Саминский, Лазарь Семёнович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}'''Лазарь (Элиэзер) Семенович Саминский''' (8 ноября 1882, [[Валегоцулово]], Одесский уезд Херсонской губернии — 30 июня 1959, [[Port Chester, New York |Порт-Честер]], Нью-Йорк) — российский и американский композитор и музыковед.
+
}}'''Саминский, Лазарь''' (Saminsky, Lazare; 1882, местечко Валегоцулово, Херсонская губерния, ныне город Долинское, Кировоградская область, Украина, – 1959, Порт-Честер, штат Нью-Йорк), еврейский композитор, музыковед, дирижер, музыкально-общественный деятель.  
 +
 
== Биография ==
== Биография ==
Строка 17: Строка 18:
Учился в Одесском музыкальном училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и Московском филармоническом училище.
Учился в Одесском музыкальном училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и Московском филармоническом училище.
 +
 +
В 1905 г. за участие в студенческих революционных кружках был исключен из Московской консерватории.
 +
 +
В 1906–1909 гг. изучал математику, философию и древние языки в Петербургском университете.
Окончил Петербургскую консерваторию (1910) по классу композиции у Н. Римского-Корсакова <ref>[http://www.aen.ru/index.php?page=article&category=culture&article_id=86&PHPSESSID=0o93ioqto8lbd9t7ajic8pe567 Агентство Еврейских Новостей Главные новости<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>  и А. К. Лядова и по классу дирижирования (у Н. Н. Черепнина).
Окончил Петербургскую консерваторию (1910) по классу композиции у Н. Римского-Корсакова <ref>[http://www.aen.ru/index.php?page=article&category=culture&article_id=86&PHPSESSID=0o93ioqto8lbd9t7ajic8pe567 Агентство Еврейских Новостей Главные новости<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>  и А. К. Лядова и по классу дирижирования (у Н. Н. Черепнина).
-
Один из основателей Общества еврейской народной музыки. Исследователь фольклора грузинских евреев. Директор Тифлисской консерватории (1917).
+
 
 +
Вместе с [[Энгель, Иоэль|И. Энгелем]], [[Розовский, Шломо|Ш. Розовским]], [[Ахрон, Иосеф|И. Ахроном]], [[Гнесин, Михаил Фабианович|М. Гнесиным]] и другими основал в 1908 г. [[Общество Еврейской Народной Музыки|Общество еврейской народной музыки]], в 1909–16 гг. был его секретарем и председателем художественной комиссии. Участвовал в этнографических экспедициях по Кавказу, был одним из первых собирателей и исследователей музыкального фольклора и религиозной музыки [[Грузинские Евреи|грузинских евреев]]. В 1911–18 гг. жил в Тифлисе (см. [[Тбилиси]]), преподавал в Народной консерватории, в 1917–18 гг. был ее директором, дирижировал симфоническим оркестром (1915–18).
 +
 
 +
 
[[Файл:Emanu-elNYjeh.JPG|thumb|250px|Temple Emanu-El]]
[[Файл:Emanu-elNYjeh.JPG|thumb|250px|Temple Emanu-El]]
-
С 1919 года жил в [[Эрец-Исраэль]], с 1920 года — в США.
 
-
Музыкальный директор одной из крупнейших реформистских синагог Нью-Йорка [[:en: Congregation Emanu-El of New York |«Темпль Эмману-Эл»]] .
+
Саминский изучал вопрос происхождения и развития еврейской музыки. Согласно Саминскому, литургический (см. [[Литургия]]) мелос евреев всех стран рассеяния (см. [[Галут]]) имеет общие корни и опирается на ближневосточную традицию. Саминский призывал к возвращению к библейским [[Кантилляция|кантилляциям]], опоре на древний мелос, к избавлению от элементов музыкального фольклора европейских народов при создании произведений еврейской музыки. (С этой позицией не соглашался И. Энгель, и в 1915 г. они полемизировали на страницах еврейской печати.) Сборник статей Саминского «О еврейской музыке» (на русском языке) опубликован в 1914 г. В России Саминский создал на библейские темы балет «Жалоба Рахили» (1913; вторая редакция 1920), оперу-балет «Видение Ариэля» (1916), симфонию «На великих реках» (1917) и многие другие произведения.
 +
 
 +
В 1919 г. Саминский покинул Россию; побывал в Эрец-Исраэль, Египте, Франции и Англии, изучал синагогальную музыку; с 1920 г. поселился в США. С 1924 г. — музыкальный директор нью-йоркской реформистской (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) синагоги «Иммануэль». Выступал с концертами как дирижер, читал лекции о еврейской музыке. Был одним из учредителей американской Лиги композиторов. В композиторской практике Саминский следовал традициям позднего романтизма; в произведениях еврейской тематики широко использовал фольклорный мелос.
 +
 
 +
 
-
Один из учредителей Американской лиги композиторов.
 
