карта возникла в 1938 году как группа, отделившаяся от Агудат Исраэль, в настоящее время насчитывает около 5,000 членов, часть из них сосредоточены в Иерусалиме, располагает четырьмя основными синагогами: Tora Ve’Yira — в Иерусалиме, Tora U’Tefila — в Лондоне, Tora U’Tefila — в Нью-Йорке, Beis Yehudi — в г. Монси, штат Нью-Йорк).

Насчитывает несколько десятков семей; сосредоточена главным образом в Иерусалиме (квартал Меа-Ше‘арим и рядом с ним) и частично — в Бней-Браке. Члены общины — ашкеназы; большинство их — потомки выходцев из «старого ишува», к которым присоединилась группа последователей И. Тейтельбаума из Сатмара (см. Тейтельбаум, семья), бывшего некоторое время (с 1953 г.) духовным вождем Наторей карта. Среди наиболее авторитетных лидеров общины — раввины из семей Блой, Каценеленбойген и Хирш.


Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением.

Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями».

Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите.

Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат hа-хаим, резко выступившей против уплаты добровольного налога на оборону еврейского ишува (кофер hа-ишшув).

Вторая мировая война и создание Израиля

Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с Еврейским агентством и другими сионистскими (см. Сионизм) учреждениями и организациями.

В 1945 г. на выборах в Ваад hа-эда hа-харедит (см. Государство Израиль. Религиозная жизнь) Наторей карта и поддерживающие их элементы получили большинство голосов. Одним из первых актов комитета было изгнание из общины тех, чьи дочери учились в школах «Бет-Я‘аков».

В Войну за независимость Наторей карта выступали против создания государства и контроля Израиля над Иерусалимом, пытаясь добиться интернационализации города.

Во время боев в Иерусалиме группа Наторей карта с белым флагом направилась в сторону иорданских позиций; позднее Наторей карта стали декларативно поддерживать Организацию освобождения Палестины (ООП) (см. Государство Израиль. Арабское меньшинство в Израиле) и предприняли попытки установить контакты с ней.

Государственный праздник День независимости Израиля отмечается общиной Наторей карта как траурная дата.


Несмотря на свою малочисленность, Наторей карта пользуется определенным влиянием в широких ортодоксальных кругах (например, при организации демонстраций за строгое соблюдение субботы, против совместных купаний мужчин и женщин и т. д.).


Члены общины живут главным образом на доходы от мелкой торговли и на пожертвования из-за границы, в основном — от сатмарских хасидов (см. Хасидизм) в США. Несколько семей Наторей карта живут в Нью-Йорке.

Идеология

  1. еврейский народ и «государство Израиль» это не одно и тоже. Бог установил еврейскому народу быть в изгнании две тысячи лет, и за это время народ не был вовлечён в политику, единственная цель еврейского народа — изучение и выполнение Божественных заповедей;
  2. Существование Израиля и сионизм, по мнению Нетурей Карта, противоречат закону Торы. Государство Израиль было создано сионистским движением — политической организацией, и сионисты установили контроль над еврейским народом при помощи террора, хитростей и ложной пропаганды.
  3. религиозные евреи, которые склоняются к сионизму, искажают Тору, приводя из нее цитаты, говорящие о том, что Создатель дал евреям Землю, и опуская цитаты, говорящие о том, что Он забрал ее у них, чтобы казалось, что евреям разрешено иметь свое собственное государство.
  4. Истребление евреев, в том числе и Холокост, по их мнению, является наказанием еврейскому народу за его грехи[[1]][[2]].

В палестино-израильском противостоянии занимают про-арабскую сторону ООП.

Бог установил Три Заклятия, когда он отослал еврейский народ в изгнание:

  1. евреи не должны никогда стремиться сами восстановить свое государство;
  2. они не должны восставать против народов, давшим им убежище;
  3. не приближать время избавления (даже молитвой). [2]

Община считает создание светского еврейского государства в Эрец-Исраэль богопротивным делом и потому не признает Государство Израиль. Большая часть членов Наторей карта отказывается получать израильские удостоверения личности, не признает юрисдикции израильских судов и Верховного раввината, не голосует на муниципальных и парламентских выборах.


О названии

Название организации взято из Иерусалимского Талмуда[3], в котором приведен следующий рассказ: реб Ами и реб Аси однажды пришли в город. Они спросили его обитателей: Кто стражи города? Жители города указали им на солдат и полицию. На что мудрецы ответили : «Эти не нетурей карта (стражи города), это — разрушители города. Настоящие Нетурей Карта — мудрецы и благочестивые люди. В их заслугу город защищен». [4]


Некоторые еврейские общины употребляют термин Наторей карта в его талмудическом значении (см. выше) по отношению к руководителям общины — парнасим. См. также Ортодоксальный иудаизм.

Критика взглядов Нетурей Карто

См. также

Тейтельбаум, Йоэль

Примечания

  1. Статья «Наторей карта» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Талмуд Вавилонский, трактат Кетубот 111а
  3. Хагига 1:7, 76в
  4. http://www.netureikartaru.com/ToraApproach.htm#r1

Ссылки


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация