Берберские евреи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (добавлена категория «Евреи в Африке» с помощью HotCat) |
|||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | |||
{{Народ | {{Народ | ||
|image= [[Изображение:Berber Jews.jpg]] | |image= [[Изображение:Berber Jews.jpg]] | ||
Строка 45: | Строка 44: | ||
По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории [[Алжир]]а с 320 г. до н. э., когда [[Птолемеи|Птолемей Сотер]] овладел [[Иерусалим]]ом и переселил многих евреев в Африку. | По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории [[Алжир]]а с 320 г. до н. э., когда [[Птолемеи|Птолемей Сотер]] овладел [[Иерусалим]]ом и переселил многих евреев в Африку. | ||
- | Еврейское население Алжира увеличилось после разрушения [[Иерусалим]]а. Согласно тем же преданиям, в этот период [[иудаизм]] широко распространился среди берберских племен.<ref name="ЭЕЭ-Алжир">[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=АЛЖИР Электронная еврейская энциклопедия]</ref> | + | Еврейское население Алжира увеличилось после разрушения [[Иерусалим]]а. Согласно тем же преданиям, в этот период [[иудаизм]] широко распространился среди берберских племен.<ref name="ЭЕЭ-Алжир">[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=АЛЖИР Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"]</ref> |
- | Согласно легендам, первые евреи поселились в [[Марокко]] в период [[Первый храм|Первого храма]], когда на побережье [[Марокко]] был основан ряд [[Финикия|финикийских колоний]], позднее перешедших под власть [[Карфаген|Карфагена]].<ref name="ЭЕЭ-Марокко">[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия]</ref> | + | Согласно легендам, первые евреи поселились в [[Марокко]] в период [[Первый храм|Первого храма]], когда на побережье [[Марокко]] был основан ряд [[Финикия|финикийских колоний]], позднее перешедших под власть [[Карфаген|Карфагена]].<ref name="ЭЕЭ-Марокко">[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"]</ref> |
<blockquote> | <blockquote> | ||
Строка 72: | Строка 71: | ||
В 640-х гг. на территорию Северо-Западной Африки вторглись арабы. Византийцы (а с ними и некоторые евреи, например, все жители [[Карфаген]]а) покинули эти земли. | В 640-х гг. на территорию Северо-Западной Африки вторглись арабы. Византийцы (а с ними и некоторые евреи, например, все жители [[Карфаген]]а) покинули эти земли. | ||
- | Однако берберские племена в Джаруа и Оресе, сплотившись вокруг племени джерба, ''занимавшего также территорию юго-восточного Алжира'', ''предводительницей которого с конца 680-х гг. была Кахина Дихья (умерла в 698 или 702 г.), исповедовавшая, согласно некоторым источникам, [[иудаизм]]'' (ее иногда называют «берберской Деборой»), оказали завоевателям упорное сопротивление. Лишь на рубеже VII–VIII вв. арабам удалось окончательно разгромить Кахину (она погибла в последней битве).<ref name="ЭЕЭ-Тунис"/><ref name="ЭЕЭ-Марокко"/><ref name="ЭЕЭ-Алжир"/> | + | Однако берберские племена в Джаруа и Оресе (восточные отроги Атласских гор), сплотившись вокруг племени ''джерба'', ''занимавшего также территорию юго-восточного Алжира'', ''предводительницей которого с конца 680-х гг. была Кахина Дихья (умерла в 698 или 702 г.), исповедовавшая, согласно некоторым источникам, [[иудаизм]]'' (ее иногда называют «берберской Деборой»), оказали завоевателям упорное сопротивление. Лишь на рубеже VII–VIII вв. арабам удалось окончательно разгромить Кахину (она погибла в последней битве).<ref name="ЭЕЭ-Тунис"/><ref name="ЭЕЭ-Марокко"/><ref name="ЭЕЭ-Алжир"/><ref>Ibn Khaldun, i. 207 et seq., iii. 193 et seq.</ref><ref>Mercier, l.c. i. 212 et seq.</ref><ref>August Müller, "Der Islam im Morgen- und Abendland," i. 420</ref> |
- | + | После арабского завоевания региона берберы, в прошлом ставшие иудеями, приняли [[ислам]]. | |
+ | Тем не менее, многие еврейские племена сохранились до конца XIX века в горах Атласа и в оазисах пустыни, хотя обычаи и нравы у них не отличались от мусульманских.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Morocco#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia]</ref> | ||
+ | |||
+ | "Старые" еврейские общины также не перешли в ислам. [[Восточные евреи]], следовавшие за арабскими войсками, пополнили существующие общины и основали новые в разных городах страны. | ||
- | + | Некоторые обычаи, которые сохранились до конца XIX века среди племен Ореса, такие, как уборка дома перед [[Песах]]ом и соблюдение субботы, следует рассматривать как пережитки [[иудаизм]]а. | |
Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были [[Караимы|караимами]]. Возможно, их потомками являлись так называемые ''бахуси'' (или ''бахуцим''), которые жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени.<ref name="ЭЕЭ-Алжир"/> | Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были [[Караимы|караимами]]. Возможно, их потомками являлись так называемые ''бахуси'' (или ''бахуцим''), которые жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени.<ref name="ЭЕЭ-Алжир"/> | ||
- | Существование [[иудаизм]]а среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина, Алжир) остались иудеями.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1221&letter=A W. Marçais "ALGERIA | + | Существование [[иудаизм]]а среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина, Алжир) остались иудеями.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1221&letter=A W. Marçais "ALGERIA" in Jewish Encyclopedia]</ref> |
== Позднее средневековье == | == Позднее средневековье == | ||
Строка 98: | Строка 100: | ||
Евреи при власти мусульманских правителей подвергались угнетению. Особенно тяжелым было положение евреев в районе Атласских гор, где они жили в деревнях на положении «данников», фактически крепостных, работая ремесленниками, погонщиками мулов и кузнецами. Они полностью зависели от местных шейхов или частных лиц, которые могли даже продавать их. Евреям приходилось работать на господ бесплатно. Они не имели права вступать в брак или отсылать свои семьи в другое место без разрешения покровителя. За убийство еврея штраф был очень незначителен. | Евреи при власти мусульманских правителей подвергались угнетению. Особенно тяжелым было положение евреев в районе Атласских гор, где они жили в деревнях на положении «данников», фактически крепостных, работая ремесленниками, погонщиками мулов и кузнецами. Они полностью зависели от местных шейхов или частных лиц, которые могли даже продавать их. Евреям приходилось работать на господ бесплатно. Они не имели права вступать в брак или отсылать свои семьи в другое место без разрешения покровителя. За убийство еврея штраф был очень незначителен. | ||
- | Завоевание региона европейскими странами отразилось в основном на общинах прибрежных городов. Евреи, жившие в районе Атласских гор - потомки первых еврейских поселенцев и принявших [[иудаизм]] берберов, говорили на диалектах [[Еврейско-Арабский Язык|еврейско-арабского]] и [[Еврейско-Берберский Язык|еврейско-берберского языков]] и были далеки от европейской культуры. Их [[синагоги]] находились в запущенном состоянии, они собирались на молитвы в частных домах, обучение было организовано плохо, не хватало помещений, занятия часто велись под открытым небом, учителя были малообразованны. К началу XX в. положение этой группы не изменилось.<ref name="ЭЕЭ-Марокко"/> | + | Завоевание региона европейскими странами отразилось в основном на общинах прибрежных городов. Евреи, жившие в районе Атласских гор - потомки первых еврейских поселенцев и принявших [[иудаизм]] берберов, говорили на диалектах [[Еврейско-Арабский Язык|еврейско-арабского]] и [[Еврейско-Берберский Язык|еврейско-берберского языков]] и были далеки от европейской культуры. По языку и внешнему виду они были полностью берберами. |
+ | |||
+ | Их [[синагоги]] находились в запущенном состоянии, они собирались на молитвы в частных домах, обучение было организовано плохо, не хватало помещений, занятия часто велись под открытым небом, учителя были малообразованны. К началу XX в. положение этой группы не изменилось.<ref name="ЭЕЭ-Марокко"/> | ||
+ | |||
+ | В 1857 году марокканский еврей [[Евреи Биляд-эль-Судан#Раввин Мордехай Аби Серур и последняя община Тимбукту|Мордехай аби Серур]] сообщил европейским исследователям о существовании еврейско-берберского племени ''[[Даггатуны|даггатунов]]'', очень многочисленного и распространённого по всей пустыне, хотя проживали они главным образом среди туарегов в оазисе Аджадж. Они помнили, что в седьмом веке были изгнаны из берберской столицы Тементита за то, что не приняли [[ислам]]. Там же, к востоку от них, жило похожее племя ''махаджри''.<ref>Horowitz, "Marokko," p. 59, Leipsic, 1887; comp. Jew. Encyc. iv. 410, s.v. Daggatun</ref> | ||
== XX век == | == XX век == | ||
Строка 119: | Строка 125: | ||
==См. также== | ==См. также== | ||
* [[Этнические группы евреев]] | * [[Этнические группы евреев]] | ||
+ | |||
+ | == Источники и ссылки == | ||
+ | * [http://www.jewishencyclopedia.com/articles/11020-morocco Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia] | ||
+ | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14178&query=ТУНИС Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"] | ||
+ | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=АЛЖИР Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"] | ||
+ | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"] | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} |
Версия 10:31, 23 марта 2013
Регулярная исправленная статья | |
Входит в |
---|
Берберские евреи — несколько групп евреев, живших до сер. XX века среди берберских племён Северной Африки и говорящих на еврейско-берберских диалектах.
Содержание |
Древние корни берберских евреев
Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове Джерба (расположенном у берегов Туниса) во времена царя Соломона. Если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в Карфагене — финикийской колонии на территории современного Туниса. Однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.) и последующего восстановления после смерти Юлия Цезаря в I в. до н.э.[1]
Следы пребывания евреев в Карфагене большей частью относятся к II–IV вв. н. э., что, по всей видимости, указывает на массовую еврейскую иммиграцию после разрушения Второго храма (70), подавления антиримского восстания евреев в Киренаике в 115–117 гг. и восстания Бар-Кохбы (132–135).
При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище — большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (значительно реже — на иврите).
Карфагенские мудрецы — рабби Хинна, рабби Ханан, рабби Ицхак и рабби Абба — упоминаются в Талмуде. В Тунисе образовались также значительные группы прозелитов. Некоторые ученые предполагают, что среди последних преобладали потомки финикийцев, этнически близких евреям, и берберы. И еврейские общины, и прозелиты Туниса подвергались нападкам со стороны христианских авторов, живших в Северной Африке.
До начала IV в. уровень жизни евреев Карфагена и других городов на территории современного Туниса был сравнительно высоким, многие еврейские семьи принадлежали к наиболее состоятельным слоям общества.
По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории Алжира с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.
Еврейское население Алжира увеличилось после разрушения Иерусалима. Согласно тем же преданиям, в этот период иудаизм широко распространился среди берберских племен.[2]
Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд финикийских колоний, позднее перешедших под власть Карфагена.[3]
Мавритания, как, впрочем, весь север Африки, как представляется, была заселена еврейскими колонистами еще до разрушения Храма. Неопределенность и сказочные традиции в отношении таких ранних поселений были позаимствованы у берберских евреев Атласа и гор Риф, района Шуши и оазиса Тафилет и многих других оазисов западных районов.
Эти евреи могут рассматриваться как потомки тех первых поселенцев. Еврейские колонисты Бориона относят свои первые поселения в стране ко временам Соломона, утверждая, что он сам построил синагогу, которая в шестом веке была превращена в церковь императора Юстиниана.[4]
Дэвидсон, который путешествовал по всему региону Атласа и познакомился с евреями, говорит, что они утверждают, что их предки все покинули Иерусалим до его уничтожения и не пошли на поселение в Вавилон, и что они делают вид, будто никогда не слышали про Иисуса из Назарета.[5][6] Эта традиция в некоторой степени подтверждается наличием надписи на иврите в провинции Фес,[7] в Волюбилисе, на крайнем западе Мавритании вблизи того, что потом назвали "Фес",[8] в Аль-Хамаде, в южной части провинции Тафилет,[9] и, как утверждал Моралис,[10] в Тементите.[11]
При господстве римлян (со II в. до н. э.) численность евреев Марокко увеличилась, выросло их благосостояние.
Археологические находки позволяют предположить, что евреи жили в Танжере еще в античные времена.
После того, как государственной религией Римской империи стало христианство (325), во всех ее провинциях положение евреев значительно ухудшилось.[3]
Средние века
Вандалы, захватившие территорию Северо-Западной Африки в 439 г., по всей видимости, не притесняли евреев. Однако с переходом региона под контроль Византии (534) начались жестокие гонения, продолжавшиеся несколько десятилетий. Во исполнение указа, изданного императором Юстинианом в 535 г., власти объявили иудаизм вне закона, запретили евреям занимать государственные должности и публично совершать богослужения, превратили синагоги в церкви; практиковали насильственное крещение.
Многие евреи переселились во внутренние области континента, в частности, в горы Аурес, где нашли убежище у берберов, среди которых было немало прозелитов. В результате несколько крупных берберских племен (в частности, джерба и нефуса) оказались под сильным влиянием иудаизма.
В седьмом веке важным дополнением к еврейскому населению Северо-Западной Африки стали испанские иммигранты, которые бежали от преследований визиготских королей и поселились в византийских городах.[3]
Смешались ли они с берберским населением, обратив его в иудаизм, остаётся открытым вопросом, на который, однако, арабские историки дают утвердительный ответ.
Ибн Хальдун категорически утверждает, что несколько берберских племён исповедовали иудаизм.[3]
В 640-х гг. на территорию Северо-Западной Африки вторглись арабы. Византийцы (а с ними и некоторые евреи, например, все жители Карфагена) покинули эти земли.
Однако берберские племена в Джаруа и Оресе (восточные отроги Атласских гор), сплотившись вокруг племени джерба, занимавшего также территорию юго-восточного Алжира, предводительницей которого с конца 680-х гг. была Кахина Дихья (умерла в 698 или 702 г.), исповедовавшая, согласно некоторым источникам, иудаизм (ее иногда называют «берберской Деборой»), оказали завоевателям упорное сопротивление. Лишь на рубеже VII–VIII вв. арабам удалось окончательно разгромить Кахину (она погибла в последней битве).[1][3][2][12][13][14]
После арабского завоевания региона берберы, в прошлом ставшие иудеями, приняли ислам. Тем не менее, многие еврейские племена сохранились до конца XIX века в горах Атласа и в оазисах пустыни, хотя обычаи и нравы у них не отличались от мусульманских.[15]
"Старые" еврейские общины также не перешли в ислам. Восточные евреи, следовавшие за арабскими войсками, пополнили существующие общины и основали новые в разных городах страны.
Некоторые обычаи, которые сохранились до конца XIX века среди племен Ореса, такие, как уборка дома перед Песахом и соблюдение субботы, следует рассматривать как пережитки иудаизма.
Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были караимами. Возможно, их потомками являлись так называемые бахуси (или бахуцим), которые жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени.[2]
Существование иудаизма среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина, Алжир) остались иудеями.[16]
Позднее средневековье
В 1159 г. регион перешел под власть Альмохадов, которые приказали всем иноверцам принять ислам. Многие евреи бежали из городов в сельскую местность (где было легче укрыться от преследований) или покинули страну.
После смены династии насильно обращённым евреям разрешили вернуться в иудаизм. Евреи побережья Северной Африки практически все перешли на арабский язык и стали частью субэтноса евреев арабских стран. Периодически в эту часть Северной Африки прибывали еврейские беженцы из стран Европы, сохранявшие свои языки и обычаи.
Евреи внутренних областей региона, оторванные от общин побережья, сохраняли берберский язык.
Новое время
Прибытие беженцев с Пиренейского полуострова добавило к еврейским общинам региона сефардов. Завоевание Алжира и Туниса Турцией стабилизировало положение евреев в этих странах.
Евреи внутренних районов региона оставались в относительной изоляции, не имея контактов с прибывшими сефардами и другими европейскими евреями.
XIX век
Евреи при власти мусульманских правителей подвергались угнетению. Особенно тяжелым было положение евреев в районе Атласских гор, где они жили в деревнях на положении «данников», фактически крепостных, работая ремесленниками, погонщиками мулов и кузнецами. Они полностью зависели от местных шейхов или частных лиц, которые могли даже продавать их. Евреям приходилось работать на господ бесплатно. Они не имели права вступать в брак или отсылать свои семьи в другое место без разрешения покровителя. За убийство еврея штраф был очень незначителен.
Завоевание региона европейскими странами отразилось в основном на общинах прибрежных городов. Евреи, жившие в районе Атласских гор - потомки первых еврейских поселенцев и принявших иудаизм берберов, говорили на диалектах еврейско-арабского и еврейско-берберского языков и были далеки от европейской культуры. По языку и внешнему виду они были полностью берберами.
Их синагоги находились в запущенном состоянии, они собирались на молитвы в частных домах, обучение было организовано плохо, не хватало помещений, занятия часто велись под открытым небом, учителя были малообразованны. К началу XX в. положение этой группы не изменилось.[3]
В 1857 году марокканский еврей Мордехай аби Серур сообщил европейским исследователям о существовании еврейско-берберского племени даггатунов, очень многочисленного и распространённого по всей пустыне, хотя проживали они главным образом среди туарегов в оазисе Аджадж. Они помнили, что в седьмом веке были изгнаны из берберской столицы Тементита за то, что не приняли ислам. Там же, к востоку от них, жило похожее племя махаджри.[17]
XX век
После 1912 г. в Марокко переехало много евреев из Алжира и Туниса.
Между 1950 и 1960 годами большинство берберских евреев выехали в Израиль, где около 2 тысяч представителей этого субэтноса, в основном люди пожилого возраста, ещё сохраняют в быту берберский язык.
В соответствующих местах они могут рассматриваться как часть марокканских, алжирских или тунисских евреев.
Раньше жили в следующих местах:
- Марокко:
- среди шильхов в горах Высокий Атлас в районе Сус: Тифнит, Уфран, Иллигх.
- в горах Средний Атлас, среди тамазигхтов: Тингхир, Уиджан, Асака, Имини, Аит-бу-Улли.
- Алжир: в районах Оран и Гурара.
- Небольшая община сохраняется на о. Джерба в Тунисе, говорящая на языке джерби.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"
- ↑ Neubauer, "Where Are the Ten Tribes?" in "Jewish Quarterly Review" i. 23
- ↑ Andrée, "Zur Volkskunde der Juden", стр. 197
- ↑ Понятно, что зацикленный на христианстве европейский исследователь не мог себе представить места, где о нём никто никогда не слышал. Между тем в этом регионе иудаизм был вытеснен исламом, а христиане никогда не приближались к нему сильнее, чем на несколько сотен километров. Знать о самом существовании этого явления могли только очень образованные люди или те, кто ходил с караванами в большие города на побережье - то есть не местные евреи. Л.Г.
- ↑ "Ha-Lebanon," iii. 110; Neubauer, l.c.
- ↑ Schürer, "Gesch." iii. 26; P. Berger, in "Bulletin Archéologique du Comité des Traveaux Historiques et Scientifiques," No. 1., pp. 64 et seq., Paris, 1892
- ↑ Horowitz, "Marokko," p. 205, Leipsic, 1887; Henry S. Morais, "The Daggatouns," p. 9, Philadelphia, 1882
- ↑ Morais, l.c.
- ↑ Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin "MOROCCO" from Jewish Encyclopedia
- ↑ Ibn Khaldun, i. 207 et seq., iii. 193 et seq.
- ↑ Mercier, l.c. i. 212 et seq.
- ↑ August Müller, "Der Islam im Morgen- und Abendland," i. 420
- ↑ Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia
- ↑ W. Marçais "ALGERIA" in Jewish Encyclopedia
- ↑ Horowitz, "Marokko," p. 59, Leipsic, 1887; comp. Jew. Encyc. iv. 410, s.v. Daggatun
См. также
Источники и ссылки
- Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.