Эфод

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (оформление)
Строка 21: Строка 21:
'''Эфод''', '''эйфод''' (אֵפוֹד, вариант אֲפֻדָּה, афудда, вероятно, от аккадского эпатту, мн. число эпадатту, род богато украшенной верхней одежды; ср. также сходный по значению [[угарит]]ский термин ипуд или ипудак; в русской традиции ''ефод'') - многозначный термин:
'''Эфод''', '''эйфод''' (אֵפוֹד, вариант אֲפֻדָּה, афудда, вероятно, от аккадского эпатту, мн. число эпадатту, род богато украшенной верхней одежды; ср. также сходный по значению [[угарит]]ский термин ипуд или ипудак; в русской традиции ''ефод'') - многозначный термин:
-
#) Часть облачения [[первосвященник]]а, покрывавшая его грудь и спину. В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] эфод — ритуальное облачение [[Аарон|Аарона]]<ref>Исх. 28:2; 29:5; 39:1; Лев. 8:7</ref>, которое затем перешло к его сыну Элазару<ref>Чис. 20:28</ref>.
+
# Часть облачения [[первосвященник]]а, покрывавшая его грудь и спину. В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] эфод — ритуальное облачение [[Аарон|Аарона]]<ref>Исх. 28:2; 29:5; 39:1; Лев. 8:7</ref>, которое затем перешло к его сыну Элазару<ref>Чис. 20:28</ref>.
 +
# Простой льняной эфод (''эфод бад''), который принадлежал к облачению прочих священников<ref>1Цар.22:18</ref>. В эфод был облачен и [[Давид]], когда перевозил [[ковчег завета]] в [[Иерусалим]]<ref>4Цар.6:14</ref>.
 +
# На ассирийских клинописных табличках XIX в. до н. э. и в угаритских текстах XV в. до н. э. упоминается ''эпаду ''— одежда, которую носили преимущественно женщины.
 +
# В некоторых местах [[ТаНаХ]]а эфод упоминается в сочетании с домашними идолами<ref>Суд.17:5; 18:14,17 и след.; Ос.3:4</ref>. В этих случаях речь может идти о некоем предмете идолослужения<ref>Суд.8:27</ref>.
 +
# Отец Ханниила, князя из [[Колено Менаше|колена Менаше]]<ref>Чис.34:23</ref>.
-
#) Простой льняной эфод (''эфод бад''), который принадлежал к облачению прочих священников<ref>1Цар.22:18</ref>. В эфод был облачен и Давид, когда перевозил [[ковчег завета]] в [[Иерусалим]]<ref>4Цар.6:14</ref>.
 
-
 
-
#) На ассирийских клинописных табличках XIX в. до н. э. и в угаритских текстах XV в. до н. э. упоминается ''эпаду ''— одежда, которую носили преимущественно женщины.
 
-
 
-
#) В некоторых местах [[ТаНаХ]]а эфод упоминается в сочетании с домашними идолами<ref>Суд.17:5; 18:14,17 и след.; Ос.3:4</ref>. В этих случаях речь может идти о некоем предмете идолослужения<ref>Суд.8:27</ref>.
 
-
 
-
#) Отец Ханниила, князя из [[Колено Менаше|колена Менаше]] (Чис.34:23).
 
== Описание в Торе ==
== Описание в Торе ==

Версия 22:24, 26 февраля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Эфод, эйфод (אֵפוֹד, вариант אֲפֻדָּה, афудда, вероятно, от аккадского эпатту, мн. число эпадатту, род богато украшенной верхней одежды; ср. также сходный по значению угаритский термин ипуд или ипудак; в русской традиции ефод) - многозначный термин:

  1. Часть облачения первосвященника, покрывавшая его грудь и спину. В Пятикнижии эфод — ритуальное облачение Аарона[1], которое затем перешло к его сыну Элазару[2].
  2. Простой льняной эфод (эфод бад), который принадлежал к облачению прочих священников[3]. В эфод был облачен и Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим[4].
  3. На ассирийских клинописных табличках XIX в. до н. э. и в угаритских текстах XV в. до н. э. упоминается эпаду — одежда, которую носили преимущественно женщины.
  4. В некоторых местах ТаНаХа эфод упоминается в сочетании с домашними идолами[5]. В этих случаях речь может идти о некоем предмете идолослужения[6].
  5. Отец Ханниила, князя из колена Менаше[7].

Содержание

Описание в Торе

Пусть сделают эфод из золотой, синей, багряной и пурпуровой нити и скрученного тонкого льна, с вытканными изображениями. Два соединяющих оплечья будут у него на обоих углах, и он будет пришит [к ним]. Кушак поверх эфода должен составлять с ним единое целое<...> Возьми два оникса и выгравируй на них имена сынов Израиля: на одном камне — шесть имен, а имена шести остальных — на другом камне, в порядке старшинства. Работой резчика по камню, как вырезают на печатях, выгравируй на обоих камнях имена сынов Израиля; вставь [камни] в золотые оправы. Прикрепи эти два камня к оплечьям эфода; [это будут] камни для напоминания о сынах Израиля. Пусть Аhарон носит пред Господом их имена на своих плечах — как напоминание[8].

Описание в Устной Торе

В Талмуде (то есть в эпоху, когда эфод уже давно не применялся) утверждается, что каждая нить в нем состояла из 28 прядей — шести голубых, шести фиолетовых, шести алых, шести крученых и четырех золотых[9].

На эфод налагался двойной четырехугольный нагрудник-хошен с 12 драгоценными камнями (по числу колен Израилевых), прикреплявшийся к нему золотыми цепочками и шнуром голубого цвета (Исх. 28:13–29; 39:13–30); в нагрудник вкладывались урим и туммим[10]. Эфод надевался поверх голубой накидки (в русском переводе — `риза`), к подолу которой были прикреплены золотые колокольчики и разноцветные украшения в форме плодов граната (в русском переводе — `яблоки`[11]). Колокольчикам приписывались магические свойства: считалось, что они предохраняют священника от гибели при входе в святилище, где обитает Бог[12].

Многие исследователи полагают, что в книге Шмот фактически описывается одежда первосвященника периода Второго Храма.

Льняной эфод

В книге Самуила неоднократно упоминается «льняной эфод» (эфод бад), который надевали все священники[13], а в некоторых случаях — и другие участники религиозных церемоний[14]; вероятно, он представлял собой верхнюю одежду из простой ткани, которую носил также Эли[15], затем его потомки Ахия[16] и Эвиатар (в русской традиции Авиафар[17]. Поскольку, однако, применительно к эфоду употреблен глагол наса[18], основное значение которого — `перемещать`, `поднимать`, а не `носить в качестве одежды`, некоторые исследователи полагают, что здесь речь идет об ином культовом предмете, использовавшемся, в частности, для прорицания[19].

В книге Судей эфод выступает в качестве принадлежности языческого культа (он упоминается наряду с домашними божками[20] (трафим[21]), «истуканом» (песел) и «литым кумиром» (массеха). Также говорится, что эфод, изготовленный Гидоном из драгоценностей, захваченных у мидианитов, «развратил» его соплеменников[22]. Не исключено, что первоначально в эфод облекали статуи богов (подобная практика существовала в Месопотамии и в Египте), и лишь с утверждением монотеизма он стал священническим одеянием.

Символика эфода

Эфод, как и хошен, символизировали возникающие и исчезающие элементы материального мира. Эфод соответствовал многокомпонентных предметами, поэтому он был сплетён из четырех видов нитей (голубой шерсти, пурпурной шерсти, алой шерсти и льна) как символ четырёх стихий и структур. Золотая нить означала человеческий разум, проявляющийся только в самой сложной из всех структур материального мира. И на это же намекает способ изготовления материала эфода, который называется «тканьем» (на иврите - хошев, что созвучно слову «размышление» и говорит о постижении через мысль и изучение).

Два наплечника эфода с двух его сторон символизировали два края мира — западный и восточный. А два камня, укрепленные в этих наплечниках, с выгравированными на них именами сыновей Израиля, символизировали особый вид высшей человеческой структуры, то есть, народ Израиля. И поскольку эта структура — лучшая и высшая из всех явлений материального мира и больше подходит для принятия влияния свыше, чем любые другие люди и народы, имена сыновей Израиля помещены на наплечниках эфода, то есть, на самом высоком месте тела первосвященника, ближе всего к голове. Эти имена были выгравированы на двух камнях, слева и справа, чтобы первосвященник, воздевая руки для благословения народа, поднимал и эти имена.

Эфод завязывался сзади, а не спереди, и в этом тоже содержался важный символ: материальный мир, включая человека, располагается как бы позади первосвященника, но не впереди него, то есть, остается позади как нечто незначительное. Однако это относится не ко всему миру. В нем содержится некая особая часть: народ Израиля после принятия Торы.

Бoг все время наблюдает за ним, «глаза Его и сердце Его на нем» во все дни. Этот символ заложен в хошене. Поэтому он прочно закреплялся на эфоде, что должно было указать на некоторую общность народа Израиля и остальных народов: все они относятся к нижнему, материальному миру и имеют человеческий облик. Кроме того, сыновья Израиля, как и все остальные люди, построены из четырех первичных стихий, объединенных с постигающим духом[23].

Cм. также

Сноски

  1. Исх. 28:2; 29:5; 39:1; Лев. 8:7
  2. Чис. 20:28
  3. 1Цар.22:18
  4. 4Цар.6:14
  5. Суд.17:5; 18:14,17 и след.; Ос.3:4
  6. Суд.8:27
  7. Чис.34:23
  8. Шмот, Тецаве, 28:6-12
  9. Иома 71б–72а
  10. Исх. 28:30
  11. Исх. 28:31–34; 39:22–26
  12. Исх. 28:35; ср. Исх. 20:16 /по-русски 20:19/; 33:20
  13. I Сам. 2:18; 22:18
  14. II Сам. 6:14; I Хр. 15:27
  15. I Сам. 2:28
  16. I Сам. 14:3
  17. I Сам. 23:6
  18. I Сам. 2:28 и 14:3
  19. I Сам. 23:9–12; 30:7–8
  20. Суд. 17:5; 18:14, 17, 18, 20
  21. Хош. 3:4
  22. Суд. 8:27
  23. Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, «Избранные комментарии на недельную главу»
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭФОД в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация