Пятигорский, Григорий Павлович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи в США/Канаде» с помощью HotCat) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{О_статье|ТИП СТАТЬИ=4}} | ||
{{Музыкант | {{Музыкант | ||
| Имя = Григорий Павлович Пятигорский | | Имя = Григорий Павлович Пятигорский | ||
Строка 18: | Строка 19: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | Родился в еврейской семье. Обучаться игре на виолончели начал с семи лет, а через два года поступил на младшее отделение [[Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского|Московской консерватории]], где учился у [[Глен, Альфред Эдмундович|Альфреда фон Глена]], затем брал частные уроки у [[Брандуков, Анатолий Андреевич|Анатолия Брандукова]]. В [[1919 год]]у стал членом струнного квартета имени Ленина, возглавляемого [[Цейтлин, Лев Моисеевич|Львом Цейтлиным]], а также концертмейстером группы виолончелей оркестра [[Большой театр|Большого театра]]. Через два года Пятигорский покинул СССР, уехав сначала в [[Варшава|Варшаву]], затем в [[Лейпциг]], где совершенствовался у [[Кленгель, Юлиус|Юлиуса Кленгеля]]. В [[1924]] [[Фуртвенглер, Вильгельм|Вильгельм Фуртвенглер]] пригласил музыканта в [[Берлинский филармонический оркестр]], где он работал в течение последующих четырёх лет, после чего покинул коллектив, решив начать сольную карьеру. В Берлине Пятигорский познакомился с пианистом [[Шнабель, Артур|Артуром Шнабелем]] и скрипачом [[Флеш, Карл|Карлом Флешем]], сформировал с ними трио, которое пользовалось большой популярностью. Мировую известность как солист Пятигорский получил в [[1929]], когда впервые выступил в США с [[Нью-Йоркский филармонический оркестр|Нью-Йоркским филармоническим оркестром]]. В 1930-е — 1950-е Пятигорский также сотрудничал с [[Хейфец, Яша|Яшей Хейфецем]], [[Мильштейн, Натан Миронович|Натаном Мильштейном]], [[Рахманинов, Сергей Васильевич|Сергеем Рахманиновым]], [[Рубинштейн, Артур|Артуром Рубинштейном]], [[Горовиц, Владимир Самойлович|Владимиром Горовицем]] и другими выдающимися музыкантами своего времени. В [[1941]]—[[1949]] преподавал в [[Кёртисовский институт музыки|Кёртисовском институте]] ([[Филадельфия]]), с [[1957]] — в [[Бостон]]ском университете. Поселившись в [[1961 год]]у в Калифорнии, совместно с Хейфецем дал ряд концертов камерной музыки, многие из которых были записаны. Пятигорский продолжал играть до преклонного возраста, выступив, в частности, на концертах по случаю своего 70-летия в [[1973 год]]у. В [[1962]] и [[1966]] входил в состав жюри [[Международный конкурс имени П. И. Чайковского|Конкурса имени Чайковского]] в [[Москва|Москве]]. | + | Родился одним из шестерых детей в еврейской семье. |
+ | |||
+ | Его отец, Исаак Абрамович Пятигорский, работал в семейном книготорговом предприятии, играл на скрипке и альте в местном оркестре. Приняв православие и сменив имя на Павел Иванович, он покинул семью и поселившись в Петербурге пытался брать уроки у Леопольда Ауэра; впоследствии, разочаровавшись в музыкальной карьере, он вернулся в Екатеринослав. Мать, Бася (впоследствии Мария) Амчиславская, происходила из ремесленной семьи, её отец был столяром. | ||
+ | |||
+ | Обучаться игре на виолончели Пятигорский начал с семи лет, а через два года поступил на младшее отделение [[Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского|Московской консерватории]], где учился у [[Глен, Альфред Эдмундович|Альфреда фон Глена]], затем брал частные уроки у [[Брандуков, Анатолий Андреевич|Анатолия Брандукова]]. | ||
+ | |||
+ | В [[1919 год]]у стал членом струнного квартета имени Ленина, возглавляемого [[Цейтлин, Лев Моисеевич|Львом Цейтлиным]], а также концертмейстером группы виолончелей оркестра [[Большой театр|Большого театра]]. Через два года Пятигорский покинул СССР, уехав сначала в [[Варшава|Варшаву]], затем в [[Лейпциг]], где совершенствовался у [[Кленгель, Юлиус|Юлиуса Кленгеля]]. | ||
+ | |||
+ | В [[1924]] [[Фуртвенглер, Вильгельм|Вильгельм Фуртвенглер]] пригласил музыканта в [[Берлинский филармонический оркестр]], где он работал в течение последующих четырёх лет, после чего покинул коллектив, решив начать сольную карьеру. В Берлине Пятигорский познакомился с пианистом [[Шнабель, Артур|Артуром Шнабелем]] и скрипачом [[Флеш, Карл|Карлом Флешем]], сформировал с ними трио, которое пользовалось большой популярностью. Мировую известность как солист Пятигорский получил в [[1929]], когда впервые выступил в США с [[Нью-Йоркский филармонический оркестр|Нью-Йоркским филармоническим оркестром]]. | ||
+ | |||
+ | В 1930-е — 1950-е Пятигорский также сотрудничал с [[Хейфец, Яша|Яшей Хейфецем]], [[Мильштейн, Натан Миронович|Натаном Мильштейном]], [[Рахманинов, Сергей Васильевич|Сергеем Рахманиновым]], [[Рубинштейн, Артур|Артуром Рубинштейном]], [[Горовиц, Владимир Самойлович|Владимиром Горовицем]] и другими выдающимися музыкантами своего времени. | ||
+ | |||
+ | В [[1941]]—[[1949]] преподавал в [[Кёртисовский институт музыки|Кёртисовском институте]] ([[Филадельфия]]), с [[1957]] — в [[Бостон]]ском университете. Поселившись в [[1961 год]]у в Калифорнии, совместно с Хейфецем дал ряд концертов камерной музыки, многие из которых были записаны. Пятигорский продолжал играть до преклонного возраста, выступив, в частности, на концертах по случаю своего 70-летия в [[1973 год]]у. В [[1962]] и [[1966]] входил в состав жюри [[Международный конкурс имени П. И. Чайковского|Конкурса имени Чайковского]] в [[Москва|Москве]]. | ||
== Творчество == | == Творчество == | ||
Строка 46: | Строка 59: | ||
[[Категория:Русские эмигранты первой волны в Германии]] | [[Категория:Русские эмигранты первой волны в Германии]] | ||
[[Категория:Русские эмигранты первой волны в США]] | [[Категория:Русские эмигранты первой волны в США]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в США/Канаде]] | ||
:[[de:Gregor Piatigorsky]] | :[[de:Gregor Piatigorsky]] |
Текущая версия на 10:59, 26 марта 2013
Текст унаследован из Википедии | |
Григорий Павлович Пятигорский | |
Дата рождения |
4 (17) апреля 1903 |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти |
6 августа 1976 |
Место смерти | |
Страны | |
Профессии |
Исполнитель |
Инструменты |
Виолончель |
Григо́рий Па́влович Пятиго́рский (в английском варианте Gregor Piatigorsky; 4 (17) апреля 1903, Екатеринослав — 6 августа 1976, Лос-Анджелес) — российский и американский виолончелист.
Биография
Родился одним из шестерых детей в еврейской семье.
Его отец, Исаак Абрамович Пятигорский, работал в семейном книготорговом предприятии, играл на скрипке и альте в местном оркестре. Приняв православие и сменив имя на Павел Иванович, он покинул семью и поселившись в Петербурге пытался брать уроки у Леопольда Ауэра; впоследствии, разочаровавшись в музыкальной карьере, он вернулся в Екатеринослав. Мать, Бася (впоследствии Мария) Амчиславская, происходила из ремесленной семьи, её отец был столяром.
Обучаться игре на виолончели Пятигорский начал с семи лет, а через два года поступил на младшее отделение Московской консерватории, где учился у Альфреда фон Глена, затем брал частные уроки у Анатолия Брандукова.
В 1919 году стал членом струнного квартета имени Ленина, возглавляемого Львом Цейтлиным, а также концертмейстером группы виолончелей оркестра Большого театра. Через два года Пятигорский покинул СССР, уехав сначала в Варшаву, затем в Лейпциг, где совершенствовался у Юлиуса Кленгеля.
В 1924 Вильгельм Фуртвенглер пригласил музыканта в Берлинский филармонический оркестр, где он работал в течение последующих четырёх лет, после чего покинул коллектив, решив начать сольную карьеру. В Берлине Пятигорский познакомился с пианистом Артуром Шнабелем и скрипачом Карлом Флешем, сформировал с ними трио, которое пользовалось большой популярностью. Мировую известность как солист Пятигорский получил в 1929, когда впервые выступил в США с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.
В 1930-е — 1950-е Пятигорский также сотрудничал с Яшей Хейфецем, Натаном Мильштейном, Сергеем Рахманиновым, Артуром Рубинштейном, Владимиром Горовицем и другими выдающимися музыкантами своего времени.
В 1941—1949 преподавал в Кёртисовском институте (Филадельфия), с 1957 — в Бостонском университете. Поселившись в 1961 году в Калифорнии, совместно с Хейфецем дал ряд концертов камерной музыки, многие из которых были записаны. Пятигорский продолжал играть до преклонного возраста, выступив, в частности, на концертах по случаю своего 70-летия в 1973 году. В 1962 и 1966 входил в состав жюри Конкурса имени Чайковского в Москве.
Творчество
Пятигорский считается одним из лучших виолончелистов своего поколения. В его игре сочетались блестящая виртуозность и отменный исполнительский вкус, оригинальная фразировка, особое звучание инструмента. Наиболее ярко исполнительское искусство музыканта проявлялось при исполнении романтических сочинений. Рихард Штраус, услышав в исполнении Пятигорского соло виолончели в своей симфонической поэме «Дон Кихот», сказал: «Это звучало именно так, как я и задумывал». В исполнении музыканта впервые прозвучали концерты Кастельнуово-Тедеско, Хиндемита и Уолтона. Сам Пятигорский является автором ряда оригинальных сочинений для виолончели и переложений. Его записи считаются классикой виолончельного исполнительства.
Пятигорский был женат (с 1937 г.) на Жаклин Ребекке Луизе де Ротшильд, дочери Эдуарда Ротшильда, американской теннисистке и шахматистке. Учеником Пятигорского был виолончелист Димитрий Маркевич.
Ссылки
Григорий Пятигорский(англ.) на сайте Allmusic
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПЯТИГОРСКИЙ Григорий в ЭЕЭ
- fi:Gregor Piatigorsky
- hu:Grigorij Pavlovics Pjatyigorszkij
- ja:グレゴール・ピアティゴルスキー
- nl:Gregor Pjatigorski
- pt:Gregor Piatigorsky
- tr:Gregor Piatigorsky
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.