История евреев в Марокко в Новое время
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 16: | Строка 16: | ||
Несмотря на [[История еврейских общин в Африке в XI - XV веках#В Марокко| недружественный приём]] и запреты испанского и португальского короля, [[марраны]] бежали в Марокко всё время после 1492 года.<ref name="kayserling">''[[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865''</ref> Этот поток усилился в XVI в., после введения [[Инквизиция|инквизиции]] в Португалии. [[Марраны]] возвращались там в [[иудаизм]].<ref>там же, стр. 217</ref> | Несмотря на [[История еврейских общин в Африке в XI - XV веках#В Марокко| недружественный приём]] и запреты испанского и португальского короля, [[марраны]] бежали в Марокко всё время после 1492 года.<ref name="kayserling">''[[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865''</ref> Этот поток усилился в XVI в., после введения [[Инквизиция|инквизиции]] в Португалии. [[Марраны]] возвращались там в [[иудаизм]].<ref>там же, стр. 217</ref> | ||
+ | == XVI век == | ||
Португальские власти разрешили евреям жить на захваченных территориях и исповедовать свою веру. Поэтому многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья. По плану, составленному еврейским врачом, в 1508 году португальцы захватили порт [[Сафи (Марокко)|Сафи]], в котором жило многочисленное еврейское население. Именно поэтому город стал важным торговым центром.<ref>там же, стр. 155 и сл.</ref> В 1511 году, когда на завоевание города выступила стотысячная марокканская армия, два португальских еврея, Исаак Бенцемеро<ref>Родственник [[Авраам бен-Змирро|Авраама бен-Змирро]] из Азамора</ref> и некий Исмаил, снарядили на помощь гарнизону два корабля, команды которых состояли из евреев, вооружённых за их собственный счёт. Убрав часовых, они вошли в порт в ночное время, и таким образом спасли гарнизон.<ref>Там же, стр. 159</ref><ref>Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667</ref> | Португальские власти разрешили евреям жить на захваченных территориях и исповедовать свою веру. Поэтому многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья. По плану, составленному еврейским врачом, в 1508 году португальцы захватили порт [[Сафи (Марокко)|Сафи]], в котором жило многочисленное еврейское население. Именно поэтому город стал важным торговым центром.<ref>там же, стр. 155 и сл.</ref> В 1511 году, когда на завоевание города выступила стотысячная марокканская армия, два португальских еврея, Исаак Бенцемеро<ref>Родственник [[Авраам бен-Змирро|Авраама бен-Змирро]] из Азамора</ref> и некий Исмаил, снарядили на помощь гарнизону два корабля, команды которых состояли из евреев, вооружённых за их собственный счёт. Убрав часовых, они вошли в порт в ночное время, и таким образом спасли гарнизон.<ref>Там же, стр. 159</ref><ref>Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667</ref> | ||
- | + | В Сафи евреи имели право жить открыто с разрешения короля Эммануэля. То же самое было с 1533 года в Ассиле, которая долгое время была португальской владения. В конфликте, который имел место между маврами и губернаторами португальского владения Азамур в 1526 году, [[Авраам бен-Змирро]] и Авраам Казан, самый влиятельный еврей в Aзмуре в 1528 году, служили португальцам переговорщиками.<ref>''[[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 161, Berlin, 1865''</ref> | |
+ | |||
+ | Евреи Авраам и Самуэль Кабеца из Марокко также имели дело с португальскими генералами. В 1578 году король Себастьяо и почти вся его армия погибли в битве у Альказарквивира, и несколько дворян были взяты в плен и проданы евреям в [[Фес]]е. Евреи приняли их в своих домах очень гостеприимно, и отпустили многих из них под обещание, что они пришлют выкуп из Португалии.<ref>ib. p. 260</ref> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Многие вновь прибывшие евреев, чьи потомки продолжали говорить на [[ладино]] и [[хакития]] и которые превосходили "старых" марокканских евреев в сфере образования и интеллектуальных достижениях, впоследствии стали выдающимися деятелями в истории Марокко. Они, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659).<ref>See G. B. Ramusio in Leo Africanus, "The History and Description of Africa," ed. R. Brown, iii. 1004, London, 1896</ref> В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с [[сефард]]скими общинами изгнанников ([[Тетуан]], [[Танжер]]). В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения. | ||
+ | |||
+ | == XVII век == | ||
+ | [[Фес]] был духовным центром изгнанников, которые по всей стране ревностно соблюдали свои обычаи, молились в своих [[синагога]]х, говорили на языке [[ладино]] и в управлении общиной придерживались своих старых испанских уставов. [[Саббатианство|Движение Шабтая Цви]] в середине XVII в. имело в Марокко много приверженцев. | ||
+ | |||
+ | <!-- | ||
+ | The Jews suffered much during the great conquests of [[Al-Raschid of Morocco|Moulay Rashid]], who united the separate parts of Morocco into one single state, and wished to add to it all northwest [[Africa]]. According to Chénier, when Al-Raschid took the city of [[Marrakech]] in 1670, at the desire of the inhabitants he caused the Jewish counselor and governor of the ruling prince Abu Bakr, together with the latter and his whole family, to be publicly burned, in order to inspire terror among the Jews.<ref name="chénier">''Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc," ii. 351, Paris, 1787''</ref> He also tore down the [[synagogue]]s of the city, expelled many Jews from the Berber region of Sus and treated them tyrannically. His demands on the Jews in the way of taxes were enormous; he had them collected by Joshua ben Hamoshet, a rich Jew, to whom he was under obligations for various services and whom he appointed chief over the Jews. He even ordered the Jews to supply wine to the [[Christian]] [[slavery|slave]]s. | ||
+ | |||
+ | Евреи сильно пострадал во время великих завоеваний [[Аль-Рашид Марокко | Мулай Рашид]], который объединил отдельные части Марокко в одно государство, и хотел бы добавить к нему все северо-западе [[Африка]]. По Шенье, когда Аль-Рашид взял город [[Марракеш]] в 1670 году, по просьбе жителей он вызвал еврейский советник губернатора и правящего принца Абу Бакра, вместе с ним и всей его семьи, быть публично сожжены, для того, чтобы вдохновить террора среди евреев. <ref name="chénier">'' Шенье ", Recherches Historiques сюр-ле-Мор и др. Histoire De L'империи де Maroc," II. 351, Paris, 1787'' </ Ref> Кроме того, он сорвал [[синагоги]] ы города, многие евреи изгнаны из региона берберских Sus и относились к ним тиранически. Его требования к евреям в пути налоги были огромны, он их собрал Джошуа бен Hamoshet, богатый еврей, к которому он был по обязательствам за различные услуги и которым он назначен начальником над евреями. Он даже приказал евреям на поставку вина в [[христианскую]] [[рабством | раб]] с. --> | ||
- | |||
В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов). | В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов). | ||
Строка 61: | Строка 74: | ||
[[Категория:История евреев в новое время]] | [[Категория:История евреев в новое время]] | ||
<!-- | <!-- | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Moulay Rashid's successor was his brother [[Ismail of Morocco|Ismail]] (Moulay Ismail) (1672), one of the cruelest of tyrants. On his accession Ismail appointed his Jewish adviser [[Joseph Toledani]], son of [[Daniel Toledani]], Moulay Raschid's counselor, to be his minister, in which capacity Joseph concluded a peace between [[Morocco]] and [[Holland]]. Under Ismail's rule the ruined synagogues were rebuilt, although his taxes on Jews were oppressive. One day, he threatened to compel them to accept [[Islam]] if their [[Messiah]] did not come within a definite time. The Jews understood the hint and satisfied his pious zeal with a very large sum of money.<ref name="chénier2">''Chénier, "The Present State of the Empire of Morocco," i. 354, London, 1788; comp. Jost, "Gesch. der Israeliten," viii. 42 et seq.''</ref> The Jews, who served as tax-collectors on the whole coast, used to give Ismail a golden riding-outfit as an annual "present"--an inducement to keep them in office—and a hen and a dozen chickens fashioned in gold as a tax payment for the whole Jewish community.<ref name="chénier3">''Chénier, l.c. i. 326''</ref> Ismail had another way of securing money: for a certain sum he would sell to an aspirant for honors the position and wealth of one of his favorites. In one such transaction Maimaran, who was chief ruler over the Jews of the realm, feared a rival in Moses ibn 'A??ar, and offered the sultan a certain sum for his head. Ismail then let Moses ibn 'A??ar know how much had been offered for his head, whereupon Ibn 'A??ar offered double the sum for the head of his opponent. The sultan took the money from both, called them fools, and reconciled them to each other, whereupon Ibn 'A??ar married a daughter of Maimaran and shared with his father-in-law reign over the Jews. The same Moses ibn 'A??ar was Moorish plenipotentiary in the making of a compact with [[Great Britain]] in 1721. | Moulay Rashid's successor was his brother [[Ismail of Morocco|Ismail]] (Moulay Ismail) (1672), one of the cruelest of tyrants. On his accession Ismail appointed his Jewish adviser [[Joseph Toledani]], son of [[Daniel Toledani]], Moulay Raschid's counselor, to be his minister, in which capacity Joseph concluded a peace between [[Morocco]] and [[Holland]]. Under Ismail's rule the ruined synagogues were rebuilt, although his taxes on Jews were oppressive. One day, he threatened to compel them to accept [[Islam]] if their [[Messiah]] did not come within a definite time. The Jews understood the hint and satisfied his pious zeal with a very large sum of money.<ref name="chénier2">''Chénier, "The Present State of the Empire of Morocco," i. 354, London, 1788; comp. Jost, "Gesch. der Israeliten," viii. 42 et seq.''</ref> The Jews, who served as tax-collectors on the whole coast, used to give Ismail a golden riding-outfit as an annual "present"--an inducement to keep them in office—and a hen and a dozen chickens fashioned in gold as a tax payment for the whole Jewish community.<ref name="chénier3">''Chénier, l.c. i. 326''</ref> Ismail had another way of securing money: for a certain sum he would sell to an aspirant for honors the position and wealth of one of his favorites. In one such transaction Maimaran, who was chief ruler over the Jews of the realm, feared a rival in Moses ibn 'A??ar, and offered the sultan a certain sum for his head. Ismail then let Moses ibn 'A??ar know how much had been offered for his head, whereupon Ibn 'A??ar offered double the sum for the head of his opponent. The sultan took the money from both, called them fools, and reconciled them to each other, whereupon Ibn 'A??ar married a daughter of Maimaran and shared with his father-in-law reign over the Jews. The same Moses ibn 'A??ar was Moorish plenipotentiary in the making of a compact with [[Great Britain]] in 1721. | ||
===In the 18th century=== | ===In the 18th century=== | ||
- | |||
- | |||
The condition of the Jewish community was unchanged under [[Mohammed III of Morocco|Mohammed III]] (1757–89), who distinguished himself by his attempt to introduce [[Europe]]an culture into his kingdom. His eldest son, Moulay Ali, governor of [[Fes, Morocco|Fez]], courageously opposed his father's suggestion to impose a tax upon that city in favor of his other brothers, which tax was to be paid by the Jewish community. He stated that the Jews of Fez were already so poor that they were unable to bear the present tax and that he was not willing to increase still further their excessive misery.<ref name="chénier4">''Chénier, l.c. i. 341''</ref> His minister was the Jew [[Elijah ha-Levi]], who had at one time fallen into disgrace and had been given as a [[slavery|slave]] to a smuggler of [[Tunis]], but had been restored to favor.<ref name="jost">''Jost, l.c. viii. 45''</ref> The accession to the throne of [[Yazid of Morocco|Yazid]], on the death of Mohammed III in 1789, led to a terrible massacre of the Moroccan Jews, having refused him their support in his fight with his brother for the succession. As a punishment the richer Jews of [[Tetouan]], at his entry into the city, were tied to the tails of horses and dragged through the city. Many were killed in other ways or robbed. Jewish women were raped. The Spanish consul, Solomon Hazzan, was executed for alleged treachery, and the Jews of [[Tangier]], [[Asilah]], and [[Alcazarquivir]] were condemned to pay a large sum of money. Elijah, the minister of the former king, who had always opposed Yazid in the council, quickly embraced [[Islam]] to avoid being persecuted; but he died soon after. The cruelty of the persecutors reached its climax in Fez. In [[Rabat]], as in [[Meknes]], the Jews were ill-treated. In [[Mogador]], strife arose between the Jews and the city judge on the one hand, and the Moorish citizens on the other; the dispute was over the question of Jewish garb. Finally the Jews were ordered to pay 100,000 piasters and three shiploads of gunpowder; and most of them were arrested and beaten daily until the payment was made. Many fled beforehand to [[Gibraltar]] or other places; some died as [[martyr]]s; and some accepted Islam.<ref name="jost2">''Jost, l.c. viii. 44 et seq.''</ref> The sanguinary events of the year 1790 have been poetically described in two kinot for the Ninth of Ab, by Jacob ben Joseph al-Mali? and by David ben Aaron ibn Husain.<ref name="kaufmann">''D. Kaufmann, "Z. D. M. G." l. 238 et seq.; "R. E. J." xxxvii. 120 et seq.''</ref> | The condition of the Jewish community was unchanged under [[Mohammed III of Morocco|Mohammed III]] (1757–89), who distinguished himself by his attempt to introduce [[Europe]]an culture into his kingdom. His eldest son, Moulay Ali, governor of [[Fes, Morocco|Fez]], courageously opposed his father's suggestion to impose a tax upon that city in favor of his other brothers, which tax was to be paid by the Jewish community. He stated that the Jews of Fez were already so poor that they were unable to bear the present tax and that he was not willing to increase still further their excessive misery.<ref name="chénier4">''Chénier, l.c. i. 341''</ref> His minister was the Jew [[Elijah ha-Levi]], who had at one time fallen into disgrace and had been given as a [[slavery|slave]] to a smuggler of [[Tunis]], but had been restored to favor.<ref name="jost">''Jost, l.c. viii. 45''</ref> The accession to the throne of [[Yazid of Morocco|Yazid]], on the death of Mohammed III in 1789, led to a terrible massacre of the Moroccan Jews, having refused him their support in his fight with his brother for the succession. As a punishment the richer Jews of [[Tetouan]], at his entry into the city, were tied to the tails of horses and dragged through the city. Many were killed in other ways or robbed. Jewish women were raped. The Spanish consul, Solomon Hazzan, was executed for alleged treachery, and the Jews of [[Tangier]], [[Asilah]], and [[Alcazarquivir]] were condemned to pay a large sum of money. Elijah, the minister of the former king, who had always opposed Yazid in the council, quickly embraced [[Islam]] to avoid being persecuted; but he died soon after. The cruelty of the persecutors reached its climax in Fez. In [[Rabat]], as in [[Meknes]], the Jews were ill-treated. In [[Mogador]], strife arose between the Jews and the city judge on the one hand, and the Moorish citizens on the other; the dispute was over the question of Jewish garb. Finally the Jews were ordered to pay 100,000 piasters and three shiploads of gunpowder; and most of them were arrested and beaten daily until the payment was made. Many fled beforehand to [[Gibraltar]] or other places; some died as [[martyr]]s; and some accepted Islam.<ref name="jost2">''Jost, l.c. viii. 44 et seq.''</ref> The sanguinary events of the year 1790 have been poetically described in two kinot for the Ninth of Ab, by Jacob ben Joseph al-Mali? and by David ben Aaron ibn Husain.<ref name="kaufmann">''D. Kaufmann, "Z. D. M. G." l. 238 et seq.; "R. E. J." xxxvii. 120 et seq.''</ref> | ||
Версия 14:26, 23 марта 2013
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
12/03/2013 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Несмотря на недружественный приём и запреты испанского и португальского короля, марраны бежали в Марокко всё время после 1492 года.[1] Этот поток усилился в XVI в., после введения инквизиции в Португалии. Марраны возвращались там в иудаизм.[2]
Содержание |
XVI век
Португальские власти разрешили евреям жить на захваченных территориях и исповедовать свою веру. Поэтому многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья. По плану, составленному еврейским врачом, в 1508 году португальцы захватили порт Сафи, в котором жило многочисленное еврейское население. Именно поэтому город стал важным торговым центром.[3] В 1511 году, когда на завоевание города выступила стотысячная марокканская армия, два португальских еврея, Исаак Бенцемеро[4] и некий Исмаил, снарядили на помощь гарнизону два корабля, команды которых состояли из евреев, вооружённых за их собственный счёт. Убрав часовых, они вошли в порт в ночное время, и таким образом спасли гарнизон.[5][6]
В Сафи евреи имели право жить открыто с разрешения короля Эммануэля. То же самое было с 1533 года в Ассиле, которая долгое время была португальской владения. В конфликте, который имел место между маврами и губернаторами португальского владения Азамур в 1526 году, Авраам бен-Змирро и Авраам Казан, самый влиятельный еврей в Aзмуре в 1528 году, служили португальцам переговорщиками.[7]
Евреи Авраам и Самуэль Кабеца из Марокко также имели дело с португальскими генералами. В 1578 году король Себастьяо и почти вся его армия погибли в битве у Альказарквивира, и несколько дворян были взяты в плен и проданы евреям в Фесе. Евреи приняли их в своих домах очень гостеприимно, и отпустили многих из них под обещание, что они пришлют выкуп из Португалии.[8]
Многие вновь прибывшие евреев, чьи потомки продолжали говорить на ладино и хакития и которые превосходили "старых" марокканских евреев в сфере образования и интеллектуальных достижениях, впоследствии стали выдающимися деятелями в истории Марокко. Они, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659).[9] В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с сефардскими общинами изгнанников (Тетуан, Танжер). В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения.
XVII век
Фес был духовным центром изгнанников, которые по всей стране ревностно соблюдали свои обычаи, молились в своих синагогах, говорили на языке ладино и в управлении общиной придерживались своих старых испанских уставов. Движение Шабтая Цви в середине XVII в. имело в Марокко много приверженцев.
В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов).
Экономические позиции евреев особенно усилились при султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757–90), пытавшемся ввести в Марокко европейские порядки. Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов, которыми были обложены евреи Марокко. Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Благодаря этому еврейское население Могадора настолько выросло и приобрело влияние, что в конце XVIII в. городской торговый центр не работал в субботу.
Султаны Марокко использовали евреев на государственной службе. При каждом марокканском правителе служили советники-евреи (как правило, потомки выходцев из Испании): министры финансов, дипломатические представители и другие.
Одним из первых дипломатов-евреев в Марокко был Ш. Палаче (умер в 1616 г.), подписавший в 1610 г. договор между Марокко и Нидерландами. С приходом к власти в конце XVII в. династии Алавидов участие евреев в государственном управлении еще более возросло. Иосеф Толедано (умер около 1700 г.) был главным министром султана Исмаила (1672–1727) и заключил соглашение между Марокко и Нидерландами. Глава еврейской общины Моше Ибн Аттар (Бен-Аттар; умер, по-видимому, в 1725 г.) был уполномоченным Марокко при составлении договора с Великобританией в 1721 г.
Однако в целом положение марокканских евреев было очень тяжелым. В большинстве городов они жили в особых еврейских кварталах. Им запрещалось владеть домами и землями вне этих кварталов. Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Евреев обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети.
Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях. От этих ограничений в XVIII в. – начале XX в. удавалось освободиться лишь некоторым богатым евреям, а также тем, кто сумел приобрести гражданство одной из европейских стран, поступить на консульскую службу либо стать агентами на службе у европейских чиновников и коммерсантов, пользующихся капитуляционными правами, то есть освобожденных от налогов и подсудных только иностранным консулам, а не марокканским судам.
Во главе еврейских общин Марокко стояли нагиды, которые делили власть с раввинами. Нагиды, с одной стороны, были представителями общины перед султанской властью, а с другой — представителями власти перед общинами.
Султаны облагали еврейские общины высокими налогами: за выплату их несли ответственность нагиды, которые оказывались в трудном положении и терпели большие убытки, когда общины были не в состоянии уплатить налог. Многие марокканские нагиды, раввины, пайтаним, каббалисты, дипломаты и государственные деятели 15–18 вв. были выходцами из семей изгнанников, в основном из Испании и Португалии: Абенсур, де Авила, Уззиэль, Сереро, Толедано и другие.
Положение евреев Марокко ухудшилось за время недолгого правления Язида (1790–92). В отместку за нежелание евреев поддержать его в борьбе с братом за престол он ознаменовал свой приход к власти серией погромов, во время которых в Тетуане, Мекнесе, Марракеше, Фесе были убиты сотни евреев. Многие были вынуждены принять ислам.
Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы гетто. Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию.
Литература
- Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal", Berlin, 1865
- Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия
- Английский раздел Википедии
- Jewish Virtual Library
- Jewish Encyclopedia
- The Jews of Africa
- "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
Примечания
- ↑ Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865
- ↑ там же, стр. 217
- ↑ там же, стр. 155 и сл.
- ↑ Родственник Авраама бен-Змирро из Азамора
- ↑ Там же, стр. 159
- ↑ Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667
- ↑ Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 161, Berlin, 1865
- ↑ ib. p. 260
- ↑ See G. B. Ramusio in Leo Africanus, "The History and Description of Africa," ed. R. Brown, iii. 1004, London, 1896