Аскеза
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…») |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями. | Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями. | ||
- | |||
- | |||
- | == | + | == Аскетизм в иудаизме == |
- | + | ||
- | + | ||
- | |||
- | + | Аскетизм никогда не занимал существенного места в еврейской религии. В [[Библия|Библии]] упоминаются лишь две специфические группы, практиковавшие в той или иной степени аскетизм — назореи (см. [[Назорей]]) и [[Рехавиты|рехавиты]], а также различные способы аскезы, к которым прибегал Иехезкель (Иех. 4:4–15), очевидно, чтобы вызвать откровение. Единственным видом аскетизма, получившим распространение и всеобщее признание, как можно полагать, уже в библейский период, является пост, рассматриваемый в Библии как мера «смирения души» (Лев. 23:27; Ис. 58:3). [[Пророки И Пророчество|Пророки]] неоднократно подчеркивали, что пост и другие умерщвления плоти сами по себе не ублажают Бога и правомерны и целесообразны лишь тогда, когда способствуют моральному совершенствованию человека. | |
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | == | + | == Отношение к аскетизму в Талмуде == |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | |||
- | |||
- | + | Еще более критичны по отношению к аскетизму талмудические авторитеты: они рассматривают аскетизм и отшельничество как противоречащие стремлению Бога дать людям возможность наслаждаться дарованной им земной жизнью. Одним из наиболее характерных в этом плане является следующее высказывание [[Рава|Равы]]: «Всякий человек должен будет дать отчет в день Суда относительно всего дозволенного, чем он мог бы насладиться, но не сделал этого» (ТИ., Кид. 4:12). По мнению большинства исследователей, лишь в периоды жестоких преследований, обрушившихся на евреев и на иудаизм в эпоху Второго [[Храм|храма]] и после его разрушения, аскетизму придали характер широко распространенного движения, что нашло отражение также в [[Талмуд|Талмуде]] и [[Мидраш|мидрашах]]. Тогда же возникает и ряд сект, как кумраниты (см. [[Кумран]]), [[Ессеи|ессеи]], [[Терапевты|терапевты]], у которых тенденции аскетизма приобретают наиболее последовательное — внутри иудаизма — выражение. Именно в это время сложилась и доктрина [[Киддуш hа-Шем|Киддуш hа-Шем]] (самопожертвование во славу имени Божия). | |
- | + | ||
- | + | Индивидуальная мотивация для различных видов аскезы, налагаемых на себя отдельной личностью, также допустима, но и здесь авторитеты иудаизма подчеркивают значимость не этих мер, как таковых, а цели, к которой стремится налагающий их на себя. | |
- | + | Средневековые ученые в целом относятся к аскетизму так же, как и авторитеты талмудического периода. [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] не считает аскетизм аналогом праведного образа жизни, ибо, если бы аскетизм стал всеобщим, это привело бы к прекращению существования людей на земле. С другой стороны, [[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахья Ибн Пакуда]] видит в регулярных постах и в ряде других видов аскетизма необходимое средство достижения этического совершенства. Согласно [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Шломо Ибн Габиролу]], физические потребности человека нуждаются в контроле разума. | |
- | + | [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]] протестует против представления, что умерщвление плоти является само по себе добродетельным действием. Наиболее последовательно среди средневековых философов поддерживал аскетизм Аврахам бен Хия. По [[Маймонид|Маймониду]], аскетическое самоограничение столь же нежелательно, как и стремление удовлетворить все свои желания. Вероятно, лучше всего обобщил подход иудаизма к аскетизму [[Луццатто, Моше Хаим|Моше Хаим Луццатто]], согласно которому самоограничение естественно для человека как стремление сохранить свою человеческую сущность; в то же время стремление лишить человека наслаждений ошибочно и грешно, ибо ведет к нарушению его физического и духовного здоровья. Об аскетизме в мистической традиции см. [[Каббала]], а также [[Пост]]. | |
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Литература == | == Литература == | ||
Строка 87: | Строка 56: | ||
[[Категория:Религия]] | [[Категория:Религия]] | ||
+ | [[Категория:Этика иудаизма]] | ||
Версия 21:54, 20 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение»), аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.
Аскет — человек, практикующий аскезу.
В более широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.
Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями.
Содержание |
Аскетизм в иудаизме
Аскетизм никогда не занимал существенного места в еврейской религии. В Библии упоминаются лишь две специфические группы, практиковавшие в той или иной степени аскетизм — назореи (см. Назорей) и рехавиты, а также различные способы аскезы, к которым прибегал Иехезкель (Иех. 4:4–15), очевидно, чтобы вызвать откровение. Единственным видом аскетизма, получившим распространение и всеобщее признание, как можно полагать, уже в библейский период, является пост, рассматриваемый в Библии как мера «смирения души» (Лев. 23:27; Ис. 58:3). Пророки неоднократно подчеркивали, что пост и другие умерщвления плоти сами по себе не ублажают Бога и правомерны и целесообразны лишь тогда, когда способствуют моральному совершенствованию человека.
Отношение к аскетизму в Талмуде
Еще более критичны по отношению к аскетизму талмудические авторитеты: они рассматривают аскетизм и отшельничество как противоречащие стремлению Бога дать людям возможность наслаждаться дарованной им земной жизнью. Одним из наиболее характерных в этом плане является следующее высказывание Равы: «Всякий человек должен будет дать отчет в день Суда относительно всего дозволенного, чем он мог бы насладиться, но не сделал этого» (ТИ., Кид. 4:12). По мнению большинства исследователей, лишь в периоды жестоких преследований, обрушившихся на евреев и на иудаизм в эпоху Второго храма и после его разрушения, аскетизму придали характер широко распространенного движения, что нашло отражение также в Талмуде и мидрашах. Тогда же возникает и ряд сект, как кумраниты (см. Кумран), ессеи, терапевты, у которых тенденции аскетизма приобретают наиболее последовательное — внутри иудаизма — выражение. Именно в это время сложилась и доктрина Киддуш hа-Шем (самопожертвование во славу имени Божия).
Индивидуальная мотивация для различных видов аскезы, налагаемых на себя отдельной личностью, также допустима, но и здесь авторитеты иудаизма подчеркивают значимость не этих мер, как таковых, а цели, к которой стремится налагающий их на себя.
Средневековые ученые в целом относятся к аскетизму так же, как и авторитеты талмудического периода. Саадия Гаон не считает аскетизм аналогом праведного образа жизни, ибо, если бы аскетизм стал всеобщим, это привело бы к прекращению существования людей на земле. С другой стороны, Бахья Ибн Пакуда видит в регулярных постах и в ряде других видов аскетизма необходимое средство достижения этического совершенства. Согласно Шломо Ибн Габиролу, физические потребности человека нуждаются в контроле разума.
Иехуда hа-Леви протестует против представления, что умерщвление плоти является само по себе добродетельным действием. Наиболее последовательно среди средневековых философов поддерживал аскетизм Аврахам бен Хия. По Маймониду, аскетическое самоограничение столь же нежелательно, как и стремление удовлетворить все свои желания. Вероятно, лучше всего обобщил подход иудаизма к аскетизму Моше Хаим Луццатто, согласно которому самоограничение естественно для человека как стремление сохранить свою человеческую сущность; в то же время стремление лишить человека наслаждений ошибочно и грешно, ибо ведет к нарушению его физического и духовного здоровья. Об аскетизме в мистической традиции см. Каббала, а также Пост.
Литература
- Сборник Добротолюбие в переложении на русский язык свт. Феофана Затворника — Аскетизм в Православии
- Аскетизм в Православии // Статья на портале «Азбука веры»
- Е. Королькова. Смысл аскезы в философии Н. А. Бердяева // Феномен удовольствия в культуре. Матер. междунар. науч. форума. — СПб.: Центр изучения культуры, 2004, с. 38-41
- Свенцицкий В. Мировое значение аскетического христианства // Собрание сочинений. М.: Даръ, 2011.
См. также
- Добротолюбие — Аскетизм в Православии
- Исихазм — Аскетизм в Православии
- Опрощение (идеология)
- Аскеты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть по возможности подкреплена ссылками, это увеличивает авторитетность материалов Ежевики.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка стоит на статье с 12 мая 2011. |
bg:Аскетизъм ca:Ascetisme cs:Askezeeo:Asketismoet:Askees eu:Aszetismo fi:Asketismihr:Askeza ia:Ascetismo id:Asketisme io:Asketismoja:禁欲主義 ka:ასკეტიზმი kk:Аскетизм ko:금욕주의 lt:Asketizmas lv:Askēze nl:Ascese nn:Asket no:Askese pl:Ascetyzm pt:Ascese ro:Asceză sh:Askezasl:Askeza sq:Asketizmi sr:Аскеза sv:Askesur:رہبانیت vi:Tu khổ hạnh zh:禁慾主義Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.