Маркузе, Герберт
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Mliris (Обсуждение | вклад) м (1 версия) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские общественные деятели» с помощью HotCat) |
||
(16 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ = 2}} | ||
{{философ | {{философ | ||
- | + | |направление = [[Западная философия]] | |
|период = [[Философия XX века]] | |период = [[Философия XX века]] | ||
|фон = #B0C4DE | |фон = #B0C4DE | ||
Строка 21: | Строка 22: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | |||
- | + | === Юность и учеба === | |
- | |||
- | В отличие от Маркса, Маркузе уже не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что [[общество потребления]] развратило всех. В знаменитой книге «[[Одномерный человек]]» для Маркузе нет героев. Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала [[коммунизм]]а. Вместо коммунизма получилось ''одномерное общество'', неототалитарная Система, существующая за счет гипноза [[Средства массовой информации|средств массовой информации]], которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ''ложные потребности'' и культ потребления. Революционная роль перешла к [[маргинал]]ам и представителям [[Авангард (искусство)|авангардного]] искусства (тезис [[контркультура]] как наследник [[пролеткульт]]а). Единственное, что они могут противопоставить Системе — это ''Великий Отказ'', тотальное неприятие Системы и её ценностей. | + | Родился в ассимилированной [[еврей]]ской семье в Берлине. |
+ | |||
+ | Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] был призван в немецкую армию. | ||
+ | |||
+ | В [[1918]] Маркузе становится членом солдатского Совета, принимавшего участие в [[Ноябрьская революция|Ноябрьской революции]] и [[Восстание Спартакистов|социалистическом восстании]] «[[Союз Спартака|Союза Спартака]]» (будущей [[Коммунистическая партия Германии|Коммунистической партии Германии]]). | ||
+ | |||
+ | Сговор руководства [[Социал-демократическая партия Германии|Социал-демократической партии Германии]] с реакционными кругами высшего немецкого генералитета и известие об убийстве [[фрайкор]]ами [[Роза Люксембург|Розы Люксембург]] и [[Либкнехт, Карл|Карла Либкнехта]], заставил его покинуть СДПГ, в рядах которой он состоял в конце войны. | ||
+ | |||
+ | Вместе с тем, Маркузе, в отличие от большинства будущих представителей [[Франкфуртская школа|Франкфуртской школы]], сохранил связь с организованным [[рабочее движение|рабочим движением]]. | ||
+ | |||
+ | После получения степени доктора литературы в [[1922]] в Университете Фрайбурга некоторое время проработал в книжной лавке в Берлине. | ||
+ | |||
+ | В [[1928]] он возвращается в [[Фрайбург]], чтобы продолжить изучение философии под руководством философа-[[Экзистенциализм|экзистенциалиста]] [[Хайдеггер, Мартин|Мартина Хайдеггера]]. | ||
+ | |||
+ | Затем испытал влияние [[фрейдизм]]а и [[марксизм]]а и стал работать в Институте социальных исследований (Institut für Sozialforschung) при [[Франкфуртский университет|университете Франкфурта-на-Майне]] вместе с [[Адорно, Теодор|Теодором Адорно]] и [[Хоркхаймер, Макс|Максом Хоркхаймером]]. | ||
+ | |||
+ | Вначале марксизм и фрейдизм не считались близкими учениями, но уже в начале [[1930-е|1930-х]], когда были опубликованы рукописи молодого Маркса, «франкфуртцы» обнаружили в этих рукописях мысли по многим проблемам, широко обсуждавшимся среди фрейдистов. | ||
+ | |||
+ | === Эммиграция в США === | ||
+ | |||
+ | После прихода [[Нацизм|нацистов]] к власти в [[1933]] почти все члены института, в том числе и Маркузе, эмигрируют в [[США]]. | ||
+ | |||
+ | Для него было большой неприятностью узнать, что значительная часть немецкой интеллигенции, включая его бывшего учителя Хайдеггера, приняла нацизм. «Франкфуртцы» были одними из тех, кто принес в Америку европейские традиции в образовании. Созданная ими в [[Нью-Йорк]]е «Новая школа социальных наук» действует и сейчас ([[2007]]). | ||
+ | |||
+ | Маркузе обращается к исследованию психологии коллектива и личности, его интересует, как общество может деформировать личность. После [[1945]] Маркузе работает в Германии экспертом американской разведки по денацификации. Он много времени посвящает выяснению, можно ли того или иного человека считать [[Нацизм|нацистом]] по убеждению, нацистом ради карьеры (как это сделал его бывший учитель Хайдеггер, вступивший в [[НСДАП]], не желая расстаться с профессорским креслом), или же нацистом, ставшим таковым по принципу «все вступали и я вступал». | ||
+ | |||
+ | После того как денацификация стала сворачиваться и разгорелась [[холодная война]], Маркузе ушёл из разведки. Но за это время он успел поработать с колоссальным количеством документов. Особенно его заинтересовала советская пропагандистская и идеологическая литература. По ней Маркузе написал книгу «Советский марксизм», где было изложено подробное описание советского [[Марксизм-ленинизм|марксизма-ленинизма]] и его критика, как с точки зрения классического марксизма, так и с точки зрения Франкфуртской школы. | ||
+ | |||
+ | === Основные взгляды === | ||
+ | |||
+ | В отличие от Маркса, Маркузе уже не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что [[общество потребления]] развратило всех. В знаменитой книге «[[Одномерный человек]]» для Маркузе нет героев. Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. | ||
+ | |||
+ | Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала [[коммунизм]]а. Вместо коммунизма получилось ''одномерное общество'', неототалитарная Система, существующая за счет гипноза [[Средства массовой информации|средств массовой информации]], которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ''ложные потребности'' и культ потребления. | ||
+ | |||
+ | Революционная роль перешла к [[маргинал]]ам и представителям [[Авангард (искусство)|авангардного]] искусства (тезис [[контркультура]] как наследник [[пролеткульт]]а). Единственное, что они могут противопоставить Системе — это ''Великий Отказ'', тотальное неприятие Системы и её ценностей. | ||
В [[СССР]] сама [[идеология]] становится фактором [[Отчуждение (философия)|отчуждения]]. Она гораздо грубее, чем на Западе, но тем самым дает людям некий шанс уйти от политики в культуру. Этим, по Маркузе, и объясняется развитие литературы и искусства в СССР вопреки диктату [[КПСС]]. | В [[СССР]] сама [[идеология]] становится фактором [[Отчуждение (философия)|отчуждения]]. Она гораздо грубее, чем на Западе, но тем самым дает людям некий шанс уйти от политики в культуру. Этим, по Маркузе, и объясняется развитие литературы и искусства в СССР вопреки диктату [[КПСС]]. | ||
- | В книге «Контрреволюция и бунт» он, исследуя причины поражения «[[Майские события во Франции 1968 года|Парижской весны]]» [[1968]], уже видит в студенческом движении детонатор, который должен запустить большой мотор рабочей революции. Маркузе считает, что «Парижская весна» потерпела поражения не только из-за ограниченности социальной базы. Он вводит новое понятие «превентивной контрреволюции», которая является не просто ответом реакционных классов на революцию, но которая может начаться «превентивно», то есть предварительно, ещё до того, как началась революция, точно так же, как прививка против болезни, вызывая эту болезнь в самой лёгкой форме, приводит в действие механизм иммунитета, делая человека невосприимчивым к самой болезни. Для противодействия этому нужно расширять социальную базу революции. | + | В книге «Контрреволюция и бунт» он, исследуя причины поражения «[[Майские события во Франции 1968 года|Парижской весны]]» [[1968]], уже видит в студенческом движении детонатор, который должен запустить большой мотор рабочей революции. Маркузе считает, что «Парижская весна» потерпела поражения не только из-за ограниченности социальной базы. |
+ | |||
+ | Он вводит новое понятие «превентивной контрреволюции», которая является не просто ответом реакционных классов на революцию, но которая может начаться «превентивно», то есть предварительно, ещё до того, как началась революция, точно так же, как прививка против болезни, вызывая эту болезнь в самой лёгкой форме, приводит в действие механизм иммунитета, делая человека невосприимчивым к самой болезни. Для противодействия этому нужно расширять социальную базу революции. | ||
В СССР отношение к Маркузе было крайне отрицательное, несмотря на то, что многие люди, восхваляемые советской пропагандой, как например [[Анджела Дэвис]], были его непосредственными учениками. | В СССР отношение к Маркузе было крайне отрицательное, несмотря на то, что многие люди, восхваляемые советской пропагандой, как например [[Анджела Дэвис]], были его непосредственными учениками. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Отношение к созданию Израиля === | ||
+ | |||
+ | Маркузе приветствовал создание Государства Израиль, но сводил его задачу к обеспечению убежища для евреев, дискриминируемых по политическим, национальным и религиозным причинам, и к предотвращению новой [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. Маркузе выступал против присоединения к еврейскому государству территорий, населенных арабами, считая, что условиями мира между Израилем и арабскими государствами являются признание суверенитета Израиля, отход израильских войск с контролируемых территорий и создание палестинского государства. | ||
== Основные произведения == | == Основные произведения == | ||
Строка 73: | Строка 113: | ||
[[Категория:Революционеры США]] | [[Категория:Революционеры США]] | ||
[[Категория:Революционеры Германии]] | [[Категория:Революционеры Германии]] | ||
- | |||
[[Категория:Социологи Германии]] | [[Категория:Социологи Германии]] | ||
[[Категория:Родившиеся в Берлине]] | [[Категория:Родившиеся в Берлине]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в США/Канаде]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские общественные деятели]] | ||
[[ar:هربرت ماركوز]] | [[ar:هربرت ماركوز]] | ||
Строка 115: | Строка 156: | ||
[[uk:Герберт Маркузе]] | [[uk:Герберт Маркузе]] | ||
[[vi:Herbert Marcuse]] | [[vi:Herbert Marcuse]] | ||
- | [[zh:赫伯特·马尔库塞]]{{WikiCopyRight}} | + | [[zh:赫伯特·马尔库塞]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 20:38, 28 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Герберт Маркузе | |
Herbert Marcuse | |
Файл:Herbert Marcuse in Newton, Massachusetts 1955.jpeg Маркузе в г. Ньютоне, Массачусетс, в 1955 году |
|
Дата рождения: |
19 июня 1898 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
29 июня 1979 |
Место смерти: |
Штарнберг, Германия |
Школа/традиция: |
Критическая теория (Франкфуртская школа) = неомарксизм + неофрейдизм + неогегельянство |
Период: |
Философия XX века |
Направление: |
Западная философия |
Основные интересы: |
Социальная теория, фрейдомарксизм |
Значительные идеи: |
Одномерный человек, Великий отказ, авангардная культура |
Оказавшие влияние: |
Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Иммануил Кант, Г. В. Ф. Гегель, Фридрих Ницше, Серен Кьеркегор, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, В. И. Ленин, Дьёрдь Лукач, Вальтер Беньямин, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм, Роберт Вульф |
Последователи: |
Анджела Дэвис, Эбби Хоффман, Руди Дучке, Юрген Хабермас, Рая Дунаевская, Андре Горц, Чарльз Райт Миллс, Роберт Юнг, Дуглас Келлнер, Уильям Лейсс, Норман Браун |
Ге́рберт Марку́зе (нем. Herbert Marcuse; 19 июля 1898, Берлин — 29 июля 1979, Штарнберг), немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы.
Содержание |
Биография
Юность и учеба
Родился в ассимилированной еврейской семье в Берлине.
Во время Первой мировой войны был призван в немецкую армию.
В 1918 Маркузе становится членом солдатского Совета, принимавшего участие в Ноябрьской революции и социалистическом восстании «Союза Спартака» (будущей Коммунистической партии Германии).
Сговор руководства Социал-демократической партии Германии с реакционными кругами высшего немецкого генералитета и известие об убийстве фрайкорами Розы Люксембург и Карла Либкнехта, заставил его покинуть СДПГ, в рядах которой он состоял в конце войны.
Вместе с тем, Маркузе, в отличие от большинства будущих представителей Франкфуртской школы, сохранил связь с организованным рабочим движением.
После получения степени доктора литературы в 1922 в Университете Фрайбурга некоторое время проработал в книжной лавке в Берлине.
В 1928 он возвращается в Фрайбург, чтобы продолжить изучение философии под руководством философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера.
Затем испытал влияние фрейдизма и марксизма и стал работать в Институте социальных исследований (Institut für Sozialforschung) при университете Франкфурта-на-Майне вместе с Теодором Адорно и Максом Хоркхаймером.
Вначале марксизм и фрейдизм не считались близкими учениями, но уже в начале 1930-х, когда были опубликованы рукописи молодого Маркса, «франкфуртцы» обнаружили в этих рукописях мысли по многим проблемам, широко обсуждавшимся среди фрейдистов.
Эммиграция в США
После прихода нацистов к власти в 1933 почти все члены института, в том числе и Маркузе, эмигрируют в США.
Для него было большой неприятностью узнать, что значительная часть немецкой интеллигенции, включая его бывшего учителя Хайдеггера, приняла нацизм. «Франкфуртцы» были одними из тех, кто принес в Америку европейские традиции в образовании. Созданная ими в Нью-Йорке «Новая школа социальных наук» действует и сейчас (2007).
Маркузе обращается к исследованию психологии коллектива и личности, его интересует, как общество может деформировать личность. После 1945 Маркузе работает в Германии экспертом американской разведки по денацификации. Он много времени посвящает выяснению, можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры (как это сделал его бывший учитель Хайдеггер, вступивший в НСДАП, не желая расстаться с профессорским креслом), или же нацистом, ставшим таковым по принципу «все вступали и я вступал».
После того как денацификация стала сворачиваться и разгорелась холодная война, Маркузе ушёл из разведки. Но за это время он успел поработать с колоссальным количеством документов. Особенно его заинтересовала советская пропагандистская и идеологическая литература. По ней Маркузе написал книгу «Советский марксизм», где было изложено подробное описание советского марксизма-ленинизма и его критика, как с точки зрения классического марксизма, так и с точки зрения Франкфуртской школы.
Основные взгляды
В отличие от Маркса, Маркузе уже не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что общество потребления развратило всех. В знаменитой книге «Одномерный человек» для Маркузе нет героев. Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют.
Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество, неототалитарная Система, существующая за счет гипноза средств массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления.
Революционная роль перешла к маргиналам и представителям авангардного искусства (тезис контркультура как наследник пролеткульта). Единственное, что они могут противопоставить Системе — это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей.
В СССР сама идеология становится фактором отчуждения. Она гораздо грубее, чем на Западе, но тем самым дает людям некий шанс уйти от политики в культуру. Этим, по Маркузе, и объясняется развитие литературы и искусства в СССР вопреки диктату КПСС.
В книге «Контрреволюция и бунт» он, исследуя причины поражения «Парижской весны» 1968, уже видит в студенческом движении детонатор, который должен запустить большой мотор рабочей революции. Маркузе считает, что «Парижская весна» потерпела поражения не только из-за ограниченности социальной базы.
Он вводит новое понятие «превентивной контрреволюции», которая является не просто ответом реакционных классов на революцию, но которая может начаться «превентивно», то есть предварительно, ещё до того, как началась революция, точно так же, как прививка против болезни, вызывая эту болезнь в самой лёгкой форме, приводит в действие механизм иммунитета, делая человека невосприимчивым к самой болезни. Для противодействия этому нужно расширять социальную базу революции.
В СССР отношение к Маркузе было крайне отрицательное, несмотря на то, что многие люди, восхваляемые советской пропагандой, как например Анджела Дэвис, были его непосредственными учениками.
Отношение к созданию Израиля
Маркузе приветствовал создание Государства Израиль, но сводил его задачу к обеспечению убежища для евреев, дискриминируемых по политическим, национальным и религиозным причинам, и к предотвращению новой Катастрофы. Маркузе выступал против присоединения к еврейскому государству территорий, населенных арабами, считая, что условиями мира между Израилем и арабскими государствами являются признание суверенитета Израиля, отход израильских войск с контролируемых территорий и создание палестинского государства.
Основные произведения
- «Онтология Гегеля и основание теории историчности» (1932)
- «Разум и революция» (1941)
- «Эрос и цивилизация» (1955)
- «Советский марксизм: критический анализ» (1958)
- «Одномерный человек» (1964)
- «Культура и общество» — статьи разных лет в 2-х т. (изд. в 1965)
- «Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Зап. Берлине» (1967)
- «Негации. Эссе по критической теории» (1968)
- «Психоанализ и политика» (1968)
- «Идеи к критической теории общества» (1969)
- «Эссе об освобождении» (1969)
- «Контрреволюция и бунт» (1972)
- «Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики» (1977)
Переводы на русский язык
- Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества
- Маркузе Г. К ситуации новых левых (Перевод Е. А. Деревянченко, 2006)
- Маркузе Г.Марксизм и феминизм (Перевод К. Медведева, 2008)
- Маркузе Г.Ревизия диалектики // Маркузе Г. Разум и революция
- Маркузе Г.Конец Утопии // Логос. - 2004. - № 6( 45)
- Маркузе Г. 33 тезиса // Альтернативы. - 2007. - № 2.
Ссылки
Маркузе, Герберт на Викискладе? |
- Официальный сайт Герберта Маркузе
- «Marcuse: professor behind 1960s rebellion». Краткая биография на worldsocialism.org
- Детальная биография
- Дэвис А. Наследия Маркузе // «Скепсис»ar:هربرت ماركوز
bg:Херберт Маркузе ca:Herbert Marcuse cs:Herbert Marcuse da:Herbert Marcuseel:Χέρμπερτ Μαρκούζεet:Herbert Marcuse fa:هربرت مارکوزه fi:Herbert Marcusegl:Herbert Marcuseid:Herbert Marcuse io:Herbert Marcuseja:ヘルベルト・マルクーゼ ko:헤르베르트 마르쿠제 lt:Herbert Marcuse lv:Herberts Markūze nl:Herbert Marcuse no:Herbert Marcuse oc:Herbert Marcuse pl:Herbert Marcuse pms:Herbert Marcuse pt:Herbert Marcuse ro:Herbert Marcuse sc:Herbert Marcuse sh:Herbert Marcuse sk:Herbert Marcuse sl:Herbert Marcuse sr:Херберт Маркузе sv:Herbert Marcuse tr:Herbert Marcusevi:Herbert Marcuse zh:赫伯特·马尔库塞
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.