Леон Бакст

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add template остатье)
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}{{IsFromWiki}}
+
}}  
{{Художник
{{Художник
Строка 38: Строка 38:
== Биография ==
== Биография ==
-
Лев Розенберг родился [[10 мая]] 1866 г. в [[Гродно]] (в настоящее время [[Беларусь]]) в небогатой [[еврей]]ской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в [[Академия художеств|Академии Художеств]], подрабатывая иллюстраций книг.
+
Лев Розенберг родился [[10 мая]] 1866 г. в [[Гродно]] (в настоящее время [[Беларусь]]) в небогатой [[еврей]]ской семье учёного-талмудиста.  
-
На первой своей выставке ([[1889]]) принимает псевдоним '''Бакст''' — укороченную фамилию бабушки ('''Бакстер'''). В начале [[1890-е|90-х]] выставляется в '''Обществе акварелистов'''. В [[1893]]—[[1897]] живёт в [[Париж]]е, часто возвращаясь в [[Санкт-Петербург]]. С середины 90-х примыкает к кружку [[писатель|писателей]] и художников, формирующемуся вокруг Дягилева и [[Бенуа, Александр Николаевич|Александра Бенуа]], который позднее превратится в объединение «[[Мир Искусства]]». В [[1898]] совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, приносит ему славу.
+
После окончания гимназии учился вольнослушателем в [[Академия художеств|Академии Художеств]], подрабатывая иллюстраций книг. На первой своей выставке ([[1889]]) принимает псевдоним '''Бакст''' — укороченную фамилию бабушки ('''Бакстер''').  
 +
 
 +
В начале [[1890-е|90-х]] выставляется в '''Обществе акварелистов'''. В [[1893]]—[[1897]] живёт в [[Париж]]е, часто возвращаясь в [[Санкт-Петербург]]. С середины 90-х примыкает к кружку [[писатель|писателей]] и художников, формирующемуся вокруг Дягилева и [[Бенуа, Александр Николаевич|Александра Бенуа]], который позднее превратится в объединение «[[Мир Искусства]]». В [[1898]] совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, приносит ему славу.
Он продолжает заниматься станковой живописью, создав портреты [[Малявин, Филипп Андреевич|Малявина]] ([[1899]]), [[Розанов, Василий Васильевич|Розанова]]([[1901]]), [[Андрей Белый|Андрея Белого]]([[1905]]), [[Гиппиус, Зинаида Николаевна|Зинаиды Гиппиус]]([[1906]]). Также преподаёт живопись детям [[Владимир Александрович|великого князя Владимира]]. В [[1902]] в Париже получает заказ от [[Николай II|Николая II]] на '''Встречу русских моряков'''.
Он продолжает заниматься станковой живописью, создав портреты [[Малявин, Филипп Андреевич|Малявина]] ([[1899]]), [[Розанов, Василий Васильевич|Розанова]]([[1901]]), [[Андрей Белый|Андрея Белого]]([[1905]]), [[Гиппиус, Зинаида Николаевна|Зинаиды Гиппиус]]([[1906]]). Также преподаёт живопись детям [[Владимир Александрович|великого князя Владимира]]. В [[1902]] в Париже получает заказ от [[Николай II|Николая II]] на '''Встречу русских моряков'''.
Строка 48: Строка 50:
Во время [[Революция 1905—1907 годов в России|революции 1905 года]] Бакст работает для журналов «Жупел», «Адская почта», «[[Сатирикон (журнал)|Сатирикон]]», позднее в художественном журнале «Аполлон».
Во время [[Революция 1905—1907 годов в России|революции 1905 года]] Бакст работает для журналов «Жупел», «Адская почта», «[[Сатирикон (журнал)|Сатирикон]]», позднее в художественном журнале «Аполлон».
-
С 1907 г. Бакст живёт в основном в Париже и работает над театральными декорациями, в которых производит настоящую революцию. Он создаёт декорации для греческих трагедий, а с [[1908]] входит в историю как автор декораций для дягилевских [[Русский балет Дягилева|Ballets Russes]] — («Клеопатра» [[1909]], «Шахерезада» [[1910]], «Карнавал» 1910, «Нарцисс» [[1911]], «Дафнис и Хлоя» [[1912]]). Всё это время живёт в Европе, поскольку как [[еврей]] не имеет вида на жительство вне [[черта оседлости|черты оседлости]].
+
В 1906 г. Бакст совершил поездку в Грецию и в картине «Древний ужас» (1908) передал свое видение античности.
 +
 
 +
В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова).
 +
 
 +
Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов («Египетские ночи» Аренского, 1909; «Шехеразада» Римского-Корсакова, 1910; «Жар-птица» Стравинского, 1910; «Нарцисс» Черепнина, 1910 и другие).
 +
 
 +
Всё это время живёт в Европе, поскольку как [[еврей]] не имеет вида на жительство вне [[черта оседлости|черты оседлости]].
Во время визитов в Санкт-Петербург преподаёт в школе Званцевой. Одним из его учеников был [[Шагал, Марк Захарович|Марк Шагал]] (1908—1910), но в 1910 г. они разрывают отношения. Бакст запрещает Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пойдёт во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении приведёт молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.
Во время визитов в Санкт-Петербург преподаёт в школе Званцевой. Одним из его учеников был [[Шагал, Марк Захарович|Марк Шагал]] (1908—1910), но в 1910 г. они разрывают отношения. Бакст запрещает Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пойдёт во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении приведёт молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.
Строка 113: Строка 121:
{{DEFAULTSORT:Бакст, Леон}}
{{DEFAULTSORT:Бакст, Леон}}
 +
 +
{{ElevenCopyRight|10379|БАКСТ Леон}}
 +
{{WikiCopyRight}}
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
[[Категория:Родившиеся 10 мая]]
+
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
-
[[Категория:Родившиеся в 1866 году]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в Гродно]]
+
-
[[Категория:Умершие 28 декабря]]
+
-
[[Категория:Умершие в 1924 году]]
+
-
[[Категория:Умершие в Париже]]
+
-
[[Категория:Художники объединения «Мир искусства»]]
+
-
[[Категория:Модерн]]
+
-
[[Категория:Персоналии:Гродно]]
+
-
[[Категория:Художники России в общественном достоянии]]
+
-
[[Категория:Художники театра России]]
+
-
[[Категория:Артистические псевдонимы]]
+
-
[[Категория:Русские эмигранты первой волны во Франции]]
+
[[be-x-old:Леў Бакст]]
[[be-x-old:Леў Бакст]]
Строка 148: Строка 160:
[[sv:Léon Bakst]]
[[sv:Léon Bakst]]
[[tg:Леон Бакст]]{{WikiCopyRight}}
[[tg:Леон Бакст]]{{WikiCopyRight}}
 +
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 13:00, 24 марта 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Леон Бакст
Файл:Bakst self.JPG
Имя при рождении:

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг

Дата рождения:

10 мая 1866

Место рождения:

Гродно (Российская империя)

Дата смерти:

28 декабря 1924

Место смерти:

Париж (Франция)

Гражданство:

Российская империя

Жанр:

художник, сценограф, книжный иллюстратор

Работы на Викискладе

Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Содержание

Биография

Лев Розенберг родился 10 мая 1866 г. в Гродно (в настоящее время Беларусь) в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста.

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстраций книг. На первой своей выставке (1889) принимает псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер).

В начале 90-х выставляется в Обществе акварелистов. В 1893—1897 живёт в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкает к кружку писателей и художников, формирующемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратится в объединение «Мир Искусства». В 1898 совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, приносит ему славу.

Он продолжает заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова(1901), Андрея Белого(1905), Зинаиды Гиппиус(1906). Также преподаёт живопись детям великого князя Владимира. В 1902 в Париже получает заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1898 г. Бакст показывает работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

Во время революции 1905 года Бакст работает для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

В 1906 г. Бакст совершил поездку в Грецию и в картине «Древний ужас» (1908) передал свое видение античности.

В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова).

Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов («Египетские ночи» Аренского, 1909; «Шехеразада» Римского-Корсакова, 1910; «Жар-птица» Стравинского, 1910; «Нарцисс» Черепнина, 1910 и другие).

Всё это время живёт в Европе, поскольку как еврей не имеет вида на жительство вне черты оседлости.

Во время визитов в Санкт-Петербург преподаёт в школе Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал (1908—1910), но в 1910 г. они разрывают отношения. Бакст запрещает Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пойдёт во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении приведёт молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.

В 1914 г. Бакст избирается членом Академии Художеств.

В 1918 г. Бакст окончательно разрывает отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 г. он умирает в Париже от отёка лёгких.

Наиболее известные работы

Картины и рисунки

  • Ужин, 1902
  • «Древний ужас», 1908, Русский музей
  • Фантастический пейзаж
  • Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней
  • Элизиум
  • Портрет Зинаиды Гиппиус
  • Портрет Андрея Белого
  • Портрет Ж.Кокто, 1911;
  • Портрет Л.Мясина, 1914;
  • Портрет В.Цукки, 1917;
  • Портрет И.Рубинштейн, 1921;
  • Портрет И.Бунина, 1921

Оформление спектаклей

  • «Ипполит» Еврипида, 1902[1]

Оформление балетов

  • «Клеопатра», 1909;
  • «Жар-птица», 1910;
  • «Нарцисс», 1911;
  • «Дафнис и Хлоя», 1912.

Библиография

  • AIexandre A., Cocteau J., L’art decoratif de Leon Bakst, P., 1913;
  • Lewinson A., The story of Leon Bakst’s life, B., 1922.
  • Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975;
  • Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866—1924. Л., 1981
  • Марк Шагал, Моя Жизнь, СПб, Азбука, 2000, ISBN 5-267-00200-3

Примечания

  1. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-Х

Ссылки


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БАКСТ Леон в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.







be-x-old:Леў Бакст bg:Леон Бакстfi:Léon Bakstgl:Léon Bakstja:レオン・バクスト ka:ლეონ ბაქსტი ko:레온 박스트 la:Leo Bakst nl:Léon Bakst nn:Leon Bakst no:Leon Bakst pl:Léon Bakst sv:Léon Bakst tg:Леон БакстУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках