Седер
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Седер (ЭЕЭ)» в «Седер») |
м (→Порядок трапезы: оформление) |
||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 22: | Строка 22: | ||
== Седер в Торе == | == Седер в Торе == | ||
- | Слово «седер» в [[Тора|Торе]] обозначает разделы, отрывки (сдарим) [[Тора|Торы]] в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме [[Сидра|сидра]] термин иногда неправильно употребляется в применении к [[ | + | Слово «седер» в [[Тора|Торе]] обозначает разделы, отрывки (сдарим) [[Тора|Торы]] в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме «[[Сидра|сидра]]» термин иногда неправильно употребляется в применении к [[Недельные разделы Торы|недельным разделам]], читаемым в синагоге. Шесть разделов (шиша сдарим, акроним «шас»), на которые делится [[Мишна]]. Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый [[сиддур]]. Порядок литургии, например, седер [[Бенедикция|бенедикций]] (РхШ. 4:5), звуков [[шофар]]а (РхШ. 4:9) или дней [[пост]]а (Таан. 2:1). |
== Седер Песах == | == Седер Песах == | ||
- | Седер | + | Седер Песах — ритуальная семейная трапеза в праздник [[Песах]], во время которой читается [[Пасхальная hагада|пасхальная агада]]. |
- | Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы | + | Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена [[Бар-Кохбы Восстание|восстания Бар-Кохбы]], когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы [[исход из Египта]], на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6-7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ…») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11-13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в). |
=== Пасхальная еда === | === Пасхальная еда === | ||
На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины [[Мацца|маццы]], положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена [[Храм]]а); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве). | На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины [[Мацца|маццы]], положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена [[Храм]]а); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве). | ||
- | + | ||
=== Порядок трапезы === | === Порядок трапезы === | ||
- | Порядок пасхальной трапезы следующий: каддеш (`освящение`) — произнесение [[Киддуш|киддуша]] — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников; рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]]; карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду; яхац (`деление`) — среднюю пластину | + | Порядок пасхальной трапезы следующий: |
+ | # каддеш (`освящение`) — произнесение [[Киддуш|киддуша]] — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников; | ||
+ | # рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]]; | ||
+ | # карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду; | ||
+ | # яхац (`деление`) — среднюю пластину [[Маца|мацы]] разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту; маггид — чтение пасхальной Хаггады; | ||
+ | # рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — мацы); | ||
+ | # моци (`производящий`) — благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты… производящий хлеб из земли…»; | ||
+ | # мацца — преломляют верхнюю пластину мацы и съедают ее; | ||
+ | # марор — к горькой траве добавляют харосет и едят; | ||
+ | # корех (буквально `связывание`) — на нижнюю пластину мацы кладут марор и съедают его; | ||
+ | # шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза; | ||
+ | # цафун (буквально `скрытый`) — находят и съедают афикоман; | ||
+ | # барех (`благословение`) — благодарственная бенедикция после еды; халлел (`восславляющие псалмы`) — читаются Пс. 115—118 (в русской традиции 113:9-117); | ||
+ | # нирца (буквально `приятие`) — завершение пасхального седера. | ||
=== Обычаи === | === Обычаи === |
Текущая версия на 20:45, 25 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Седер (סֵדֶר, `порядок`)- термин, который употребляется в нескольких значениях.
Содержание |
Седер в Торе
Слово «седер» в Торе обозначает разделы, отрывки (сдарим) Торы в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме «сидра» термин иногда неправильно употребляется в применении к недельным разделам, читаемым в синагоге. Шесть разделов (шиша сдарим, акроним «шас»), на которые делится Мишна. Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый сиддур. Порядок литургии, например, седер бенедикций (РхШ. 4:5), звуков шофара (РхШ. 4:9) или дней поста (Таан. 2:1).
Седер Песах
Седер Песах — ритуальная семейная трапеза в праздник Песах, во время которой читается пасхальная агада.
Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена восстания Бар-Кохбы, когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы исход из Египта, на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6-7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ…») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11-13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).
Пасхальная еда
На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины маццы, положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена Храма); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).
Порядок трапезы
Порядок пасхальной трапезы следующий:
- каддеш (`освящение`) — произнесение киддуша — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников;
- рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом ритуальной чистоты;
- карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду;
- яхац (`деление`) — среднюю пластину мацы разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту; маггид — чтение пасхальной Хаггады;
- рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — мацы);
- моци (`производящий`) — благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты… производящий хлеб из земли…»;
- мацца — преломляют верхнюю пластину мацы и съедают ее;
- марор — к горькой траве добавляют харосет и едят;
- корех (буквально `связывание`) — на нижнюю пластину мацы кладут марор и съедают его;
- шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза;
- цафун (буквально `скрытый`) — находят и съедают афикоман;
- барех (`благословение`) — благодарственная бенедикция после еды; халлел (`восславляющие псалмы`) — читаются Пс. 115—118 (в русской традиции 113:9-117);
- нирца (буквально `приятие`) — завершение пасхального седера.
Обычаи
Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для Илии. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.