Самария
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→История) |
Михаил Магрилов (Обсуждение | вклад) (→См. также) |
||
(29 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 14: | Строка 14: | ||
{{main|Иудея и Самария|Округ Иудея и Самария}} | {{main|Иудея и Самария|Округ Иудея и Самария}} | ||
+ | |||
+ | : ''Про '''город Самария (Шомрон)''', столицу Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э., см. [[Самария (Шомрон, Себастия) (город)]]'' | ||
+ | |||
{{Перевести|he|השומרון}} | {{Перевести|he|השומרון}} | ||
[[File:Gaza WestBank panorama.jpg|thumb|250 px|Самария]] | [[File:Gaza WestBank panorama.jpg|thumb|250 px|Самария]] | ||
- | '''Самария''' ({{lang-he|שומרון}} — ''Шомрон'') — географическая область в | + | '''Самария''' ({{lang-he|שומרון}} — ''Шомрон'') — географическая область в Стране Израиля. Сегодня является частью региона [[Иудея и Самария]], называемого иначе "Западный берег реки Иордан". |
- | + | ==Этимология== | |
+ | Название «Самария» происходит от названия одноименного города [[Самария (Шомрон, Себастия) (город)|Самария (Шомрон)]], который был столицей Израильского царства в 9-8 вв до н.э. | ||
- | + | В [[ТАНАХ]]е {{Библия|3Цар|16:23-24}} рассказывается о том, что царь [[Израильское царство|Израиля]] [[Омри]] (Амврий) (около 875 г до н. э.) купил гору у некоего Шемэра (или клана Шемэр) за два таланта серебра и построил на ней город, который назвал "Шомрон" по имени бывшего владельца горы. Впрочем, по поводу топографии Самарии в [[ТАНАХ]]е есть противоречивые сведения - горы Самарии упоминаются несколько раз (Амос III 9;. Иер XXXI 5 и др.) и "поле Самарии" один раз (Об. 19). | |
- | + | Данный регион назывался Самарией с древнейших времен и вплоть до 1948 года, когда Иордания захватила его территорию и переименовала ее в Западный берег реки Иордан<ref>[http://www.forward.com/articles/131482 This Side of the River Jordan]</ref>. | |
- | + | ==География== | |
+ | Граничит на севере с [[Изреельская долина|Изреельской долиной]], на востоке — с [[Иорданская долина|Иорданской долиной]], на юге — с [[Иудейские горы|Иудейскими горами]] и на западе — с областью [[Шарон (долина)|Шарон]]. Большая часть Самарии расположена на [[Шестидневная война|занятых Израилем в 1967 году]] территориях Западного Берега, чей [[Израильские поселения в Иудее и Самарии - правовой статус|статус]]<ref>Израиль считает эти территории спорными, а ООН - оккупированными</ref> ещё не определен. <!--Южная часть Самарии в последнее время всё чаще считается отдельной частью страны - уделом Биньямина ([[Мате-Биньямин]]) и выделена в отдельный округ.--> | ||
+ | |||
+ | Территория Самарии состоит в основном из гор и холмов. Климатические условия в этой местности более благоприятные, чем в соседней [[Иудея|Иудее]]. | ||
Проживавший (и проживающий до сих пор) здесь народ получил название [[самаритяне]]. | Проживавший (и проживающий до сих пор) здесь народ получил название [[самаритяне]]. | ||
Крупные города: [[Рамалла]], [[Наблус]] ([[Шхем]]), [[Дженин]], [[Калькилия]], [[Туль-Карем]], [[Ариэль (город)|Ариэль]]. | Крупные города: [[Рамалла]], [[Наблус]] ([[Шхем]]), [[Дженин]], [[Калькилия]], [[Туль-Карем]], [[Ариэль (город)|Ариэль]]. | ||
+ | [[File:Kingdoms of Israel and Judah map 830.svg|thumb|272px|Карта Северного (Израильского) и Южного (Иудейского) царств. Самария была столицей Израильского царства (синий цвет). 830 г. до н.э.]] | ||
== История == | == История == | ||
- | [[ | + | [[Файл:719px-Conrad_Buno00a.jpg|thumb|200 px|left|Карта 1655 года]] |
- | + | {{main|Израильское царство}} | |
- | + | ===Период Израильского царства (IX-VIII до н. э.)=== | |
- | + | Первое упоминание региона под этим названием зафиксировано в эпоху правления царя [[Израильское царство|Израиля]] [[Омри]] (Амврия) (около 875 г до н. э.). | |
[[Исайя]] называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и [[Иезекииль]] говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. XVI. 53). На территории Самарии [[Израильское царство]] вело войны с [[Сирия|Сирией]]. | [[Исайя]] называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и [[Иезекииль]] говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. XVI. 53). На территории Самарии [[Израильское царство]] вело войны с [[Сирия|Сирией]]. | ||
- | В 722 г. до н.э. Самария, как и всё [[Израильское царство]], была захвачена [[Ассирия|Ассирией]]. Столица, [[Самария (город)|город Самария]], держалась ещё около года. | + | ===Период от ассирийского вторжения до Хасмонейского царства(VIII-I до н. э.)=== |
+ | В 722 г. до н.э. Самария, как и всё [[Израильское царство]], была захвачена [[Ассирия|Ассирией]]. Столица, [[Самария (город)|город Самария]], держалась ещё около года. Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном). | ||
- | + | Депортированных израильтян из Самарии (области) заменили язычниками из разных стран, в основном из [[Сирия|Сирии]] и [[Междуречье|Месопотамии]], посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Бога с язычеством (IV Ц 17:.24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками [[Самаритяне|самаритян]]. | |
- | + | ||
- | Депортированных израильтян из Самарии (области) заменили язычниками из разных стран, в основном из [[Сирия|Сирии]] и [[Междуречье|Месопотамии]], посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ | + | |
При персидских царях Самария была самостоятельной провинцией, правители которой конфликтовали с правителями [[Иудея|Иудеи]]. | При персидских царях Самария была самостоятельной провинцией, правители которой конфликтовали с правителями [[Иудея|Иудеи]]. | ||
Строка 52: | Строка 59: | ||
При хасмонейском царе [[Иоанн Гиркан I|Иоанне Гиркане]] Самария была присоединена к [[Иудейское царство|Иудейскому царству]]. | При хасмонейском царе [[Иоанн Гиркан I|Иоанне Гиркане]] Самария была присоединена к [[Иудейское царство|Иудейскому царству]]. | ||
- | В Новом Завете Иисус рассказывает притчу о Добром | + | ===Под властью Римской империи и в Средневековье (I в до н. э. - XI в. н. э.)=== |
+ | В Новом Завете Иисус рассказывает притчу о Добром самаритянине — жителе Самарии, который, увидев еврея, ограбленного разбойниками и брошенного умирать на дороге, спас его, несмотря на традиционную межэтническую рознь. | ||
В четвёртом веке Самария досталась Восточной римской империи, впоследствии превратившейся в Византию. Самаритяне подвергались таким же притеснениям, как евреи. | В четвёртом веке Самария досталась Восточной римской империи, впоследствии превратившейся в Византию. Самаритяне подвергались таким же притеснениям, как евреи. | ||
Строка 58: | Строка 66: | ||
В начале VII века самаритяне (в союзе с Ираном) подняли восстание против византийской власти, поддержанное евреями. После короткого периода иранской власти, оказавшейся не лучше византийской, вновь пришли византийцы. Они устроили массовые убийства евреев и самаритян. Большинство выживших бежало из Страны Израиля. | В начале VII века самаритяне (в союзе с Ираном) подняли восстание против византийской власти, поддержанное евреями. После короткого периода иранской власти, оказавшейся не лучше византийской, вновь пришли византийцы. Они устроили массовые убийства евреев и самаритян. Большинство выживших бежало из Страны Израиля. | ||
- | В XII веке крестоносцы забазировались в Самарии, восстановив древний город Себасте. [[Беньямин из Туделы]] проехал через это место и не нашёл там ни одного еврея | + | ===От Крестовых походов и до ХХ века=== |
+ | В XII веке крестоносцы забазировались в Самарии, восстановив древний город Себасте. [[Беньямин из Туделы]] проехал через это место и не нашёл там ни одного еврея<ref>"Itinerary," ed. Asher</ref>. Учитывая, что во всех посещаемых им городах (например, [[Каир]]е) он считал и [[Самаритяне|самаритян]], можно предположить, что их там в это время не было. Впрочем, [[Беньямин из Туделы]] не посетил [[Шхем]]. | ||
- | |||
На месте древнего Себасте к началу XX века была небольшая арабская деревня Себастия. | На месте древнего Себасте к началу XX века была небольшая арабская деревня Себастия. | ||
+ | == Новейшая история == | ||
В период между двумя мировыми войнами названием «Самария» обозначались еврейские поселения в северной части приморской полосы (наиболее значительными из которых были [[Хадера]] и [[Зихрон-Яаков]], первоначально называвшийся Шомрон). | В период между двумя мировыми войнами названием «Самария» обозначались еврейские поселения в северной части приморской полосы (наиболее значительными из которых были [[Хадера]] и [[Зихрон-Яаков]], первоначально называвшийся Шомрон). | ||
В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По [[План ООН раздела Палестины|плану ООН]] Самария должна была стать одной из частей арабского государства. | В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По [[План ООН раздела Палестины|плану ООН]] Самария должна была стать одной из частей арабского государства. | ||
- | В ходе [[Война за независимость|Войны за независимость]] Самария была оккупирована [[Иордания|Иорданией]] | + | |
+ | В ходе [[Война за независимость|Войны за независимость]] Самария была оккупирована [[Иордания|Иорданией]] и вместе с Иудеей объявлена провинцией Западный Берег (основная территория королевства находится на восточном берегу Иордана). Попытка Иордании аннексировать эту территорию не встретила широкой поддержки в мире. | ||
=== Шестидневная война и проблема контролируемых территорий === | === Шестидневная война и проблема контролируемых территорий === | ||
В ходе [[Шестидневная война|Шестидневной войны]] Самария была занята [[ЦАХАЛ|израильской армией]]. | В ходе [[Шестидневная война|Шестидневной войны]] Самария была занята [[ЦАХАЛ|израильской армией]]. | ||
- | Территории, оказавшиеся после прекращения огня под контролем Израиля, управлялись военной администрацией. Существовавшая до войны местная администрация сохранила свои полномочия в области религии, гражданского права, здравоохранения и местного управления. | + | Территории, оказавшиеся после прекращения огня под контролем Израиля, управлялись военной администрацией. Существовавшая до войны местная администрация сохранила свои полномочия в области религии, гражданского права, здравоохранения и местного управления. Местная полиция была включена в систему Министерства полиции Израиля. |
Израильские военные суды рассматривали лишь дела, связанные с безопасностью страны. Стала проводиться политика «открытых мостов»: арабы [[Иудея|Иудеи]], Самарии и [[Сектор Газы|полосы Газы]] получили возможность пересекать [[Иордан]] и торговать в арабских странах. Жители [[Сектор Газы|полосы Газы]] впервые смогли посещать [[Иудея|Иудею]] и Самарию и выезжать за их пределы, а выпускники арабских средних школ — учиться в университетах Египта и других арабских стран. | Израильские военные суды рассматривали лишь дела, связанные с безопасностью страны. Стала проводиться политика «открытых мостов»: арабы [[Иудея|Иудеи]], Самарии и [[Сектор Газы|полосы Газы]] получили возможность пересекать [[Иордан]] и торговать в арабских странах. Жители [[Сектор Газы|полосы Газы]] впервые смогли посещать [[Иудея|Иудею]] и Самарию и выезжать за их пределы, а выпускники арабских средних школ — учиться в университетах Египта и других арабских стран. | ||
Строка 79: | Строка 89: | ||
Тысячи арабов нашли работу на территории Израиля (в пределах «зеленой черты»); значительное число их составляли обитатели лагерей беженцев. Все эти шаги были направлены на поддержание спокойствия на контролируемых территориях. Вместе с тем израильские силы безопасности сурово наказывали террористов, а также тех, кто оказывал им поддержку. | Тысячи арабов нашли работу на территории Израиля (в пределах «зеленой черты»); значительное число их составляли обитатели лагерей беженцев. Все эти шаги были направлены на поддержание спокойствия на контролируемых территориях. Вместе с тем израильские силы безопасности сурово наказывали террористов, а также тех, кто оказывал им поддержку. | ||
- | Политические разногласия в израильском обществе помешали принятию решения о том, что делать с новыми территориями. Правительство, контролируемое социалистичесской партией [[МАПАМ]] и её союзниками, рассчитывало на мирный договор с арабскими странами в обмен на возврат этих территорий или их части. Этот расчёт оказался неверным. | + | Политические разногласия в израильском обществе помешали принятию решения о том, что делать с новыми территориями. Правительство, контролируемое социалистичесской партией [[МАПАМ]] и её союзниками, рассчитывало на мирный договор с арабскими странами в обмен на возврат этих территорий или их части. Этот расчёт оказался неверным. |
+ | === Создание еврейских поселений === | ||
Правительством строились отдельные поселения и военные базы с перспективой превращения в поселения - все не в Самарии. | Правительством строились отдельные поселения и военные базы с перспективой превращения в поселения - все не в Самарии. | ||
После прихода к власти партии [[Ликуд]] новое правительство не решалось ни на какие шаги в отношении контролируемых территорий. По инициативе общественного движения [[Гуш эмуним]] началось создание поселений на контролируемых территориях силами групп граждан. Первое такое поселение было основано в 1978 году у деревни Себастия, почти точно на месте древнего [[Самария (город)|города Самария]]. | После прихода к власти партии [[Ликуд]] новое правительство не решалось ни на какие шаги в отношении контролируемых территорий. По инициативе общественного движения [[Гуш эмуним]] началось создание поселений на контролируемых территориях силами групп граждан. Первое такое поселение было основано в 1978 году у деревни Себастия, почти точно на месте древнего [[Самария (город)|города Самария]]. | ||
+ | [[Файл:KiriatNetafim.JPG|200px|thumb|left|Квартал посёлка [[Кирьят Нетафим]] (около [[Баркан]]а)]] | ||
- | Правительство вскоре перестало препятствовать созданию поселений. С конца 70-х по начало 90-х годов при участии правительства Израиля были построены десятки поселений в [[Иудея|Иудее]], Самарии, [[Сектор Газы|полосе Газы]] и на красноморском побережье [[Синайский полуостров|Синайского полуострова]]. | + | Правительство вскоре перестало препятствовать созданию поселений. С конца 70-х по начало 90-х годов при участии правительства Израиля были построены десятки поселений в [[Иудея|Иудее]], Самарии, [[Сектор Газы|полосе Газы]] и на красноморском побережье [[Синайский полуостров|Синайского полуострова]]. Среди крупнейших поселений Самарии - [[Ариэль (город)|город Ариэль]], [[Альфей-Менаше]], группа [[Карней-Шомрон]], [[Кдумим]], [[Оранит]], [[Бейт-Эль]], [[Бейт-Арье]], [[Офра]]. |
- | + | ||
- | Среди крупнейших поселений Самарии - [[Ариэль (город)|город Ариэль]], [[Альфей-Менаше]], группа [[Карней-Шомрон]], [[Кдумим]], [[Оранит]], [[Бейт-Эль]], [[Офра]] | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | В поселениях и рядом с ними создана мощная экономическая инфраструктура. Промышленные и строительные предприятия дают значительную долю национального продукта Израиля. | + | Все поселения располагаются с учётом стратегического положения и служат опорой для военных баз. В поселениях и рядом с ними создана мощная экономическая инфраструктура. Промышленные и строительные предприятия дают значительную долю национального продукта Израиля. |
Развивается и система просвещения. Наряду со школами всех ступеней и [[йешива]]ми действуют два высших учебных заведения: [[Ариэльский Университетский Центр Самарии]] и педагогический [[колледж "Орот"]] в посёлке [[Элькана]]. | Развивается и система просвещения. Наряду со школами всех ступеней и [[йешива]]ми действуют два высших учебных заведения: [[Ариэльский Университетский Центр Самарии]] и педагогический [[колледж "Орот"]] в посёлке [[Элькана]]. | ||
Строка 100: | Строка 108: | ||
До конца 1980-х годов жители контролируемых территорий практически свободно ездили внутрь "[[Зелёная черта|зелёной черты]]" и массово работали там, а израильские граждане спокойно посещали арабские населённые пункты за "[[Зелёная черта|зелёной чертой]]" (в основном рынки). | До конца 1980-х годов жители контролируемых территорий практически свободно ездили внутрь "[[Зелёная черта|зелёной черты]]" и массово работали там, а израильские граждане спокойно посещали арабские населённые пункты за "[[Зелёная черта|зелёной чертой]]" (в основном рынки). | ||
- | После [[Первая интифада|Первой интифады]] и [[Интифада Аль-Акса|интифады 2000 года]] отношения резко ухудшились. Торговые и деловые контакты | + | ====Ухудшение отношений между евреями и арабами-жителями территорий==== |
+ | После [[Первая интифада|Первой интифады]] и [[Интифада Аль-Акса|интифады 2000 года]] отношения резко ухудшились. Торговые и деловые контакты перенеслись в основном на контролируемые территории, большей частью в промышленные зоны. Вход арабов - жителей контролируемых территорий в еврейские населённые пункты ограничен по соображениям безопасности. Вход евреев в ряд арабских городов и деревень запрещён в связи с опасностью для их жизни. Там, где нет запрета, действуют соображения разумной осторожности. | ||
- | Тем не менее, десятки тысяч арабских жителей Самарии постоянно работают на предприятиях, принадлежащих израильтянам и на строительстве в еврейских поселениях. Ещё десятки тысяч работают внутри арабских населённых пунктов по заказам, поступающим из Израиля. В отдельных местах Самарии израильтяне продолжают посещать арабские магазины и прочие заведения. | + | Тем не менее, десятки тысяч арабских жителей Самарии постоянно работают на предприятиях, принадлежащих израильтянам, и на строительстве в еврейских поселениях. Ещё десятки тысяч работают внутри арабских населённых пунктов по заказам, поступающим из Израиля. В отдельных местах Самарии израильтяне продолжают посещать арабские магазины и прочие заведения. Таким образом, в экономику арабской общины Самарии вливаются значительные средства. |
- | + | ||
- | Таким образом, в экономику арабской общины Самарии вливаются значительные средства. | + | |
- | Конструкция зданий в арабских населённых пунктах радикально изменилась в начале 1980-х годов. | + | ====Строительство==== |
+ | Конструкция зданий в арабских населённых пунктах радикально изменилась в начале 1980-х годов. До того строились дома из дикого камня с минимальным количеством раствора. После - стали строить здания с каркасами из монолитного бетона и стенами из шлакоблоков. Как правило, простой прямоугольной формы с плоскими крышами, по краям которых выведены пучки арматуры для будущей надстройки ещё одного этажа. | ||
[[Файл:Bidia1.jpg|200px|thumb|left|Один из кварталов арабской деревни Бидия в Самарии]] | [[Файл:Bidia1.jpg|200px|thumb|left|Один из кварталов арабской деревни Бидия в Самарии]] | ||
В конце 1990-х годов архитектурный стиль ещё раз поменялся. С тех пор и по сей день строятся небольшие виллы изысканного вида с крышей из красной черепицы и облицовкой стен декоративной плиткой. Также появились многоэтажные дома европейского типа, разделённые на квартиры. | В конце 1990-х годов архитектурный стиль ещё раз поменялся. С тех пор и по сей день строятся небольшие виллы изысканного вида с крышей из красной черепицы и облицовкой стен декоративной плиткой. Также появились многоэтажные дома европейского типа, разделённые на квартиры. | ||
- | Тем самым, по архитектурному облику зданий в арабских населённых пунктах можно определить, что | + | Тем самым, по архитектурному облику зданий в арабских населённых пунктах можно определить, что почти все они построены после 1980 года, причём подавляющее большинство - на грани веков. Следовательно, до появления еврейских поселений в арабских деревнях этого района почти никто не жил. |
Параллельно экономическому развитию произошло серьёзное социальное развитие арабского населения. Открыто много учреждений здравоохранения, просвещения и науки. При содействии Гражданской администрации созданы университеты в [[Рамалла|Рамалле]], [[Шхем]]е и [[Дженине]]. | Параллельно экономическому развитию произошло серьёзное социальное развитие арабского населения. Открыто много учреждений здравоохранения, просвещения и науки. При содействии Гражданской администрации созданы университеты в [[Рамалла|Рамалле]], [[Шхем]]е и [[Дженине]]. | ||
Строка 116: | Строка 124: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
{{main|Израильские поселения в Иудее и Самарии - правовой статус}} | {{main|Израильские поселения в Иудее и Самарии - правовой статус}} | ||
+ | [http://www.ejwiki.org/wiki/JudeaSamariaGuidebookRus Путеводитель по Израилю: Иудея и Самария – историческая родина еврейского народа] | ||
== Источники == | == Источники == | ||
Строка 124: | Строка 133: | ||
* [http://www.lookstein.org/russian/geizel/ Зеэв Гейзель. Политические структуры государства Израиль. Часть 3: Координаты политической дисперсии в Израиле] | * [http://www.lookstein.org/russian/geizel/ Зеэв Гейзель. Политические структуры государства Израиль. Часть 3: Координаты политической дисперсии в Израиле] | ||
- | Библиография | + | ==Библиография== |
* Baedeker-Socin, Palestine, p.259; | * Baedeker-Socin, Palestine, p.259; | ||
* Grätz, Gesch. 4th ed., iii. 74 et seq.; | * Grätz, Gesch. 4th ed., iii. 74 et seq.; | ||
Строка 132: | Строка 141: | ||
* Schürer, Gesch. 3d ed., ii. 149 et seq.; | * Schürer, Gesch. 3d ed., ii. 149 et seq.; | ||
* Stanley, Sinai and Palestine, pp. 245 et seq.; | * Stanley, Sinai and Palestine, pp. 245 et seq.; | ||
- | * Wilson, in Hastings, Dict. Bible.J. | + | * Wilson, in Hastings, Dict. Bible.J. |
- | Примечания | + | ==Примечания== |
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
Строка 145: | Строка 154: | ||
[[Категория:Города Древнего Израиля]] | [[Категория:Города Древнего Израиля]] | ||
[[Категория:Библейские места]] | [[Категория:Библейские места]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:История Израиля]] |
+ | {{checked_final}} | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 15:39, 13 февраля 2013
Регулярная исправленная статья | |
Л.Гроервейдл | |
2.02.2011 | |
- Про город Самария (Шомрон), столицу Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э., см. Самария (Шомрон, Себастия) (город)
Самария (ивр. שומרון — Шомрон) — географическая область в Стране Израиля. Сегодня является частью региона Иудея и Самария, называемого иначе "Западный берег реки Иордан".
Содержание |
Этимология
Название «Самария» происходит от названия одноименного города Самария (Шомрон), который был столицей Израильского царства в 9-8 вв до н.э.
В ТАНАХе 3Цар.16:23-24 рассказывается о том, что царь Израиля Омри (Амврий) (около 875 г до н. э.) купил гору у некоего Шемэра (или клана Шемэр) за два таланта серебра и построил на ней город, который назвал "Шомрон" по имени бывшего владельца горы. Впрочем, по поводу топографии Самарии в ТАНАХе есть противоречивые сведения - горы Самарии упоминаются несколько раз (Амос III 9;. Иер XXXI 5 и др.) и "поле Самарии" один раз (Об. 19).
Данный регион назывался Самарией с древнейших времен и вплоть до 1948 года, когда Иордания захватила его территорию и переименовала ее в Западный берег реки Иордан[1].
География
Граничит на севере с Изреельской долиной, на востоке — с Иорданской долиной, на юге — с Иудейскими горами и на западе — с областью Шарон. Большая часть Самарии расположена на занятых Израилем в 1967 году территориях Западного Берега, чей статус[2] ещё не определен.
Территория Самарии состоит в основном из гор и холмов. Климатические условия в этой местности более благоприятные, чем в соседней Иудее.
Проживавший (и проживающий до сих пор) здесь народ получил название самаритяне.
Крупные города: Рамалла, Наблус (Шхем), Дженин, Калькилия, Туль-Карем, Ариэль.
История
Период Израильского царства (IX-VIII до н. э.)
Первое упоминание региона под этим названием зафиксировано в эпоху правления царя Израиля Омри (Амврия) (около 875 г до н. э.).
Исайя называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и Иезекииль говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. XVI. 53). На территории Самарии Израильское царство вело войны с Сирией.
Период от ассирийского вторжения до Хасмонейского царства(VIII-I до н. э.)
В 722 г. до н.э. Самария, как и всё Израильское царство, была захвачена Ассирией. Столица, город Самария, держалась ещё около года. Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).
Депортированных израильтян из Самарии (области) заменили язычниками из разных стран, в основном из Сирии и Месопотамии, посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Бога с язычеством (IV Ц 17:.24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками самаритян.
При персидских царях Самария была самостоятельной провинцией, правители которой конфликтовали с правителями Иудеи.
Самаритяне вызывали враждебное отношение евреев Иудеи за смешанное происхождение, отступление от канонов иудаизма и постройку храма-конкурента.
Во время Александра Македонского жители Самарии восстали. В наказание за это он поселил в Самарии греческих колонистов.
При хасмонейском царе Иоанне Гиркане Самария была присоединена к Иудейскому царству.
Под властью Римской империи и в Средневековье (I в до н. э. - XI в. н. э.)
В Новом Завете Иисус рассказывает притчу о Добром самаритянине — жителе Самарии, который, увидев еврея, ограбленного разбойниками и брошенного умирать на дороге, спас его, несмотря на традиционную межэтническую рознь.
В четвёртом веке Самария досталась Восточной римской империи, впоследствии превратившейся в Византию. Самаритяне подвергались таким же притеснениям, как евреи.
В начале VII века самаритяне (в союзе с Ираном) подняли восстание против византийской власти, поддержанное евреями. После короткого периода иранской власти, оказавшейся не лучше византийской, вновь пришли византийцы. Они устроили массовые убийства евреев и самаритян. Большинство выживших бежало из Страны Израиля.
От Крестовых походов и до ХХ века
В XII веке крестоносцы забазировались в Самарии, восстановив древний город Себасте. Беньямин из Туделы проехал через это место и не нашёл там ни одного еврея[3]. Учитывая, что во всех посещаемых им городах (например, Каире) он считал и самаритян, можно предположить, что их там в это время не было. Впрочем, Беньямин из Туделы не посетил Шхем.
На месте древнего Себасте к началу XX века была небольшая арабская деревня Себастия.
Новейшая история
В период между двумя мировыми войнами названием «Самария» обозначались еврейские поселения в северной части приморской полосы (наиболее значительными из которых были Хадера и Зихрон-Яаков, первоначально называвшийся Шомрон).
В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По плану ООН Самария должна была стать одной из частей арабского государства.
В ходе Войны за независимость Самария была оккупирована Иорданией и вместе с Иудеей объявлена провинцией Западный Берег (основная территория королевства находится на восточном берегу Иордана). Попытка Иордании аннексировать эту территорию не встретила широкой поддержки в мире.
Шестидневная война и проблема контролируемых территорий
В ходе Шестидневной войны Самария была занята израильской армией.
Территории, оказавшиеся после прекращения огня под контролем Израиля, управлялись военной администрацией. Существовавшая до войны местная администрация сохранила свои полномочия в области религии, гражданского права, здравоохранения и местного управления. Местная полиция была включена в систему Министерства полиции Израиля.
Израильские военные суды рассматривали лишь дела, связанные с безопасностью страны. Стала проводиться политика «открытых мостов»: арабы Иудеи, Самарии и полосы Газы получили возможность пересекать Иордан и торговать в арабских странах. Жители полосы Газы впервые смогли посещать Иудею и Самарию и выезжать за их пределы, а выпускники арабских средних школ — учиться в университетах Египта и других арабских стран.
Из 120 тыс. арабов, бежавших во время военных действий, 14 тыс. вернулись. Израильская военная администрация удовлетворила просьбы многих арабов о возвращении на контролируемые территории в порядке воссоединения семей. Родственникам и друзьям жителей контролируемых территорий разрешалось посещать их каждое лето.
Тысячи арабов нашли работу на территории Израиля (в пределах «зеленой черты»); значительное число их составляли обитатели лагерей беженцев. Все эти шаги были направлены на поддержание спокойствия на контролируемых территориях. Вместе с тем израильские силы безопасности сурово наказывали террористов, а также тех, кто оказывал им поддержку.
Политические разногласия в израильском обществе помешали принятию решения о том, что делать с новыми территориями. Правительство, контролируемое социалистичесской партией МАПАМ и её союзниками, рассчитывало на мирный договор с арабскими странами в обмен на возврат этих территорий или их части. Этот расчёт оказался неверным.
Создание еврейских поселений
Правительством строились отдельные поселения и военные базы с перспективой превращения в поселения - все не в Самарии.
После прихода к власти партии Ликуд новое правительство не решалось ни на какие шаги в отношении контролируемых территорий. По инициативе общественного движения Гуш эмуним началось создание поселений на контролируемых территориях силами групп граждан. Первое такое поселение было основано в 1978 году у деревни Себастия, почти точно на месте древнего города Самария.
Правительство вскоре перестало препятствовать созданию поселений. С конца 70-х по начало 90-х годов при участии правительства Израиля были построены десятки поселений в Иудее, Самарии, полосе Газы и на красноморском побережье Синайского полуострова. Среди крупнейших поселений Самарии - город Ариэль, Альфей-Менаше, группа Карней-Шомрон, Кдумим, Оранит, Бейт-Эль, Бейт-Арье, Офра.
Все поселения располагаются с учётом стратегического положения и служат опорой для военных баз. В поселениях и рядом с ними создана мощная экономическая инфраструктура. Промышленные и строительные предприятия дают значительную долю национального продукта Израиля.
Развивается и система просвещения. Наряду со школами всех ступеней и йешивами действуют два высших учебных заведения: Ариэльский Университетский Центр Самарии и педагогический колледж "Орот" в посёлке Элькана.
Экономическое развитие Самарии под израильским контролем
Строительство и экономическая активность в новых еврейских поселениях дали возможность скачкообразного развития близлежащих арабских населённых пунктов. Их жители работают в поселениях и промышленных зонах. Еврейские поселенцы и израильские фирмы покупают товары в арабских городах и деревнях Самарии.
До конца 1980-х годов жители контролируемых территорий практически свободно ездили внутрь "зелёной черты" и массово работали там, а израильские граждане спокойно посещали арабские населённые пункты за "зелёной чертой" (в основном рынки).
Ухудшение отношений между евреями и арабами-жителями территорий
После Первой интифады и интифады 2000 года отношения резко ухудшились. Торговые и деловые контакты перенеслись в основном на контролируемые территории, большей частью в промышленные зоны. Вход арабов - жителей контролируемых территорий в еврейские населённые пункты ограничен по соображениям безопасности. Вход евреев в ряд арабских городов и деревень запрещён в связи с опасностью для их жизни. Там, где нет запрета, действуют соображения разумной осторожности.
Тем не менее, десятки тысяч арабских жителей Самарии постоянно работают на предприятиях, принадлежащих израильтянам, и на строительстве в еврейских поселениях. Ещё десятки тысяч работают внутри арабских населённых пунктов по заказам, поступающим из Израиля. В отдельных местах Самарии израильтяне продолжают посещать арабские магазины и прочие заведения. Таким образом, в экономику арабской общины Самарии вливаются значительные средства.
Строительство
Конструкция зданий в арабских населённых пунктах радикально изменилась в начале 1980-х годов. До того строились дома из дикого камня с минимальным количеством раствора. После - стали строить здания с каркасами из монолитного бетона и стенами из шлакоблоков. Как правило, простой прямоугольной формы с плоскими крышами, по краям которых выведены пучки арматуры для будущей надстройки ещё одного этажа.
В конце 1990-х годов архитектурный стиль ещё раз поменялся. С тех пор и по сей день строятся небольшие виллы изысканного вида с крышей из красной черепицы и облицовкой стен декоративной плиткой. Также появились многоэтажные дома европейского типа, разделённые на квартиры.
Тем самым, по архитектурному облику зданий в арабских населённых пунктах можно определить, что почти все они построены после 1980 года, причём подавляющее большинство - на грани веков. Следовательно, до появления еврейских поселений в арабских деревнях этого района почти никто не жил.
Параллельно экономическому развитию произошло серьёзное социальное развитие арабского населения. Открыто много учреждений здравоохранения, просвещения и науки. При содействии Гражданской администрации созданы университеты в Рамалле, Шхеме и Дженине.
См. также
Путеводитель по Израилю: Иудея и Самария – историческая родина еврейского народа
Источники
- Текст Танаха с набором комментариев на сайте "Маханаим"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "том 7, кол. 621–622" на основании КЕЭ, том 3, кол. 340–377
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Государство Израиль. Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 340–377
- Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia
- Зеэв Гейзель. Политические структуры государства Израиль. Часть 3: Координаты политической дисперсии в Израиле
Библиография
- Baedeker-Socin, Palestine, p.259;
- Grätz, Gesch. 4th ed., iii. 74 et seq.;
- Guérin, La Terre Sainte, i. 270;
- Munk, Palestine, p. 79;
- Robinson, Researches, iii. 138 et seq.;
- Schürer, Gesch. 3d ed., ii. 149 et seq.;
- Stanley, Sinai and Palestine, pp. 245 et seq.;
- Wilson, in Hastings, Dict. Bible.J.
Примечания
- ↑ This Side of the River Jordan
- ↑ Израиль считает эти территории спорными, а ООН - оккупированными
- ↑ "Itinerary," ed. Asher
Самария на Викискладе? |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.