Элазар бен Иеhуда из Вормса
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Элазар бен Иеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Элазар бен Иеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»). | Элазар бен Иеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Элазар бен Иеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»). | ||
+ | == Ученый == | ||
- | Сочинения Элазара бен Иехуды включают галахические труды (см. [[Галаха]]), литургическую поэзию (см. [[Пиют]]), работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера | + | Сочинения Элазара бен Иехуды включают галахические труды (см. [[Галаха]]), литургическую поэзию (см. [[Пиют]]), работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера. |
- | + | В своих галахических сочинениях Элазар бен Иеhуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов (см. [[Тосафот]]), однако в отличие от них включал также рекомендованные минхагим (см. [[Обычаи]], [[Обряды]]). | |
- | Основной вклад Элазара бен | + | В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Элазар бен Иеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений. |
+ | |||
+ | Центральный мотив пиютов Элазара бен Иеhуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции (см. [[Ашкеназы]]), — преданность и поклонение Богу. | ||
+ | |||
+ | Вместе с тем, в пиютах Элазар бен Иеhуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на [[Искупление|искупление]] и кару его мучителям. | ||
+ | |||
+ | Лишь некоторые произведения Элазара бен Иеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены. | ||
+ | |||
+ | Главное теологическое сочинение Элазара бен Иехуды «Содей разая» («Тайны таинств»). | ||
+ | |||
+ | Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут hа-меркава (`литературы колесницы`; см. [[Каббала|Каббала. Происхождение и источники каббалы]]). | ||
+ | |||
+ | Здесь Элазар бен Иеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия. | ||
+ | |||
+ | Вторая часть книги посвящена таинствам [[Ангелы|ангелов]], Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также [[Пророки И Пророчество|пророчеству]] и [[Откровение|откровению]] в целом. | ||
+ | |||
+ | В этой части книги Элазар бен Иеhуда широко пользуется учениями [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]]. | ||
+ | |||
+ | Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов. | ||
+ | |||
+ | Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе. | ||
+ | |||
+ | Пятая и последняя часть содержит комментарий на [[«Сефер-Иецира»|«Сефер-иецира»]] и подробные инструкции по созданию [[Голем|голема]] и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал. | ||
+ | |||
+ | Элазар бен Иеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования. | ||
+ | |||
+ | Основной вклад Элазара бен Иеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Элазар бен Иехуда обсуждает центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути [[Раскаяние|раскаяния]]. | ||
Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иехуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к [[Хаггада Пасхальная|Хаггаде пасхальной]] и к различным пиютам. Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иехуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем [[Гематрия|гематрии]]. | Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иехуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к [[Хаггада Пасхальная|Хаггаде пасхальной]] и к различным пиютам. Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иехуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем [[Гематрия|гематрии]]. |
Версия 15:56, 13 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Элазар Бен Иехуда Из Вормса (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения Хасидей Ашкеназ.
Биографические сведения
Сын Иеhуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Элазар бен Иеhуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида. Элазар бен Иеhуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных крестоносцами еврейских погромов в конце 12 в. – начале 13 в.
В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Элазар бен Иеhуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери крестоносцами Иерусалима.
Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Элазара бен Иеhуды, а сам он был тяжело ранен. Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Элазара бен Иеhуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях.
Элазар бен Иеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Элазар бен Иеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).
Ученый
Сочинения Элазара бен Иехуды включают галахические труды (см. Галаха), литургическую поэзию (см. Пиют), работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера.
В своих галахических сочинениях Элазар бен Иеhуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов (см. Тосафот), однако в отличие от них включал также рекомендованные минхагим (см. Обычаи, Обряды).
В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Элазар бен Иеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений.
Центральный мотив пиютов Элазара бен Иеhуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции (см. Ашкеназы), — преданность и поклонение Богу.
Вместе с тем, в пиютах Элазар бен Иеhуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.
Лишь некоторые произведения Элазара бен Иеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены.
Главное теологическое сочинение Элазара бен Иехуды «Содей разая» («Тайны таинств»).
Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут hа-меркава (`литературы колесницы`; см. Каббала. Происхождение и источники каббалы).
Здесь Элазар бен Иеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия.
Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом.
В этой части книги Элазар бен Иеhуда широко пользуется учениями Саадии Гаона.
Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов.
Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе.
Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию голема и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал.
Элазар бен Иеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
Основной вклад Элазара бен Иеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Элазар бен Иехуда обсуждает центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.
Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иехуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к Хаггаде пасхальной и к различным пиютам. Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иехуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем гематрии.
Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Элазар бен Иехуда превратился в легенду. Согласно восходящей к 13 в. традиции, Элазар бен Иехуда путешествовал с места на место на туче. Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛАЗАР БЕН ИЕХУДА ИЗ ВОРМСА в ЭЕЭ