Эренкранц, Биньямин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Эренкранц, Биньямин Вольф» в «Эренкранц, Биньямин») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Эренкранц, Биньямин Вольф''' (известен главным образом как Велвл Збаржер; 1819 /по некоторым источникам 1812, 1823 или 1826/, Збараж, Восточная Галиция в Австрии, ныне Украина, – 1883, Стамбул), поэт и исполнитель песен на иврите и идиш. | + | '''Эренкранц, Биньямин Вольф''' (известен главным образом как Велвл Збаржер; 1819 /по некоторым источникам 1812, 1823 или 1826/, Збараж, Восточная Галиция в Австрии, ныне Украина, – 1883, Стамбул), поэт и исполнитель песен на иврите и идиш. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | Эренкранц переводил свои произведения на иврит. Его сатирические сочинения были направлены в основном против заправил хасидских общин и пропагандировали идеи Хаскалы. Многие его произведения представляют значительный этнографический интерес. Постепенно Эренкранц пристрастился к алкоголю, и с годами эта привязанность росла. Эренкранц объездил практически всю Румынию и Подолию, побывал в Одессе, Баку, Бродах, Дрогобыче, Варшаве, Стамбуле, Тернополе, Кракове, Львове и других городах. В 1878–80 гг. Эренкранц жил в Вене, где пользовался покровительством [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]]. Смоленскин напечатал несколько его стихотворений на иврите со своими примечаниями в издававшемся им журнале [[«hа-Шахар»]]. Живя в Вене, Эренкранц продолжал выступать в ресторанах и кафе. Смоленскин представил его еврейским меценатам и уговорил их выплачивать Эренкранцу ежемесячную стипендию с тем, чтобы он всецело посвятил себя поэтическому творчеству. Смоленскин хотел таким образом отвлечь Эренкранца от пьянства, вытащив его из привычной среды. Однако тот в течение нескольких дней пропивал полученные деньги и возвращался к своим выступлениям. Покровители Эренкранца узнали о происходящем и прекратили финансовую поддержку. Задолжав большую сумму компании картежников, Эренкранц был арестован полицией и с позором выслан из Вены. Последние годы жизни провел в Стамбуле. | + | Родился в семье резника, учился в [[Хедер|хедере]], затем в иешиве, которую возглавлял раввин Збаража, талмудист и галахист, автор труда о 613 [[Мицвот|мицвот]] — «Минхат хинух» («Учебник») раввин Иосеф Бабад. |
+ | |||
+ | Эренкранц проявлял большие способности в изучении Талмуда, однако под влиянием живших в соседних [[Тернополь|Тернополе]] и [[Броды|Бродах]] [[Маскилим|маскилим]] увлекся чтением Библии и литературы [[Хаскала|Хаскалы]] на немецком и иврите, постепенно проникаясь идеями Просвещения. | ||
+ | |||
+ | Эренкранц также заинтересовался немецкой классикой, творчеством народных поэтов и [[Бадхан|бадханов]] на идиш. | ||
+ | |||
+ | Взгляды и образ жизни Эренкранца навлекли на него гонения со стороны хасидских кругов. | ||
+ | |||
+ | Женился по настоянию родителей в возрасте 17 лет, но оставил жену и уехал в город Ботошаны (Румыния). Жена Эренкранца вскоре умерла. | ||
+ | |||
+ | Потерпев неудачу в попытках заняться торговлей, Эренкранц стал [[Меламед|меламедом]]. Однако и это занятие не давало достаточных средств к существованию, и Эренкранц вынужден был в поисках заработка переселиться из города в ближайшую деревню, где был домашним учителем в семье корчмаря. | ||
+ | == Поэт и певец == | ||
+ | |||
+ | Вскоре Эренкранц стал выступать в качестве бадхана на свадьбах, а также пел в ресторанах и частных домах песни и куплеты (на идиш) собственного сочинения. | ||
+ | |||
+ | Сочинения эти чаще всего являлись импровизацией. Исполнение песен стало его профессией. Он ездил с ними по городам и странам. | ||
+ | |||
+ | Сатирические и лирические песни Эренкранца приобрели большую популярность среди евреев Румынии, Галиции и юга России. Многие из них стали народными. Ряд его лирических элегий принадлежит к лучшим образцам поэзии на идиш. | ||
+ | |||
+ | Эренкранц переводил свои произведения на иврит. Его сатирические сочинения были направлены в основном против заправил хасидских общин и пропагандировали идеи Хаскалы. | ||
+ | |||
+ | Многие его произведения представляют значительный этнографический интерес. Постепенно Эренкранц пристрастился к алкоголю, и с годами эта привязанность росла. | ||
+ | |||
+ | Эренкранц объездил практически всю Румынию и Подолию, побывал в Одессе, Баку, Бродах, Дрогобыче, Варшаве, Стамбуле, Тернополе, Кракове, Львове и других городах. | ||
+ | |||
+ | В 1878–80 гг. Эренкранц жил в Вене, где пользовался покровительством [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]]. | ||
+ | |||
+ | Смоленскин напечатал несколько его стихотворений на иврите со своими примечаниями в издававшемся им журнале [[«hа-Шахар»]]. | ||
+ | |||
+ | Живя в Вене, Эренкранц продолжал выступать в ресторанах и кафе. Смоленскин представил его еврейским меценатам и уговорил их выплачивать Эренкранцу ежемесячную стипендию с тем, чтобы он всецело посвятил себя поэтическому творчеству. | ||
+ | |||
+ | Смоленскин хотел таким образом отвлечь Эренкранца от пьянства, вытащив его из привычной среды. | ||
+ | |||
+ | Однако тот в течение нескольких дней пропивал полученные деньги и возвращался к своим выступлениям. | ||
+ | |||
+ | Покровители Эренкранца узнали о происходящем и прекратили финансовую поддержку. Задолжав большую сумму компании картежников, Эренкранц был арестован полицией и с позором выслан из Вены. Последние годы жизни провел в Стамбуле. | ||
Первое стихотворение Эренкранца на иврите появилось в печати в 1848 г. в 12-м номере литературно-научного сборника «Кохвей Ицхак» (Вена). В 1855 г. Эренкранц опубликовал в Яссах также на иврите антихасидскую сатиру «Хазон ла-моэд» («О времена, о нравы!»). В 1865 г. в Вене вышла первая часть собрания стихотворений Эренкранца «Макел ноам» («Благоволение») с параллельным текстом на идиш и иврите (ч. 2 — 1869, ч. 3 — 1873, ч. 4 — 1878, все во Львове). В 1869 г. также на иврите и идиш в Пшемысле был опубликован сборник сатирических антихасидских стихотворений «Макел ховлим» («Узы»). Большое впечатление произвела опубликованная в 1874 г. в журнале «hа-Шахар» (на иврите) обличавшая власти страны поэма «Романья» («Румыния»), явившаяся откликом на волну погромов 1866–74 гг. В том же году поэма была опубликована отдельным изданием в Вене. Многие произведения Эренкранца на идиш были изданы после его смерти, другие были утеряны. В 1904 г. в городе Брэила (Румыния) вышел в свет сборник стихотворений Эренкранца. В 1928 г. был опубликован сборник писем Эренкранца. Рассказы и легенды о похождениях Велвла Збаржера были популярны среди евреев Валахии, Молдавии и Подолии много лет спустя после его смерти. | Первое стихотворение Эренкранца на иврите появилось в печати в 1848 г. в 12-м номере литературно-научного сборника «Кохвей Ицхак» (Вена). В 1855 г. Эренкранц опубликовал в Яссах также на иврите антихасидскую сатиру «Хазон ла-моэд» («О времена, о нравы!»). В 1865 г. в Вене вышла первая часть собрания стихотворений Эренкранца «Макел ноам» («Благоволение») с параллельным текстом на идиш и иврите (ч. 2 — 1869, ч. 3 — 1873, ч. 4 — 1878, все во Львове). В 1869 г. также на иврите и идиш в Пшемысле был опубликован сборник сатирических антихасидских стихотворений «Макел ховлим» («Узы»). Большое впечатление произвела опубликованная в 1874 г. в журнале «hа-Шахар» (на иврите) обличавшая власти страны поэма «Романья» («Румыния»), явившаяся откликом на волну погромов 1866–74 гг. В том же году поэма была опубликована отдельным изданием в Вене. Многие произведения Эренкранца на идиш были изданы после его смерти, другие были утеряны. В 1904 г. в городе Брэила (Румыния) вышел в свет сборник стихотворений Эренкранца. В 1928 г. был опубликован сборник писем Эренкранца. Рассказы и легенды о похождениях Велвла Збаржера были популярны среди евреев Валахии, Молдавии и Подолии много лет спустя после его смерти. |
Версия 09:22, 13 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Эренкранц, Биньямин Вольф (известен главным образом как Велвл Збаржер; 1819 /по некоторым источникам 1812, 1823 или 1826/, Збараж, Восточная Галиция в Австрии, ныне Украина, – 1883, Стамбул), поэт и исполнитель песен на иврите и идиш.
Биографические сведения
Родился в семье резника, учился в хедере, затем в иешиве, которую возглавлял раввин Збаража, талмудист и галахист, автор труда о 613 мицвот — «Минхат хинух» («Учебник») раввин Иосеф Бабад.
Эренкранц проявлял большие способности в изучении Талмуда, однако под влиянием живших в соседних Тернополе и Бродах маскилим увлекся чтением Библии и литературы Хаскалы на немецком и иврите, постепенно проникаясь идеями Просвещения.
Эренкранц также заинтересовался немецкой классикой, творчеством народных поэтов и бадханов на идиш.
Взгляды и образ жизни Эренкранца навлекли на него гонения со стороны хасидских кругов.
Женился по настоянию родителей в возрасте 17 лет, но оставил жену и уехал в город Ботошаны (Румыния). Жена Эренкранца вскоре умерла.
Потерпев неудачу в попытках заняться торговлей, Эренкранц стал меламедом. Однако и это занятие не давало достаточных средств к существованию, и Эренкранц вынужден был в поисках заработка переселиться из города в ближайшую деревню, где был домашним учителем в семье корчмаря.
Поэт и певец
Вскоре Эренкранц стал выступать в качестве бадхана на свадьбах, а также пел в ресторанах и частных домах песни и куплеты (на идиш) собственного сочинения.
Сочинения эти чаще всего являлись импровизацией. Исполнение песен стало его профессией. Он ездил с ними по городам и странам.
Сатирические и лирические песни Эренкранца приобрели большую популярность среди евреев Румынии, Галиции и юга России. Многие из них стали народными. Ряд его лирических элегий принадлежит к лучшим образцам поэзии на идиш.
Эренкранц переводил свои произведения на иврит. Его сатирические сочинения были направлены в основном против заправил хасидских общин и пропагандировали идеи Хаскалы.
Многие его произведения представляют значительный этнографический интерес. Постепенно Эренкранц пристрастился к алкоголю, и с годами эта привязанность росла.
Эренкранц объездил практически всю Румынию и Подолию, побывал в Одессе, Баку, Бродах, Дрогобыче, Варшаве, Стамбуле, Тернополе, Кракове, Львове и других городах.
В 1878–80 гг. Эренкранц жил в Вене, где пользовался покровительством П. Смоленскина.
Смоленскин напечатал несколько его стихотворений на иврите со своими примечаниями в издававшемся им журнале «hа-Шахар».
Живя в Вене, Эренкранц продолжал выступать в ресторанах и кафе. Смоленскин представил его еврейским меценатам и уговорил их выплачивать Эренкранцу ежемесячную стипендию с тем, чтобы он всецело посвятил себя поэтическому творчеству.
Смоленскин хотел таким образом отвлечь Эренкранца от пьянства, вытащив его из привычной среды.
Однако тот в течение нескольких дней пропивал полученные деньги и возвращался к своим выступлениям.
Покровители Эренкранца узнали о происходящем и прекратили финансовую поддержку. Задолжав большую сумму компании картежников, Эренкранц был арестован полицией и с позором выслан из Вены. Последние годы жизни провел в Стамбуле.
Первое стихотворение Эренкранца на иврите появилось в печати в 1848 г. в 12-м номере литературно-научного сборника «Кохвей Ицхак» (Вена). В 1855 г. Эренкранц опубликовал в Яссах также на иврите антихасидскую сатиру «Хазон ла-моэд» («О времена, о нравы!»). В 1865 г. в Вене вышла первая часть собрания стихотворений Эренкранца «Макел ноам» («Благоволение») с параллельным текстом на идиш и иврите (ч. 2 — 1869, ч. 3 — 1873, ч. 4 — 1878, все во Львове). В 1869 г. также на иврите и идиш в Пшемысле был опубликован сборник сатирических антихасидских стихотворений «Макел ховлим» («Узы»). Большое впечатление произвела опубликованная в 1874 г. в журнале «hа-Шахар» (на иврите) обличавшая власти страны поэма «Романья» («Румыния»), явившаяся откликом на волну погромов 1866–74 гг. В том же году поэма была опубликована отдельным изданием в Вене. Многие произведения Эренкранца на идиш были изданы после его смерти, другие были утеряны. В 1904 г. в городе Брэила (Румыния) вышел в свет сборник стихотворений Эренкранца. В 1928 г. был опубликован сборник писем Эренкранца. Рассказы и легенды о похождениях Велвла Збаржера были популярны среди евреев Валахии, Молдавии и Подолии много лет спустя после его смерти.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭРЕНКРАНЦ Биньямин Вольф в ЭЕЭ