Ваикра (Левит), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Разделение книги на недельные главы: викификация) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=2 | ||
{{другое значение|Это статья о третьей книге [[Пятикнижие|Пятикнижия]]. О священническом сословии см. статью [[Левиты]].}} | {{другое значение|Это статья о третьей книге [[Пятикнижие|Пятикнижия]]. О священническом сословии см. статью [[Левиты]].}} | ||
{{другое значение|[[Вайикра (недельный раздел)]]}} | {{другое значение|[[Вайикра (недельный раздел)]]}} | ||
Строка 30: | Строка 31: | ||
Таким образом идея святости и освящения — господствующая идея книги Левит, объединяющая все предписания и законы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа. Идея святости проходит красной нитью через все главы книги Левит — святость коэнов, святость народа Израиля, святость Земли Израиля, святость субботы и праздников. Особая роль отводится сынам Аарона, священникам: коэн приносит жертву и служит посредником между Израилем и его Богом. Основная задача священников — наставление народа в том, как отличать «священное от неосвященного и нечистое от чистого» (10:10; ср. 14:57; 15:31; Иех. 22:26; 44:23), чтобы осквернение Израиля грехом и ритуальной нечистотой (см. Чистота и нечистота ритуальные) не привело к осквернению святыни и не заставило Бога покинуть свой народ. На священников возлагается, таким образом, двойная задача: наставлять Израиль, не допускать осквернения святыни и очищать святыню, когда оно все же имеет место. Однако книга Левит не является чисто ритуальным законодательством: ритуал в значительной мере зиждется на этической основе и носит выраженную моральную окраску. Жертвоприношение — несмотря на всю его важность — лишь один из способов приближения человека к Богу; повседневное поведение — отношение к ближнему, к пришельцу, к бедняку, к слабому и нуждающемуся является определяющим фактором, и именно против аморальных поступков предостерегает проходящая рефреном формула «Я Господь, Бог ваш». Книга Левит предъявляет Израилю высокие моральные требования, касающиеся не только поступков, но и намерений — любить ближнего, не таить в сердце ненависти и т. п. Для книги Левит характерно отсутствие какой бы то ни было границы между нравственностью и культом, который служит таким образом формой осуществления этической идеи жизни в святости. От исполнения Закона каждым индивидуумом зависит судьба всего народа: прегрешения повлекут изгнание народа из его страны. | Таким образом идея святости и освящения — господствующая идея книги Левит, объединяющая все предписания и законы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа. Идея святости проходит красной нитью через все главы книги Левит — святость коэнов, святость народа Израиля, святость Земли Израиля, святость субботы и праздников. Особая роль отводится сынам Аарона, священникам: коэн приносит жертву и служит посредником между Израилем и его Богом. Основная задача священников — наставление народа в том, как отличать «священное от неосвященного и нечистое от чистого» (10:10; ср. 14:57; 15:31; Иех. 22:26; 44:23), чтобы осквернение Израиля грехом и ритуальной нечистотой (см. Чистота и нечистота ритуальные) не привело к осквернению святыни и не заставило Бога покинуть свой народ. На священников возлагается, таким образом, двойная задача: наставлять Израиль, не допускать осквернения святыни и очищать святыню, когда оно все же имеет место. Однако книга Левит не является чисто ритуальным законодательством: ритуал в значительной мере зиждется на этической основе и носит выраженную моральную окраску. Жертвоприношение — несмотря на всю его важность — лишь один из способов приближения человека к Богу; повседневное поведение — отношение к ближнему, к пришельцу, к бедняку, к слабому и нуждающемуся является определяющим фактором, и именно против аморальных поступков предостерегает проходящая рефреном формула «Я Господь, Бог ваш». Книга Левит предъявляет Израилю высокие моральные требования, касающиеся не только поступков, но и намерений — любить ближнего, не таить в сердце ненависти и т. п. Для книги Левит характерно отсутствие какой бы то ни было границы между нравственностью и культом, который служит таким образом формой осуществления этической идеи жизни в святости. От исполнения Закона каждым индивидуумом зависит судьба всего народа: прегрешения повлекут изгнание народа из его страны. | ||
+ | |||
Кроме богословского значения, она имеет и важный археологический интерес, знакомя со многими сторонами жизни и воззрений еврейского народа. | Кроме богословского значения, она имеет и важный археологический интерес, знакомя со многими сторонами жизни и воззрений еврейского народа. | ||
Книга Левит охватывает период времени не более одного месяца — от постройки [[Скиния|Скинии]] в первый день первого месяца во втором году освобождения израильтян из египетского рабства<ref>Исх. 40:17</ref> до приказа Бога Моисею провести перепись населения {{ВЗ2|в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской|Чис|1:1|—3}}. Содержание книги отражает жизнь в стане, что указывает на факт, что она была написана в пустыне<ref>Лев. 4:21; 10:4, 5; 14:8; 17:1—5</ref>. | Книга Левит охватывает период времени не более одного месяца — от постройки [[Скиния|Скинии]] в первый день первого месяца во втором году освобождения израильтян из египетского рабства<ref>Исх. 40:17</ref> до приказа Бога Моисею провести перепись населения {{ВЗ2|в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской|Чис|1:1|—3}}. Содержание книги отражает жизнь в стане, что указывает на факт, что она была написана в пустыне<ref>Лев. 4:21; 10:4, 5; 14:8; 17:1—5</ref>. | ||
+ | |||
+ | |||
=== Законы жертвоприношений === | === Законы жертвоприношений === | ||
Строка 41: | Строка 45: | ||
Жертвы за грех и жертвы повинности были обязательными. Первые должны были искупать грехи, совершенные по ошибке или неумышленно, в то время как вторые приносились для того, чтобы восстанавливать определённые права для кающегося правонарушителя<ref>Лев. 4:1—35; 5:1—6:7; 6:24—30; 7:1—7</ref>. Внимания заслуживает факт, что израильтянам не раз напоминалось не есть крови<ref>Лев. 3:17; 7:26, 27</ref>. Имелись также бескровные жертвы хлебного приношения в знак признания щедрости Бога<ref>Лев. 2:1—16; 6:14—23; 7:9, 10</ref>. | Жертвы за грех и жертвы повинности были обязательными. Первые должны были искупать грехи, совершенные по ошибке или неумышленно, в то время как вторые приносились для того, чтобы восстанавливать определённые права для кающегося правонарушителя<ref>Лев. 4:1—35; 5:1—6:7; 6:24—30; 7:1—7</ref>. Внимания заслуживает факт, что израильтянам не раз напоминалось не есть крови<ref>Лев. 3:17; 7:26, 27</ref>. Имелись также бескровные жертвы хлебного приношения в знак признания щедрости Бога<ref>Лев. 2:1—16; 6:14—23; 7:9, 10</ref>. | ||
+ | |||
+ | |||
=== Священнические уставы === | === Священнические уставы === | ||
Строка 79: | Строка 85: | ||
=== Библейская критика === | === Библейская критика === | ||
Согласно точке зрения [[Велльгаузен, Юлиус|Ю. Вельхаузена]], длительное время господствовавшей в науке, книга Левит сформировалась сравнительно поздно — в начальный период эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]]. Аргументы Вельхаузена можно суммировать следующим образом: книга Левит отражает эпоху, когда культ был сосредоточен в Иерусалиме, в то время как в древний период — до реформы Иошияху (7 в. до н. э.) — не существовало культового центра (Вельхаузен рассматривал [[Скиния|Скинию]] в качестве анахронической проекции [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] на историю [[Исход]]а); праздники книги Левит не имеют тесной связи с природными циклами и сельскохозяйственной деятельностью (Вельхаузен постулирует такую связь как исходный пункт развития) и включают [[Рош hа-Шана]] и [[Йом-Киппур]], которые, возможно, возникли во время [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]]; деление на два священнических сословия — коэнов и левитов — есть результат реформы Иошияху, отменившей служение Богу Израиля вне Храма и таким образом лишившей провинциальных священников права отправления культа, дав им, однако, возможность выполнять вспомогательные функции в Храме; именно эта ситуация была формально закреплена в священнических кодексах книги Левит, которая к тому же отражает реальность эпохи Второго Храма, когда во главе народа, рассматривавшегося как религиозная община, стоял не царь, а первосвященник, как бы представлявший царя (что выражалось в особых символах, одеянии и помазании). | Согласно точке зрения [[Велльгаузен, Юлиус|Ю. Вельхаузена]], длительное время господствовавшей в науке, книга Левит сформировалась сравнительно поздно — в начальный период эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]]. Аргументы Вельхаузена можно суммировать следующим образом: книга Левит отражает эпоху, когда культ был сосредоточен в Иерусалиме, в то время как в древний период — до реформы Иошияху (7 в. до н. э.) — не существовало культового центра (Вельхаузен рассматривал [[Скиния|Скинию]] в качестве анахронической проекции [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] на историю [[Исход]]а); праздники книги Левит не имеют тесной связи с природными циклами и сельскохозяйственной деятельностью (Вельхаузен постулирует такую связь как исходный пункт развития) и включают [[Рош hа-Шана]] и [[Йом-Киппур]], которые, возможно, возникли во время [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]]; деление на два священнических сословия — коэнов и левитов — есть результат реформы Иошияху, отменившей служение Богу Израиля вне Храма и таким образом лишившей провинциальных священников права отправления культа, дав им, однако, возможность выполнять вспомогательные функции в Храме; именно эта ситуация была формально закреплена в священнических кодексах книги Левит, которая к тому же отражает реальность эпохи Второго Храма, когда во главе народа, рассматривавшегося как религиозная община, стоял не царь, а первосвященник, как бы представлявший царя (что выражалось в особых символах, одеянии и помазании). | ||
+ | |||
=== Опровержение критики === | === Опровержение критики === | ||
Строка 88: | Строка 95: | ||
* [[Рош hа-Шана]] и [[Йом-Киппур]] не возникли в [[галут]]е, как полагает Вельхаузен, так как подобные праздники существовали во всех древних культурах Ближнего Востока. | * [[Рош hа-Шана]] и [[Йом-Киппур]] не возникли в [[галут]]е, как полагает Вельхаузен, так как подобные праздники существовали во всех древних культурах Ближнего Востока. | ||
* В свете исследований последних десятилетий выяснилось, что институты, которые Вельхаузен рассматривал как инновации — многообразие культовых церемоний и жертвоприношений, различия жреческих сословий, священные приношения и т. п., — все эти черты были хорошо известны на древнем Ближнем Востоке за сотни лет до появления Израиля на исторической арене. | * В свете исследований последних десятилетий выяснилось, что институты, которые Вельхаузен рассматривал как инновации — многообразие культовых церемоний и жертвоприношений, различия жреческих сословий, священные приношения и т. п., — все эти черты были хорошо известны на древнем Ближнем Востоке за сотни лет до появления Израиля на исторической арене. | ||
+ | |||
=== Время написания книги === | === Время написания книги === | ||
Строка 93: | Строка 101: | ||
== Значение книги == | == Значение книги == | ||
- | Значение книги Левит для иудаизма видно уже из того, что в ней содержатся 247 из 613 заповедей еврейской религии. Примерно таково же соотношение талмудического материала, посвященного книге Левит и остальным книгам Пятикнижия. О приоритете книги Левит в раввинистической литературе свидетельствует название комментария таннаев к ней: «Сифра» (`книга`) в отличие от «Сифрей» (`другие книги`) — комментария к книгам Числа и Второзаконие. По традиции книга Левит — первая библейская книга, которую преподают в еврейских школах. | + | Значение книги Левит для иудаизма видно уже из того, что в ней содержатся 247 из 613 заповедей еврейской религии. Примерно таково же соотношение талмудического материала, посвященного книге Левит и остальным книгам Пятикнижия. О приоритете книги Левит в раввинистической литературе свидетельствует название комментария таннаев к ней: «Сифра» (`книга`) в отличие от «Сифрей» (`другие книги`) — комментария к книгам Числа и Второзаконие. По традиции книга Левит — первая библейская книга, которую преподают в еврейских школах; это объясняется, видимо, тем, что священнические школы возникли раньше школ для мирян. |
В книге Левит впервые в истории человечества формулируется духовная и моральная заповедь {{ВЗ2|Возлюби ближнего, как самого себя|Лев|19:18}}. | В книге Левит впервые в истории человечества формулируется духовная и моральная заповедь {{ВЗ2|Возлюби ближнего, как самого себя|Лев|19:18}}. |
Версия 12:04, 15 марта 2013
{{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=2
Леви́т | |
---|---|
וַיִּקְרָא (Ва-йикра́ — «И воззвал») | |
Файл:PI019.jpg Скиния собрания |
|
Автор: | Моисей |
Жанр: | Священное Писание |
Язык оригинала: | древнееврейский |
Серия: | Библия / Ветхий Завет / Пятикнижие |
Выпуск: | около XIV в. до н. э. |
Предыдущая: | Исход |
Следующая: | Числа |
Леви́т (ивр. וַיִּקְרָא, Ва-йикра́ — «И воззвал»; лат. Leviticus; др.-греч. Λευϊτικόν) — третья книга Пятикнижия (Торы). В талмудической литературе[1] чаще именуется «Торат коханим» (`священнический устав`). Посвящена религиозно-культовой стороне жизни народа Израиля. Состоит из 27 глав.
Содержание |
Содержание книги
Лишь небольшая часть книги Левит носит повествовательный характер; большая часть — предписания священникам (коэнам), переданные Богом через Моисея на горе Синай. Впрочем, лишь немногие предписания относятся исключительно к священникам (8-10; 16:1-28; 21:1-22:16); подавляющее большинство заповедей касается всего народа Израиля. Большинство предписаний — универсального характера, меньшая часть исполнима лишь в условиях скитаний по пустыне после Исхода Израиля из Египта, либо лишь в условиях жизни в Земле Израиля. Книга Левит не содержит законов, касающихся левитов, изложенных в книге Числа. Книга Левит служит как бы продолжением книги Исход — там подробно изложена история сооружения Скинии, здесь речь идет об отправлении культа в ней.
Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, она посвящена религиозно-культовой стороне жизни народа Израиля, в особенности системы жертвоприношений. Содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во второй части книги Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещённого с Синая Откровения[2].
Главная идея или цель книги[3] состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном нравственном общении с Богом. Этой цели служат находящиеся в книге Левит постановления:
- о жертвах (гл. 1-7);
- о посвящении священнослужителей (гл. 8-10);
- о чистом и нечистом (гл 11-16);
- о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (гл. 17-20);
- о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (гл. 21-27).
Таким образом идея святости и освящения — господствующая идея книги Левит, объединяющая все предписания и законы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа. Идея святости проходит красной нитью через все главы книги Левит — святость коэнов, святость народа Израиля, святость Земли Израиля, святость субботы и праздников. Особая роль отводится сынам Аарона, священникам: коэн приносит жертву и служит посредником между Израилем и его Богом. Основная задача священников — наставление народа в том, как отличать «священное от неосвященного и нечистое от чистого» (10:10; ср. 14:57; 15:31; Иех. 22:26; 44:23), чтобы осквернение Израиля грехом и ритуальной нечистотой (см. Чистота и нечистота ритуальные) не привело к осквернению святыни и не заставило Бога покинуть свой народ. На священников возлагается, таким образом, двойная задача: наставлять Израиль, не допускать осквернения святыни и очищать святыню, когда оно все же имеет место. Однако книга Левит не является чисто ритуальным законодательством: ритуал в значительной мере зиждется на этической основе и носит выраженную моральную окраску. Жертвоприношение — несмотря на всю его важность — лишь один из способов приближения человека к Богу; повседневное поведение — отношение к ближнему, к пришельцу, к бедняку, к слабому и нуждающемуся является определяющим фактором, и именно против аморальных поступков предостерегает проходящая рефреном формула «Я Господь, Бог ваш». Книга Левит предъявляет Израилю высокие моральные требования, касающиеся не только поступков, но и намерений — любить ближнего, не таить в сердце ненависти и т. п. Для книги Левит характерно отсутствие какой бы то ни было границы между нравственностью и культом, который служит таким образом формой осуществления этической идеи жизни в святости. От исполнения Закона каждым индивидуумом зависит судьба всего народа: прегрешения повлекут изгнание народа из его страны.
Кроме богословского значения, она имеет и важный археологический интерес, знакомя со многими сторонами жизни и воззрений еврейского народа.
Книга Левит охватывает период времени не более одного месяца — от постройки Скинии в первый день первого месяца во втором году освобождения израильтян из египетского рабства[4] до приказа Бога Моисею провести перепись населения «в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской» (Чис.1:1—3). Содержание книги отражает жизнь в стане, что указывает на факт, что она была написана в пустыне[5].
Законы жертвоприношений
От первой до седьмой главы в книге Левит дело идёт о приношениях и о жертвах. Добровольное всесожжение приносилось Богу целиком. Часть добровольной мирной жертвы приносилась Богу на жертвеннике, другую ел священник, остальное ел тот, кто приносил жертву.
Книга Левит начинается изложением законов, по которым Израиль должен осуществлять жертвоприношения (главы 1-5), после чего следуют детальные наставления священникам относительно правил принесения жертвы (главы 6-7). Главы 8-10 прямо продолжают книгу Исход: там Моисею повелевается посвятить Аарона и его сынов в священники, здесь описывается исполнение этого повеления. Главы 11-17 посвящены законам, касающимся различения чистого и нечистого (чистые и нечистые животные, ритуальная чистота тела, очищение жилища и т. п.), за чем следует ряд предписаний, цель которых — не только чистота, но и святость жизни Израиля (главы 18-20). Святость связана, в первую очередь, с запретом «поступать по делам земли Египетской» и «земли Ханаанской». Глава 19 — свод этических предписаний, освящающих сынов Израиля: «Святы будьте, потому что свят Я Господь, Бог ваш» (19:2). В главах 21-22 излагаются предписания, касающиеся святости коэнов. Глава 23 предписывает святость субботы и праздников, общее число которых семь (как и число дней недели). Глава 24, вне связи с соседними главами, говорит о некоторых порядках в скинии и о казни богохульника. Глава 25 содержит предписания о святости страны — субботний год (раз в семь лет) и юбилейный год (раз в 50 лет, то есть через каждые 7 × 7 = 49 лет). Глава 26 содержит благословение народу, соблюдающему Закон, и проклятие тем, кто его нарушает — обычное в те времена завершение свода законов. Последняя 27-я глава завершается фразой: «Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синай» (Лев.27:34).
Жертвы за грех и жертвы повинности были обязательными. Первые должны были искупать грехи, совершенные по ошибке или неумышленно, в то время как вторые приносились для того, чтобы восстанавливать определённые права для кающегося правонарушителя[6]. Внимания заслуживает факт, что израильтянам не раз напоминалось не есть крови[7]. Имелись также бескровные жертвы хлебного приношения в знак признания щедрости Бога[8].
Священнические уставы
Затем излагаются священнические уставы. По инструкциям Всевышнего Моисей совершил церемонию посвящения первосвященника Аарона и его четырёх сыновей как священников-помощников. Тогда священство приступило к своим обязанностям[9].
Предписания о чистых и нечистых животных
Затем даются законы, определяющие, что чисто и что нечисто. Правила относительно чистых или нечистых для еды животных охраняли израильтян от инфекции вредными организмами и укрепляли также барьер между ними и людьми из окружающих народов. В других постановлениях дело шло о нечистоте от трупов, об очищении женщин после родов, о процедурах, включавших проказу, и о нечистоте в результате половых истечений у мужчин и женщин. Данные законы подчёркивают необходимость сохранять личную святость подобно святости Самого Бога[10].
Законы Дня Искупления
Самые главные жертвы за грехи приносились в ежегодный День Искупления (Йом Киппур). К ним принадлежал телец как жертва за священников и за остальное левитское колено. Для несвященнических колен Израиля жертвовался один козёл. Грехи народа исповедались над другим живым козлом, которого отпускали в пустыню (см. Козёл отпущения). Обоих козлов рассматривали как одну жертву за грех[11], что, вероятно, показывает, что они вместе составляли один символ.
Правила о еде мяса
Затем представляются правила о еде мяса и относительно жертвоприношений. Особенного внимания заслуживает запрет Всевышнего есть кровь. Для тех, кто поклоняется Господу в святости, воздержание от крови остаётся нормой[12].
Перечень запретов
Следующие законы в отношении кровосмешения, языческих ритуалов, состоявших из необычных половых связей, а также в отношении различных других мерзких обычаев, в том числе идолопоклонство, спиритизм, клевета и так далее, также должны были бы запечатлеть в нас необходимость святости в поклонении Богу. Соответственно священники должны были хранить свою святость. Между прочим излагались правила относительно брака священников, священнических нечистот и еды чего-либо святого[13].
Законы праздников
После этого упоминаются три ежегодных праздника: ранней весной — Пасха (Песах), поздней весной — Пятидесятница (Шавуот), осенью — Праздник кущей или урожая (Суккот). За этим следуют правила, включающие хуление святого имени Бога, соблюдение Суббот (Шаббат) (еженедельно, ежемесячно и каждый седьмой год) и юбилея, отношение к бедным израильтянам и обращение с рабами[14].
Благословения и проклятия
Затем благословения, вытекающие из послушания Богу, сопоставляются с проклятиями, которые будут испытываться за непослушание. Имеются также постановления о жертвах по обету и опенках, о первенцах животных и о приношении десятины как «святыни Господней». Этим кончаются «заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синай» (Лев.26:1—27:34).
Разделение книги на недельные разделы
- Ваикро (1:1-5:26)
- Цав (6:1-8:36)
- Шмини (9:1-11:47)
- Тазриа (12:1-13:59)
- Мецора (14:1-15:33)
- Ахарей мот (16:1-18:30)
- Кдошим (19:1-20:27)
- Эмор (21:1-24:23)
- Бehap (25:1-26:2)
- Бехукотай (26:3-27:34)
Происхождение книги
Библейская критика
Согласно точке зрения Ю. Вельхаузена, длительное время господствовавшей в науке, книга Левит сформировалась сравнительно поздно — в начальный период эпохи Второго Храма. Аргументы Вельхаузена можно суммировать следующим образом: книга Левит отражает эпоху, когда культ был сосредоточен в Иерусалиме, в то время как в древний период — до реформы Иошияху (7 в. до н. э.) — не существовало культового центра (Вельхаузен рассматривал Скинию в качестве анахронической проекции Иерусалимского храма на историю Исхода); праздники книги Левит не имеют тесной связи с природными циклами и сельскохозяйственной деятельностью (Вельхаузен постулирует такую связь как исходный пункт развития) и включают Рош hа-Шана и Йом-Киппур, которые, возможно, возникли во время Вавилонского пленения; деление на два священнических сословия — коэнов и левитов — есть результат реформы Иошияху, отменившей служение Богу Израиля вне Храма и таким образом лишившей провинциальных священников права отправления культа, дав им, однако, возможность выполнять вспомогательные функции в Храме; именно эта ситуация была формально закреплена в священнических кодексах книги Левит, которая к тому же отражает реальность эпохи Второго Храма, когда во главе народа, рассматривавшегося как религиозная община, стоял не царь, а первосвященник, как бы представлявший царя (что выражалось в особых символах, одеянии и помазании).
Опровержение критики
Позиция Вельхаузена подверглась критической переоценке как в свете более глубокого анализа материала, так и в свете новейших открытий в сфере древних культур Ближнего Востока.
- Скиния не является анахронизмом, созданным в эпоху Второго Храма: упоминание о ней содержится в словах пророка Натана (эпоха Давида и Соломона);
- город, в котором находится Храм, рассматривается как лагерь в пустыне, где установлена Скиния. Скиния была единственным культовым центром Израиля после Исхода, и потому убой скота разрешался лишь там, где она находилась; предположение, что запрет убоя вне единственного культового центра относится ко времени Иошияху, равносильно предположению, что в этот период убой разрешался лишь в Иерусалиме, что практически невероятно и противоречит ясному разрешению убоя вне Иерусалима в книге Левит.
- В этой книге ясно ощущается связь праздников с природными и сельскохозяйственными циклами: обычаи, описываемые там, указывают на отправление культа в местных святилищах, то есть на период, предшествующий централизации культа в Иерусалиме.
- Рош hа-Шана и Йом-Киппур не возникли в галуте, как полагает Вельхаузен, так как подобные праздники существовали во всех древних культурах Ближнего Востока.
- В свете исследований последних десятилетий выяснилось, что институты, которые Вельхаузен рассматривал как инновации — многообразие культовых церемоний и жертвоприношений, различия жреческих сословий, священные приношения и т. п., — все эти черты были хорошо известны на древнем Ближнем Востоке за сотни лет до появления Израиля на исторической арене.
Время написания книги
Хотя точная датировка книги Левит невозможна, очевидно, что её ядро сформировалось не позднее эпохи Объединённого царства.
Значение книги
Значение книги Левит для иудаизма видно уже из того, что в ней содержатся 247 из 613 заповедей еврейской религии. Примерно таково же соотношение талмудического материала, посвященного книге Левит и остальным книгам Пятикнижия. О приоритете книги Левит в раввинистической литературе свидетельствует название комментария таннаев к ней: «Сифра» (`книга`) в отличие от «Сифрей» (`другие книги`) — комментария к книгам Числа и Второзаконие. По традиции книга Левит — первая библейская книга, которую преподают в еврейских школах; это объясняется, видимо, тем, что священнические школы возникли раньше школ для мирян.
В книге Левит впервые в истории человечества формулируется духовная и моральная заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» (Лев.19:18).
Сноски и источники
- ↑ Мишна, Меггила 3:5, Мидраш Шир а-Ширим Раба 5:20
- ↑ Лев. 25, 26:46; 27:34
- ↑ выраженная особенно ясно в Лев. 26:11-12
- ↑ Исх. 40:17
- ↑ Лев. 4:21; 10:4, 5; 14:8; 17:1—5
- ↑ Лев. 4:1—35; 5:1—6:7; 6:24—30; 7:1—7
- ↑ Лев. 3:17; 7:26, 27
- ↑ Лев. 2:1—16; 6:14—23; 7:9, 10
- ↑ Лев. 8:1—10:20
- ↑ Лев. 11:1—15:33
- ↑ Лев. 16:5
- ↑ Лев. 17:1—16; Деяния 15:28, 29
- ↑ Лев. 18:1—22:33
- ↑ Лев. 23:1—25:55
Ссылки
- Статья «Книга Левит» в Электронной еврейской энциклопедии
- Книга Ваикра. Предисловие к изданию Сончино.
- Книга Ваикра. Комментарий Сончино. Примечания к книге Ваикра.
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
an:Lebitico
ar:سفر اللاويين ast:Llevíticu bg:Левит (Библия) ca:Levític cs:Leviticus cy:Llyfr Lefiticus da:Tredje Mosebogel:Λευϊτικό (βιβλίο)eo:Levidojet:Kolmas Moosese raamat eu:Lebitarren liburua fa:سفر لاویان fi:Kolmas Mooseksen kirjafur:Libri di Levitic gd:Lebhiticus gl:Levítico hak:Li-vi-kihr:Levitski zakonik id:Kitab Imamatja:レビ記 jv:Kaimaman ko:레위기 la:Liber Leviticus li:Leviticus lt:Kunigų knyga ml:ലേവ്യര് nl:Leviticus nn:Tredje mosebok no:Tredje Mosebok pl:Księga Kapłańska pt:Levítico scn:Levìticusk:Levitikus sr:Трећа књига Мојсијева sv:Tredje Moseboken sw:Walawi (Biblia) tl:Aklat ng Levitico tr:Levililer (Tevrat)vi:Sách Lêviyo:Ìwé Lefitiku zh:利未记 zh-min-nan:Lī-bī-kì
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.