Мари
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
|||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | {{ | + | {{coord|display=title|34|27|N|40|55|E|}} |
+ | [[Файл:Meso2mil.JPG|thumb|Мари на карте Междуречья]] | ||
+ | '''Мари''' (ныне Тель-Харири в [[Сирия|Сирии]], в 25 км к северу от иракской границы, в 12 км к северо-западу от города Абу-Кемаль и 2,5 км к западу от нынешнего русла реки Евфрат), один из наиболее значительных городов-государств [[Месопотамия|Месопотамии]] в 3–2 тыс. до н. э. Археологические и эпиграфические находки в Мари не только являются источником сведений по истории Месопотамии, но и обладают первостепенной важностью для библейской истории. Раскопки Мари осуществляются французской археологической экспедицией, возглавлявшейся А. Парро, с 1933 г. с 18-летним перерывом во время и после Второй мировой войны. | ||
- | + | == Общие сведения == | |
+ | Ном Мари лежал в долине среднего течения [[Евфрат]]а, вне пределов Нижнего Междуречья. Хотя пахотной земли здесь было не много, зато город господствовал над торговым путями к хвойным лесам [[Сирия|Сирии]], к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к плодородным долинам в верховьях реки Хабур и на сирийской реке Оронт, к местам добычи обсидиана на нагорье к северу от истоков [[Тигр]]а. | ||
- | Ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили по-семитски, причем разговорным языком, видимо, был один из западносемитских диалектов, хотя для письма использовался восточносемитский аккадский язык. Общинными богами Мари были [[Дагон|Даган]] и, возможно, [[Иштар]]. | + | Ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили [[Семитские языки|по-семитски]], причем разговорным языком, видимо, был один из [[Семитские языки|западносемитских диалектов]], хотя для письма использовался [[Семитские языки|восточносемитский аккадский язык]]. Общинными богами Мари были [[Дагон|Даган]] и, возможно, [[Иштар]]. |
- | К началу 3 этапа Раннединастического периода относится набег предпринятый из Мари на южные районы Двуречья. | + | К началу 3 этапа Раннединастического периода относится набег, предпринятый из Мари на южные районы Двуречья. |
Царь возглавляющий династию Мари в «Шумерском царском списке» и установивший свою гегемонию в южном Двуречье, имя которого предположительно читается как Илишир, был, как видно, современником последних царей из династии Гильгамеша. | Царь возглавляющий династию Мари в «Шумерском царском списке» и установивший свою гегемонию в южном Двуречье, имя которого предположительно читается как Илишир, был, как видно, современником последних царей из династии Гильгамеша. | ||
В XXIV — XXIII вв. до н. э. Мари было под властью Аккада. В XXII — XXI вв. до н. э. - под властью III династии Ура. В конце XXI в. до н. э. Мари восстановило независимость. | В XXIV — XXIII вв. до н. э. Мари было под властью Аккада. В XXII — XXI вв. до н. э. - под властью III династии Ура. В конце XXI в. до н. э. Мари восстановило независимость. | ||
- | В 1758 до н. э. Мари было захвачено | + | В 1758 до н. э. Мари было захвачено [[вавилон]]ским царём Хаммурапи. В дальнейшем самостоятельной роли не играло. |
- | |||
+ | == Археологические раскопки == | ||
+ | |||
+ | Наиболее интересные археологические находки относятся к периоду господства западносемитских династий в конце 19 в. – в первой половине 18 в. до н. э. Роскошный царский дворец Мари насчитывал более 300 комнат и внутренних дворов (общая площадь 3,2 га). Стены некоторых помещений были украшены фресками, на одной из которых изображена коронация царя в присутствии богов на фоне мифического сада, напоминающего описание рая в [[Библия|Библии]] (Быт. 2:10; 3:24): деревья сада охраняются [[Херувим|херувимами]] и орошаются четырьмя потоками, вытекающими из одного источника. Дворцовые архивы (более двадцати тысяч клинописных табличек на аккадском языке, см. [[Аккад]]; из них опубликовано лишь пять–шесть тысяч) являются ценным историческим материалом, в частности, для библеистов. | ||
+ | |||
+ | Около четверти архивов составляют таблички дипломатического и политического содержания, позволяющие полнее понять систему вассальных отношений и характер дипломатических связей Древней Месопотамии; в частности, документы указывают на существование тесных экономических, политических, религиозных и культурных связей Мари под властью западносемитских династий с Сирией и Северным [[Ханаан|Ханааном]], заселенными родственными племенами. В документах упоминается финикийский Библ (Гвал в Библии), ханаанские [[Хацор]] и Лаиш (см. [[Дан]]). В последнее время опубликован документ, упоминающий ханаанеев. Многочисленные таблички со списками ежедневного довольствия царского дворца напоминают сообщение о «продовольствии царя Соломона на каждый день» (I Ц. 5:2–3). Особый интерес представляет документ об усыновлении, гарантирующий усыновляемому — в соответствии с его возрастом — право первородства и, соответственно, двойную долю в наследстве, что близко духу библейского законодательства (Втор. 21:15–17). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Связь с историей еврейского народа == | ||
+ | Города [[Харан]] и Нахор, упоминаемые в Библии как прародина [[Патриархи|патриархов]], находились в зависимости от Мари и управлялись его наместниками. | ||
<blockquote> | <blockquote> | ||
- | '''... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку... | + | '''... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку...''' |
- | Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор.''' | + | '''Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор.'''(Быт.24:1-4,10) |
- | </blockquote> ( | + | </blockquote> |
+ | |||
+ | Оба города были центрами брожения, направленного против Мари; в частности, в Нахор часто направлялись военные подкрепления для подавления мятежей племен [[Хабиру|хабиру]]. Упоминаемые в документах Мари интенсивные миграции семитских племен и караванные пути между Северной Месопотамией, Сирией и Северным Ханааном позволяют воссоздать исторический фон библейского повествования о передвижениях патриархов между Месопотамией и Ханааном. | ||
+ | |||
+ | Основное население Мари в начале 2 тыс. до н. э. составляли западные семиты, и многие собственные имена, встречающиеся в документах, близки библейским, особенно в повествованиях о патриархах, об [[Исход Из Египта|Исходе]] и о завоевании Ханаана. Однако в документах из Мари эти имена зачастую появляются с иным теофорным элементом (например, библейский Ишмаэль /[[Исмаил]]/ в Мари — Ясмах-Ил /Адад/ Бел) или без него. Возможно, что имеют место также параллели библейских имен Бога — Яхве, Шаддай — и эпитета цур (`твердыня`); ср. имена из Мари: Яви-Ила, Яви-Адад, Шаду (Шади) и Сура (Сури). Сведения о кочевых, полукочевых и оседлых семитских племенах, почерпнутые из архивов Мари, проливают свет на общественную структуру израильских племен, на события, связанные с их проникновением в Ханаан, и на характер их отношений с местным городским населением. | ||
+ | |||
+ | Общество, каким оно предстает в документах Мари, гетероморфно по своей сущности — оно состояло как из кочевых, так и из оседлых городских элементов, находившихся в тесном взаимодействии. Родовые группы часто распадались на кланы, одни из которых вели оседлый, а другие — кочевой образ жизни; часть городского населения покидала город во время пастбищного сезона, образуя кочевые фракции. Руководство находилось в руках глав семейств — абут (ср. авот Библии) битим (ср. бет-ав — `семейство`, основная единица патриархального клана). Как и в домонархическую эпоху Израиля, совет старейшин являлся основным органом управления племени, решавшим вопросы, связанные с войной и миром, заключением договоров и т. п., и представлявшим племя перед царскими властями Мари. В документах из Мари неоднократно встречаются названия должностей, производные от корня спт (на иврите шфт, в Библии шофет — `судья`), причем функции этих должностных лиц, как и функции библейских шофтим (см. [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книга]]), не являются чисто судебными, а скорее носят общеадминистративный характер. | ||
+ | |||
+ | Столкновение западносемитских племен с городской культурой Месопотамии повлекло быстрое усвоение ими норм шумеро-аккадской цивилизации. Вместе с тем они сохранили ряд племенных традиций. Родовые обычаи и учреждения, юридические, военные и политические процедуры, религиозный ритуал и обрядность Мари под властью западносемитских династии также обнаруживают сходство с таковыми в Библии. Заключение договоров сопровождалось закланием молодых жертвенных животных (ср. Быт. 15:9–10; Иер. 34:18–19). Проводившиеся властями Мари в военных и фискальных целях и для распределения земель периодические переписи кочевых и оседлых племен сопровождались, как и в Библии, обрядом очищения (на иврите кофер, киппурим; ср. Исх. 30:11–16). Владение землей было не индивидуальным, а клановым, и поэтому земельная собственность — нахалум (`наследование`, `раздел`, `распределение`; ср. с библейским нахала, ахузза; Чис. 36:7; Лев. 25:13, 25–28; I Ц. 21:1–3) — не могла отчуждаться и передавалась только путем наследования. | ||
+ | |||
+ | В документах из Мари обнаруживаются прямые параллели одному из центральных понятий религии еврейских патриархов — «Бог моего (твоего, его) отца» (Быт. 28:13; 31:5, 29, 42, 53; 32:10; 49:25; Исх. 3:6, 15; 15:2 и другие). Так, царь Катны клянется «именем бога своего отца», а к [[Хаммурапи]] обращаются «во имя бога Адада, владыки [[Халеб|Халеба]] и бога [твоего] отца». | ||
+ | |||
+ | В документах Мари отражено и другое явление, характерное также для ранней истории Израиля, — спонтанное пророчество. Пророки Мари (как непрофессиональные, так и профессиональные пророки при святилищах) воспринимались как уста богов. Хотя их пророчества лишены социально-этического и религиозного пафоса библейских пророков и носят практический характер, сам факт существования спонтанного пророчества, отличного от гадания, указывает на характерность этого феномена для религиозного сознания западносемитских племен в период, предшествовавший появлению библейского пророчества (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]). | ||
+ | |||
+ | |||
- | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 41: | Строка 65: | ||
Примечания | Примечания | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Библейские места]] | ||
+ | [[Категория:Древняя история евреев]] | ||
+ | [[Категория:Народы в ТаНаХе]] | ||
+ | [[Категория:Библейские персонажи]] | ||
+ | |||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 18:54, 12 марта 2013
Источник: | |||||||||||
|
Мари (ныне Тель-Харири в Сирии, в 25 км к северу от иракской границы, в 12 км к северо-западу от города Абу-Кемаль и 2,5 км к западу от нынешнего русла реки Евфрат), один из наиболее значительных городов-государств Месопотамии в 3–2 тыс. до н. э. Археологические и эпиграфические находки в Мари не только являются источником сведений по истории Месопотамии, но и обладают первостепенной важностью для библейской истории. Раскопки Мари осуществляются французской археологической экспедицией, возглавлявшейся А. Парро, с 1933 г. с 18-летним перерывом во время и после Второй мировой войны.
Содержание |
Общие сведения
Ном Мари лежал в долине среднего течения Евфрата, вне пределов Нижнего Междуречья. Хотя пахотной земли здесь было не много, зато город господствовал над торговым путями к хвойным лесам Сирии, к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к плодородным долинам в верховьях реки Хабур и на сирийской реке Оронт, к местам добычи обсидиана на нагорье к северу от истоков Тигра.
Ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили по-семитски, причем разговорным языком, видимо, был один из западносемитских диалектов, хотя для письма использовался восточносемитский аккадский язык. Общинными богами Мари были Даган и, возможно, Иштар.
К началу 3 этапа Раннединастического периода относится набег, предпринятый из Мари на южные районы Двуречья. Царь возглавляющий династию Мари в «Шумерском царском списке» и установивший свою гегемонию в южном Двуречье, имя которого предположительно читается как Илишир, был, как видно, современником последних царей из династии Гильгамеша.
В XXIV — XXIII вв. до н. э. Мари было под властью Аккада. В XXII — XXI вв. до н. э. - под властью III династии Ура. В конце XXI в. до н. э. Мари восстановило независимость.
В 1758 до н. э. Мари было захвачено вавилонским царём Хаммурапи. В дальнейшем самостоятельной роли не играло.
Археологические раскопки
Наиболее интересные археологические находки относятся к периоду господства западносемитских династий в конце 19 в. – в первой половине 18 в. до н. э. Роскошный царский дворец Мари насчитывал более 300 комнат и внутренних дворов (общая площадь 3,2 га). Стены некоторых помещений были украшены фресками, на одной из которых изображена коронация царя в присутствии богов на фоне мифического сада, напоминающего описание рая в Библии (Быт. 2:10; 3:24): деревья сада охраняются херувимами и орошаются четырьмя потоками, вытекающими из одного источника. Дворцовые архивы (более двадцати тысяч клинописных табличек на аккадском языке, см. Аккад; из них опубликовано лишь пять–шесть тысяч) являются ценным историческим материалом, в частности, для библеистов.
Около четверти архивов составляют таблички дипломатического и политического содержания, позволяющие полнее понять систему вассальных отношений и характер дипломатических связей Древней Месопотамии; в частности, документы указывают на существование тесных экономических, политических, религиозных и культурных связей Мари под властью западносемитских династий с Сирией и Северным Ханааном, заселенными родственными племенами. В документах упоминается финикийский Библ (Гвал в Библии), ханаанские Хацор и Лаиш (см. Дан). В последнее время опубликован документ, упоминающий ханаанеев. Многочисленные таблички со списками ежедневного довольствия царского дворца напоминают сообщение о «продовольствии царя Соломона на каждый день» (I Ц. 5:2–3). Особый интерес представляет документ об усыновлении, гарантирующий усыновляемому — в соответствии с его возрастом — право первородства и, соответственно, двойную долю в наследстве, что близко духу библейского законодательства (Втор. 21:15–17).
Связь с историей еврейского народа
Города Харан и Нахор, упоминаемые в Библии как прародина патриархов, находились в зависимости от Мари и управлялись его наместниками.
... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку... Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор.(Быт.24:1-4,10)
Оба города были центрами брожения, направленного против Мари; в частности, в Нахор часто направлялись военные подкрепления для подавления мятежей племен хабиру. Упоминаемые в документах Мари интенсивные миграции семитских племен и караванные пути между Северной Месопотамией, Сирией и Северным Ханааном позволяют воссоздать исторический фон библейского повествования о передвижениях патриархов между Месопотамией и Ханааном.
Основное население Мари в начале 2 тыс. до н. э. составляли западные семиты, и многие собственные имена, встречающиеся в документах, близки библейским, особенно в повествованиях о патриархах, об Исходе и о завоевании Ханаана. Однако в документах из Мари эти имена зачастую появляются с иным теофорным элементом (например, библейский Ишмаэль /Исмаил/ в Мари — Ясмах-Ил /Адад/ Бел) или без него. Возможно, что имеют место также параллели библейских имен Бога — Яхве, Шаддай — и эпитета цур (`твердыня`); ср. имена из Мари: Яви-Ила, Яви-Адад, Шаду (Шади) и Сура (Сури). Сведения о кочевых, полукочевых и оседлых семитских племенах, почерпнутые из архивов Мари, проливают свет на общественную структуру израильских племен, на события, связанные с их проникновением в Ханаан, и на характер их отношений с местным городским населением.
Общество, каким оно предстает в документах Мари, гетероморфно по своей сущности — оно состояло как из кочевых, так и из оседлых городских элементов, находившихся в тесном взаимодействии. Родовые группы часто распадались на кланы, одни из которых вели оседлый, а другие — кочевой образ жизни; часть городского населения покидала город во время пастбищного сезона, образуя кочевые фракции. Руководство находилось в руках глав семейств — абут (ср. авот Библии) битим (ср. бет-ав — `семейство`, основная единица патриархального клана). Как и в домонархическую эпоху Израиля, совет старейшин являлся основным органом управления племени, решавшим вопросы, связанные с войной и миром, заключением договоров и т. п., и представлявшим племя перед царскими властями Мари. В документах из Мари неоднократно встречаются названия должностей, производные от корня спт (на иврите шфт, в Библии шофет — `судья`), причем функции этих должностных лиц, как и функции библейских шофтим (см. Судей Израилевых книга), не являются чисто судебными, а скорее носят общеадминистративный характер.
Столкновение западносемитских племен с городской культурой Месопотамии повлекло быстрое усвоение ими норм шумеро-аккадской цивилизации. Вместе с тем они сохранили ряд племенных традиций. Родовые обычаи и учреждения, юридические, военные и политические процедуры, религиозный ритуал и обрядность Мари под властью западносемитских династии также обнаруживают сходство с таковыми в Библии. Заключение договоров сопровождалось закланием молодых жертвенных животных (ср. Быт. 15:9–10; Иер. 34:18–19). Проводившиеся властями Мари в военных и фискальных целях и для распределения земель периодические переписи кочевых и оседлых племен сопровождались, как и в Библии, обрядом очищения (на иврите кофер, киппурим; ср. Исх. 30:11–16). Владение землей было не индивидуальным, а клановым, и поэтому земельная собственность — нахалум (`наследование`, `раздел`, `распределение`; ср. с библейским нахала, ахузза; Чис. 36:7; Лев. 25:13, 25–28; I Ц. 21:1–3) — не могла отчуждаться и передавалась только путем наследования.
В документах из Мари обнаруживаются прямые параллели одному из центральных понятий религии еврейских патриархов — «Бог моего (твоего, его) отца» (Быт. 28:13; 31:5, 29, 42, 53; 32:10; 49:25; Исх. 3:6, 15; 15:2 и другие). Так, царь Катны клянется «именем бога своего отца», а к Хаммурапи обращаются «во имя бога Адада, владыки Халеба и бога [твоего] отца».
В документах Мари отражено и другое явление, характерное также для ранней истории Израиля, — спонтанное пророчество. Пророки Мари (как непрофессиональные, так и профессиональные пророки при святилищах) воспринимались как уста богов. Хотя их пророчества лишены социально-этического и религиозного пафоса библейских пророков и носят практический характер, сам факт существования спонтанного пророчества, отличного от гадания, указывает на характерность этого феномена для религиозного сознания западносемитских племен в период, предшествовавший появлению библейского пророчества (см. Пророки и пророчество).
Ссылки
- Переписка из царского архива Мари. — на «ГЕРГИНАККУМЕ»
- Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
Примечания
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.