Назир (Назорей)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | '''Назорей'''<ref>Форма слова, традиционно используемая в церковнославянском и русском переводах [[Библия|Библии]]</ref> ({{lang-he|נָזִיר}}, ''назир'' — «посвящённый Богу») — человек, принявший [[Обеты|обет]](на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления [[виноград]]а и произведённых из него продуктов (в первую очередь, [[вино|вина]]), не стричь волос и не прикасаться к умершим ({{Библия|Чис|6:1|-21}}). Степень святости назорея приближается к таковой [[Кохен|коhена]] и даже [[Первосвященник|первосвященника]]. | + | '''Назорей'''<ref>Форма слова, традиционно используемая в церковнославянском и русском переводах [[Библия|Библии]]</ref> ({{lang-he|נָזִיר}}, ''назир'' — «посвящённый Богу») — человек, принявший [[Обеты|обет]](на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления [[виноград]]а и произведённых из него продуктов (в первую очередь, [[вино|вина]]), не стричь волос и не прикасаться к умершим ({{Библия|Чис|6:1|-21}}). Степень святости назорея приближается к таковой [[Кохен|коhена]] и даже [[Первосвященник|первосвященника]]. В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву (ашам) в [[Храм|Храме]] и начать свой обет сначала. |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
Строка 24: | Строка 28: | ||
- | Упоминание о назореях содержится в отдельных частях [[ТаНаХ]]а. Так [[Самсон]] называется {{ВЗ2|назореем Божим от лона матери|Суд|13:5}}, пророк [[Самуил]] был посвящён Богу на всю жизнь {{ВЗ2|на все дни жизни|1Цар|1:11}}. | + | Упоминание о назореях содержится в отдельных частях [[ТаНаХ]]а. Так [[Самсон]] называется {{ВЗ2|назореем Божим от лона матери|Суд|13:5}}, пророк [[Самуил]] был посвящён Богу на всю жизнь {{ВЗ2|на все дни жизни|1Цар|1:11}}. |
Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни ({{Библия|Амос|2:11| ,12}}). | Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни ({{Библия|Амос|2:11| ,12}}). | ||
Строка 40: | Строка 44: | ||
Согласно Талмуду, обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына; Наз. 2:7–10) и т. п.; тем, кто случайно становился свидетелем женской измены, рекомендовалось принять такой обет (Бр. 63а). Если срок обета не оговаривался особо, обет считался принятым на 30 дней (Наз. 1:3). Правила обета были действительны только в Эрец-Исраэль. Рассказывается, что царица [[Адиабена|Адиабены]] [[Елена]], перешедшая в иудаизм, приняла семилетний обет назорейства, однако когда она после этого прибыла в Эрец-Исраэль, законоучители школы [[Гилель|Гилельа]] постановили, что она должна оставаться назореем еще семь лет. | Согласно Талмуду, обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына; Наз. 2:7–10) и т. п.; тем, кто случайно становился свидетелем женской измены, рекомендовалось принять такой обет (Бр. 63а). Если срок обета не оговаривался особо, обет считался принятым на 30 дней (Наз. 1:3). Правила обета были действительны только в Эрец-Исраэль. Рассказывается, что царица [[Адиабена|Адиабены]] [[Елена]], перешедшая в иудаизм, приняла семилетний обет назорейства, однако когда она после этого прибыла в Эрец-Исраэль, законоучители школы [[Гилель|Гилельа]] постановили, что она должна оставаться назореем еще семь лет. | ||
+ | |||
В целом уже Талмуд не одобряет практики назорейства, так как [[Аскетизм|аскетизм]] противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.). | В целом уже Талмуд не одобряет практики назорейства, так как [[Аскетизм|аскетизм]] противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.). | ||
Строка 45: | Строка 50: | ||
Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово назир стало обозначать монаха в применении к другим религиям). | Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово назир стало обозначать монаха в применении к другим религиям). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 11:35, 13 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Назорей[1] (ивр. נָזִיר, назир — «посвящённый Богу») — человек, принявший обет(на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис.6:1-21). Степень святости назорея приближается к таковой коhена и даже первосвященника. В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву (ашам) в Храме и начать свой обет сначала.
О назореях упоминают иудейский историк Иосиф Флавий и Талмуд.
Термин используется также иногда в значении «назарянин» (житель города Назарета).[2]
Содержание |
Из источников
Упоминание о назореях содержится в отдельных частях ТаНаХа. Так Самсон называется «назореем Божим от лона матери» (Суд.13:5), пророк Самуил был посвящён Богу на всю жизнь «на все дни жизни» (1Цар.1:11).
Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос.2:11 ,12).
В Новом завете
В Новом Завете и у первых христиан также есть упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лук.1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.
Лица, произнесшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский Храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима. По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим.[3]
Согласно Библии, Самсон (Суд. 13:7) и, видимо, пророк Самуил (I Сам. 1:28) были пожизненными назореями (однако вопреки библейскому кодексу о назореях Самсон не избегал прикосновения к убитым — Суд. 14:19).
В Талмуде
Согласно Талмуду, обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына; Наз. 2:7–10) и т. п.; тем, кто случайно становился свидетелем женской измены, рекомендовалось принять такой обет (Бр. 63а). Если срок обета не оговаривался особо, обет считался принятым на 30 дней (Наз. 1:3). Правила обета были действительны только в Эрец-Исраэль. Рассказывается, что царица Адиабены Елена, перешедшая в иудаизм, приняла семилетний обет назорейства, однако когда она после этого прибыла в Эрец-Исраэль, законоучители школы Гилельа постановили, что она должна оставаться назореем еще семь лет.
В целом уже Талмуд не одобряет практики назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.).
Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово назир стало обозначать монаха в применении к другим религиям).
Примечания
Ссылки
- Статья «Назорей» в Электронной еврейской энциклопедииja:ナジル人
nl:Nazireeër no:Nazireer pl:Nazireat pt:Nazireu sh:Naziriti sv:Nasaré tl:Nazareozh:拿细耳人Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.