Мандельштам, Осип Эмильевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
(21 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | + | {{О_статье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 4}} |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | }} | + | |
- | + | ||
{{однофамильцы|Мандельштам}} | {{однофамильцы|Мандельштам}} | ||
- | + | {{Писатель | |
| Имя = Осип Мандельштам | | Имя = Осип Мандельштам | ||
| Оригинал имени = | | Оригинал имени = | ||
Строка 40: | Строка 27: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | |||
- | |||
- | + | === Юность === | |
+ | |||
- | Стихи времени [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] и [[Октябрьская революция|революции]] ([[1916]]—[[1920]]) составили вторую книгу «[[Tristia]]» («книгу скорбей», заглавие восходит к [[Публий Овидий Назон|Овидию]]), вышедшую в [[1922]] году. Её авторский вариант появился в [[1923]] под заглавием «Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х.» — [[Мандельштам, Надежда Яковлевна|Надежде Яковлевне Хазиной]], жене поэта (их знакомство состоялось в [[Киев]]е, в мае [[1919]] года). В книге отчётливо прослеживается эволюция от акмеистического, рационального, к иррациональному (для Мандельштама всегда — трагическому), к поэтике сложнейших ассоциаций. | + | Осип Мандельштам родился [[15 января]] (3 января по старому стилю) 1891 года в [[Варшава|Варшаве]]. |
+ | |||
+ | Отец, Эмилий Вениаминович (Эмиль, Хаскл, Хацкель Бениаминович) Мандельштам (1856—-1938), выходец из Курляндии (см.Латвия), был мастером перчаточного дела, состоял в [[Купеческие гильдии|купцах первой гильдии]], что давало ему право жить вне [[черта оседлости|черты оседлости]], несмотря на [[еврей]]ское происхождение. | ||
+ | |||
+ | Он рано отошел от традиционного иудаизма, самоучкой овладел немецким и русским языком. Мать — Флора, урожденная Вербловская, из Вильны, родственница С. Венгерова, училась в гимназии (Мандельштам писал: «... не первая ли в роду дорвалась она до чистых и ясных русских звуков?»). Она привила сыну любовь к русскому языку и литературе, музыке и искусству. | ||
+ | |||
+ | В [[1897]] году семья Мандельштамов переехала в [[Петербург]]. | ||
+ | |||
+ | Осип получил образование в [[Тенишевское училище|Тенишевском училище]] (с [[1900]] по [[1907]] годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. | ||
+ | |||
+ | С детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика [[Петербург]]а, его стройного «миража», воспринимаемого по контрасту с родовыми чертами быта и религиозного ритуала [[евреи|еврейской]] диаспоры. | ||
+ | |||
+ | В [[1908]]—[[1910]] годы Мандельштам учился в [[Сорбонна|Сорбонне]] и в [[Гейдельбергский университет|Гейдельбергском университете]]. | ||
+ | |||
+ | В [[1911 год]]у для того, чтобы облегчить поступление в Петербургский университет Мандельштам перешёл в лютеранскую веру, которую, однако, не практиковал.<ref>[http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/10/mandel.html Воспоминания брата поэта, Е. Э. Мандельштама]</ref> [[10 сентября]] того же года он был зачислен на историко-филологический факультет Петербургского университета, где обучался с перерывами до [[1917 год]]а. | ||
+ | |||
+ | Начинал поэтическую карьеру как [[символизм|символист]], последователь прежде всего [[Верлен, Поль|Поля Верлена]] и [[Сологуб, Фёдор Кузьмич|Фёдора Сологуба]], а также предтечи символистов — [[Тютчев, Фёдор Иванович|Фёдора Ивановича Тютчева]]. В конце [[1912]] года вошёл в группу [[акмеизм|акмеистов]]. | ||
+ | |||
+ | В акмеизме он увидел, в первую очередь, апологию органического единения [[хаос]]а (природа) и жёстко организованного [[Вселенная|космоса]] (архитектура) в противовес размытости и иррациональности символизма. | ||
+ | |||
+ | Дружбу с [[акмеисты|акмеистами]] ([[Ахматова, Анна Андреевна|Анной Ахматовой]] и [[Гумилёв, Николай Степанович|Николаем Гумилевым]]) считал одной из главных удач своей жизни. Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «[[Камень (книга)|Камень]]» (три издания: [[1913]], [[1916]] и [[1922]]). | ||
+ | |||
+ | === Первая Мировая Война и революция === | ||
+ | |||
+ | Стихи времени [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] и [[Октябрьская революция|революции]] ([[1916]]—[[1920]]) составили вторую книгу «[[Tristia]]» («книгу скорбей», заглавие восходит к [[Публий Овидий Назон|Овидию]]), вышедшую в [[1922]] году. | ||
+ | |||
+ | Её авторский вариант появился в [[1923]] под заглавием «Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х.» — [[Мандельштам, Надежда Яковлевна|Надежде Яковлевне Хазиной]], жене поэта (их знакомство состоялось в [[Киев]]е, в мае [[1919]] года). | ||
+ | |||
+ | В книге отчётливо прослеживается эволюция от акмеистического, рационального, к иррациональному (для Мандельштама всегда — трагическому), к поэтике сложнейших ассоциаций. | ||
[[Файл:NKVD Mandelstam.jpg|thumb|200px|Мандельштам после ареста. Фотография [[Народный комиссариат внутренних дел СССР|НКВД]].]] | [[Файл:NKVD Mandelstam.jpg|thumb|200px|Мандельштам после ареста. Фотография [[Народный комиссариат внутренних дел СССР|НКВД]].]] | ||
- | |||
- | |||
- | В мае [[1937]] года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался [[27 декабря]] 1938 года от [[тиф]]а в пересыльном лагере [[Владперпункт]] ([[Владивосток]]). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987<ref>[http://www.belolibrary.imwerden.de/books/Kuvaldin/kuvaldin_mandelshtam.htm Справка Генеральной прокуратуры СССР] по книге: Юрий Кувалдин. Улица Мандельштама. Повести. Издательство «Московский рабочий», 1989, 304 с.</ref>. | + | Дальнейшая эволюция поэтики отражается в стихотворениях [[1920-е|1920-х]] с их затемненностью и многочисленными культурными аллюзиями. С мая [[1925]] по октябрь [[1930]] годов наступает стиховая пауза в творчестве. |
+ | |||
+ | В это время пишется проза, к созданной в [[1923]] автобиографии «Шум времени» прибавляется варьирующая, в первую очередь, [[Гоголь, Николай Васильевич|гоголевские]] мотивы повесть «Египетская марка» ([[1927]]). | ||
+ | |||
+ | В [[1928]] году печатается последний прижизненный [[Поэзия|поэтический]] сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии». | ||
+ | |||
+ | В [[1930]] году Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов, в которых демонстративно рвёт не только с советской действительностью, но и с культурной традицией в целом и берет на себя миссию создания новой культуры, от нуля, «из кремня», не опирающейся на достижения | ||
+ | предшественников. «Прощанием» с культурой стало программное поэтологическое эссе «Разговор о [[Данте Алигьери|Данте]]» ([[1933]] год). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Арест и ссылка === | ||
+ | |||
+ | В ноябре [[1933]] года, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую [[Сталин, Иосиф Виссарионович|антисталинскую]] эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…»<ref>Мандельштам О. «[http://www.litera.ru/stixiya/authors/mandelshtam/my-zhivem-pod.html Мы живём под собою не чуя страны…]» // Строфы века: Антология русской поэзии. Минск, М.: Полифакт, 1995.</ref>, за которую его арестовывают и отправляют в ссылку в [[Чердынь]], затем разрешают выбрать другое место поселения. | ||
+ | |||
+ | Мандельштам выбирает [[Воронеж]] ([[1934]]—[[1937]]). Большая часть стихотворений, созданных в воронежский период, отразила стремление бесповоротно деформированного арестом и болезнями поэта выговориться сполна, сказать своё последнее слово. | ||
+ | |||
+ | В мае [[1937]] года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. | ||
+ | |||
+ | Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался [[27 декабря]] 1938 года от [[тиф]]а в пересыльном лагере [[Владперпункт]] ([[Владивосток]]). | ||
+ | |||
+ | Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987<ref>[http://www.belolibrary.imwerden.de/books/Kuvaldin/kuvaldin_mandelshtam.htm Справка Генеральной прокуратуры СССР] по книге: Юрий Кувалдин. Улица Мандельштама. Повести. Издательство «Московский рабочий», 1989, 304 с.</ref>. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | == Отношение к иудаизму == | ||
+ | |||
+ | Хотя Мандельштам, в отличие от ряда русских писателей-евреев, не пытался скрывать свою принадлежность к еврейскому народу, его отношение к еврейству было сложным и противоречивым. | ||
+ | |||
+ | С болезненной откровенностью в автобиографическом «Шуме времени» Мандельштам вспоминает о постоянном стыде ребенка из ассимилированной еврейской семьи за свое еврейство, за назойливое лицемерие в выполнении еврейского ритуала, за гипертрофию национальной памяти, за «хаос иудейский» («... не родина, не дом, не очаг, а именно хаос»), от которого он «всегда бежал». | ||
+ | |||
+ | Свойственная Мандельштаму многослойность стиха, проявившаяся и в стихотворениях на еврейские темы, открывает путь различным толкованиям. Так, отмежевываясь от иудаизма в стихотворении «Эта ночь непоправима...» (1916, навеяно смертью матери), Мандельштам вводит грозные символы двух солнц — черного и желтого. | ||
+ | |||
+ | Одни интерпретируют черное — как чистое отрицание, отсутствие света в его источнике (по Еврипиду), желтое — как инфернальный цвет измены и разрыва; другие считают, что это символы, противопоставляющие желтый свет над Храмом сменяющему его черному солнцу апокалипсического христианства, встающему над вратами Иерусалима. | ||
+ | |||
+ | С этих пор черный и желтый (цвета старого таллита, субботних свечей в медных подсвечниках и тфиллин, а также многое др.) в поэтическом языке Мандельштама закрепляются как ключевые понятия за иудаизмом («черно-желтый ритуал»), еврейством, семейным «утробным миром». | ||
+ | |||
+ | В стихотворении «Вернись в смесительное лоно» (1920) одни видят отношение Мандельштама к своему браку с еврейкой (Надеждой Хазиной, см. ниже) как к кровосмешению, другие — аллегоризацию Мандельштамом своего творчества, которому он предрекает возвращение в лоно еврейства и исчезновение в нем (кровосмесительное вторжение в творческие истоки). | ||
+ | |||
+ | В период трагических испытаний России Мандельштам поэтически осмыслял революцию, гражданскую войну, антицерковные гонения в аспекте древней истории еврейского народа, сохранившего верность духовному Храму, хотя его религиозно-национальная святыня разрушена. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В начале 1920-х гг. Мандельштам то утверждает, что «теперь всякий культурный человек — христианин» (1921), то, увлекшись философией А.-Л. Бергсона, с симпатией обнаруживает, что его «глубоко иудаистический ум одержим настойчивой потребностью практического монотеизма» (1922). | ||
+ | |||
+ | Сетования Мандельштама «какая боль... для племени чужого ночные травы собирать» (1924) — это, возможно, ощущение своей чуждости советской действительности, а может быть, — русской национальной среде. | ||
+ | |||
+ | В 1926 г. (через год после крайне отрицательной оценки иудаизма и еврейства в «Шуме времени») Мандельштам в очерке «Киев», в предисловии к роману Б. Лекаша и в статье о Ш. Михоэлсе тепло пишет о своем народе, спаянности еврейской семьи, «иудейской созерцательности», восхищается «внутренней пластикой гетто», считает, что в нем «заложена огромная художественная сила», которая «расцветет только тогда, когда гетто будет разрушено». | ||
+ | |||
+ | Тогда же Мандельштам отмечал мелодичность и красоту языка идиш, логическую уравновешенность иврита. Однако при всем интересе к еврейству Мандельштам не приемлет того, что представляется ему тенденциозным национализмом (внутренняя рецензия 1926 г. на книгу А. Лунеля, 1892-?, «Николо-Пеккави»). | ||
+ | |||
+ | Эта переоценка внутренних ценностей к началу 1930-х гг. не была для Мандельштама случайной. В «Четвертой прозе» он заявил: «Я настаиваю на том, что писательство в том виде, как оно сложилось в Европе и в особенности в России, несовместимо в почетным званием иудея, которым я горжусь. | ||
+ | |||
+ | Моя кровь, отягощенная наследством овцеводов, патриархов и царей, бунтует против вороватой цыганщины писательского племени». Благодаря этому возвращению к истокам, к своим корням, Мандельштам увидел прародину европейской цивилизации не в Элладе, а в Иудее. | ||
+ | |||
+ | Поездку в Армению он воспринял как встречу с «младшей сестрой земли иудейской», «библейской», «субботней» страной. | ||
+ | |||
+ | В годы гонений и испытаний Мандельштам то иронически отождествлял себя с неприкаянным еврейским музыкантом («Жил Александр Герцевич», 1931), то в воронежской ссылке (возможно, под впечатлением от книги В. Парнаха «Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции», М.—Л., 1934) рассказывал как о своей судьбе историю поэта-маррана, который в подвалах инквизиции сочинял каждый день по сонету, заучивая их наизусть. Вместе с тем, ветхозаветные темы и образы, столь частые в творчестве Мандельштама, скорее всего носят чисто культурологический характер. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Семья == | ||
+ | |||
+ | Жена Мандельштама, Надежда Яковлевна Мандельштам (урожденная Хазина; 1899–1980), педагог и литератор. | ||
+ | |||
+ | Ее отец — юрист, сын кантониста, принявшего православие, мать — врач (еврейка). | ||
+ | |||
+ | В детстве Надежда была крещена. После гибели мужа преподавала английский язык, а в 1956 г. защитила кандидатскую диссертацию по английской филологии (руководитель — В. Жирмунский). | ||
+ | |||
+ | Под псевдонимом Н. Яковлева напечатала ряд очерков в сборнике «Тарусские страницы» (Калуга, 1961). | ||
+ | |||
+ | Судьбе и творчеству Мандельштама посвятила художественные мемуары «Воспоминания» (Н.-Й., 1970; 4-е издание — 1985; частично издано в СССР, 1988) и «Вторая книга» (Париж, 1972; 3-е издание — 1983), принесшие ей мировую известность и переведенные на многие языки. | ||
+ | |||
+ | В 1979 г. безвозмездно передала Принстонскому университету (США) хранившийся у нее архив Мандельштама. После ее смерти друзья собрали и издали ее разрозненные комментарии к стихотворениям Мандельштама, различные материалы и воспоминания («Книга третья», Париж, 1987). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
== Увековечение памяти == | == Увековечение памяти == | ||
Строка 145: | Строка 232: | ||
[[Категория:Родившиеся в 1891 году]] | [[Категория:Родившиеся в 1891 году]] | ||
[[Категория:Родившиеся в Варшаве]] | [[Категория:Родившиеся в Варшаве]] | ||
- | |||
[[Категория:Умершие в 1938 году]] | [[Категория:Умершие в 1938 году]] | ||
- | |||
[[Категория:Умершие в местах лишения свободы]] | [[Категория:Умершие в местах лишения свободы]] | ||
[[Категория:Репрессированные в СССР]] | [[Категория:Репрессированные в СССР]] | ||
[[Категория:Русские поэты]] | [[Категория:Русские поэты]] | ||
[[Категория:Поэты России]] | [[Категория:Поэты России]] | ||
- | |||
[[Категория:Акмеизм]] | [[Категория:Акмеизм]] | ||
[[Категория:Переводчики России]] | [[Категория:Переводчики России]] | ||
Строка 158: | Строка 242: | ||
[[Категория:Литературоведы России]] | [[Категория:Литературоведы России]] | ||
[[Категория:Осип Эмильевич Мандельштам]] | [[Категория:Осип Эмильевич Мандельштам]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в СССР]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
[[bg:Осип Манделщам]] | [[bg:Осип Манделщам]] | ||
Строка 190: | Строка 276: | ||
[[uk:Мандельштам Осип]] | [[uk:Мандельштам Осип]] | ||
[[vi:Osip Emilyevich Mandelstam]] | [[vi:Osip Emilyevich Mandelstam]] | ||
- | [[zh:奥西普·曼德尔施塔姆]]{{WikiCopyRight}} | + | [[zh:奥西普·曼德尔施塔姆]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 22:41, 28 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Осип Мандельштам | |
Файл:Mandelstam.jpg | |
Имя при рождении: |
Иосиф Эмильевич Мандельштам |
---|---|
Дата рождения: |
3 (15) января 1891 |
Место рождения: |
Варшава, Российская империя |
Дата смерти: |
27 декабря 1938 |
Место смерти: |
лагерный пункт Вторая речка, под Владивостоком, РСФСР |
Род деятельности: |
поэт, переводчик и литературовед |
© Произведения этого автора — несвободны. |
О́сип Эми́льевич Мандельшта́м (имя при рождении Ио́сиф Эми́льевич Мандельшта́м, 3 (15) января 1891, Варшава — 27 декабря 1938, лагерный пункт Вторая речка, под Владивостоком) — русский поэт, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Содержание |
Биография
Юность
Осип Мандельштам родился 15 января (3 января по старому стилю) 1891 года в Варшаве.
Отец, Эмилий Вениаминович (Эмиль, Хаскл, Хацкель Бениаминович) Мандельштам (1856—-1938), выходец из Курляндии (см.Латвия), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение.
Он рано отошел от традиционного иудаизма, самоучкой овладел немецким и русским языком. Мать — Флора, урожденная Вербловская, из Вильны, родственница С. Венгерова, училась в гимназии (Мандельштам писал: «... не первая ли в роду дорвалась она до чистых и ясных русских звуков?»). Она привила сыну любовь к русскому языку и литературе, музыке и искусству.
В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург.
Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени.
С детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика Петербурга, его стройного «миража», воспринимаемого по контрасту с родовыми чертами быта и религиозного ритуала еврейской диаспоры.
В 1908—1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете.
В 1911 году для того, чтобы облегчить поступление в Петербургский университет Мандельштам перешёл в лютеранскую веру, которую, однако, не практиковал.[1] 10 сентября того же года он был зачислен на историко-филологический факультет Петербургского университета, где обучался с перерывами до 1917 года.
Начинал поэтическую карьеру как символист, последователь прежде всего Поля Верлена и Фёдора Сологуба, а также предтечи символистов — Фёдора Ивановича Тютчева. В конце 1912 года вошёл в группу акмеистов.
В акмеизме он увидел, в первую очередь, апологию органического единения хаоса (природа) и жёстко организованного космоса (архитектура) в противовес размытости и иррациональности символизма.
Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым) считал одной из главных удач своей жизни. Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «Камень» (три издания: 1913, 1916 и 1922).
Первая Мировая Война и революция
Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу «Tristia» («книгу скорбей», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году.
Её авторский вариант появился в 1923 под заглавием «Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х.» — Надежде Яковлевне Хазиной, жене поэта (их знакомство состоялось в Киеве, в мае 1919 года).
В книге отчётливо прослеживается эволюция от акмеистического, рационального, к иррациональному (для Мандельштама всегда — трагическому), к поэтике сложнейших ассоциаций.
Дальнейшая эволюция поэтики отражается в стихотворениях 1920-х с их затемненностью и многочисленными культурными аллюзиями. С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает стиховая пауза в творчестве.
В это время пишется проза, к созданной в 1923 автобиографии «Шум времени» прибавляется варьирующая, в первую очередь, гоголевские мотивы повесть «Египетская марка» (1927).
В 1928 году печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».
В 1930 году Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов, в которых демонстративно рвёт не только с советской действительностью, но и с культурной традицией в целом и берет на себя миссию создания новой культуры, от нуля, «из кремня», не опирающейся на достижения предшественников. «Прощанием» с культурой стало программное поэтологическое эссе «Разговор о Данте» (1933 год).
Арест и ссылка
В ноябре 1933 года, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…»[2], за которую его арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь, затем разрешают выбрать другое место поселения.
Мандельштам выбирает Воронеж (1934—1937). Большая часть стихотворений, созданных в воронежский период, отразила стремление бесповоротно деформированного арестом и болезнями поэта выговориться сполна, сказать своё последнее слово.
В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа.
Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток).
Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987[3].
Отношение к иудаизму
Хотя Мандельштам, в отличие от ряда русских писателей-евреев, не пытался скрывать свою принадлежность к еврейскому народу, его отношение к еврейству было сложным и противоречивым.
С болезненной откровенностью в автобиографическом «Шуме времени» Мандельштам вспоминает о постоянном стыде ребенка из ассимилированной еврейской семьи за свое еврейство, за назойливое лицемерие в выполнении еврейского ритуала, за гипертрофию национальной памяти, за «хаос иудейский» («... не родина, не дом, не очаг, а именно хаос»), от которого он «всегда бежал».
Свойственная Мандельштаму многослойность стиха, проявившаяся и в стихотворениях на еврейские темы, открывает путь различным толкованиям. Так, отмежевываясь от иудаизма в стихотворении «Эта ночь непоправима...» (1916, навеяно смертью матери), Мандельштам вводит грозные символы двух солнц — черного и желтого.
Одни интерпретируют черное — как чистое отрицание, отсутствие света в его источнике (по Еврипиду), желтое — как инфернальный цвет измены и разрыва; другие считают, что это символы, противопоставляющие желтый свет над Храмом сменяющему его черному солнцу апокалипсического христианства, встающему над вратами Иерусалима.
С этих пор черный и желтый (цвета старого таллита, субботних свечей в медных подсвечниках и тфиллин, а также многое др.) в поэтическом языке Мандельштама закрепляются как ключевые понятия за иудаизмом («черно-желтый ритуал»), еврейством, семейным «утробным миром».
В стихотворении «Вернись в смесительное лоно» (1920) одни видят отношение Мандельштама к своему браку с еврейкой (Надеждой Хазиной, см. ниже) как к кровосмешению, другие — аллегоризацию Мандельштамом своего творчества, которому он предрекает возвращение в лоно еврейства и исчезновение в нем (кровосмесительное вторжение в творческие истоки).
В период трагических испытаний России Мандельштам поэтически осмыслял революцию, гражданскую войну, антицерковные гонения в аспекте древней истории еврейского народа, сохранившего верность духовному Храму, хотя его религиозно-национальная святыня разрушена.
В начале 1920-х гг. Мандельштам то утверждает, что «теперь всякий культурный человек — христианин» (1921), то, увлекшись философией А.-Л. Бергсона, с симпатией обнаруживает, что его «глубоко иудаистический ум одержим настойчивой потребностью практического монотеизма» (1922).
Сетования Мандельштама «какая боль... для племени чужого ночные травы собирать» (1924) — это, возможно, ощущение своей чуждости советской действительности, а может быть, — русской национальной среде.
В 1926 г. (через год после крайне отрицательной оценки иудаизма и еврейства в «Шуме времени») Мандельштам в очерке «Киев», в предисловии к роману Б. Лекаша и в статье о Ш. Михоэлсе тепло пишет о своем народе, спаянности еврейской семьи, «иудейской созерцательности», восхищается «внутренней пластикой гетто», считает, что в нем «заложена огромная художественная сила», которая «расцветет только тогда, когда гетто будет разрушено».
Тогда же Мандельштам отмечал мелодичность и красоту языка идиш, логическую уравновешенность иврита. Однако при всем интересе к еврейству Мандельштам не приемлет того, что представляется ему тенденциозным национализмом (внутренняя рецензия 1926 г. на книгу А. Лунеля, 1892-?, «Николо-Пеккави»).
Эта переоценка внутренних ценностей к началу 1930-х гг. не была для Мандельштама случайной. В «Четвертой прозе» он заявил: «Я настаиваю на том, что писательство в том виде, как оно сложилось в Европе и в особенности в России, несовместимо в почетным званием иудея, которым я горжусь.
Моя кровь, отягощенная наследством овцеводов, патриархов и царей, бунтует против вороватой цыганщины писательского племени». Благодаря этому возвращению к истокам, к своим корням, Мандельштам увидел прародину европейской цивилизации не в Элладе, а в Иудее.
Поездку в Армению он воспринял как встречу с «младшей сестрой земли иудейской», «библейской», «субботней» страной.
В годы гонений и испытаний Мандельштам то иронически отождествлял себя с неприкаянным еврейским музыкантом («Жил Александр Герцевич», 1931), то в воронежской ссылке (возможно, под впечатлением от книги В. Парнаха «Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции», М.—Л., 1934) рассказывал как о своей судьбе историю поэта-маррана, который в подвалах инквизиции сочинял каждый день по сонету, заучивая их наизусть. Вместе с тем, ветхозаветные темы и образы, столь частые в творчестве Мандельштама, скорее всего носят чисто культурологический характер.
Семья
Жена Мандельштама, Надежда Яковлевна Мандельштам (урожденная Хазина; 1899–1980), педагог и литератор.
Ее отец — юрист, сын кантониста, принявшего православие, мать — врач (еврейка).
В детстве Надежда была крещена. После гибели мужа преподавала английский язык, а в 1956 г. защитила кандидатскую диссертацию по английской филологии (руководитель — В. Жирмунский).
Под псевдонимом Н. Яковлева напечатала ряд очерков в сборнике «Тарусские страницы» (Калуга, 1961).
Судьбе и творчеству Мандельштама посвятила художественные мемуары «Воспоминания» (Н.-Й., 1970; 4-е издание — 1985; частично издано в СССР, 1988) и «Вторая книга» (Париж, 1972; 3-е издание — 1983), принесшие ей мировую известность и переведенные на многие языки.
В 1979 г. безвозмездно передала Принстонскому университету (США) хранившийся у нее архив Мандельштама. После ее смерти друзья собрали и издали ее разрозненные комментарии к стихотворениям Мандельштама, различные материалы и воспоминания («Книга третья», Париж, 1987).
Увековечение памяти
- В 2001 году во Владивостоке был открыт памятник Осипу Эмильевичу Мандельштаму, автор памятника Ненаживин Валерий.[4]
- 4 сентября 2008 года памятник открылся в Воронеже.
- 28 ноября 2008 года памятник был открыт в центре Москвы на пересечении улицы Забелина и Старосадского переулка, во дворе дома, в котором поэт гостил у своего брата Александра.[5]
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
- 1899—1900 — доходный дом — Офицерская улица, 17;
- 1901—1904 — доходный дом — Литейный проспект, 49;
- 1904—1905 — Литейный проспект, 15;
- 1907 год — доходный дом А. О. Мейера — Николаевская улица, 66;
- 1908 год — доходный дом — Сергиевская улица, 60;
- 1910—1912 — доходный дом — Загородный проспект, 70;
- 1913 год — доходный дом — Загородный проспект, 14;
- 1914 год — доходный дом — Ивановская улица, 16;
- 1915 год — Малая Монетная улица, 15;
- 1917—1918 — квартира М. Л. Лозинского — Каменноостровский проспект, 24, кв. 35;
- осень 1920 — 02.1921 года — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15;
- лето 1924 года — квартира Марадудиных в дворовом флигеле особняка Е. П. Вонлярлярского — улица Герцена, 49, кв. 4;
- конец 1930 — 01.1931 года — доходный дом — 8-я линия, 31;
- 1933 год — гостиница «Европейская» — улица Ракова, 7;
- осень 1937 года — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9.
Авторитетные издания
- Мандельштам, Осип. Собрание сочинений в трёх томах. Вступительные статьи проф. Кларенса Брауна, проф. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. Washington: Inter-Language Literary Associates/Международное Литературное Содружество, 1967. Четвёртый, дополнительный том: Мандельштам, Осип. Собрание сочинений. IV — дополнительный том. Под редакцией Г. Струве, Н. Струве и Б. Филиппова. Paris: YMCA-Press, 1981.
- Мандельштам, Осип Эмильевич. Полное собрание стихотворений (серия «Новая библиотека поэта»). СПб., 1995.
- Мандельштам, Осип Эмильевич. Стихотворения. Проза (серия «Библиотека поэта»). М., 2001.
Литература об О. Э. Мандельштаме
Исследования
- Гаспаров М. Л. Мандельштамовское «Мы пойдем другим путем»: о стихотворении «Кому зима арак и пунш голубоглазый…» // Новое литературное обозрение. — 2000. — № 41.
- Гаспаров М. Л. О. Мандельштам. Гражданская лирика 1937 года. — М., 1996.
- Гаспаров М. Л. Осип Мандельштам. Три его поэтики // Гаспаров М. Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. — СПб.: Азбука, 2001. С. 193—259.
- Жолковский А. К. «Я пью за военные астры»: поэтический автопортрет Мандельштама // Жолковский А. К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, стратегии, интертексты. — М.: РГГУ, 2005.
- Иванов Вяч. Вс. Стихотворение Осипа Мандельштама «Рояль» //
- Левин Ю. И. Избранные работы. Поэтика. Семиотика. — М., 1998. (Работы о Мандельштаме составляют 2/3 сборника).
- Лекманов О. А. Мандельштам . — М., 2004. — (Жизнь замечательных людей).
- Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. — Киев, 2000.
- Панова Л. Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 808 с («Studia philologica».) — ISBN 1726-135X, ISBN 5-94457-086-5
- Ронен О. Похороны солнца в Петербурге. О двух театральных стихотворениях Манделштама // Звезда. — 2003. — № 5.
- Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. — СПб., 2002.
- Сегал Д. М. Осип Мандельштам. История и поэтика. — Иерусалим, 1998.
- Семенко И. М. Поэтика позднего Мандельштама. — М., 1997.
- Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. — М., 2000. (Работы о Мандельштаме составляют более половины сборника).
- Dutli R. Meine Zeit, mein Tier. Ossip Mandelstam. Eine Biographie. — Zürich, 2003.
- Nilsson N. A. Osip Mandel’štam: Five Poems. — Stockholm, 1974.
- Ronen O. An Approach to Mandelstam. — Jerusalem, 1983.
Художественная литература
- Шаламов В. Шерри-Бренди. — Москва. — 1988. — № 9. (Впервые.)
Публицистика
- Я вернулся в мой город: Петербург Мандельштама. Л.:"Свеча", 1991
Примечания
- ↑ Воспоминания брата поэта, Е. Э. Мандельштама
- ↑ Мандельштам О. «Мы живём под собою не чуя страны…» // Строфы века: Антология русской поэзии. Минск, М.: Полифакт, 1995.
- ↑ Справка Генеральной прокуратуры СССР по книге: Юрий Кувалдин. Улица Мандельштама. Повести. Издательство «Московский рабочий», 1989, 304 с.
- ↑ Владивосток — единственный в России город, в котором есть памятник Осипу Мандельштаму // Российская газета. 17.01.2008.
- ↑ Памятник Мандельштаму открылся в Москве // Взгляд. — 28 ноября 2008
Ссылки
Осип Эмильевич Мандельштам в Викицитатнике? | |
Осип Эмильевич Мандельштам в Викитеке? | |
Осип Эмильевич Мандельштам на Викискладе? |
- Воспоминания Евгения Мандельштама о происхождении семей Мандельштам и Вербловских
- Семейная биография Мандельштамов
- Осип Мандельштам на сайте «Стихия».
- Мандельштам, Осип Эмильевич в библиотеке Максима Мошкова
- Мандельштам, Осип Эмильевич в библиотеке ImWerden
- Мандельштам, Осип Эмильевич в Антологии русской поэзии.
- Мандельштам, Осип Эмильевич на сайте «Тайны ремесла»
- Осип Мандельштам. Стихотворения
- Осип Мандельштам. Биография
- Осип Мандельштам. О собеседнике: Эссе, 1913
- Параллельно-перпендикулярное десятилетие. О памятниках Мандельштаму. Статья на booknik.ru
- Мандельштам Осип // Электронная еврейская энциклопедия.
- Послушать Осип Мандельштам читает собственное стихотворение
- Венок Мандельштаму к 65-летию гибели поэтаbg:Осип Манделщам
da:Osip Mandelsjtamet:Ossip Mandelštam fa:اسیپ ماندلستام fi:Osip Mandelštamfy:Osip Mandelstam gl:Osip Mandelstamhr:Osip Mandeljštam hu:Oszip Emiljevics Mandelstam hy:Օսիպ Մանդելշտամja:オシップ・マンデリシュターム la:Iosephus Mandelstam lv:Osips Mandelštams nl:Osip Mandelstam no:Osip Mandelstam pl:Osip Mandelsztam pt:Osip Mandelstam ro:Osip Mandelştamsk:Osip Emilievič Mandeľštam sl:Osip Mandelštam sv:Osip Mandelstam tr:Osip Mandelstamvi:Osip Emilyevich Mandelstam zh:奥西普·曼德尔施塔姆
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.