Лисицкий, Лазарь Маркович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 37: Строка 37:
}}
}}
-
[[Изображение:ElLissitsky-Suprem-01.jpg|thumb|«Про два квадрата»]]
+
'''Ла́зарь Ма́ркович Лиси́цкий''' (книжную графику на [[идиш]] подписывал именем ''Лейзер (Элиэзер) Лисицкий'' — אליעזר ליסיצקי&lrm;<ref>[http://www.library.upenn.edu/exhibits/cajs/fellows05/cajs2005.html Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»]</ref><ref>См. иллюстрации [http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Book_cover_by_El_Lissitzky_c1918.jpg здесь]</ref>; 10 ([[22 ноября|22]]) ноября [[1890]], с. [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]] (ныне [[Смоленская область]]) — [[30 декабря]] [[1941]], [[Москва]]) — советский художник-конструктор, график, мастер выставочного ансамбля и архитектор, также широко известный как «'''Эль Лисицкий'''»; один из выдающихся представителей [[Русский авангард|русского]]<ref>http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.</ref>и еврейского<ref>[http://www.artfact.com/catalog/viewLot.cfm?lotCode=7ghIaLlQ&lotType=artist&aID=22849 ArtFacts]</ref><ref>Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL</ref><ref>Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ''ibid''.</ref><ref>Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: [[Денвер]] ([[Колорадо]]), 2002.</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Советская Култур-Лиге]</ref> [[авангард (искусство)|авангард]]а<ref>[http://www.trinitypark.com/charlottetest/JewishExpressioninTwentiethCenturyFineArts.htm Еврейское искусство (книга)]</ref><ref>{{ЭЕЭ|15156|Юдовин}}</ref>. Совместно с [[Малевич, Казимир Северинович|Казимиром Малевичем]] разрабатывал [[супрематизм]].  
-
'''Ла́зарь Ма́ркович Лиси́цкий''' (книжную графику на [[идиш]] подписывал именем ''Лейзер (Элиэзер) Лисицкий'' — אליעזר ליסיצקי&lrm;<ref>[http://www.library.upenn.edu/exhibits/cajs/fellows05/cajs2005.html Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»]</ref><ref>См. иллюстрации [http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Book_cover_by_El_Lissitzky_c1918.jpg здесь]</ref>; 10 ([[22 ноября|22]]) ноября [[1890]], с. [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]] (ныне [[Смоленская область]]) — [[30 декабря]] [[1941]], [[Москва]]) — советский художник и архитектор, также широко известный как «'''Эль Лисицкий'''»; один из выдающихся представителей [[Русский авангард|русского]]<ref>http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.</ref>и еврейского<ref>[http://www.artfact.com/catalog/viewLot.cfm?lotCode=7ghIaLlQ&lotType=artist&aID=22849 ArtFacts]</ref><ref>Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL</ref><ref>Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ''ibid''.</ref><ref>Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: [[Денвер]] ([[Колорадо]]), 2002.</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Советская Култур-Лиге]</ref> [[авангард (искусство)|авангард]]а<ref>[http://www.trinitypark.com/charlottetest/JewishExpressioninTwentiethCenturyFineArts.htm Еврейское искусство (книга)]</ref><ref>{{ЭЕЭ|15156|Юдовин}}</ref>. Совместно с [[Малевич, Казимир Северинович|Казимиром Малевичем]] разрабатывал [[супрематизм]].  
+
== Биография ==
== Биография ==
-
[[Image:Book cover by El Lissitzky c1918.jpg|thumb|left| Книжная графика Э. Лисицкого: «Ингл-цингл-хват» [[Мани-Лейб]]а ([[идиш]], 1918)]]
+
 
-
Родился в семье ремесленника-предпринимателя. Окончил реальное училище в Смоленске ([[1909]]). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в [[Дармштадт]]е и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] в [[Москва|Москву]] ([[1915]][[1916]]). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве.  
+
Рос в религиозной семье деда (по отцу), потомственного шапочника. Учась в Смоленском реальном училище (окончил в 1908 г.), увлекся рисованием и новейшим искусством. Не принятый в Петербургскую академию художеств из-за нарушения им академических канонов в экзаменационном рисунке, Лисицкий уехал в 1909 г. в Дармштадт, где в 1914 г. с отличием окончил архитектурный факультет Высшей технической школы.
 +
В 1912 г. посетил Париж, в 1913 г. пешком исходил Италию, что пробудило в нем тягу к примитивным формам архаичного, народного, и современного искусства, а также на всю жизнь привило культ профессионального мастерства.
 +
 
 +
В 1914 г. Лисицкий поселился в Москве, в 1915–16 гг. посещал эвакуированный туда Рижский политехнический институт (для получения русского диплома инженера-архитектора), занимался главным образом графикой, участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.).  
 +
Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве.
 +
 
 +
Изданную весной 1917 г. в Москве для детей поэму [[Бродерзон, Моше|М. Бродерзона]] «Сихас хулин» («Житейский разговор») о пражском [[Голем|Големе]] Лисицкий оформил как традиционный свиток [[Эсфирь|Эсфири]] в деревянном футляре, а текст, исполненный переписчиком [[Тора|Торы]], окружил микроорнаментальными иллюстрациями (в 20 экземплярах, раскрашенных им от руки), навеянными еврейской миниатюрой и росписями синагог.
 +
 
 +
=== Октябрьская революция и после ===
 +
 
 +
Октябрьскую революцию Лисицкий воспринял как «новое начало человеческой истории», включился в работу различных комитетов и комиссий, изготовил первое знамя ВЦИКа, которое члены правительства вынесли на Красную площадь в 1918 г.  
В [[1918 год]]у Лисицкий стал одним из основателей «[[Култур-лиге]]» ([[идиш]]: ''лига культуры'') — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.<ref>[http://www.judaicacenter.kiev.ua/index.php?lang=3&menu_id=301 Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.]</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Художники Култур-Лиге]</ref>  
В [[1918 год]]у Лисицкий стал одним из основателей «[[Култур-лиге]]» ([[идиш]]: ''лига культуры'') — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.<ref>[http://www.judaicacenter.kiev.ua/index.php?lang=3&menu_id=301 Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.]</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Художники Култур-Лиге]</ref>  
-
В [[1919]] году переехал в [[Витебск]], где преподавал в Народной художественной школе ([[1919]]—[[1920]]). С [[1920]] года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском [[Вхутемас]]е ([[1921]]) и [[Вхутеин]]е [[1926]]); в 1920 вступил в [[Инхук]].
+
Из графических произведений Лисицкого этого времени наиболее интересны автолитографии для издания песенки «Хад гадья» (Киев, 1919; см. [[Хаггада Пасхальная|Хаггада пасхальная]]) с предельно лапидарной трактовкой мотивов еврейского изобразительного [[Фольклорсодержание|фольклора]]. В мае 1919 г. по приглашению [[Шагал, Марк|М. Шагала]] Лисицкий возглавил архитектурный факультет и мастерские печати и графики Народной художественной школы в [[Витебск|Витебске]] ([[1919]]—[[1920]]).  
 +
 
 +
=== 20-30-е гг. ===
 +
 
 +
С [[1920]] года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий».
 +
Супрематизм его коллеги по школе К. Малевича натолкнул Лисицкого на разработку средствами живописи проблем статики и динамики объемов, а затем и утопических «проектов утверждения нового» («проуны», 1920; аэровидные элементы космической архитектуры).
 +
 
 +
Наряду с этим, он создал ставшие всемирно известными проекты динамичных конструкций, оформление которых, предвосхищая современный дизайн, призвано было повысить их полезную функцию («Трибуна», 1920; вариант — «Ленинская трибуна», 1924), и удивительный по простоте изобразительной символики плакат «Клином красным бей белых» (1920; красный треугольник острием вклинивается в белый квадрат), много работал над теорией конструктивизма как пути формирования жизненной среды искусством, опирающимся на инженерную мысль и новейшую технику.
 +
 
 +
В конце 1921 г., прочитав курс архитектуры в московском Вхутемасе, Лисицкий выехал в Германию для восстановления контактов с деятелями западноевропейской культуры, вошел в круги идейно близких ему немецких функционалистов Баухауза и нидерландских из группы «Стиль» (членом которой он стал в 1923 г.), издавал с [[Эренбург, Илья Григорьевич|И. Эренбурга]] международный журнал искусств «Вещь» (1922–23; на русском, немецком и французском языках), занимался организацией первой выставки советского искусства в Берлине (1922), экспонировал новые работы на четырех персональных и около десяти международных выставках, выступал с лекциями и статьями о советском искусстве и архитектуре, а также по различным проблемам художественного творчества.
 +
 
 +
Находясь с февраля 1924 г. по апрель 1925 г. в Швейцарии на лечении (туберкулез легких), Лисицкий основал журнал «АВС», ставший трибуной швейцарской художественной молодежи. Неистощима изобретательность разработок Лисицкого этих лет: комбинации зрительных символов, созвучных подтексту литературных произведений (иллюстрации к книге И. Эренбурга «Шесть повестей о легких концах», М. — Берлин, 1922); картинки, составленные из элементов типографского набора (Л. Лисицкий, книжка-игра «Сказ о двух квадратах», Берлин, 1922); книга-конструкция с двухцветным набором текста и его членением разными размерами букв (В. Маяковский, «Для голоса», Берлин, 1923; его же «Хорошо!», М., 1927); движущиеся конструкции для электромеханического спектакля (автолитографии, 1923, к пьесе А. Крученых «Победа над солнцем»); идея вынесения игровой площадки в зрительный зал (реализована в 1928 г. в макете к постановке пьесы С. Третьякова «Хочу ребенка» в театре Вс. Мейерхольда); проекты Т-образных «горизонтальных» небоскребов для Москвы (1925); эксперименты в области фотомонтажа (созвучные опытам [[Вертов, Дзига|Д. Вертова]]) и многократной экспозиции, рисования на светочувствительной бумаге и многое другое.
 +
 
 +
По возвращении в мае 1925 г. в Москву Лисицкий возглавил кафедру проектирования мебели и оборудования помещений во Вхутемасе (в 1926–30 гг. Вхутеин), создал конкурсные проекты Дома текстилей (1925), Дома промышленности (1930), комбината газеты «Правда» (1930), которые мешала реализовать отсталая строительная техника, с 1927 г. начал оформлять советские выставки за рубежом, заложив основы современных методов пространственно-цветового построения экспозиции, выполнил ряд ставших классическими образцов оформления журналов и каталогов. В 1930 г. резкий поворот художественной политики советских властей в сторону неоакадемизма, закрытие Вхутеина и ликвидация почвы для развития производственного искусства лишили Лисицкого творческих импульсов.
 +
 
 +
Оказавшись в ряду отверженных и гонимых «формалистов», он использовался властями для оформления советских выставок за рубежом, пропагандистских фотоальбомов типа «СССР строит социализм», «Рабоче-крестьянская Красная Армия» и т. п. и журнала «СССР на стройке» (1932–41), рассчитанных на зарубежного зрителя, для которого подлинная художественность оставалась основным критерием суждений.
-
В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» ([[1920]]—[[1924]]). В [[1923]] г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «[[Победа над Солнцем]]». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу [[Стиль (группа)|«Стиль»]].
+
== Роль в архитектуре и искусстве ==
Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).
Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).
Строка 54: Строка 78:
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько [[агитация|агитационных]] плакатов, например, «Клином красным бей белых!»;
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько [[агитация|агитационных]] плакатов, например, «Клином красным бей белых!»;
разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах.
разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах.
 +
Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год). Занимался иллюстрацией произведений современной [[еврей]]ской литературы и в особенности детской поэзии на [[идиш]]е, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации 1920-х годов.
Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год). Занимался иллюстрацией произведений современной [[еврей]]ской литературы и в особенности детской поэзии на [[идиш]]е, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации 1920-х годов.
-
[[Изображение:Photomontage of the Wolkenbugel by El Lissitzky 1925.jpg|thumb|Небоскреб у Никитских ворот из проекта «горизонтальных небоскребов» Эля Лисицкого]]
+
 
-
Он увлекался фотографией, в частности, [[фотомонтаж]]ом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в [[Цюрих]]е (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается [[циклоп]]ическое изображение двух голов, слитое в единое целое.[[Image:Illustration by El Lissitzky from Jewish book 1919 2.png|thumb|left|Иллюстрации к двуязычному изданию [[Песах|пасхальной]] [[аггада|аггады]] на [[идиш]]е (1919)]]
+
Начинания Лисицкого заметно повлияли на творчество таких художников, как Л. Мохой-Надь (см. [[Искусства пластические. 20 век]]) и Я. Чихольд, а некоторые нашли развитие в искусстве 1960–70-х гг.
 +
 
 +
=== Фотография ===
 +
 
 +
Он увлекался фотографией, в частности, [[фотомонтаж]]ом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в [[Цюрих]]е (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается [[циклоп]]ическое изображение двух голов, слитое в единое целое.
== Библиография ==
== Библиография ==
 +
* В. А. Шишанов [[Витебский музей современного искусства]] история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
* В. А. Шишанов [[Витебский музей современного искусства]] история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
== Примечания ==
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
{{примечания}}
== Ссылки ==
== Ссылки ==
 +
{{commonscat-inline|El Lissitzky|Эль Лисицкий}}
{{commonscat-inline|El Lissitzky|Эль Лисицкий}}
* {{staratel.com|http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm}}
* {{staratel.com|http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm}}
Строка 73: Строка 105:
   
   
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
+
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
[[Категория:Еврейские художники]]
+
-
 
+
-
{{Link FA|en}}
+
-
{{Link FA|he}}
+
-
 
+
-
[[ar:إل ليسيتزكي]]
+
-
[[cs:El Lisickij]]
+
-
[[de:El Lissitzky]]
+
-
[[en:El Lissitzky]]
+
-
[[es:El Lissitzky]]
+
-
[[et:Lazar Lissitski]]
+
-
[[fr:Lazar Markovich Lissitzky]]
+
-
[[he:אל ליסיצקי]]
+
-
[[hu:El Liszickij]]
+
-
[[it:El Lissitzky]]
+
-
[[ja:エル・リシツキー]]
+
-
[[lv:Els Ļisickis]]
+
-
[[nl:El Lissitzky]]
+
-
[[pl:El Lissitzky]]
+
-
[[pt:El Lissitzky]]
+
-
[[ro:El Lissitzky]]
+
-
[[sk:El Markovič Lisickij]]
+
-
[[sr:Ел Лисицки]]
+
-
[[sv:El Lisitskij]]
+
-
[[tr:El Lissitzky]]
+
-
[[yi:על ליסיצקי]]
+
-
[[zh:埃尔·利西斯基]]
+
-
 
+
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
-
{{checked}}
+
{{ElevenCopyRight|12471|ЛИСИЦКИЙ Эль}}

Текущая версия на 20:06, 7 февраля 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Лазарь Маркович Лисицкий
Фотография
Дата рождения:

22 ноября 1890

Место рождения:

село Починок Смоленской губернии

Дата смерти:

30 декабря 1941

Место смерти:

Москва

Национальность:

еврей

Жанр:

авангард

Работы на Викискладе

Ла́зарь Ма́ркович Лиси́цкий (книжную графику на идиш подписывал именем Лейзер (Элиэзер) Лисицкий — אליעזר ליסיצקי‎[1][2]; 10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне Смоленская область) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник-конструктор, график, мастер выставочного ансамбля и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий»; один из выдающихся представителей русского[3]и еврейского[4][5][6][7][8] авангарда[9][10]. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал супрематизм.

Содержание

Биография

Рос в религиозной семье деда (по отцу), потомственного шапочника. Учась в Смоленском реальном училище (окончил в 1908 г.), увлекся рисованием и новейшим искусством. Не принятый в Петербургскую академию художеств из-за нарушения им академических канонов в экзаменационном рисунке, Лисицкий уехал в 1909 г. в Дармштадт, где в 1914 г. с отличием окончил архитектурный факультет Высшей технической школы. В 1912 г. посетил Париж, в 1913 г. пешком исходил Италию, что пробудило в нем тягу к примитивным формам архаичного, народного, и современного искусства, а также на всю жизнь привило культ профессионального мастерства.

В 1914 г. Лисицкий поселился в Москве, в 1915–16 гг. посещал эвакуированный туда Рижский политехнический институт (для получения русского диплома инженера-архитектора), занимался главным образом графикой, участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве.

Изданную весной 1917 г. в Москве для детей поэму М. Бродерзона «Сихас хулин» («Житейский разговор») о пражском Големе Лисицкий оформил как традиционный свиток Эсфири в деревянном футляре, а текст, исполненный переписчиком Торы, окружил микроорнаментальными иллюстрациями (в 20 экземплярах, раскрашенных им от руки), навеянными еврейской миниатюрой и росписями синагог.

Октябрьская революция и после

Октябрьскую революцию Лисицкий воспринял как «новое начало человеческой истории», включился в работу различных комитетов и комиссий, изготовил первое знамя ВЦИКа, которое члены правительства вынесли на Красную площадь в 1918 г.

В 1918 году Лисицкий стал одним из основателей «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.[11][12]

Из графических произведений Лисицкого этого времени наиболее интересны автолитографии для издания песенки «Хад гадья» (Киев, 1919; см. Хаггада пасхальная) с предельно лапидарной трактовкой мотивов еврейского изобразительного фольклора. В мае 1919 г. по приглашению М. Шагала Лисицкий возглавил архитектурный факультет и мастерские печати и графики Народной художественной школы в Витебске (1919—1920).

20-30-е гг.

С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Супрематизм его коллеги по школе К. Малевича натолкнул Лисицкого на разработку средствами живописи проблем статики и динамики объемов, а затем и утопических «проектов утверждения нового» («проуны», 1920; аэровидные элементы космической архитектуры).

Наряду с этим, он создал ставшие всемирно известными проекты динамичных конструкций, оформление которых, предвосхищая современный дизайн, призвано было повысить их полезную функцию («Трибуна», 1920; вариант — «Ленинская трибуна», 1924), и удивительный по простоте изобразительной символики плакат «Клином красным бей белых» (1920; красный треугольник острием вклинивается в белый квадрат), много работал над теорией конструктивизма как пути формирования жизненной среды искусством, опирающимся на инженерную мысль и новейшую технику.

В конце 1921 г., прочитав курс архитектуры в московском Вхутемасе, Лисицкий выехал в Германию для восстановления контактов с деятелями западноевропейской культуры, вошел в круги идейно близких ему немецких функционалистов Баухауза и нидерландских из группы «Стиль» (членом которой он стал в 1923 г.), издавал с И. Эренбурга международный журнал искусств «Вещь» (1922–23; на русском, немецком и французском языках), занимался организацией первой выставки советского искусства в Берлине (1922), экспонировал новые работы на четырех персональных и около десяти международных выставках, выступал с лекциями и статьями о советском искусстве и архитектуре, а также по различным проблемам художественного творчества.

Находясь с февраля 1924 г. по апрель 1925 г. в Швейцарии на лечении (туберкулез легких), Лисицкий основал журнал «АВС», ставший трибуной швейцарской художественной молодежи. Неистощима изобретательность разработок Лисицкого этих лет: комбинации зрительных символов, созвучных подтексту литературных произведений (иллюстрации к книге И. Эренбурга «Шесть повестей о легких концах», М. — Берлин, 1922); картинки, составленные из элементов типографского набора (Л. Лисицкий, книжка-игра «Сказ о двух квадратах», Берлин, 1922); книга-конструкция с двухцветным набором текста и его членением разными размерами букв (В. Маяковский, «Для голоса», Берлин, 1923; его же «Хорошо!», М., 1927); движущиеся конструкции для электромеханического спектакля (автолитографии, 1923, к пьесе А. Крученых «Победа над солнцем»); идея вынесения игровой площадки в зрительный зал (реализована в 1928 г. в макете к постановке пьесы С. Третьякова «Хочу ребенка» в театре Вс. Мейерхольда); проекты Т-образных «горизонтальных» небоскребов для Москвы (1925); эксперименты в области фотомонтажа (созвучные опытам Д. Вертова) и многократной экспозиции, рисования на светочувствительной бумаге и многое другое.

По возвращении в мае 1925 г. в Москву Лисицкий возглавил кафедру проектирования мебели и оборудования помещений во Вхутемасе (в 1926–30 гг. Вхутеин), создал конкурсные проекты Дома текстилей (1925), Дома промышленности (1930), комбината газеты «Правда» (1930), которые мешала реализовать отсталая строительная техника, с 1927 г. начал оформлять советские выставки за рубежом, заложив основы современных методов пространственно-цветового построения экспозиции, выполнил ряд ставших классическими образцов оформления журналов и каталогов. В 1930 г. резкий поворот художественной политики советских властей в сторону неоакадемизма, закрытие Вхутеина и ликвидация почвы для развития производственного искусства лишили Лисицкого творческих импульсов.

Оказавшись в ряду отверженных и гонимых «формалистов», он использовался властями для оформления советских выставок за рубежом, пропагандистских фотоальбомов типа «СССР строит социализм», «Рабоче-крестьянская Красная Армия» и т. п. и журнала «СССР на стройке» (1932–41), рассчитанных на зарубежного зрителя, для которого подлинная художественность оставалась основным критерием суждений.

Роль в архитектуре и искусстве

Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).

Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах.

Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год). Занимался иллюстрацией произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации 1920-х годов.

Начинания Лисицкого заметно повлияли на творчество таких художников, как Л. Мохой-Надь (см. Искусства пластические. 20 век) и Я. Чихольд, а некоторые нашли развитие в искусстве 1960–70-х гг.

Фотография

Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое.

Библиография

  • В. А. Шишанов Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.

Примечания

  1. Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»
  2. См. иллюстрации здесь
  3. http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.
  4. ArtFacts
  5. Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL
  6. Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ibid.
  7. Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: Денвер (Колорадо), 2002.
  8. Советская Култур-Лиге
  9. Еврейское искусство (книга)
  10. Статья «Юдовин» в Электронной еврейской энциклопедии
  11. Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.
  12. Художники Култур-Лиге

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛИСИЦКИЙ Эль в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация