Оффенбах, Жак
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Музыка» с помощью HotCat) |
Marys (Обсуждение | вклад) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
[[Image:Jacques Offenbach by Félix Nadar (restored).jpg|thumb|right|Жак Оффенба́х]] | [[Image:Jacques Offenbach by Félix Nadar (restored).jpg|thumb|right|Жак Оффенба́х]] | ||
- | '''Жак Оффенба́х''' ({{lang-fr|Jacques Offenbach}}; 21 июня 1819, [[Кёльн]] — 5 октября 1880, [[Париж]]) — [[Франция|французский]] [[композитор]] и [[музыкант]], основоположник и наиболее яркий представитель французской [[оперетта|оперетты]]. | + | '''Жак Оффенба́х''' ({{lang-fr|Jacques Offenbach}}; 21 июня 1819, [[Кёльн]] — 5 октября 1880, [[Париж]]) — [[Франция|французский]] [[композитор]] и [[музыкант]](театральный дирижер и виолончелист), основоположник и наиболее яркий представитель французской [[оперетта|оперетты]]. |
[[Соллертинский, Иван Иванович|И. Соллертинский]] считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века»<ref name="sol">''Соллертинский И. И.'' Оффенбах. М., Гос. музык. изд-во, Библиотечка любителя музыки, 1962.</ref>. | [[Соллертинский, Иван Иванович|И. Соллертинский]] считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века»<ref name="sol">''Соллертинский И. И.'' Оффенбах. М., Гос. музык. изд-во, Библиотечка любителя музыки, 1962.</ref>. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | Родился в семье [[синагога]]льного [[Хаззан|кантора]] Исаака-Иегуды Эбершта (''Eberst'') из [[Германия|немецкого]] города [[Оффенбах (город)|Оффенбаха]]. В [[1802 год]]у Эбершт переселился в предместье [[Кёльн]]а и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в [[1819 год]]у, у него появился сын, получивший имя Якоб. | + | === семья === |
+ | |||
+ | Родился в семье [[синагога]]льного [[Хаззан|кантора]] Исаака-Иегуды Эбершта (''Eberst'') из [[Германия|немецкого]] города [[Оффенбах (город)|Оффенбаха]]. Поэтому у него было прозвище Оффенбахер). В [[1802 год]]у Эбершт переселился в предместье [[Кёльн]]а и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в [[1819 год]]у, у него появился сын, получивший имя Якоб. | ||
+ | |||
+ | Отец мальчика был учителем музыки, автором пьес для гитары, составителем [[Хаггада Пасхальная|Пасхальной хаггады]] (1838) с параллельным текстом на [[Иврит Язык|иврите]] и немецком языке и молитвенника для юношества (1839) с нотами канонических и сочиненных им мелодий. Под руководством отца Оффенбах с шести лет обучался игре на скрипке, с девяти — на виолончели и выступал в составе трио с братом и сестрой. | ||
+ | |||
+ | === учеба === | ||
[[Файл:Young Offenbach.jpg|thumb|left|Молодой Оффенбах с виолончелью ([[1840]])]] | [[Файл:Young Offenbach.jpg|thumb|left|Молодой Оффенбах с виолончелью ([[1840]])]] | ||
- | Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в [[Париж]] ([[1833]]); французское произношение его имени (''Жакоб'') вскоре сократилось до ''Жак''. В Париже Оффенбах учился в [[консерватория|консерватории]] игре на [[виолончель|виолончели]] у [[Керубини, Луиджи|Луиджи Керубини]]. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.<ref>''Владимирская А. Р.'' Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 24.</ref> | + | Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в [[Париж]] ([[1833]]); французское произношение его имени (''Жакоб'') вскоре сократилось до ''Жак''. В Париже Оффенбах учился в [[консерватория|консерватории]] игре на [[виолончель|виолончели]] у [[Керубини, Луиджи|Луиджи Керубини]]. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.<ref>''Владимирская А. Р.'' Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 24.</ref> Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с такими [[пианист]]ами, как [[Антон Рубинштейн]], [[Ференц Лист]], [[Мендельсон, Феликс|Феликс Мендельсон]], и другими. В 1835г. брал уроки композиции у [[Халеви, Жак Франсуа Фроманталь Эли|Ж. Ф. Халеви]]. |
- | + | === композиторский дебют === | |
- | Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был [[Гектор Берлиоз]]. Он мечтал стать автором замечательной [[Опера|оперы]]; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «[[Опера Комик|Комическая опера]]» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и [[Флотов, Фридрих фон|Фридрих фон Флотов]] организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в [[1839 год]]у Оффенбаху впервые удаётся поставить [[водевиль]] со своей музыкой (в [[Театр Пале-Рояль|театре ''Пале-Рояль'']]). | + | В том же 1835 году ради заработка начал играть в театральных оркестрах и выступать в салонах со своими сочинениями: танцы, сентиментальные романсы. Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был [[Гектор Берлиоз]]. Он мечтал стать автором замечательной [[Опера|оперы]]; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «[[Опера Комик|Комическая опера]]» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. |
+ | |||
+ | Тогда Оффенбах и [[Флотов, Фридрих фон|Фридрих фон Флотов]] организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в [[1839 год]]у Оффенбаху впервые удаётся поставить [[водевиль]] со своей музыкой (в [[Театр Пале-Рояль|театре ''Пале-Рояль'']]) «Паскаль и Шамбор». После этого он гастролировал (главным образом с собственными произведениями) как виолончелист и дирижер по городам [[Франция|Франции]] и [[Германия|Германии]]. | ||
+ | |||
+ | === брак === | ||
[[1844]]: Оффенбах принимает [[католицизм]], чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (''Herminie d’Alcain''), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. [[Соллертинский, Иван Иванович|И. И. Соллертинский]] отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.<ref name="sol"/> | [[1844]]: Оффенбах принимает [[католицизм]], чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (''Herminie d’Alcain''), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. [[Соллертинский, Иван Иванович|И. И. Соллертинский]] отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.<ref name="sol"/> | ||
+ | |||
+ | === творческий путь === | ||
+ | |||
+ | [[1844]]: с успехом дирижировал в [[Лондон|Лондоне]]. | ||
[[1847]]: получает место дирижёра во Французском Театре (''Théâtre-Français''). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен [[Лафонтен, Жан|Лафонтена]]. Сотрудничает с театром [[Флоримон Эрве|Флоримона Эрве]]. | [[1847]]: получает место дирижёра во Французском Театре (''Théâtre-Français''). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен [[Лафонтен, Жан|Лафонтена]]. Сотрудничает с театром [[Флоримон Эрве|Флоримона Эрве]]. | ||
Строка 55: | Строка 69: | ||
[[Файл:Jaques Offenbach -Grave -Paris.jpg|left|thumb|Памятник на могиле Оффенбаха (Монмартр)]] | [[Файл:Jaques Offenbach -Grave -Paris.jpg|left|thumb|Памятник на могиле Оффенбаха (Монмартр)]] | ||
+ | |||
+ | === период [[франко-прусская война|франко-прусской войны]] и банкротство === | ||
+ | |||
[[1870]]: [[франко-прусская война]]. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж ([[1871]]) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к [[Лекок, Шарль|Лекоку]]. | [[1870]]: [[франко-прусская война]]. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж ([[1871]]) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к [[Лекок, Шарль|Лекоку]]. | ||
+ | |||
+ | После краха Второй империи (1870) пародия и сатира во Франции утратили популярность, и резко ослабел интерес к творчеству Оффенбаха. Не принесли успеха ни новые оперетты, ни попытка антрепризы (1873–75, театр «Гете»). | ||
[[1875]]: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве. | [[1875]]: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве. | ||
- | [[1876]]: Оффенбах гастролирует по [[США]] и имеет огромный успех. | + | === новый подъем и работа над оперой «[[Сказки Гофмана]]» === |
+ | |||
+ | [[1876]]: Оффенбах гастролирует по [[США]] и имеет огромный успех. Вернувшись в Париж, Оффенбах пишет книгу «Оффенбах в Америке. Заметки путешествующего музыканта», Париж, 1877. | ||
[[1878]]: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами. | [[1878]]: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами. | ||
Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «[[Сказки Гофмана]]» (по мотивам произведений [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофмана]]). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «[[Опера Комик|Комической оперы]]» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел. | Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «[[Сказки Гофмана]]» (по мотивам произведений [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофмана]]). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «[[Опера Комик|Комической оперы]]» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел. | ||
+ | |||
+ | === смерть и премьера оперы «[[Сказки Гофмана]]» после смерти === | ||
В [[1880 год]]у Оффенбах умер от приступа удушья. [[Штраус, Иоганн (сын)|Иоганн Штраус]] отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище [[Монмартр]]а, в Париже. | В [[1880 год]]у Оффенбах умер от приступа удушья. [[Штраус, Иоганн (сын)|Иоганн Штраус]] отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище [[Монмартр]]а, в Париже. | ||
Строка 69: | Строка 92: | ||
Оставшиеся детали оперы «[[Сказки Гофмана]]» завершил его друг, [[Гиро, Эрнест|Эрнест Гиро]] (''Ernest Guiraud''), известный также редактированием оперы [[Бизе, Жорж|Бизе]] «[[Кармен (опера)|Кармен]]». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в [[1881 год]]у, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор. | Оставшиеся детали оперы «[[Сказки Гофмана]]» завершил его друг, [[Гиро, Эрнест|Эрнест Гиро]] (''Ernest Guiraud''), известный также редактированием оперы [[Бизе, Жорж|Бизе]] «[[Кармен (опера)|Кармен]]». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в [[1881 год]]у, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор. | ||
- | == | + | == Стиль == |
+ | |||
+ | Оффенбах, творчески тяготевший к иносказанию шутке, пародийной буффонаде, в 1858 г пришел к созданию комедийного многоактного музыкального представления, в котором соединил форму комической оперы с традициями демократической театральной сатиры и несколько фривольного юмора концертной эстрады. В опереттах Оффенбаха любой сюжет: мифологический, легендарно-исторический, сказочный, псевдоисторический или основанный на реальности служил канвой для едких насмешек над буржуазно-аристократической Францией времен Наполеона III, над ее бытом и нравами, политической жизнью и претенциозным искусством (в том числе и над музыкальными штампами так называемой большой оперы [[Мейербер, Джакомо|Дж. Мейербера]]). | ||
+ | |||
+ | Тонкой иронией пронизана музыкальная ткань оперетт Оффенбаха (интонационно близкая французскому городскому фольклору), с чередованием легко запоминавшихся шуточных и лирических арий и ансамблей с бравурными галопами и зажигательными канканами. | ||
+ | |||
+ | == Влияние и наследие == | ||
+ | |||
[[Файл:Jacques offenbach.jpg|thumb|Жак Оффенбах]] | [[Файл:Jacques offenbach.jpg|thumb|Жак Оффенбах]] | ||
- | |||
- | Список основных произведений Оффенбаха: | + | Под влиянием творчества Оффенбаха возникла национальная оперетта в Вене и Лондоне. Его последователями во Франции были Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб. Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «[[Сказки Гофмана]]». |
+ | |||
+ | === Список основных произведений Оффенбаха: === | ||
[[1847]] | [[1847]] | ||
Строка 206: | Строка 237: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
+ | |||
* {{IMSLP|id=Offenbach%2C_Jacques|cname=Жак Оффенбах}} | * {{IMSLP|id=Offenbach%2C_Jacques|cname=Жак Оффенбах}} | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
+ | |||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
== Литература == | == Литература == | ||
+ | |||
* {{книга |автор=Владимирская А. Р. |заглавие=Звёздные часы оперетты | * {{книга |автор=Владимирская А. Р. |заглавие=Звёздные часы оперетты | ||
|ссылка=http://sunny-genre.narod.ru/books/zcho/contents.html | |ссылка=http://sunny-genre.narod.ru/books/zcho/contents.html | ||
Строка 232: | Строка 266: | ||
[[Категория:Музыканты по алфавиту]] | [[Категория:Музыканты по алфавиту]] | ||
[[Категория:Музыка]] | [[Категория:Музыка]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
+ | [[Категория:Культура и искусство]] | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13120|ОФФЕНБАХ Жак}} | ||
{{Link FA|ro}} | {{Link FA|ro}} |
Текущая версия на 07:09, 12 марта 2013
Источник: | ||||||||||
|
Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach; 21 июня 1819, Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант(театральный дирижер и виолончелист), основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
И. Соллертинский считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века»[1].
Содержание |
Биография
семья
Родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта (Eberst) из немецкого города Оффенбаха. Поэтому у него было прозвище Оффенбахер). В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.
Отец мальчика был учителем музыки, автором пьес для гитары, составителем Пасхальной хаггады (1838) с параллельным текстом на иврите и немецком языке и молитвенника для юношества (1839) с нотами канонических и сочиненных им мелодий. Под руководством отца Оффенбах с шести лет обучался игре на скрипке, с девяти — на виолончели и выступал в составе трио с братом и сестрой.
учеба
Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж (1833); французское произношение его имени (Жакоб) вскоре сократилось до Жак. В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.[2] Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с такими пианистами, как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, и другими. В 1835г. брал уроки композиции у Ж. Ф. Халеви.
композиторский дебют
В том же 1835 году ради заработка начал играть в театральных оркестрах и выступать в салонах со своими сочинениями: танцы, сентиментальные романсы. Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора.
Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль) «Паскаль и Шамбор». После этого он гастролировал (главным образом с собственными произведениями) как виолончелист и дирижер по городам Франции и Германии.
брак
1844: Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (Herminie d’Alcain), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. И. И. Соллертинский отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.[1]
творческий путь
1844: с успехом дирижировал в Лондоне.
1847: получает место дирижёра во Французском Театре (Théâtre-Français). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве.
Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия» (Comédie-Française).
1855: год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens) и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремье), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».[3]
1858: сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре.[3] Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.
За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:
- Женевьева Брабантская (1859)
- Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе)
- Прекрасная Елена (1864), наиболее известное произведение композитора
- Синяя Борода (1866)
- Парижская жизнь (1866)
- Великая герцогиня Герольштейнская (1867)
- Перикола (1868)
- Трапезундская принцесса (1869)
- Разбойники (1869)
Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства — в Вене.
Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.
период франко-прусской войны и банкротство
1870: франко-прусская война. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж (1871) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку.
После краха Второй империи (1870) пародия и сатира во Франции утратили популярность, и резко ослабел интерес к творчеству Оффенбаха. Не принесли успеха ни новые оперетты, ни попытка антрепризы (1873–75, театр «Гете»).
1875: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.
новый подъем и работа над оперой «Сказки Гофмана»
1876: Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех. Вернувшись в Париж, Оффенбах пишет книгу «Оффенбах в Америке. Заметки путешествующего музыканта», Париж, 1877.
1878: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.
Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.
смерть и премьера оперы «Сказки Гофмана» после смерти
В 1880 году Оффенбах умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартра, в Париже.
Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро (Ernest Guiraud), известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.
Стиль
Оффенбах, творчески тяготевший к иносказанию шутке, пародийной буффонаде, в 1858 г пришел к созданию комедийного многоактного музыкального представления, в котором соединил форму комической оперы с традициями демократической театральной сатиры и несколько фривольного юмора концертной эстрады. В опереттах Оффенбаха любой сюжет: мифологический, легендарно-исторический, сказочный, псевдоисторический или основанный на реальности служил канвой для едких насмешек над буржуазно-аристократической Францией времен Наполеона III, над ее бытом и нравами, политической жизнью и претенциозным искусством (в том числе и над музыкальными штампами так называемой большой оперы Дж. Мейербера).
Тонкой иронией пронизана музыкальная ткань оперетт Оффенбаха (интонационно близкая французскому городскому фольклору), с чередованием легко запоминавшихся шуточных и лирических арий и ансамблей с бравурными галопами и зажигательными канканами.
Влияние и наследие
Под влиянием творчества Оффенбаха возникла национальная оперетта в Вене и Лондоне. Его последователями во Франции были Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб. Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «Сказки Гофмана».
Список основных произведений Оффенбаха:
1847
- Большой концерт для виолончели с оркестром (Grand Concerto pour violoncelle et orchestre)
1853
- Пепито
1855
- Двое слепых (Les Deux Aveugles), оперетта
- Белая ночь (Une nuit blanche), комическая опера
- Скрипач (Le Violoneux), оперетта
- Батаклан (Ba-ta-clan), оперетта
- Перинетта
- Войдите, господа и дамы
- Госпожа бабочка
- Арлекин-цирюльник
- Пьеро-клоун
- Полишинель в свете
1856
- Тромб-Аль-Казар (Tromb-al-ca-zar), оперетта
- Роза из Сан-Флера (La Rose de Saint-Flour), оперетта
- Финансист и сапожник (Le Financier et le Savetier), оперетта-буфф
- Конфеты на крестины
- Шестьдесят шестой
- Пастушки Ватто
- Детская бонна
1857
- Крокефер (Croquefer ou le Dernier des paladins), оперетта-буфф
- Dragonette, оперетта-буфф
- Вечерний ветер (Vent du Soir ou L’horrible Festin), оперетта-буфф
- Девушка, разыгранная в лотерею (Une demoiselle en loterie), оперетта-буфф
- Свадьба при фонарях (Le Mariage aux lanternes), оперетта
- Два рыболова (Les Deux Pêcheurs ou le Lever du soleil), оперетта
- Белая ночь
- Три поцелуя дьявола
1858
- Кошка, превращённая в женщину (La Chatte métamorphosée en femme), одноактная комическая опера
- Дамы рынка (Mesdames de la Halle), оперетта-буфф
- Орфей в аду (Orphée aux Enfers), оперетта-буфф; новая редакция: 1874
- Маленькие пророки
1859
- Маркитантки Великой армии (Les Vivandières de la Grande Armée), оперетта
- Женевьева Юрабантская (Geneviève de Brabant), оперетта-буфф; новая редакция: 1875
- Муж на пороге
1860
- Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé), оперетта
- Мотылёк (Le Papillon), балет с пантомимой
- Баркуф (Barkouf), оперетта-буфф
1861
- Песенка Фортунио (La Chanson de Fortunio), комическая опера, по новелле Альфреда де Мюссе)
- Мост вздохов (Le Pont des soupirs), оперетта-буфф
- Комический роман (Le Roman comique), оперетта-буфф
- Господин Шуфлери
- Аптекарь и парикмахер; новая редакция: 1874
1862
- Болтуны (Les Bavards), оперетта-буфф
- Жаклин
- Господин и госпожа Дени
- Путеществие господ Дюнанан с сыном
1863
- Лизхен и Фрицхен (Lischen et Fritzchen), оперетта
1864
- Влюблённый певец (L’Amour chanteur), оперетта
- Рейнская ундина (Die Rheinnixen (Les Fées du Rhin)), романтическая опера
- Прекрасная Елена (La Belle Hélène), оперетта-буфф
- Грузинки
- Синьор Фагот
- Жанна плачет, Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit), оперетта
1865
- Пастушки (Les Bergers), комическая опера
- Косколетто
- Король летней ночи
1866
- Синяя Борода (Barbe-Bleue), оперетта-буфф
- Парижская жизнь (La Vie parisienne), оперетта-буфф
1867
- Герцогиня Герольштейнская (La Grande-Duchesse de Gérolstein), оперетта-буфф
- Отпуск на десять часов (La Permission de dix heures), комическая опера
- Робинзон Крузо (Robinson Crusoé), комическая опера
- Замок Тото
- Урок пения
1868
- Остров Тюлипатан (L'Île de Tulipatan), оперетта-буфф
- Перикола (La Périchole), оперетта-буфф; новая редакция: 1874
- Волшебная дудочка
1869
- Дива (La Diva), оперетта-буфф
- Трапезундская принцесса (La Princesse de Trébizonde), оперетта-буфф
- Разбойники (Les Brigands), оперетта-буфф
- Вер-Вер, или Похождения попугая (Vert-vert), комическая опера
- Какаду
1870
- Романс о розе
1871
- Снежный шар (Boule de neige), оперетта-буфф
1872
- Король-морковь (Le Roi Carotte), оперетта-буфф
- Фантазио (Fantasio), комическая опера
- Цветочек (Fleurette), оперетта
- Чёрный корсар
- Сплетня
1873
- Браконьеры (Les Braconniers), оперетта-буфф
- Яблоко раздора (Pomme d’Api), оперетта
- Прекрасная парфюмерша
1874
- Багатель (Bagatelle), комическая опера
- Мадам д’Аршидюк (Madame l’Archiduc), оперетта-буфф
1875
- Булочница (La Boulangère a des écus), оперетта-буфф
- Креолка (La Créole), оперетта-буфф
- Путешествие на Луну (Le Voyage dans la Lune), феерия
- Кремовый торт (Tarte à la Crème), пьеса
- Виттингтон и его кошка
1876
- Пьеретта и Жако (Pierrette et Jacquot), оперетта
- Бутылка молока (La Boîte au lait), оперетта-буфф
1877
- Доктор Окс (Le Docteur Ox), оперетта-буфф
- Ярмарка в Сен-Лоране (La Foire Saint-Laurent), оперетта-буфф
1878
- Мадам Фавар (Madame Favart), комическая опера
- Мэтр Перонилла
1879
- Марокканка (La Marocaine), оперетта-буфф
- Дочь тамбур-мажора (La Fille du tambour-major), комическая опера
1880, посмертно
- Прекрасная Луретта (Belle Lurette), комическая опера
1881, посмертно
- Сказки Гофмана (Les Contes d’Hoffmann), фантастическая опера
- Мадемуазель Мушерон (Mademoiselle Moucheron), оперетта-буфф
Ссылки
- Жак Оффенбах: Ноты произведений на International Music Score Library Project
Примечания
Литература
- Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. — Л.: Искусство, 1975. — 136 с.
- Кракауэр З. Жак Оффенбах и Париж его времени. — М.: Аграф, 2000. — 416 с. — ISBN 5-7784-0095-0
- Соллертинский И. И. Оффенбах. — М.: Гос. музык. изд-во, 1962. — (Библиотечка любителя музыки).
- Трауберг Л. З. Жак Оффенбах и другие. — М.: Искусство, 1987.
- Янковский M. О. Оперетта.. — Л.-М.: Искусство, 1937.
- Ярон Г. М. О любимом жанре. — М.: Искусство, 1960.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОФФЕНБАХ Жак в ЭЕЭ
- ar:جاك أوفنباخ
- ast:Jacques Offenbach
- bar:Jacques Offenbach
- be:Жак Афенбах
- bg:Жак Офенбах
- bs:Jacques Offenbach
- ca:Jacques Offenbach
- ceb:Jacques Offenbach
- cs:Jacques Offenbach
- cy:Jacques Offenbach
- da:Jacques Offenbach
- el:Ζακ Όφενμπαχ
- eo:Jacques Offenbach
- et:Jacques Offenbach
- fa:ژاک افنباخ
- fi:Jacques Offenbach
- fur:Jacques Offenbach
- fy:Jacques Offenbach
- gl:Jacques Offenbach
- gv:Jacques Offenbach
- hr:Jacques Offenbach
- hu:Jacques Offenbach
- hy:Ժակ Օֆենբախ
- ia:Jacques Offenbach
- id:Jacques Offenbach
- io:Jacques Offenbach
- is:Jacques Offenbach
- ja:ジャック・オッフェンバック
- jv:Jacques Offenbach
- ka:ჟაკ ოფენბახი
- ko:자크 오펜바흐
- ku:Jacques Offenbach
- la:Iacobus Offenbach
- lb:Jacques Offenbach
- li:Jacques Offenbach
- lt:Jacques Offenbach
- lv:Žaks Ofenbahs
- nl:Jacques Offenbach
- no:Jacques Offenbach
- oc:Jacques Offenbach
- pag:Jacques Offenbach
- pl:Jacques Offenbach
- pms:Jacques Offenbach
- pt:Jacques Offenbach
- qu:Jacques Offenbach
- ro:Jacques Offenbach
- scn:Jacques Offenbach
- sh:Jacques Offenbach
- sk:Jacques Offenbach
- sl:Jacques Offenbach
- sr:Жак Офенбах
- sv:Jacques Offenbach
- sw:Jacques Offenbach
- th:ฌัก ออแฟนบัก
- tr:Jacques Offenbach
- tt:Жак Оффенбах
- vi:Jacques Offenbach
- vls:Jacques Offenbach
- vo:Jacques Offenbach
- zh:雅克·奥芬巴赫
- zh-min-nan:Jacques Offenbach
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.