Оффенбах, Жак

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Marys (Обсуждение | вклад)
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Музыкант  
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2
-
| Имя            = Жак Оффенба́х
+
| АВТОР1 =  
-
| Подпись        = Jacques Offenbach
+
| АВТОР2 =
-
| Фото            = Jacques Offenbach by Félix Nadar (restored).jpg
+
| АВТОР3 =  
-
| Дата_рождения  = 20.6.1819
+
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
-
| Место_рождения = {{место рождения|Кёльн}}
+
| ПРОЕКТ =  
-
| Дата_смерти    = 5.10.1880
+
| ПОДТЕМА =  
-
| Место_смерти    = {{место смерти|Париж}}
+
| КАЧЕСТВО  =  
-
| Страна          = {{FRA}}
+
| УРОВЕНЬ  =  
-
| Профессии      = [[композитор]], музыкант
+
| ДАТА СОЗДАНИЯ = 12.11.2011
-
| Инструменты    = [[виолончель]]
+
| ВИКИПЕДИЯ =
-
| Жанры          = [[оперетта]]
+
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
| Псевдонимы      =  
+
-
| Коллективы      =
+
-
| Сотрудничество =  
+
-
| Лейблы          =  
+
-
| Сайт            =  
+
}}
}}
-
'''Жак Оффенба́х''' ({{lang-fr|Jacques Offenbach}}; {{ДатаРождения|20|6|1819}}, [[Кёльн]] — {{ДатаСмерти|5|10|1880}}, [[Париж]]) — [[Франция|французский]] [[композитор]] и [[музыкант]], основоположник и наиболее яркий представитель французской [[оперетта|оперетты]].
+
[[Image:Jacques Offenbach by Félix Nadar (restored).jpg|thumb|right|Жак Оффенба́х]]
 +
'''Жак Оффенба́х''' ({{lang-fr|Jacques Offenbach}}; 21 июня 1819, [[Кёльн]] — 5 октября 1880, [[Париж]]) — [[Франция|французский]] [[композитор]] и [[музыкант]](театральный дирижер и виолончелист), основоположник и наиболее яркий представитель французской [[оперетта|оперетты]].
[[Соллертинский, Иван Иванович|И. Соллертинский]] считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века»<ref name="sol">''Соллертинский И. И.'' Оффенбах. М., Гос. музык. изд-во, Библиотечка любителя музыки, 1962.</ref>.
[[Соллертинский, Иван Иванович|И. Соллертинский]] считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века»<ref name="sol">''Соллертинский И. И.'' Оффенбах. М., Гос. музык. изд-во, Библиотечка любителя музыки, 1962.</ref>.
Строка 23: Строка 19:
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в семье [[синагога]]льного [[Хаззан|кантора]] Исаака-Иегуды Эбершта (''Eberst'') из [[Германия|немецкого]] города [[Оффенбах (город)|Оффенбаха]]. В [[1802 год]]у Эбершт переселился в предместье [[Кёльн]]а и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в [[1819 год]]у, у него появился сын, получивший имя Якоб.
+
=== семья ===
 +
 
 +
Родился в семье [[синагога]]льного [[Хаззан|кантора]] Исаака-Иегуды Эбершта (''Eberst'') из [[Германия|немецкого]] города [[Оффенбах (город)|Оффенбаха]]. Поэтому у него было прозвище Оффенбахер).  В [[1802 год]]у Эбершт переселился в предместье [[Кёльн]]а и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в [[1819 год]]у, у него появился сын, получивший имя Якоб.
 +
 
 +
Отец мальчика был учителем музыки, автором пьес для гитары, составителем [[Хаггада Пасхальная|Пасхальной хаггады]] (1838) с параллельным текстом на [[Иврит Язык|иврите]] и немецком языке и молитвенника для юношества (1839) с нотами канонических и сочиненных им мелодий. Под руководством отца Оффенбах с шести лет обучался игре на скрипке, с девяти — на виолончели и выступал в составе трио с братом и сестрой.
 +
 
 +
=== учеба ===
[[Файл:Young Offenbach.jpg|thumb|left|Молодой Оффенбах с виолончелью ([[1840]])]]
[[Файл:Young Offenbach.jpg|thumb|left|Молодой Оффенбах с виолончелью ([[1840]])]]
-
Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в [[Париж]] ([[1833]]); французское произношение его имени (''Жакоб'') вскоре сократилось до ''Жак''. В Париже Оффенбах учился в [[консерватория|консерватории]] игре на [[виолончель|виолончели]] у [[Керубини, Луиджи|Луиджи Керубини]]. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.<ref>''Владимирская А. Р.'' Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 24.</ref>
+
Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в [[Париж]] ([[1833]]); французское произношение его имени (''Жакоб'') вскоре сократилось до ''Жак''. В Париже Оффенбах учился в [[консерватория|консерватории]] игре на [[виолончель|виолончели]] у [[Керубини, Луиджи|Луиджи Керубини]]. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.<ref>''Владимирская А. Р.'' Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 24.</ref> Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с такими [[пианист]]ами, как [[Антон Рубинштейн]], [[Ференц Лист]], [[Мендельсон, Феликс|Феликс Мендельсон]], и другими. В 1835г. брал уроки композиции у [[Халеви, Жак Франсуа Фроманталь Эли|Ж. Ф. Халеви]].
-
Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с такими [[пианист]]ами, как [[Антон Рубинштейн]], [[Ференц Лист]], [[Мендельсон, Феликс|Феликс Мендельсон]], и другими.
+
=== композиторский дебют ===
-
Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был [[Гектор Берлиоз]]. Он мечтал стать автором замечательной [[Опера|оперы]]; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «[[Опера Комик|Комическая опера]]» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и [[Флотов, Фридрих фон|Фридрих фон Флотов]] организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в [[1839 год]]у Оффенбаху впервые удаётся поставить [[водевиль]] со своей музыкой (в [[Театр Пале-Рояль|театре ''Пале-Рояль'']]).
+
В том же 1835 году ради заработка начал играть в театральных оркестрах и выступать в салонах со своими сочинениями: танцы, сентиментальные романсы. Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был [[Гектор Берлиоз]]. Он мечтал стать автором замечательной [[Опера|оперы]]; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «[[Опера Комик|Комическая опера]]» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора.
 +
 +
Тогда Оффенбах и [[Флотов, Фридрих фон|Фридрих фон Флотов]] организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в [[1839 год]]у Оффенбаху впервые удаётся поставить [[водевиль]] со своей музыкой (в [[Театр Пале-Рояль|театре ''Пале-Рояль'']]) «Паскаль и Шамбор». После этого он гастролировал (главным образом с собственными произведениями) как виолончелист и дирижер по городам [[Франция|Франции]] и [[Германия|Германии]].  
 +
 
 +
=== брак ===
[[1844]]: Оффенбах принимает [[католицизм]], чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (''Herminie d’Alcain''), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. [[Соллертинский, Иван Иванович|И. И. Соллертинский]] отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.<ref name="sol"/>
[[1844]]: Оффенбах принимает [[католицизм]], чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (''Herminie d’Alcain''), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. [[Соллертинский, Иван Иванович|И. И. Соллертинский]] отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.<ref name="sol"/>
 +
 +
=== творческий путь ===
 +
 +
[[1844]]: с успехом дирижировал в [[Лондон|Лондоне]].
[[1847]]: получает место дирижёра во Французском Театре (''Théâtre-Français''). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен [[Лафонтен, Жан|Лафонтена]]. Сотрудничает с театром [[Флоримон Эрве|Флоримона Эрве]].
[[1847]]: получает место дирижёра во Французском Театре (''Théâtre-Français''). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен [[Лафонтен, Жан|Лафонтена]]. Сотрудничает с театром [[Флоримон Эрве|Флоримона Эрве]].
Строка 59: Строка 69:
[[Файл:Jaques Offenbach -Grave -Paris.jpg|left|thumb|Памятник на могиле Оффенбаха (Монмартр)]]
[[Файл:Jaques Offenbach -Grave -Paris.jpg|left|thumb|Памятник на могиле Оффенбаха (Монмартр)]]
 +
 +
=== период [[франко-прусская война|франко-прусской войны]] и банкротство ===
 +
[[1870]]: [[франко-прусская война]]. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж ([[1871]]) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к [[Лекок, Шарль|Лекоку]].
[[1870]]: [[франко-прусская война]]. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж ([[1871]]) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к [[Лекок, Шарль|Лекоку]].
 +
 +
После краха Второй империи (1870) пародия и сатира во Франции утратили популярность, и резко ослабел интерес к творчеству Оффенбаха. Не принесли успеха ни новые оперетты, ни попытка антрепризы (1873–75, театр «Гете»).
[[1875]]: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.
[[1875]]: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.
-
[[1876]]: Оффенбах гастролирует по [[США]] и имеет огромный успех.
+
=== новый подъем и работа над оперой «[[Сказки Гофмана]]» ===
 +
 
 +
[[1876]]: Оффенбах гастролирует по [[США]] и имеет огромный успех. Вернувшись в Париж, Оффенбах пишет книгу «Оффенбах в Америке. Заметки путешествующего музыканта», Париж, 1877.  
[[1878]]: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.
[[1878]]: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.
Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «[[Сказки Гофмана]]» (по мотивам произведений [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофмана]]). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «[[Опера Комик|Комической оперы]]» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.
Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «[[Сказки Гофмана]]» (по мотивам произведений [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофмана]]). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «[[Опера Комик|Комической оперы]]» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.
 +
 +
=== смерть и премьера оперы «[[Сказки Гофмана]]» после смерти ===
В [[1880 год]]у Оффенбах умер от приступа удушья. [[Штраус, Иоганн (сын)|Иоганн Штраус]] отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище [[Монмартр]]а, в Париже.
В [[1880 год]]у Оффенбах умер от приступа удушья. [[Штраус, Иоганн (сын)|Иоганн Штраус]] отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище [[Монмартр]]а, в Париже.
Строка 73: Строка 92:
Оставшиеся детали оперы «[[Сказки Гофмана]]» завершил его друг, [[Гиро, Эрнест|Эрнест Гиро]] (''Ernest Guiraud''), известный также редактированием оперы [[Бизе, Жорж|Бизе]] «[[Кармен (опера)|Кармен]]». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в [[1881 год]]у, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.
Оставшиеся детали оперы «[[Сказки Гофмана]]» завершил его друг, [[Гиро, Эрнест|Эрнест Гиро]] (''Ernest Guiraud''), известный также редактированием оперы [[Бизе, Жорж|Бизе]] «[[Кармен (опера)|Кармен]]». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в [[1881 год]]у, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.
-
== Творчество ==
+
== Стиль ==
 +
 
 +
Оффенбах, творчески тяготевший к иносказанию шутке, пародийной буффонаде, в 1858 г пришел к созданию комедийного многоактного музыкального представления, в котором соединил форму комической оперы с традициями демократической театральной сатиры и несколько фривольного юмора концертной эстрады. В опереттах Оффенбаха любой сюжет: мифологический, легендарно-исторический, сказочный, псевдоисторический  или основанный на реальности служил канвой для едких насмешек над буржуазно-аристократической Францией времен Наполеона III, над ее бытом и нравами, политической жизнью и претенциозным искусством (в том числе и над музыкальными штампами так называемой большой оперы [[Мейербер, Джакомо|Дж. Мейербера]]).
 +
 
 +
Тонкой иронией пронизана музыкальная ткань оперетт Оффенбаха (интонационно близкая французскому городскому фольклору), с чередованием легко запоминавшихся шуточных и лирических арий и ансамблей с бравурными галопами и зажигательными канканами.
 +
 
 +
== Влияние и наследие ==
 +
[[Файл:Jacques offenbach.jpg|thumb|Жак Оффенбах]]
[[Файл:Jacques offenbach.jpg|thumb|Жак Оффенбах]]
-
Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «[[Сказки Гофмана]]».
 
-
Список основных произведений Оффенбаха:
+
Под влиянием творчества Оффенбаха возникла национальная оперетта в Вене и Лондоне. Его последователями во Франции были Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб. Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «[[Сказки Гофмана]]».
 +
 
 +
=== Список основных произведений Оффенбаха: ===
[[1847]]
[[1847]]
Строка 210: Строка 237:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
 +
* {{IMSLP|id=Offenbach%2C_Jacques|cname=Жак Оффенбах}}
* {{IMSLP|id=Offenbach%2C_Jacques|cname=Жак Оффенбах}}
== Примечания ==
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
{{примечания}}
== Литература ==
== Литература ==
 +
* {{книга |автор=Владимирская А. Р. |заглавие=Звёздные часы оперетты
* {{книга |автор=Владимирская А. Р. |заглавие=Звёздные часы оперетты
   |ссылка=http://sunny-genre.narod.ru/books/zcho/contents.html
   |ссылка=http://sunny-genre.narod.ru/books/zcho/contents.html
Строка 232: Строка 262:
   |место = М. |издательство = Искусство |год = 1960 }}
   |место = М. |издательство = Искусство |год = 1960 }}
-
[[Категория:Композиторы оперетт]]
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
[[Категория:Композиторы Франции|Оффенбах]]
+
[[Категория:Композиторы по алфавиту]]
-
[[Категория:Романтические композиторы]]
+
[[Категория:Музыканты по алфавиту]]
 +
[[Категория:Музыка]]
 +
[[Категория:Евреи в Европе]]
 +
[[Категория:Культура и искусство]]
 +
{{ElevenCopyRight|13120|ОФФЕНБАХ Жак}}
{{Link FA|ro}}
{{Link FA|ro}}
-
[[ar:جاك أوفنباخ]]
+
:[[ar:جاك أوفنباخ]]
-
[[ast:Jacques Offenbach]]
+
:[[ast:Jacques Offenbach]]
-
[[bar:Jacques Offenbach]]
+
:[[bar:Jacques Offenbach]]
-
[[be:Жак Афенбах]]
+
:[[be:Жак Афенбах]]
-
[[bg:Жак Офенбах]]
+
:[[bg:Жак Офенбах]]
-
[[bs:Jacques Offenbach]]
+
:[[bs:Jacques Offenbach]]
-
[[ca:Jacques Offenbach]]
+
:[[ca:Jacques Offenbach]]
-
[[ceb:Jacques Offenbach]]
+
:[[ceb:Jacques Offenbach]]
-
[[cs:Jacques Offenbach]]
+
:[[cs:Jacques Offenbach]]
-
[[cy:Jacques Offenbach]]
+
:[[cy:Jacques Offenbach]]
-
[[da:Jacques Offenbach]]
+
:[[da:Jacques Offenbach]]
-
[[de:Jacques Offenbach]]
+
:[[de:Jacques Offenbach]]
-
[[el:Ζακ Όφενμπαχ]]
+
:[[el:Ζακ Όφενμπαχ]]
-
[[en:Jacques Offenbach]]
+
:[[en:Jacques Offenbach]]
-
[[eo:Jacques Offenbach]]
+
:[[eo:Jacques Offenbach]]
-
[[es:Jacques Offenbach]]
+
:[[es:Jacques Offenbach]]
-
[[et:Jacques Offenbach]]
+
:[[et:Jacques Offenbach]]
-
[[fa:ژاک افنباخ]]
+
:[[fa:ژاک افنباخ]]
-
[[fi:Jacques Offenbach]]
+
:[[fi:Jacques Offenbach]]
-
[[fr:Jacques Offenbach]]
+
:[[fr:Jacques Offenbach]]
-
[[fur:Jacques Offenbach]]
+
:[[fur:Jacques Offenbach]]
-
[[fy:Jacques Offenbach]]
+
:[[fy:Jacques Offenbach]]
-
[[gl:Jacques Offenbach]]
+
:[[gl:Jacques Offenbach]]
-
[[gv:Jacques Offenbach]]
+
:[[gv:Jacques Offenbach]]
-
[[he:ז'אק אופנבך]]
+
:[[he:ז'אק אופנבך]]
-
[[hr:Jacques Offenbach]]
+
:[[hr:Jacques Offenbach]]
-
[[hu:Jacques Offenbach]]
+
:[[hu:Jacques Offenbach]]
-
[[hy:Ժակ Օֆենբախ]]
+
:[[hy:Ժակ Օֆենբախ]]
-
[[ia:Jacques Offenbach]]
+
:[[ia:Jacques Offenbach]]
-
[[id:Jacques Offenbach]]
+
:[[id:Jacques Offenbach]]
-
[[io:Jacques Offenbach]]
+
:[[io:Jacques Offenbach]]
-
[[is:Jacques Offenbach]]
+
:[[is:Jacques Offenbach]]
-
[[it:Jacques Offenbach]]
+
:[[it:Jacques Offenbach]]
-
[[ja:ジャック・オッフェンバック]]
+
:[[ja:ジャック・オッフェンバック]]
-
[[jv:Jacques Offenbach]]
+
:[[jv:Jacques Offenbach]]
-
[[ka:ჟაკ ოფენბახი]]
+
:[[ka:ჟაკ ოფენბახი]]
-
[[ko:자크 오펜바흐]]
+
:[[ko:자크 오펜바흐]]
-
[[ku:Jacques Offenbach]]
+
:[[ku:Jacques Offenbach]]
-
[[la:Iacobus Offenbach]]
+
:[[la:Iacobus Offenbach]]
-
[[lb:Jacques Offenbach]]
+
:[[lb:Jacques Offenbach]]
-
[[li:Jacques Offenbach]]
+
:[[li:Jacques Offenbach]]
-
[[lt:Jacques Offenbach]]
+
:[[lt:Jacques Offenbach]]
-
[[lv:Žaks Ofenbahs]]
+
:[[lv:Žaks Ofenbahs]]
-
[[nl:Jacques Offenbach]]
+
:[[nl:Jacques Offenbach]]
-
[[no:Jacques Offenbach]]
+
:[[no:Jacques Offenbach]]
-
[[oc:Jacques Offenbach]]
+
:[[oc:Jacques Offenbach]]
-
[[pag:Jacques Offenbach]]
+
:[[pag:Jacques Offenbach]]
-
[[pl:Jacques Offenbach]]
+
:[[pl:Jacques Offenbach]]
-
[[pms:Jacques Offenbach]]
+
:[[pms:Jacques Offenbach]]
-
[[pt:Jacques Offenbach]]
+
:[[pt:Jacques Offenbach]]
-
[[qu:Jacques Offenbach]]
+
:[[qu:Jacques Offenbach]]
-
[[ro:Jacques Offenbach]]
+
:[[ro:Jacques Offenbach]]
-
[[scn:Jacques Offenbach]]
+
:[[scn:Jacques Offenbach]]
-
[[sh:Jacques Offenbach]]
+
:[[sh:Jacques Offenbach]]
-
[[simple:Jacques Offenbach]]
+
:[[simple:Jacques Offenbach]]
-
[[sk:Jacques Offenbach]]
+
:[[sk:Jacques Offenbach]]
-
[[sl:Jacques Offenbach]]
+
:[[sl:Jacques Offenbach]]
-
[[sr:Жак Офенбах]]
+
:[[sr:Жак Офенбах]]
-
[[sv:Jacques Offenbach]]
+
:[[sv:Jacques Offenbach]]
-
[[sw:Jacques Offenbach]]
+
:[[sw:Jacques Offenbach]]
-
[[th:ฌัก ออแฟนบัก]]
+
:[[th:ฌัก ออแฟนบัก]]
-
[[tr:Jacques Offenbach]]
+
:[[tr:Jacques Offenbach]]
-
[[tt:Жак Оффенбах]]
+
:[[tt:Жак Оффенбах]]
-
[[uk:Жак Оффенбах]]
+
:[[uk:Жак Оффенбах]]
-
[[vi:Jacques Offenbach]]
+
:[[vi:Jacques Offenbach]]
-
[[vls:Jacques Offenbach]]
+
:[[vls:Jacques Offenbach]]
-
[[vo:Jacques Offenbach]]
+
:[[vo:Jacques Offenbach]]
-
[[zh:雅克·奥芬巴赫]]
+
:[[zh:雅克·奥芬巴赫]]
-
[[zh-min-nan:Jacques Offenbach]]
+
:[[zh-min-nan:Jacques Offenbach]]
 +
 
 +
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 07:09, 12 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 12.11.2011

Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach; 21 июня 1819, Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант(театральный дирижер и виолончелист), основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

И. Соллертинский считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века»[1].

Содержание

Биография

семья

Родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта (Eberst) из немецкого города Оффенбаха. Поэтому у него было прозвище Оффенбахер). В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.

Отец мальчика был учителем музыки, автором пьес для гитары, составителем Пасхальной хаггады (1838) с параллельным текстом на иврите и немецком языке и молитвенника для юношества (1839) с нотами канонических и сочиненных им мелодий. Под руководством отца Оффенбах с шести лет обучался игре на скрипке, с девяти — на виолончели и выступал в составе трио с братом и сестрой.

учеба

Файл:Young Offenbach.jpg
Молодой Оффенбах с виолончелью (1840)

Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж (1833); французское произношение его имени (Жакоб) вскоре сократилось до Жак. В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.[2] Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с такими пианистами, как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, и другими. В 1835г. брал уроки композиции у Ж. Ф. Халеви.

композиторский дебют

В том же 1835 году ради заработка начал играть в театральных оркестрах и выступать в салонах со своими сочинениями: танцы, сентиментальные романсы. Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора.

Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль) «Паскаль и Шамбор». После этого он гастролировал (главным образом с собственными произведениями) как виолончелист и дирижер по городам Франции и Германии.

брак

1844: Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (Herminie d’Alcain), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. И. И. Соллертинский отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.[1]

творческий путь

1844: с успехом дирижировал в Лондоне.

1847: получает место дирижёра во Французском Театре (Théâtre-Français). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве.

Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия» (Comédie-Française).

1855: год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens) и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремье), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».[3]

1858: сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре.[3] Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.

За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:

  • Женевьева Брабантская (1859)
  • Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе)
  • Прекрасная Елена (1864), наиболее известное произведение композитора
  • Синяя Борода (1866)
  • Парижская жизнь (1866)
  • Великая герцогиня Герольштейнская (1867)
  • Перикола (1868)
  • Трапезундская принцесса (1869)
  • Разбойники (1869)

Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства — в Вене.

Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.

Файл:Jaques Offenbach -Grave -Paris.jpg
Памятник на могиле Оффенбаха (Монмартр)

период франко-прусской войны и банкротство

1870: франко-прусская война. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж (1871) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку.

После краха Второй империи (1870) пародия и сатира во Франции утратили популярность, и резко ослабел интерес к творчеству Оффенбаха. Не принесли успеха ни новые оперетты, ни попытка антрепризы (1873–75, театр «Гете»).

1875: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.

новый подъем и работа над оперой «Сказки Гофмана»

1876: Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех. Вернувшись в Париж, Оффенбах пишет книгу «Оффенбах в Америке. Заметки путешествующего музыканта», Париж, 1877.

1878: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.

Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.

смерть и премьера оперы «Сказки Гофмана» после смерти

В 1880 году Оффенбах умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартра, в Париже.

Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро (Ernest Guiraud), известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.

Стиль

Оффенбах, творчески тяготевший к иносказанию шутке, пародийной буффонаде, в 1858 г пришел к созданию комедийного многоактного музыкального представления, в котором соединил форму комической оперы с традициями демократической театральной сатиры и несколько фривольного юмора концертной эстрады. В опереттах Оффенбаха любой сюжет: мифологический, легендарно-исторический, сказочный, псевдоисторический или основанный на реальности служил канвой для едких насмешек над буржуазно-аристократической Францией времен Наполеона III, над ее бытом и нравами, политической жизнью и претенциозным искусством (в том числе и над музыкальными штампами так называемой большой оперы Дж. Мейербера).

Тонкой иронией пронизана музыкальная ткань оперетт Оффенбаха (интонационно близкая французскому городскому фольклору), с чередованием легко запоминавшихся шуточных и лирических арий и ансамблей с бравурными галопами и зажигательными канканами.

Влияние и наследие

Файл:Jacques offenbach.jpg
Жак Оффенбах

Под влиянием творчества Оффенбаха возникла национальная оперетта в Вене и Лондоне. Его последователями во Франции были Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб. Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «Сказки Гофмана».

Список основных произведений Оффенбаха:

1847

  • Большой концерт для виолончели с оркестром (Grand Concerto pour violoncelle et orchestre)

1853

  • Пепито

1855

  • Двое слепых (Les Deux Aveugles), оперетта
  • Белая ночь (Une nuit blanche), комическая опера
  • Скрипач (Le Violoneux), оперетта
  • Батаклан (Ba-ta-clan), оперетта
  • Перинетта
  • Войдите, господа и дамы
  • Госпожа бабочка
  • Арлекин-цирюльник
  • Пьеро-клоун
  • Полишинель в свете

1856

  • Тромб-Аль-Казар (Tromb-al-ca-zar), оперетта
  • Роза из Сан-Флера (La Rose de Saint-Flour), оперетта
  • Финансист и сапожник (Le Financier et le Savetier), оперетта-буфф
  • Конфеты на крестины
  • Шестьдесят шестой
  • Пастушки Ватто
  • Детская бонна

1857

  • Крокефер (Croquefer ou le Dernier des paladins), оперетта-буфф
  • Dragonette, оперетта-буфф
  • Вечерний ветер (Vent du Soir ou L’horrible Festin), оперетта-буфф
  • Девушка, разыгранная в лотерею (Une demoiselle en loterie), оперетта-буфф
  • Свадьба при фонарях (Le Mariage aux lanternes), оперетта
  • Два рыболова (Les Deux Pêcheurs ou le Lever du soleil), оперетта
  • Белая ночь
  • Три поцелуя дьявола

1858

  • Кошка, превращённая в женщину (La Chatte métamorphosée en femme), одноактная комическая опера
  • Дамы рынка (Mesdames de la Halle), оперетта-буфф
  • Орфей в аду (Orphée aux Enfers), оперетта-буфф; новая редакция: 1874
  • Маленькие пророки

1859

  • Маркитантки Великой армии (Les Vivandières de la Grande Armée), оперетта
  • Женевьева Юрабантская (Geneviève de Brabant), оперетта-буфф; новая редакция: 1875
  • Муж на пороге

1860

  • Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé), оперетта
  • Мотылёк (Le Papillon), балет с пантомимой
  • Баркуф (Barkouf), оперетта-буфф

1861

  • Песенка Фортунио (La Chanson de Fortunio), комическая опера, по новелле Альфреда де Мюссе)
  • Мост вздохов (Le Pont des soupirs), оперетта-буфф
  • Комический роман (Le Roman comique), оперетта-буфф
  • Господин Шуфлери
  • Аптекарь и парикмахер; новая редакция: 1874

1862

  • Болтуны (Les Bavards), оперетта-буфф
  • Жаклин
  • Господин и госпожа Дени
  • Путеществие господ Дюнанан с сыном

1863

  • Лизхен и Фрицхен (Lischen et Fritzchen), оперетта

1864

  • Влюблённый певец (L’Amour chanteur), оперетта
  • Рейнская ундина (Die Rheinnixen (Les Fées du Rhin)), романтическая опера
  • Прекрасная Елена (La Belle Hélène), оперетта-буфф
  • Грузинки
  • Синьор Фагот
  • Жанна плачет, Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit), оперетта

1865

  • Пастушки (Les Bergers), комическая опера
  • Косколетто
  • Король летней ночи

1866

  • Синяя Борода (Barbe-Bleue), оперетта-буфф
  • Парижская жизнь (La Vie parisienne), оперетта-буфф

1867

Файл:La Grande-Duchesse de Gérolstein.jpg
Гортензия Шнейдер, примадонна Оффенбаха, в «Герцогине Герольштейнской»
  • Герцогиня Герольштейнская (La Grande-Duchesse de Gérolstein), оперетта-буфф
  • Отпуск на десять часов (La Permission de dix heures), комическая опера
  • Робинзон Крузо (Robinson Crusoé), комическая опера
  • Замок Тото
  • Урок пения

1868

  • Остров Тюлипатан (L'Île de Tulipatan), оперетта-буфф
  • Перикола (La Périchole), оперетта-буфф; новая редакция: 1874
  • Волшебная дудочка

1869

  • Дива (La Diva), оперетта-буфф
  • Трапезундская принцесса (La Princesse de Trébizonde), оперетта-буфф
  • Разбойники (Les Brigands), оперетта-буфф
  • Вер-Вер, или Похождения попугая (Vert-vert), комическая опера
  • Какаду

1870

  • Романс о розе

1871

  • Снежный шар (Boule de neige), оперетта-буфф

1872

  • Король-морковь (Le Roi Carotte), оперетта-буфф
  • Фантазио (Fantasio), комическая опера
  • Цветочек (Fleurette), оперетта
  • Чёрный корсар
  • Сплетня

1873

  • Браконьеры (Les Braconniers), оперетта-буфф
  • Яблоко раздора (Pomme d’Api), оперетта
  • Прекрасная парфюмерша

1874

  • Багатель (Bagatelle), комическая опера
  • Мадам д’Аршидюк (Madame l’Archiduc), оперетта-буфф

1875

  • Булочница (La Boulangère a des écus), оперетта-буфф
  • Креолка (La Créole), оперетта-буфф
  • Путешествие на Луну (Le Voyage dans la Lune), феерия
  • Кремовый торт (Tarte à la Crème), пьеса
  • Виттингтон и его кошка

1876

  • Пьеретта и Жако (Pierrette et Jacquot), оперетта
  • Бутылка молока (La Boîte au lait), оперетта-буфф

1877

  • Доктор Окс (Le Docteur Ox), оперетта-буфф
  • Ярмарка в Сен-Лоране (La Foire Saint-Laurent), оперетта-буфф

1878

  • Мадам Фавар (Madame Favart), комическая опера
  • Мэтр Перонилла

1879

  • Марокканка (La Marocaine), оперетта-буфф
  • Дочь тамбур-мажора (La Fille du tambour-major), комическая опера

1880, посмертно

  • Прекрасная Луретта (Belle Lurette), комическая опера

1881, посмертно

  • Сказки Гофмана (Les Contes d’Hoffmann), фантастическая опера
  • Мадемуазель Мушерон (Mademoiselle Moucheron), оперетта-буфф

Ссылки

  • Жак Оффенбах: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Примечания

  1. 1,0 1,1 Соллертинский И. И. Оффенбах. М., Гос. музык. изд-во, Библиотечка любителя музыки, 1962.
  2. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 24.
  3. 3,0 3,1 Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 27-28.

Литература

  • Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. — Л.: Искусство, 1975. — 136 с.
  • Кракауэр З. Жак Оффенбах и Париж его времени. — М.: Аграф, 2000. — 416 с. — ISBN 5-7784-0095-0
  • Соллертинский И. И. Оффенбах. — М.: Гос. музык. изд-во, 1962. — (Библиотечка любителя музыки).
  • Трауберг Л. З. Жак Оффенбах и другие. — М.: Искусство, 1987.
  • Янковский M. О. Оперетта.. — Л.-М.: Искусство, 1937.
  • Ярон Г. М. О любимом жанре. — М.: Искусство, 1960.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОФФЕНБАХ Жак в ЭЕЭ

ar:جاك أوفنباخ
ast:Jacques Offenbach
bar:Jacques Offenbach
be:Жак Афенбах
bg:Жак Офенбах
bs:Jacques Offenbach
ca:Jacques Offenbach
ceb:Jacques Offenbach
cs:Jacques Offenbach
cy:Jacques Offenbach
da:Jacques Offenbach
el:Ζακ Όφενμπαχ
eo:Jacques Offenbach
et:Jacques Offenbach
fa:ژاک افنباخ
fi:Jacques Offenbach
fur:Jacques Offenbach
fy:Jacques Offenbach
gl:Jacques Offenbach
gv:Jacques Offenbach
hr:Jacques Offenbach
hu:Jacques Offenbach
hy:Ժակ Օֆենբախ
ia:Jacques Offenbach
id:Jacques Offenbach
io:Jacques Offenbach
is:Jacques Offenbach
ja:ジャック・オッフェンバック
jv:Jacques Offenbach
ka:ჟაკ ოფენბახი
ko:자크 오펜바흐
ku:Jacques Offenbach
la:Iacobus Offenbach
lb:Jacques Offenbach
li:Jacques Offenbach
lt:Jacques Offenbach
lv:Žaks Ofenbahs
nl:Jacques Offenbach
no:Jacques Offenbach
oc:Jacques Offenbach
pag:Jacques Offenbach
pl:Jacques Offenbach
pms:Jacques Offenbach
pt:Jacques Offenbach
qu:Jacques Offenbach
ro:Jacques Offenbach
scn:Jacques Offenbach
sh:Jacques Offenbach
sk:Jacques Offenbach
sl:Jacques Offenbach
sr:Жак Офенбах
sv:Jacques Offenbach
sw:Jacques Offenbach
th:ฌัก ออแฟนบัก
tr:Jacques Offenbach
tt:Жак Оффенбах
vi:Jacques Offenbach
vls:Jacques Offenbach
vo:Jacques Offenbach
zh:雅克·奥芬巴赫
zh-min-nan:Jacques Offenbach

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация