Шахар, Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Шахар, Давид (ЭЕЭ)» в «Шахар, Давид»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Шахар, Давид''' (1926, Иерусалим, – 1997, там же), израильский писатель. Родился в семье, несколько поколений которой проживало в Иерусалиме. Родители Шахара были светскими сионистами (см. [[Сионизм]]), но детство мальчика прошло в иерусалимском квартале Меа-Шеарим, в доме бабушки, строго соблюдавшей религиозные традиции. Шахар изучал психологию и литературу в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]]. Занимался преподаванием, редактурой, переводами. В 1973 г. Шахар был избран председателем [[Союз Ивритских Писателей Израиля|Союза ивритских писателей Израиля]].
+
'''Шахар, Давид''' (1926, Иерусалим, – 1997, там же), израильский писатель.  
 +
== Биографические сведения ==
-
Как писатель Шахар дебютировал в начале 1950-х гг., вместе с авторами Поколения Палмаха (см. [[Иврит новая литература. Государство Израиль]]), однако с самого начала его проза тематически и стилистически заметно отличалась от произведений сверстников, формировавших это направление. Уже в ранних своих рассказах он изображает преимущественно внутренний мир и поведение странных персонажей: чудаков, визионеров, мистиков. Это, как правило, люди, безуспешно пытающиеся совместить свои грезы, индивидуальные переживания с реальностью; таковы, например, персонажи рассказов из сборника «Ал hа-халомот» («О снах», 1956).
+
Родился в семье, несколько поколений которой проживало в Иерусалиме. Родители Шахара были светскими сионистами (см. [[Сионизм]]), но детство мальчика прошло в иерусалимском квартале Меа-Шеарим, в доме бабушки, строго соблюдавшей религиозные традиции.  
-
Верность этим мотивам Шахар сохранял и в дальнейшем. Бытовой фон многих его произведений — жизнь иерусалимской семьи, обитающей в старых кварталах города, сложные отношения между поколениями, конфликты, возникающие из-за столкновения традиционных ценностей и норм поведения с реалиями современной цивилизации. Контрасты, разрывы между событийными сферами, между эмпирической действительностью и сокровенным внутренним опытом служат источниками психологической напряженности, экзистенциальной тоски его персонажей. Писатель часто обращается к субъективизированному повествованию от первого лица, призванному передать оттенки переживаний героя.
+
Шахар изучал психологию и литературу в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]].
 +
 
 +
Занимался преподаванием, редактурой, переводами. В 1973 г. Шахар был избран председателем [[Союз Ивритских Писателей Израиля|Союза ивритских писателей Израиля]].
 +
== Творческий путь ==
 +
 
 +
Как писатель Шахар дебютировал в начале 1950-х гг., вместе с авторами Поколения Палмаха (см. [[Иврит новая литература. Государство Израиль]]), однако с самого начала его проза тематически и стилистически заметно отличалась от произведений сверстников, формировавших это направление.
 +
 
 +
Уже в ранних своих рассказах он изображает преимущественно внутренний мир и поведение странных персонажей: чудаков, визионеров, мистиков.
 +
 
 +
Это, как правило, люди, безуспешно пытающиеся совместить свои грезы, индивидуальные переживания с реальностью; таковы, например, персонажи рассказов из сборника «Ал hа-халомот» («О снах», 1956).
 +
 
 +
Верность этим мотивам Шахар сохранял и в дальнейшем. Бытовой фон многих его произведений — жизнь иерусалимской семьи, обитающей в старых кварталах города, сложные отношения между поколениями, конфликты, возникающие из-за столкновения традиционных ценностей и норм поведения с реалиями современной цивилизации.  
 +
 
 +
Контрасты, разрывы между событийными сферами, между эмпирической действительностью и сокровенным внутренним опытом служат источниками психологической напряженности, экзистенциальной тоски его персонажей.  
 +
 
 +
Писатель часто обращается к субъективизированному повествованию от первого лица, призванному передать оттенки переживаний героя.
 +
=== Произведения ===
Шахар — автор романов «Иерах hа-дваш ве-hа-захав» («Золотой медовый месяц», 1959), «Сохен ход малхуто» («Агент его величества», 1979); сборник рассказов «Кейсар» («Император», 1960), «Маггид hа-атидот» («Предсказатель», 1966), «Мото шел hа-элохим hа-катан» («Смерть маленького бога», 1970), «Сфамо шел hа-апифиор» («Усы папы римского», 1971). Его перу принадлежат также книги для детей.
Шахар — автор романов «Иерах hа-дваш ве-hа-захав» («Золотой медовый месяц», 1959), «Сохен ход малхуто» («Агент его величества», 1979); сборник рассказов «Кейсар» («Император», 1960), «Маггид hа-атидот» («Предсказатель», 1966), «Мото шел hа-элохим hа-катан» («Смерть маленького бога», 1970), «Сфамо шел hа-апифиор» («Усы папы римского», 1971). Его перу принадлежат также книги для детей.
-
Центральное место в творчестве Шахара занимает цикл произведений, объединенных под общим названием «Хехал hа-келим hа-швурим» («Чертог разбитых сосудов»). Цикл, над которым писатель работал на протяжении почти 20 лет, включает романы «Каиц бе-дерех hа-Невиим» («Лето на улице Пророков», 1969, в русском переводе — издательство [[«Библиотека-Алия»]], Иер., 1990), «hа-масса ле-Ур-Касдим» («Путешествие в Ур Халдейский», 1971; русский перевод — М.–Иер., 2003), «Иом hа-розенет» («День графини», 1976), «Нингал» (1983), «Иом hа-рефаим» («День духов», 1986), «Халом лейл таммуз» («Сон в ночь таммуза», 1988), «Лейлот Лютеция» («Ночи Лютеции», 1991). В этой «субъективной эпопее» Шахар стремится к преодолению традиционных, жестко идеологизированных схем израильской истории и культуры, создает собственную, «альтернативную» смысловую и изобразительную перспективу. Одна из его художественных задач — предметное воссоздание примет иерусалимской жизни времени его детства, передача давно минувших ощущений, восприятий в их первозданной свежести; писателя во многом вдохновляет опыт [[Пруст, Марсель|М. Пруста]].
+
Центральное место в творчестве Шахара занимает цикл произведений, объединенных под общим названием «Хехал hа-келим hа-швурим» («Чертог разбитых сосудов»).  
 +
 
 +
Цикл, над которым писатель работал на протяжении почти 20 лет, включает романы «Каиц бе-дерех hа-Невиим» («Лето на улице Пророков», 1969, в русском переводе — издательство [[«Библиотека-Алия»]], Иер., 1990), «hа-масса ле-Ур-Касдим» («Путешествие в Ур Халдейский», 1971; русский перевод — М.–Иер., 2003), «Иом hа-розенет» («День графини», 1976), «Нингал» (1983), «Иом hа-рефаим» («День духов», 1986), «Халом лейл таммуз» («Сон в ночь таммуза», 1988), «Лейлот Лютеция» («Ночи Лютеции», 1991).  
 +
 
 +
В этой «субъективной эпопее» Шахар стремится к преодолению традиционных, жестко идеологизированных схем израильской истории и культуры, создает собственную, «альтернативную» смысловую и изобразительную перспективу.  
 +
 
 +
Одна из его художественных задач — предметное воссоздание примет иерусалимской жизни времени его детства, передача давно минувших ощущений, восприятий в их первозданной свежести; писателя во многом вдохновляет опыт [[Пруст, Марсель|М. Пруста]].
 +
=== Особенности творчества ===
 +
 
 +
Шахар широко пользуется в этих романах понятиями и образами еврейской мистики, в частности, лурианской [[Каббала|каббалы]]. Е
-
Шахар широко пользуется в этих романах понятиями и образами еврейской мистики, в частности, лурианской [[Каббала|каббалы]]. Его персонажи, живущие в Иерусалиме и Париже, Бретани и Нидерландах, возвышаются над жесткими пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями, повседневностью, они причастны к высшим символическим сферам бытия.
+
го персонажи, живущие в Иерусалиме и Париже, Бретани и Нидерландах, возвышаются над жесткими пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями, повседневностью, они причастны к высшим символическим сферам бытия.
-
Шахар использует в романах сложную систему изобразительных средств — со сменой точек зрения, полифонией повествующих голосов, совмещением отдаленных друг от друга временных планов. В прозе Шахара сочетаются поэтичность, юмор, ирония, библейские реминисценции. Взаимодействие модернистской стилистики и мистико-каббалистических представлений придает циклу Шахара особую оригинальность.
+
Шахар использует в романах сложную систему изобразительных средств — со сменой точек зрения, полифонией повествующих голосов, совмещением отдаленных друг от друга временных планов.  
 +
В прозе Шахара сочетаются поэтичность, юмор, ирония, библейские реминисценции. Взаимодействие модернистской стилистики и мистико-каббалистических представлений придает циклу Шахара особую оригинальность.
 +
== Признание таланта ==
Творчество Шахара отмечено несколькими израильскими и зарубежными литературными премиями, в том числе премией имени [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]] и французской премией Медичи за роман «День графини».
Творчество Шахара отмечено несколькими израильскими и зарубежными литературными премиями, в том числе премией имени [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]] и французской премией Медичи за роман «День графини».

Версия 08:34, 14 февраля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Шахар, Давид (1926, Иерусалим, – 1997, там же), израильский писатель.

Содержание

Биографические сведения

Родился в семье, несколько поколений которой проживало в Иерусалиме. Родители Шахара были светскими сионистами (см. Сионизм), но детство мальчика прошло в иерусалимском квартале Меа-Шеарим, в доме бабушки, строго соблюдавшей религиозные традиции.

Шахар изучал психологию и литературу в Еврейском университете в Иерусалиме.

Занимался преподаванием, редактурой, переводами. В 1973 г. Шахар был избран председателем Союза ивритских писателей Израиля.

Творческий путь

Как писатель Шахар дебютировал в начале 1950-х гг., вместе с авторами Поколения Палмаха (см. Иврит новая литература. Государство Израиль), однако с самого начала его проза тематически и стилистически заметно отличалась от произведений сверстников, формировавших это направление.

Уже в ранних своих рассказах он изображает преимущественно внутренний мир и поведение странных персонажей: чудаков, визионеров, мистиков.

Это, как правило, люди, безуспешно пытающиеся совместить свои грезы, индивидуальные переживания с реальностью; таковы, например, персонажи рассказов из сборника «Ал hа-халомот» («О снах», 1956).

Верность этим мотивам Шахар сохранял и в дальнейшем. Бытовой фон многих его произведений — жизнь иерусалимской семьи, обитающей в старых кварталах города, сложные отношения между поколениями, конфликты, возникающие из-за столкновения традиционных ценностей и норм поведения с реалиями современной цивилизации.

Контрасты, разрывы между событийными сферами, между эмпирической действительностью и сокровенным внутренним опытом служат источниками психологической напряженности, экзистенциальной тоски его персонажей.

Писатель часто обращается к субъективизированному повествованию от первого лица, призванному передать оттенки переживаний героя.

Произведения

Шахар — автор романов «Иерах hа-дваш ве-hа-захав» («Золотой медовый месяц», 1959), «Сохен ход малхуто» («Агент его величества», 1979); сборник рассказов «Кейсар» («Император», 1960), «Маггид hа-атидот» («Предсказатель», 1966), «Мото шел hа-элохим hа-катан» («Смерть маленького бога», 1970), «Сфамо шел hа-апифиор» («Усы папы римского», 1971). Его перу принадлежат также книги для детей.

Центральное место в творчестве Шахара занимает цикл произведений, объединенных под общим названием «Хехал hа-келим hа-швурим» («Чертог разбитых сосудов»).

Цикл, над которым писатель работал на протяжении почти 20 лет, включает романы «Каиц бе-дерех hа-Невиим» («Лето на улице Пророков», 1969, в русском переводе — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990), «hа-масса ле-Ур-Касдим» («Путешествие в Ур Халдейский», 1971; русский перевод — М.–Иер., 2003), «Иом hа-розенет» («День графини», 1976), «Нингал» (1983), «Иом hа-рефаим» («День духов», 1986), «Халом лейл таммуз» («Сон в ночь таммуза», 1988), «Лейлот Лютеция» («Ночи Лютеции», 1991).

В этой «субъективной эпопее» Шахар стремится к преодолению традиционных, жестко идеологизированных схем израильской истории и культуры, создает собственную, «альтернативную» смысловую и изобразительную перспективу.

Одна из его художественных задач — предметное воссоздание примет иерусалимской жизни времени его детства, передача давно минувших ощущений, восприятий в их первозданной свежести; писателя во многом вдохновляет опыт М. Пруста.

Особенности творчества

Шахар широко пользуется в этих романах понятиями и образами еврейской мистики, в частности, лурианской каббалы. Е

го персонажи, живущие в Иерусалиме и Париже, Бретани и Нидерландах, возвышаются над жесткими пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями, повседневностью, они причастны к высшим символическим сферам бытия.

Шахар использует в романах сложную систему изобразительных средств — со сменой точек зрения, полифонией повествующих голосов, совмещением отдаленных друг от друга временных планов.

В прозе Шахара сочетаются поэтичность, юмор, ирония, библейские реминисценции. Взаимодействие модернистской стилистики и мистико-каббалистических представлений придает циклу Шахара особую оригинальность.

Признание таланта

Творчество Шахара отмечено несколькими израильскими и зарубежными литературными премиями, в том числе премией имени Х. Н. Бялика и французской премией Медичи за роман «День графини».

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАХАР Давид в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация