Саминский, Лазарь Семёнович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 29: | Строка 29: | ||
- | Вместе с [[Энгель, Иоэль|И. Энгелем]], [[Розовский, Шломо|Ш. Розовским]], [[Ахрон, Иосеф|И. Ахроном]], [[Гнесин, Михаил Фабианович|М. Гнесиным]] и другими основал в 1908 г. [[Общество Еврейской Народной Музыки|Общество еврейской народной музыки]], в 1909–16 гг. был его секретарем и председателем художественной комиссии. Участвовал в этнографических экспедициях по Кавказу, был одним из первых собирателей и исследователей музыкального фольклора и религиозной музыки [[Грузинские Евреи|грузинских евреев]]. В 1911–18 гг. жил в Тифлисе (см. [[Тбилиси]]), преподавал в Народной консерватории, в 1917–18 гг. был ее директором, дирижировал симфоническим оркестром (1915–18). | + | Вместе с [[Энгель, Иоэль|И. Энгелем]], [[Розовский, Шломо|Ш. Розовским]], [[Ахрон, Иосеф|И. Ахроном]], [[Гнесин, Михаил Фабианович|М. Гнесиным]] и другими основал в 1908 г. [[Общество Еврейской Народной Музыки|Общество еврейской народной музыки]], в 1909–16 гг. был его секретарем и председателем художественной комиссии. Участвовал в этнографических экспедициях по Кавказу, был одним из первых собирателей и исследователей музыкального фольклора и религиозной музыки [[Грузинские Евреи|грузинских евреев]]. |
+ | |||
+ | В 1911–18 гг. жил в Тифлисе (см. [[Тбилиси]]), преподавал в Народной консерватории, в 1917–18 гг. был ее директором, дирижировал симфоническим оркестром (1915–18). | ||
Строка 39: | Строка 41: | ||
- | Саминский изучал вопрос происхождения и развития еврейской музыки. Согласно Саминскому, литургический (см. [[Литургия]]) мелос евреев всех стран рассеяния (см. [[Галут]]) имеет общие корни и опирается на ближневосточную традицию. Саминский призывал к возвращению к библейским [[Кантилляция|кантилляциям]], опоре на древний мелос, к избавлению от элементов музыкального фольклора европейских народов при создании произведений еврейской музыки. (С этой позицией не соглашался И. Энгель, и в 1915 г. они полемизировали на страницах еврейской печати.) Сборник статей Саминского «О еврейской музыке» (на русском языке) опубликован в 1914 г. В России Саминский создал на библейские темы балет «Жалоба Рахили» (1913; вторая редакция 1920), оперу-балет «Видение Ариэля» (1916), симфонию «На великих реках» (1917) и многие другие произведения. | + | Саминский изучал вопрос происхождения и развития еврейской музыки. Согласно Саминскому, литургический (см. [[Литургия]]) мелос евреев всех стран рассеяния (см. [[Галут]]) имеет общие корни и опирается на ближневосточную традицию. |
+ | |||
+ | Саминский призывал к возвращению к библейским [[Кантилляция|кантилляциям]], опоре на древний мелос, к избавлению от элементов музыкального фольклора европейских народов при создании произведений еврейской музыки. (С этой позицией не соглашался И. Энгель, и в 1915 г. они полемизировали на страницах еврейской печати.) | ||
+ | |||
+ | Сборник статей Саминского «О еврейской музыке» (на русском языке) опубликован в 1914 г. В России Саминский создал на библейские темы балет «Жалоба Рахили» (1913; вторая редакция 1920), оперу-балет «Видение Ариэля» (1916), симфонию «На великих реках» (1917) и многие другие произведения. | ||
Строка 47: | Строка 53: | ||
- | В 1919 г. Саминский покинул Россию; побывал в Эрец-Исраэль, Египте, Франции и Англии, изучал синагогальную музыку; с 1920 г. поселился в США. С 1924 г. — музыкальный директор нью-йоркской реформистской (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) синагоги «Иммануэль». Выступал с концертами как дирижер, читал лекции о еврейской музыке. Был одним из учредителей американской Лиги композиторов. В композиторской практике Саминский следовал традициям позднего романтизма; в произведениях еврейской тематики широко использовал фольклорный мелос. | + | В 1919 г. Саминский покинул Россию; побывал в Эрец-Исраэль, Египте, Франции и Англии, изучал синагогальную музыку; с 1920 г. поселился в США. |
+ | |||
+ | С 1924 г. — музыкальный директор нью-йоркской реформистской (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) синагоги «Иммануэль». Выступал с концертами как дирижер, читал лекции о еврейской музыке. | ||
+ | |||
+ | Был одним из учредителей американской Лиги композиторов. В композиторской практике Саминский следовал традициям позднего романтизма; в произведениях еврейской тематики широко использовал фольклорный мелос. | ||
Строка 84: | Строка 94: | ||
[[Категория:Музыка]] | [[Категория:Музыка]] | ||
- | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]] | + | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]] |
+ | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
+ | [[Категория:Еврейская музыка]] | ||
Строка 91: | Строка 103: | ||
[[de:Lazare Saminsky]] | [[de:Lazare Saminsky]] | ||
[[en:Lazare Saminsky]] | [[en:Lazare Saminsky]] | ||
- | [[ja:ラザール・サミンスキー]]{{WikiCopyRight}} | + | [[ja:ラザール・サミンスキー]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 20:28, 27 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Саминский, Лазарь (Saminsky, Lazare; 1882, местечко Валегоцулово, Херсонская губерния, ныне город Долинское, Кировоградская область, Украина, – 1959, Порт-Честер, штат Нью-Йорк), еврейский композитор, музыковед, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Содержание |
Биография
Родился в Херсонской губернии, м. Валегоцулово, ныне Долинское Кировоградской области.
Учился в Одесском музыкальном училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и Московском филармоническом училище.
В 1905 г. за участие в студенческих революционных кружках был исключен из Московской консерватории.
В 1906–1909 гг. изучал математику, философию и древние языки в Петербургском университете.
Окончил Петербургскую консерваторию (1910) по классу композиции у Н. Римского-Корсакова [1] и А. К. Лядова и по классу дирижирования (у Н. Н. Черепнина).
Музыкальная деятельность
Вместе с И. Энгелем, Ш. Розовским, И. Ахроном, М. Гнесиным и другими основал в 1908 г. Общество еврейской народной музыки, в 1909–16 гг. был его секретарем и председателем художественной комиссии. Участвовал в этнографических экспедициях по Кавказу, был одним из первых собирателей и исследователей музыкального фольклора и религиозной музыки грузинских евреев.
В 1911–18 гг. жил в Тифлисе (см. Тбилиси), преподавал в Народной консерватории, в 1917–18 гг. был ее директором, дирижировал симфоническим оркестром (1915–18).
Отношение к еврейской музыке
Саминский изучал вопрос происхождения и развития еврейской музыки. Согласно Саминскому, литургический (см. Литургия) мелос евреев всех стран рассеяния (см. Галут) имеет общие корни и опирается на ближневосточную традицию.
Саминский призывал к возвращению к библейским кантилляциям, опоре на древний мелос, к избавлению от элементов музыкального фольклора европейских народов при создании произведений еврейской музыки. (С этой позицией не соглашался И. Энгель, и в 1915 г. они полемизировали на страницах еврейской печати.)
Сборник статей Саминского «О еврейской музыке» (на русском языке) опубликован в 1914 г. В России Саминский создал на библейские темы балет «Жалоба Рахили» (1913; вторая редакция 1920), оперу-балет «Видение Ариэля» (1916), симфонию «На великих реках» (1917) и многие другие произведения.
Зарубежные выступления
В 1919 г. Саминский покинул Россию; побывал в Эрец-Исраэль, Египте, Франции и Англии, изучал синагогальную музыку; с 1920 г. поселился в США.
С 1924 г. — музыкальный директор нью-йоркской реформистской (см. Реформизм в иудаизме) синагоги «Иммануэль». Выступал с концертами как дирижер, читал лекции о еврейской музыке.
Был одним из учредителей американской Лиги композиторов. В композиторской практике Саминский следовал традициям позднего романтизма; в произведениях еврейской тематики широко использовал фольклорный мелос.
Произведения
- Дочь Ифтаха (опера-балет, 1925), кантата "
- Царь Саул (кантата, 1929),
- Праздничное б-гослужение (1929), программная симфония с хором
- Иерусалим, град Соломона и Христа (симфония, 1930; первое исполнение — 1958)
- Хасидская сюита (1937)
- Антология духовных и обрядовых еврейских песен (1946)
- Сокровища песен древнего Израиля (1951)
- Реквием (1946)
Труды
- Музыка наших дней (1932)
- Музыка гетто и Библии (1934)
- Современная музыка Америки (1949)
- Основы дирижирования (1958)
Примечания
Ссылки
- http://www.eleven.co.il/article/13675
- [1] Российская еврейская энциклопедия
- http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&000/SNames/as145/df9aa005
- http://world.lib.ru/j/juhwidin_p_a/composers.shtml
- http://www.rekspb.ru/newsummary.php?tpi=132
- http://www.kultura.az/print.php?item_id=20081018015224160&sec_id=3
- http://www.zaharprilepin.ru/ru/rcn/2008/11/3351.htmlja:ラザール・サミンスキー
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.