Шелем, Маттитьяhу

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 54: Строка 54:
Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из [[Библия|Библии]] (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова.  
Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из [[Библия|Библии]] (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова.  
 +
=== Особенности творчества ===
В отличие от большинства песен [[Халуцим|халуцим]] 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.
В отличие от большинства песен [[Халуцим|халуцим]] 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.

Версия 12:06, 10 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Шелем, Маттитьяhу (Shelem, Mattityahu; Вайнер; 1904, Замосць, Польша, – 1975, Рамат-Иоханан), израильский композитор и педагог.

Биографические сведения

Музыкой увлекался с детства, но не получил систематического музыкального образования. Приехав в Эрец-Исраэль в 1922 г., работал на прокладке дорог и в сельском хозяйстве в составе группы hа-Шомер hа-цаир.

В 1927 г. вступил в киббуц Бет-Альфа, был пастухом.

Композитор

В этот период Шелем сочинил первые песни, проникнутые радостью труда на исторической родине, возвращения к ремеслу патриархов.

В мелодическом строе его песен органически сочетаются интонации хасидских (см. Хасидизм) напевов, знакомых Шелему с детства, с колоритом песен арабских пастухов, которые он воспринял как естественный атрибут Эрец-Исраэль.

Пастушеские песни Шелема были одним из основных элементов нового праздника Хаг hа-гез (см. Фольклор. Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор), одним из инициаторов которого он был.

С 1940 г. Шелем вместе с несколькими товарищами, принадлежавшими к партии Мапай, перешел в киббуц Рамат-Иоханан.

С 1944 г. Шелем главным образом занимался преподавательской работой (в школе и в группе алии молодежной).

В 1958 г. он основал в Рамат-Иоханане архивный центр по сбору материалов о развитии новых форм традиционных еврейских праздников в киббуцах, а также новых праздничных церемоний.

Одна из них — празднование омера — разработана Шелемом на основе сохранившихся в Мишне описаний принесения в Храм первых снопов нового урожая.

В церемонии широко использованы песни Шелема, лучшие из которых (например, «Шибболет ба-саде» — «Колосок в поле») стали восприниматься как часть израильского песенного фольклора.

Праздник омер распространился на многие киббуцы и отмечается уже более полувека.

Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из Библии (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова.

Особенности творчества

В отличие от большинства песен халуцим 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШЕЛЕМ Маттитьяху в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация