Потоцкий, Валентин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} {{Однофамильцы|Потоцкий}} | }} {{Однофамильцы|Потоцкий}} | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Изображение:Jewish Cemetery in Vilnius2.JPG|''Памятный камень на месте бывшего еврейского кладбища в [[Вильнюс]]е ([[Снипишкес]]; [[1487]]—[[1950]]), где, как гласит надпись, были похоронены [[Виленский гаон]] и Гер-Цедек''|thumb]] | [[Изображение:Jewish Cemetery in Vilnius2.JPG|''Памятный камень на месте бывшего еврейского кладбища в [[Вильнюс]]е ([[Снипишкес]]; [[1487]]—[[1950]]), где, как гласит надпись, были похоронены [[Виленский гаон]] и Гер-Цедек''|thumb]] | ||
'''Граф Валентин Потоцкий''' ({{lang-pl|Walentyn Potocki}} р. ок. 1720), ''Авраам бен Авраам'', частно называемый просто ''Гер-Цедек'' (''евр.'' «[[Гиюр|праведный прозелит]]») — знатный польский дворянин XVIII века, перешедший из [[католичество|католичества]] в [[иудаизм]] и сожжённый по приговору церковного суда в [[Вильнюс|Вильно]] [[24 мая]] [[1749]] года. Гер-Цедек почитался как мученик еврейскими общинами [[Литва|Литвы]]. | '''Граф Валентин Потоцкий''' ({{lang-pl|Walentyn Potocki}} р. ок. 1720), ''Авраам бен Авраам'', частно называемый просто ''Гер-Цедек'' (''евр.'' «[[Гиюр|праведный прозелит]]») — знатный польский дворянин XVIII века, перешедший из [[католичество|католичества]] в [[иудаизм]] и сожжённый по приговору церковного суда в [[Вильнюс|Вильно]] [[24 мая]] [[1749]] года. Гер-Цедек почитался как мученик еврейскими общинами [[Литва|Литвы]]. | ||
==Биография== | ==Биография== | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Переход в иудаизм === | ||
+ | |||
+ | По преданию, во время учебы в Париже Потоцкий подружился с другим польским аристократом, Зарембой; однажды друзья увидели старика-еврея, погруженного в изучение [[Талмуд|Талмуда]]. | ||
+ | Они обратились к нему с просьбой посвятить их в принципы иудаизма и поклялись, что примут иудаизм, если убедятся в ложности христианской веры. | ||
+ | |||
+ | Заремба забыл об обете; Потоцкий, проучившись некоторое время в Папской академии в Риме, уехал в Амстердам и там принял иудаизм. Заремба узнал об исчезновении Потоцкого и вспомнил об их клятве. | ||
+ | Он отправился с семьей из Литвы в Амстердам, также перешел в иудаизм и впоследствии поселился в Эрец-Исраэль. Потоцкий вернулся в Литву и поселился в Илье близ Вильно. | ||
+ | |||
+ | === Донос и казнь === | ||
+ | |||
+ | Предание гласит, что однажды Потоцкий побранил мальчика, мешавшего молитве в [[Синагога|синагоге]]. Отец мальчика, невежественный портной, донес властям о [[Прозелиты|прозелите]]. Потоцкий был арестован и отдан под суд. | ||
+ | |||
+ | Несмотря на уговоры, Потоцкий отказался отречься от иудаизма. | ||
+ | По приговору суда Потоцкий был сожжен на костре у стены виленской крепости во второй день праздника [[Шавуот|Шавуот]] 5509 г. (1749), произнеся перед смертью [[Бенедикция|бенедикцию]] для принимающих мученическую смерть (см. [[Киддуш hа-Шем|Киддуш hа-Шем]]). | ||
+ | |||
+ | === Захоронение === | ||
+ | |||
+ | Один из местных евреев, Элиэзер Сицкес (Зискес), проник под видом христианина на место казни, собрал часть пепла и уцелевший палец казненного и похоронил их на еврейском кладбище. | ||
+ | |||
Был похоронен на еврейском кладбище в предместье Снипишекес ([[Шнипишкес]]) на правом берегу [[Вилия (река)|Вилии]], напротив Замковой горы и устья [[Вильня (река)|Вильни]]. На могиле Потоцкого, по устным преданиям, росло странное дерево с изогнутым стволом, которое начинало увядать, если евреям грозила беда. Перед [[Вторая мировая война|Второй мировой войной]] дерево совсем засохло или было срублено. Кладбище было закрыто в [[1930]] году и ликвидировано в [[1949]]—[[1950]] годах. Останки Потоцкого были перенесены в склеп [[Виленский гаон|Виленского гаона]] на новом еврейском кладбище в [[Шяшкине]].<ref>{{книга|автор = Аграновский Г., Гузенберг И.|часть = |заглавие = Литовский Иерусалим. Краткий путеводитель по памятным местам еврейской истории и культуры в Вильнюсе|оригинал = |ссылка = |ответственный = |издание = |место = Вильнюс|издательство = Литуанус|год = 1992|том = |страницы = 65|страниц = |серия = |isbn = |тираж = 3000}}</ref> | Был похоронен на еврейском кладбище в предместье Снипишекес ([[Шнипишкес]]) на правом берегу [[Вилия (река)|Вилии]], напротив Замковой горы и устья [[Вильня (река)|Вильни]]. На могиле Потоцкого, по устным преданиям, росло странное дерево с изогнутым стволом, которое начинало увядать, если евреям грозила беда. Перед [[Вторая мировая война|Второй мировой войной]] дерево совсем засохло или было срублено. Кладбище было закрыто в [[1930]] году и ликвидировано в [[1949]]—[[1950]] годах. Останки Потоцкого были перенесены в склеп [[Виленский гаон|Виленского гаона]] на новом еврейском кладбище в [[Шяшкине]].<ref>{{книга|автор = Аграновский Г., Гузенберг И.|часть = |заглавие = Литовский Иерусалим. Краткий путеводитель по памятным местам еврейской истории и культуры в Вильнюсе|оригинал = |ссылка = |ответственный = |издание = |место = Вильнюс|издательство = Литуанус|год = 1992|том = |страницы = 65|страниц = |серия = |isbn = |тираж = 3000}}</ref> | ||
- | История о Гер- | + | К могиле Потоцкого, над которой выросло большое дерево, стекались на поклон еврейские паломники, однако в начале 20 в. могила была разрушена фанатичными католиками. |
+ | |||
+ | Доказательств достоверности этой истории нет, однако нет также оснований отрицать ее. В годовщину мученической смерти Потоцкого евреи Вильны читали [[Каддиш]], а в [[Ава Девятое|Ава девятого]] и [[Иом-Киппур]] посещали место, где по преданию была его могила. | ||
+ | |||
+ | После Второй мировой войны евреи Вильнюса перезахоронили рядом прах Потоцкого и останки [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залмана]] (Виленского Гаона), его жены и сына на Новом еврейском кладбище и возвели над их могилами общий склеп. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Произведения == | ||
+ | |||
+ | История праведного прозелита послужила темой ряда произведений художественной литературы, например, драм [[Кацизне, Алтер|А. Кацизне]] «Дукус» («Герцог», идиш, 1926 г.) и [[Мандельштам, Леон Иосифович|Л. Мандельштама]] «Еврейская семья» (на русском, 1864 г.). | ||
+ | |||
+ | История о Гер-Цедеке — «Маасэ Гер-Цедек» — сохранилась в нескольких рукописных списках. Еврейский оригинал был издан в [[1862]] году в [[Йоханнесбург]]е. [[Крашевский, Юзеф Игнацы|Юзеф Игнацы Крашевский]] в своей «Истории Вильны» ({{lang-pl|Wilno od początków jego do roku 1750}}, том 3, [[1841]]) даёт дословный перевод рукописи с некоторыми вариантами и пропусками; по тексту Крашевского был сделан русский перевод, опубликованный в третьем томе «Еврейской библиотеки» ([[1873]]). Историк [[Шмуэль Иосеф Фин]] упоминает о Гер-Цедеке лишь вскользь. | ||
Таким образом, источники, содержащие историю графа Потоцкого, прослеживаются только до [[XIX]] века, в силу чего современные историки выражают сомнения в подлинности рассказа, полагая, что Крашевский мог его выдумать сам: слишком странно, что в источниках XVIII века столь исключительные события не нашли отражения, а в генеалогии рода Потоцких не находится места для их героя. Сторонники версии о подлинности истории графа Потоцкого полагают, что обращение в еврейскую веру знатного польского юноши могло быть слишком большим потрясением для современников, постаравшихся скрыть и забыть всё случившееся. | Таким образом, источники, содержащие историю графа Потоцкого, прослеживаются только до [[XIX]] века, в силу чего современные историки выражают сомнения в подлинности рассказа, полагая, что Крашевский мог его выдумать сам: слишком странно, что в источниках XVIII века столь исключительные события не нашли отражения, а в генеалогии рода Потоцких не находится места для их героя. Сторонники версии о подлинности истории графа Потоцкого полагают, что обращение в еврейскую веру знатного польского юноши могло быть слишком большим потрясением для современников, постаравшихся скрыть и забыть всё случившееся. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 48: | Строка 64: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1078 Статья С. Бернфельда на сайте «Толдот Йешурун»] | * [http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1078 Статья С. Бернфельда на сайте «Толдот Йешурун»] | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13294|ПОТОЦКИЙ Валентин}} | ||
[[Категория:Потоцкие|Валентин]] | [[Категория:Потоцкие|Валентин]] |
Версия 11:01, 22 марта 2013
Регулярная исправленная статья | |
Граф Валентин Потоцкий (польск. Walentyn Potocki р. ок. 1720), Авраам бен Авраам, частно называемый просто Гер-Цедек (евр. «праведный прозелит») — знатный польский дворянин XVIII века, перешедший из католичества в иудаизм и сожжённый по приговору церковного суда в Вильно 24 мая 1749 года. Гер-Цедек почитался как мученик еврейскими общинами Литвы.
Содержание |
Биография
Переход в иудаизм
По преданию, во время учебы в Париже Потоцкий подружился с другим польским аристократом, Зарембой; однажды друзья увидели старика-еврея, погруженного в изучение Талмуда. Они обратились к нему с просьбой посвятить их в принципы иудаизма и поклялись, что примут иудаизм, если убедятся в ложности христианской веры.
Заремба забыл об обете; Потоцкий, проучившись некоторое время в Папской академии в Риме, уехал в Амстердам и там принял иудаизм. Заремба узнал об исчезновении Потоцкого и вспомнил об их клятве. Он отправился с семьей из Литвы в Амстердам, также перешел в иудаизм и впоследствии поселился в Эрец-Исраэль. Потоцкий вернулся в Литву и поселился в Илье близ Вильно.
Донос и казнь
Предание гласит, что однажды Потоцкий побранил мальчика, мешавшего молитве в синагоге. Отец мальчика, невежественный портной, донес властям о прозелите. Потоцкий был арестован и отдан под суд.
Несмотря на уговоры, Потоцкий отказался отречься от иудаизма. По приговору суда Потоцкий был сожжен на костре у стены виленской крепости во второй день праздника Шавуот 5509 г. (1749), произнеся перед смертью бенедикцию для принимающих мученическую смерть (см. Киддуш hа-Шем).
Захоронение
Один из местных евреев, Элиэзер Сицкес (Зискес), проник под видом христианина на место казни, собрал часть пепла и уцелевший палец казненного и похоронил их на еврейском кладбище.
Был похоронен на еврейском кладбище в предместье Снипишекес (Шнипишкес) на правом берегу Вилии, напротив Замковой горы и устья Вильни. На могиле Потоцкого, по устным преданиям, росло странное дерево с изогнутым стволом, которое начинало увядать, если евреям грозила беда. Перед Второй мировой войной дерево совсем засохло или было срублено. Кладбище было закрыто в 1930 году и ликвидировано в 1949—1950 годах. Останки Потоцкого были перенесены в склеп Виленского гаона на новом еврейском кладбище в Шяшкине.[1]
К могиле Потоцкого, над которой выросло большое дерево, стекались на поклон еврейские паломники, однако в начале 20 в. могила была разрушена фанатичными католиками.
Доказательств достоверности этой истории нет, однако нет также оснований отрицать ее. В годовщину мученической смерти Потоцкого евреи Вильны читали Каддиш, а в Ава девятого и Иом-Киппур посещали место, где по преданию была его могила.
После Второй мировой войны евреи Вильнюса перезахоронили рядом прах Потоцкого и останки Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона), его жены и сына на Новом еврейском кладбище и возвели над их могилами общий склеп.
Произведения
История праведного прозелита послужила темой ряда произведений художественной литературы, например, драм А. Кацизне «Дукус» («Герцог», идиш, 1926 г.) и Л. Мандельштама «Еврейская семья» (на русском, 1864 г.).
История о Гер-Цедеке — «Маасэ Гер-Цедек» — сохранилась в нескольких рукописных списках. Еврейский оригинал был издан в 1862 году в Йоханнесбурге. Юзеф Игнацы Крашевский в своей «Истории Вильны» (польск. Wilno od początków jego do roku 1750, том 3, 1841) даёт дословный перевод рукописи с некоторыми вариантами и пропусками; по тексту Крашевского был сделан русский перевод, опубликованный в третьем томе «Еврейской библиотеки» (1873). Историк Шмуэль Иосеф Фин упоминает о Гер-Цедеке лишь вскользь.
Таким образом, источники, содержащие историю графа Потоцкого, прослеживаются только до XIX века, в силу чего современные историки выражают сомнения в подлинности рассказа, полагая, что Крашевский мог его выдумать сам: слишком странно, что в источниках XVIII века столь исключительные события не нашли отражения, а в генеалогии рода Потоцких не находится места для их героя. Сторонники версии о подлинности истории графа Потоцкого полагают, что обращение в еврейскую веру знатного польского юноши могло быть слишком большим потрясением для современников, постаравшихся скрыть и забыть всё случившееся.
Примечания
- ↑ Аграновский Г., Гузенберг И. Литовский Иерусалим. Краткий путеводитель по памятным местам еврейской истории и культуры в Вильнюсе. — Вильнюс: Литуанус, 1992. — С. 65. — 3000 экз.
Ссылки
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОТОЦКИЙ Валентин в ЭЕЭpl:Walentyn Potocki
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.