Шоу, Ирвин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Шоу, Ирвин (ЭЕЭ)» в «Шоу, Ирвин») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Шоу, Ирвин''' (Shaw, Irwin; 1913, Нью-Йорк, – 1984, Давос), американский писатель и драматург. | + | '''Шоу, Ирвин''' (Shaw, Irwin; 1913, Нью-Йорк, – 1984, Давос), американский писатель и драматург. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Детство Шоу прошло в еврейском квартале Бруклина. Его отец, эмигрант с Украины, был агентом по продаже недвижимости. | |
- | + | В семье соблюдались еврейские традиции, однако родители стремились к [[Ассимиляция|ассимиляции]] и сменили фамилию с Шамфоров на Шоу, когда Ирвину было десять лет. | |
- | + | Мальчик, гордившийся своим еврейством, отказывался менять фамилию до окончания школы и настоял на проведении [[Бар-Мицва|бар-мицвы]], хотя не был религиозен. | |
- | В | + | С 14 лет ему пришлось вместе с матерью содержать семью, так как отец разорился. В 1934 г. Шоу окончил Бруклинский колледж; зарабатывал на жизнь разным трудом, но мечтал о литературе. |
+ | == Творчество == | ||
- | + | Его дебютом стала одноактная антивоенная пьеса «Хороните мертвых», которая была поставлена в Нью-Йорке в 1936 г. | |
- | + | Она принесла молодому автору известность и выгодный контракт в Голливуде. Шоу быстро осознал, что коммерческое кино противоречит его творческим устремлениям, но продолжал писать киносценарии (всего около 20), чтобы иметь возможность для серьезной литературной работы. | |
- | + | После первой пьесы у Шоу сложилась репутация радикала и пацифиста, тем не менее во многих его произведениях 1930–1940-х гг. | |
- | Шоу пользовался огромной популярностью, общий тираж его книг превысил четырнадцать миллионов, они переведены на 25 языков, многие произведения экранизированы. Однако, начиная с 1950-х гг., критика относилась к произведениям Шоу пренебрежительно (например, [[Фидлер, Лесли Ахарон|Л. Фидлер]] назвал его творчество «полуискусством»). Лишь после смерти писателя его произведения стали предметом серьезного изучения. | + | Шоу проводит идею о необходимости сопротивляться злу. Таков пафос пьесы «Осада» (1937) о гражданской войне в Испании и комедии «Простые люди. Бруклинская идиллия» (1939), где герои решаются противостоять гангстеру. |
+ | |||
+ | В сборнике рассказов «Матрос с “Бремена”» (1939) и «Добро пожаловать в наш город» (1942) отразились социальные конфликты и этническая пестрота Нью-Йорка. | ||
+ | |||
+ | Еврейские иммигранты — неотъемлемая часть города — нарисованы с острой наблюдательностью и юмором. | ||
+ | |||
+ | В этих книгах одной из ведущих в творчестве Шоу становится тема [[Антисемитизм|антисемитизма]] как наиболее законченного воплощения зла и несправедливости. | ||
+ | |||
+ | Рассказ «Жители иных городов», действие которого происходит в 1918 г. в Киеве, написан от лица юного художника-еврея; пережив [[Погромы|погром]], он понимает, что искусство не главное в жизни, отвергает религиозную покорность отца и встает на путь беспощадной мести. | ||
+ | |||
+ | Однако антисемитизмом заражены не только «иные города», но и различные слои американского общества (рассказы «Свобода совести», «Избранная клиентура»). | ||
+ | |||
+ | Критики отмечали в первых сборниках Шоу мастерское построение сюжета и стилистическое богатство; его причисляли к самым талантливым писателям молодого поколения. | ||
+ | |||
+ | В 1942 г. Шоу был призван в армию и до конца войны служил в спецподразделении, состоявшем из писателей и кинематографистов, которые занимались освещением событий на фронтах. | ||
+ | |||
+ | Находясь на африканском театре военных действий, Шоу совершил поездку в Палестину. Ее результатом стал, в частности, один из лучших рассказов писателя «Медаль из Иерусалима», посвященный трагедии еврейских беженцев из Европы и [[Иммиграция «Нелегальная»|иммиграции «нелегальной»]]. | ||
+ | |||
+ | В новеллистике Шоу военного и послевоенного периода отражена тема [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]: участие евреев в [[Сопротивление Антинацистское|сопротивлении антинацистском]] и сотрудничество [[Церковь Католическая|католической церкви]] с нацистами («Священник»); неискупимая вина немцев и справедливость мести («Отступление»); угроза антиеврейских беспорядков в США и вера в то, что американцы, сражавшиеся против [[Гитлер, Адольф|А. Гитлера]], не допустят этого (сборник «Акт доверия», 1946); разрушительность ненависти («Вдовья встреча») и необходимость простить тех, кто причастен к совершившемуся, хотя они остаются для нормального человека непостижимыми, как инопланетяне («Жители Венеры»). | ||
+ | |||
+ | Многие из этих мотивов вплетены в ткань первого романа Шоу «Молодые львы» (1948), одной из лучших книг о войне в [[Соединённые Штаты Америки|Соединенных Штатов Америки]] литературе. | ||
+ | |||
+ | Противоборство американской и гитлеровской армий представлено неоднозначно: образ немецкого солдата далек от карикатуры, а американские солдаты заражены антисемитизмом и жестокостью. | ||
+ | |||
+ | Тем не менее грань между добром и злом существует даже на беспощадной войне. Пройдя суровые испытания, неуклюжий еврей Ной своим мужеством побеждает отчужденность товарищей. | ||
+ | |||
+ | В 1950 г. Шоу и Р. Каппа (см. [[Фотоискусство. Фотоискусство во Франции]]) выпустили одну из первых книг о еврейском государстве «Репортаж об Израиле». | ||
+ | |||
+ | В 1951 г. вышел роман Шоу «Тревожная атмосфера», в центре которого — судьбы актеров, подозреваемых в принадлежности к компартии (сходные обвинения выдвигались в период маккартизма и в адрес самого автора). | ||
+ | |||
+ | В 1951–76 гг. Шоу жил в Париже, и во многих его произведениях выведены американцы, обосновавшиеся в Европе; например, в романах «Две недели в другом городе» (1960) и «Вечер в Византии» (1973), посвященном миру кино. | ||
+ | |||
+ | Сквозь разнообразное по тематике и весьма значительное по объему творчество Шоу (12 романов, более десяти сборников рассказов, около 20 пьес) проходит тема уважения к традиционной порядочности, которая, по мнению писателя, характерна для Америки более, чем для Европы. | ||
+ | |||
+ | О моральных устоях и угрозе саморазрушения личности в погоне за деньгами Шоу пишет в дилогии «Богач, бедняк» (1970) и «Нищий, вор» (1977), в романе «Хлеб по водам» (1981) и в автобиографической книге «Приемлемые потери» (1982). | ||
+ | |||
+ | == Популярность == | ||
+ | |||
+ | Шоу пользовался огромной популярностью, общий тираж его книг превысил четырнадцать миллионов, они переведены на 25 языков, многие произведения экранизированы. | ||
+ | |||
+ | Однако, начиная с 1950-х гг., критика относилась к произведениям Шоу пренебрежительно (например, [[Фидлер, Лесли Ахарон|Л. Фидлер]] назвал его творчество «полуискусством»). | ||
+ | |||
+ | Лишь после смерти писателя его произведения стали предметом серьезного изучения. | ||
{{ElevenCopyRight|14892|ШОУ Ирвин}} | {{ElevenCopyRight|14892|ШОУ Ирвин}} |
Версия 12:18, 14 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Шоу, Ирвин (Shaw, Irwin; 1913, Нью-Йорк, – 1984, Давос), американский писатель и драматург.
Биографические сведения
Детство Шоу прошло в еврейском квартале Бруклина. Его отец, эмигрант с Украины, был агентом по продаже недвижимости.
В семье соблюдались еврейские традиции, однако родители стремились к ассимиляции и сменили фамилию с Шамфоров на Шоу, когда Ирвину было десять лет.
Мальчик, гордившийся своим еврейством, отказывался менять фамилию до окончания школы и настоял на проведении бар-мицвы, хотя не был религиозен.
С 14 лет ему пришлось вместе с матерью содержать семью, так как отец разорился. В 1934 г. Шоу окончил Бруклинский колледж; зарабатывал на жизнь разным трудом, но мечтал о литературе.
Творчество
Его дебютом стала одноактная антивоенная пьеса «Хороните мертвых», которая была поставлена в Нью-Йорке в 1936 г.
Она принесла молодому автору известность и выгодный контракт в Голливуде. Шоу быстро осознал, что коммерческое кино противоречит его творческим устремлениям, но продолжал писать киносценарии (всего около 20), чтобы иметь возможность для серьезной литературной работы.
После первой пьесы у Шоу сложилась репутация радикала и пацифиста, тем не менее во многих его произведениях 1930–1940-х гг.
Шоу проводит идею о необходимости сопротивляться злу. Таков пафос пьесы «Осада» (1937) о гражданской войне в Испании и комедии «Простые люди. Бруклинская идиллия» (1939), где герои решаются противостоять гангстеру.
В сборнике рассказов «Матрос с “Бремена”» (1939) и «Добро пожаловать в наш город» (1942) отразились социальные конфликты и этническая пестрота Нью-Йорка.
Еврейские иммигранты — неотъемлемая часть города — нарисованы с острой наблюдательностью и юмором.
В этих книгах одной из ведущих в творчестве Шоу становится тема антисемитизма как наиболее законченного воплощения зла и несправедливости.
Рассказ «Жители иных городов», действие которого происходит в 1918 г. в Киеве, написан от лица юного художника-еврея; пережив погром, он понимает, что искусство не главное в жизни, отвергает религиозную покорность отца и встает на путь беспощадной мести.
Однако антисемитизмом заражены не только «иные города», но и различные слои американского общества (рассказы «Свобода совести», «Избранная клиентура»).
Критики отмечали в первых сборниках Шоу мастерское построение сюжета и стилистическое богатство; его причисляли к самым талантливым писателям молодого поколения.
В 1942 г. Шоу был призван в армию и до конца войны служил в спецподразделении, состоявшем из писателей и кинематографистов, которые занимались освещением событий на фронтах.
Находясь на африканском театре военных действий, Шоу совершил поездку в Палестину. Ее результатом стал, в частности, один из лучших рассказов писателя «Медаль из Иерусалима», посвященный трагедии еврейских беженцев из Европы и иммиграции «нелегальной».
В новеллистике Шоу военного и послевоенного периода отражена тема Катастрофы: участие евреев в сопротивлении антинацистском и сотрудничество католической церкви с нацистами («Священник»); неискупимая вина немцев и справедливость мести («Отступление»); угроза антиеврейских беспорядков в США и вера в то, что американцы, сражавшиеся против А. Гитлера, не допустят этого (сборник «Акт доверия», 1946); разрушительность ненависти («Вдовья встреча») и необходимость простить тех, кто причастен к совершившемуся, хотя они остаются для нормального человека непостижимыми, как инопланетяне («Жители Венеры»).
Многие из этих мотивов вплетены в ткань первого романа Шоу «Молодые львы» (1948), одной из лучших книг о войне в Соединенных Штатов Америки литературе.
Противоборство американской и гитлеровской армий представлено неоднозначно: образ немецкого солдата далек от карикатуры, а американские солдаты заражены антисемитизмом и жестокостью.
Тем не менее грань между добром и злом существует даже на беспощадной войне. Пройдя суровые испытания, неуклюжий еврей Ной своим мужеством побеждает отчужденность товарищей.
В 1950 г. Шоу и Р. Каппа (см. Фотоискусство. Фотоискусство во Франции) выпустили одну из первых книг о еврейском государстве «Репортаж об Израиле».
В 1951 г. вышел роман Шоу «Тревожная атмосфера», в центре которого — судьбы актеров, подозреваемых в принадлежности к компартии (сходные обвинения выдвигались в период маккартизма и в адрес самого автора).
В 1951–76 гг. Шоу жил в Париже, и во многих его произведениях выведены американцы, обосновавшиеся в Европе; например, в романах «Две недели в другом городе» (1960) и «Вечер в Византии» (1973), посвященном миру кино.
Сквозь разнообразное по тематике и весьма значительное по объему творчество Шоу (12 романов, более десяти сборников рассказов, около 20 пьес) проходит тема уважения к традиционной порядочности, которая, по мнению писателя, характерна для Америки более, чем для Европы.
О моральных устоях и угрозе саморазрушения личности в погоне за деньгами Шоу пишет в дилогии «Богач, бедняк» (1970) и «Нищий, вор» (1977), в романе «Хлеб по водам» (1981) и в автобиографической книге «Приемлемые потери» (1982).
Популярность
Шоу пользовался огромной популярностью, общий тираж его книг превысил четырнадцать миллионов, они переведены на 25 языков, многие произведения экранизированы.
Однако, начиная с 1950-х гг., критика относилась к произведениям Шоу пренебрежительно (например, Л. Фидлер назвал его творчество «полуискусством»).
Лишь после смерти писателя его произведения стали предметом серьезного изучения.