Эренпрайз, Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Эренпрайз, Мордехай (ЭЕЭ)» в «Эренпрайз, Мордехай») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Эренпрайз, Мордехай''' (Ehrenpreis, Mordechai [Marcus]; Маркус; 1860, Лемберг, Австро-Венгрия /ныне Львов, Украина/, – 1951, Стокгольм, Швеция), раввин, публицист, общественный деятель. Писал на [[Иврит Язык|иврите]], а также на шведском, немецком и английском языках. | + | '''Эренпрайз, Мордехай''' (Ehrenpreis, Mordechai [Marcus]; Маркус; 1860, Лемберг, Австро-Венгрия /ныне Львов, Украина/, – 1951, Стокгольм, Швеция), раввин, публицист, общественный деятель. Писал на [[Иврит Язык|иврите]], а также на шведском, немецком и английском языках. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | В 1896 г. Эренпрайз был избран раввином [[Местечко|местечка]] Дьяково в Хорватии (Австро-Венгрия), в 1900 г. — главным раввином Софии ([[Болгария]]). Активно выступал в защиту прав национальных меньшинств Болгарии, завоевал авторитет в стране. В 1913 г. царь Болгарии Фердинанд I Кобургский послал Эренпрайза к европейским банкирам со специальной миссией — просьбой о предоставлении займов. С 1914 г. Эренпрайз — главный раввин Швеции. Развернул широкую деятельность по оказанию помощи еврейским беженцам Первой мировой войны. Прибыв в Швецию в возрасте 45 лет, вскоре стал говорить и писать на безупречном шведском языке. | + | Отец Эренпрайза был владельцем еврейской типографии. Эренпрайз получил домашнее еврейское образование, затем учился в средних и высших учебных заведениях Австро-Венгрии и Пруссии, посещал лекции в [[Хохшуле Фюр Ди Виссеншафт Дес Юдентумс|Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс]] в Берлине. |
+ | |||
+ | 15-летним подростком стал сотрудничать в ивритском еженедельнике [[«hа-Маггид»]], впоследствии был постоянным автором ежемесячника [[«hа-Шиллоах»]]. | ||
+ | == Раввин == | ||
+ | |||
+ | В 1896 г. Эренпрайз был избран раввином [[Местечко|местечка]] Дьяково в Хорватии (Австро-Венгрия), в 1900 г. — главным раввином Софии ([[Болгария]]). | ||
+ | |||
+ | Активно выступал в защиту прав национальных меньшинств Болгарии, завоевал авторитет в стране. | ||
+ | |||
+ | В 1913 г. царь Болгарии Фердинанд I Кобургский послал Эренпрайза к европейским банкирам со специальной миссией — просьбой о предоставлении займов. | ||
+ | |||
+ | С 1914 г. Эренпрайз — главный раввин Швеции. Развернул широкую деятельность по оказанию помощи еврейским беженцам Первой мировой войны. | ||
+ | |||
+ | Прибыв в Швецию в возрасте 45 лет, вскоре стал говорить и писать на безупречном шведском языке. | ||
+ | == Сионист == | ||
Эренпрайз — активный участник сионистского (см. [[Сионизм]]) движения с момента его создания. По просьбе [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] Эренпрайз переводил на иврит приглашения делегатам 1-го [[Сионистские Конгрессы|Сионистского конгресса]] и сам печатал тексты на пишущей машинке. Эренпрайз принимал деятельное участие в нескольких Сионистских конгрессах. Он примкнул к тем делегатам 4-го Сионистского конгресса (Лондон, 1900 г.), которые требовали включить в программу [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] пункт о культурно-воспитательной работе. Однако позднее Эренпрайз отошел от сионизма и фактически принял точку зрения тех религиозных оппонентов сионистского движения, которые считали, что пребывание в [[Диаспора|диаспоре]] является истинным путем еврейского народа, дающим ему возможность исполнить свою миссию среди других народов. | Эренпрайз — активный участник сионистского (см. [[Сионизм]]) движения с момента его создания. По просьбе [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] Эренпрайз переводил на иврит приглашения делегатам 1-го [[Сионистские Конгрессы|Сионистского конгресса]] и сам печатал тексты на пишущей машинке. Эренпрайз принимал деятельное участие в нескольких Сионистских конгрессах. Он примкнул к тем делегатам 4-го Сионистского конгресса (Лондон, 1900 г.), которые требовали включить в программу [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] пункт о культурно-воспитательной работе. Однако позднее Эренпрайз отошел от сионизма и фактически принял точку зрения тех религиозных оппонентов сионистского движения, которые считали, что пребывание в [[Диаспора|диаспоре]] является истинным путем еврейского народа, дающим ему возможность исполнить свою миссию среди других народов. |
Версия 17:14, 18 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Эренпрайз, Мордехай (Ehrenpreis, Mordechai [Marcus]; Маркус; 1860, Лемберг, Австро-Венгрия /ныне Львов, Украина/, – 1951, Стокгольм, Швеция), раввин, публицист, общественный деятель. Писал на иврите, а также на шведском, немецком и английском языках.
Биографические сведения
Отец Эренпрайза был владельцем еврейской типографии. Эренпрайз получил домашнее еврейское образование, затем учился в средних и высших учебных заведениях Австро-Венгрии и Пруссии, посещал лекции в Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс в Берлине.
15-летним подростком стал сотрудничать в ивритском еженедельнике «hа-Маггид», впоследствии был постоянным автором ежемесячника «hа-Шиллоах».
Раввин
В 1896 г. Эренпрайз был избран раввином местечка Дьяково в Хорватии (Австро-Венгрия), в 1900 г. — главным раввином Софии (Болгария).
Активно выступал в защиту прав национальных меньшинств Болгарии, завоевал авторитет в стране.
В 1913 г. царь Болгарии Фердинанд I Кобургский послал Эренпрайза к европейским банкирам со специальной миссией — просьбой о предоставлении займов.
С 1914 г. Эренпрайз — главный раввин Швеции. Развернул широкую деятельность по оказанию помощи еврейским беженцам Первой мировой войны.
Прибыв в Швецию в возрасте 45 лет, вскоре стал говорить и писать на безупречном шведском языке.
Сионист
Эренпрайз — активный участник сионистского (см. Сионизм) движения с момента его создания. По просьбе Т. Герцля Эренпрайз переводил на иврит приглашения делегатам 1-го Сионистского конгресса и сам печатал тексты на пишущей машинке. Эренпрайз принимал деятельное участие в нескольких Сионистских конгрессах. Он примкнул к тем делегатам 4-го Сионистского конгресса (Лондон, 1900 г.), которые требовали включить в программу Сионистской организации пункт о культурно-воспитательной работе. Однако позднее Эренпрайз отошел от сионизма и фактически принял точку зрения тех религиозных оппонентов сионистского движения, которые считали, что пребывание в диаспоре является истинным путем еврейского народа, дающим ему возможность исполнить свою миссию среди других народов.
Эренпрайз был основателем и редактором еврейского научного журнала «Юдиск тидскрифт» («Еврейский журнал») с 1928 г.; в 1935 г. королевским указом ему присвоено звание профессора за заслуги в области шведской культуры.
Наиболее известные из книг Эренпрайза: путевые заметки «Душа восточной страны» (шведский язык, 1926, английский язык 1928); заметки о евреях Испании «Страна между Востоком и Западом» (шведский язык, 1927); сборник религиозно-исторических эссе «Пророки и провидцы, построившие Израиль» (тт. 1–3, шведский язык, 1929–43); мемуары «Моя жизнь между Востоком и Западом» (шведский язык, 1946, иврит 1951).
В 1920 г. по инициативе Эренпрайза в Швеции было создано Еврейское литературное общество, издавшее несколько литературных сборников. Для первого сборника лирики переводы с иврита и идиш выполнили Эренпрайз и член Шведской академии Р. Юсефсон (см. Юсефсон, семья); во второй сборник («Настоящее и будущее Израиля») вошли избранные статьи еврейских мыслителей. Эренпрайз издал также сборник документов «Герцль» со своим предисловием.
Несмотря на смену политических воззрений, Эренпрайз считал 1-й Сионистский конгресс, а также образование еврейского государства и его победу в Войне за независимость величайшими событиями современности. Его общественная и литературная деятельность сыграла большую роль в национальном воспитании евреев Швеции.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭРЕНПРАЙЗ Мордехай в ЭЕЭ