== Произведения ==
== Произведения ==
Строка 37: Строка 47:
* Антология духовных и обрядовых еврейских песен (1946)
* Антология духовных и обрядовых еврейских песен (1946)
* Сокровища песен древнего Израиля (1951)
* Сокровища песен древнего Израиля (1951)
 +
* Реквием (1946)
 +
 
 +
 +
== Труды ==
== Труды ==
Строка 55: Строка 69:
* http://www.kultura.az/print.php?item_id=20081018015224160&sec_id=3
* http://www.kultura.az/print.php?item_id=20081018015224160&sec_id=3
* http://www.zaharprilepin.ru/ru/rcn/2008/11/3351.html
* http://www.zaharprilepin.ru/ru/rcn/2008/11/3351.html
 +
 +
[[Категория:Музыка]]
 +
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]] 
   
   

Версия 11:17, 21 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Саминский, Лазарь (Saminsky, Lazare; 1882, местечко Валегоцулово, Херсонская губерния, ныне город Долинское, Кировоградская область, Украина, – 1959, Порт-Честер, штат Нью-Йорк), еврейский композитор, музыковед, дирижер, музыкально-общественный деятель.


Содержание

Биография

Родился в Херсонской губернии, м. Валегоцулово, ныне Долинское Кировоградской области.

Учился в Одесском музыкальном училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и Московском филармоническом училище.

В 1905 г. за участие в студенческих революционных кружках был исключен из Московской консерватории.

В 1906–1909 гг. изучал математику, философию и древние языки в Петербургском университете.

Окончил Петербургскую консерваторию (1910) по классу композиции у Н. Римского-Корсакова [1] и А. К. Лядова и по классу дирижирования (у Н. Н. Черепнина).


Вместе с И. Энгелем, Ш. Розовским, И. Ахроном, М. Гнесиным и другими основал в 1908 г. Общество еврейской народной музыки, в 1909–16 гг. был его секретарем и председателем художественной комиссии. Участвовал в этнографических экспедициях по Кавказу, был одним из первых собирателей и исследователей музыкального фольклора и религиозной музыки грузинских евреев. В 1911–18 гг. жил в Тифлисе (см. Тбилиси), преподавал в Народной консерватории, в 1917–18 гг. был ее директором, дирижировал симфоническим оркестром (1915–18).



Саминский изучал вопрос происхождения и развития еврейской музыки. Согласно Саминскому, литургический (см. Литургия) мелос евреев всех стран рассеяния (см. Галут) имеет общие корни и опирается на ближневосточную традицию. Саминский призывал к возвращению к библейским кантилляциям, опоре на древний мелос, к избавлению от элементов музыкального фольклора европейских народов при создании произведений еврейской музыки. (С этой позицией не соглашался И. Энгель, и в 1915 г. они полемизировали на страницах еврейской печати.) Сборник статей Саминского «О еврейской музыке» (на русском языке) опубликован в 1914 г. В России Саминский создал на библейские темы балет «Жалоба Рахили» (1913; вторая редакция 1920), оперу-балет «Видение Ариэля» (1916), симфонию «На великих реках» (1917) и многие другие произведения.

В 1919 г. Саминский покинул Россию; побывал в Эрец-Исраэль, Египте, Франции и Англии, изучал синагогальную музыку; с 1920 г. поселился в США. С 1924 г. — музыкальный директор нью-йоркской реформистской (см. Реформизм в иудаизме) синагоги «Иммануэль». Выступал с концертами как дирижер, читал лекции о еврейской музыке. Был одним из учредителей американской Лиги композиторов. В композиторской практике Саминский следовал традициям позднего романтизма; в произведениях еврейской тематики широко использовал фольклорный мелос.



Произведения

  • Дочь Ифтаха (опера-балет, 1925), кантата "
  • Царь Саул (кантата, 1929),
  • Праздничное б-гослужение (1929), программная симфония с хором
  • Иерусалим, град Соломона и Христа (симфония, 1930; первое исполнение — 1958)
  • Хасидская сюита (1937)
  • Антология духовных и обрядовых еврейских песен (1946)
  • Сокровища песен древнего Израиля (1951)
  • Реквием (1946)



Труды

  • Музыка наших дней (1932)
  • Музыка гетто и Библии (1934)
  • Современная музыка Америки (1949)
  • Основы дирижирования (1958)

Примечания

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках