Цветы в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Цветы» в «Цветы в Эрец-Исраэль»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Цветы''' (פְּרָחִים, прахим). Хотя флора Эрец-Исраэль изобилует цветущими растениями (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля Эрец-Исраэль. Географический очерк]]), [[Библия]] и талмудическая литература (см. [[Талмуд]]) редко упоминают использование цветов с декоративной целью. Этот факт объясняется тем, что в древнем мире растения ценились преимущественно за их ароматические, а не декоративные свойства. Сбор цветов упоминается в Библии только один раз: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» (Песнь 6:2). [[Мишна]] упоминает о сборе лилий, однако не в саду, а на кладбище (Тох. 3:7). В Талмуде говорится о «розовом саде» в [[Иерусалим|Иерусалиме]] (БК. 82б), однако неясно, был ли этот сад разбит в декоративных целях, или растущие в нем розы использовались для производства благовоний. В Талмуде упоминаются шафран, жасмин и нарцисс, однако говорится о них преимущественно как об ароматических и лечебных растениях. Вместе с тем цветы были распространенным орнаментальным мотивом: так, на каждой ветви [[Менора|меноры]] были «три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами» (Исх. 25:33); края стоявшего возле входа в [[Храм]] литого медного «моря» «походили на распустившуюся лилию» (I Ц. 7:26), а на кедровой внутренней облицовке Храма «были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов» (I Ц. 6:18). [[Иосиф Флавий]] сообщает, что головной убор [[Первосвященник|первосвященника]] имел форму чашечки цветка белены.
+
'''Цветы''' (פְּרָחִים, прахим).  
-
Цветочный венок упоминается в Ис. 28:1: «Горе венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его». В [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературе]] говорится об обычаях девушек украшать голову венком, а также об обычае носить венки в праздник [[Суккот]] и при чествовании победившего в бою (Юб. 16:30; IV Мак. 17:15), и других. Талмуд упоминает розовые гирлянды (Шаб. 152а, БМ. 84а) и венки женихов, сплетенные из роз и мирта (Сот. 9:14; Тосеф. 15:8), а также обычай идолопоклонников украшать статуи богов цветами и злаками (Ав. Зар. 4:2; ТИ, Ав. Зар. 4:2, 23г).
+
== В древнем мире ==
-
В Библии встречаются названия только трех цветов — שׁוֹשָׁן, шошан (или שׁוֹשַׁנָּה, шошанна), שׁוֹשַׁנַּת הָעֲמָקִים, шошаннат hа-амаким (шошанна долин) и חֲבַצֶּלֶת הַשָּׁרוֹן, хаваццелет hа-Шарон (хаваццелет долины [[Шарон]]). Наиболее вероятно, что шошанна в Библии — это белая лилия, хотя в [[Мидраш|Мидраше]] этот цветок отождествляется с розой (Лев. Р. 23:3 и др.). Это ошибочное отождествление сохраняется в разговорном иврите по сей день. Большинство исследователей полагают, что шошаннат hа-амаким — это нарцисс, а хаваццелет hа-Шарон — панкратий приморский (Pancratium maritimum), луковичное растение с белыми и очень ароматными цветами.
+
Хотя флора Эрец-Исраэль изобилует цветущими растениями (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля Эрец-Исраэль. Географический очерк]]), [[Библия]] и талмудическая литература (см. [[Талмуд]]) редко упоминают использование цветов с декоративной целью.  
-
Аромат цветов служит поводом для произнесения [[Бенедикция|бенедикции]] «Блажен Ты, Господь... создавший благоуханные растения» (Бр. 43б). Как правило, цветы и растения не использовались в синагогальных и домашних церемониях; исключение составлял праздник [[Шавуот|Шавуот]], во время которого было принято украшать синагогу благоуханными цветами и растениями. Некоторые раввинистические авторитеты выступали против этого обычая из-за сходства с обычаями христиан. В некоторых общинах в праздник [[Симхат-Тора]] принято сооружать балдахин, наподобие брачной хуппы, из растений и цветов; в праздник Суккот кущи украшают фруктами, растениями и цветами. В традиционном еврейском [[Погребение|погребения]] обряде и в [[Траур|трауре]] цветы не используются.
+
Этот факт объясняется тем, что в древнем мире растения ценились преимущественно за их ароматические, а не декоративные свойства.
 +
 
 +
Сбор цветов упоминается в Библии только один раз: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» (Песнь 6:2). [[Мишна]] упоминает о сборе лилий, однако не в саду, а на кладбище (Тох. 3:7).
 +
 
 +
В Талмуде говорится о «розовом саде» в [[Иерусалим|Иерусалиме]] (БК. 82б), однако неясно, был ли этот сад разбит в декоративных целях, или растущие в нем розы использовались для производства благовоний.
 +
 
 +
В Талмуде упоминаются шафран, жасмин и нарцисс, однако говорится о них преимущественно как об ароматических и лечебных растениях.
 +
 
 +
Вместе с тем цветы были распространенным орнаментальным мотивом: так, на каждой ветви [[Менора|меноры]] были «три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами» (Исх. 25:33); края стоявшего возле входа в [[Храм]] литого медного «моря» «походили на распустившуюся лилию» (I Ц. 7:26), а на кедровой внутренней облицовке Храма «были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов» (I Ц. 6:18).
 +
 
 +
[[Иосиф Флавий]] сообщает, что головной убор [[Первосвященник|первосвященника]] имел форму чашечки цветка белены.
 +
 
 +
Цветочный венок упоминается в Ис. 28:1: «Горе венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его».
 +
 
 +
В [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературе]] говорится об обычаях девушек украшать голову венком, а также об обычае носить венки в праздник [[Суккот]] и при чествовании победившего в бою (Юб. 16:30; IV Мак. 17:15), и других.
 +
 
 +
Талмуд упоминает розовые гирлянды (Шаб. 152а, БМ. 84а) и венки женихов, сплетенные из роз и мирта (Сот. 9:14; Тосеф. 15:8), а также обычай идолопоклонников украшать статуи богов цветами и злаками (Ав. Зар. 4:2; ТИ, Ав. Зар. 4:2, 23г).
 +
 
 +
В Библии встречаются названия только трех цветов — שׁוֹשָׁן, шошан (или שׁוֹשַׁנָּה, шошанна), שׁוֹשַׁנַּת הָעֲמָקִים, шошаннат hа-амаким (шошанна долин) и חֲבַצֶּלֶת הַשָּׁרוֹן, хаваццелет hа-Шарон (хаваццелет долины [[Шарон]]).
 +
 
 +
Наиболее вероятно, что шошанна в Библии — это белая лилия, хотя в [[Мидраш|Мидраше]] этот цветок отождествляется с розой (Лев. Р. 23:3 и др.).
 +
 
 +
Это ошибочное отождествление сохраняется в разговорном иврите по сей день. Большинство исследователей полагают, что шошаннат hа-амаким — это нарцисс, а хаваццелет hа-Шарон — панкратий приморский (Pancratium maritimum), луковичное растение с белыми и очень ароматными цветами.
 +
 
 +
Аромат цветов служит поводом для произнесения [[Бенедикция|бенедикции]] «Блажен Ты, Господь... создавший благоуханные растения» (Бр. 43б).  
 +
 
 +
Как правило, цветы и растения не использовались в синагогальных и домашних церемониях; исключение составлял праздник [[Шавуот|Шавуот]], во время которого было принято украшать синагогу благоуханными цветами и растениями.  
 +
 
 +
Некоторые раввинистические авторитеты выступали против этого обычая из-за сходства с обычаями христиан.  
 +
 
 +
В некоторых общинах в праздник [[Симхат-Тора]] принято сооружать балдахин, наподобие брачной хуппы, из растений и цветов; в праздник Суккот кущи украшают фруктами, растениями и цветами. В традиционном еврейском [[Погребение|погребения]] обряде и в [[Траур|трауре]] цветы не используются.
Символика цветов в еврейском прикладном искусстве (см. [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]]) и использование цветов и других растений в еврейской традиции широко представлены в заповеднике библейской природы Неот-Кдумим к северу от [[Модиин|Модиина]].
Символика цветов в еврейском прикладном искусстве (см. [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]]) и использование цветов и других растений в еврейской традиции широко представлены в заповеднике библейской природы Неот-Кдумим к северу от [[Модиин|Модиина]].

Версия 12:02, 3 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Цветы (פְּרָחִים, прахим).

В древнем мире

Хотя флора Эрец-Исраэль изобилует цветущими растениями (см. Земля Израиля Эрец-Исраэль. Географический очерк), Библия и талмудическая литература (см. Талмуд) редко упоминают использование цветов с декоративной целью.

Этот факт объясняется тем, что в древнем мире растения ценились преимущественно за их ароматические, а не декоративные свойства.

Сбор цветов упоминается в Библии только один раз: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» (Песнь 6:2). Мишна упоминает о сборе лилий, однако не в саду, а на кладбище (Тох. 3:7).

В Талмуде говорится о «розовом саде» в Иерусалиме (БК. 82б), однако неясно, был ли этот сад разбит в декоративных целях, или растущие в нем розы использовались для производства благовоний.

В Талмуде упоминаются шафран, жасмин и нарцисс, однако говорится о них преимущественно как об ароматических и лечебных растениях.

Вместе с тем цветы были распространенным орнаментальным мотивом: так, на каждой ветви меноры были «три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами» (Исх. 25:33); края стоявшего возле входа в Храм литого медного «моря» «походили на распустившуюся лилию» (I Ц. 7:26), а на кедровой внутренней облицовке Храма «были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов» (I Ц. 6:18).

Иосиф Флавий сообщает, что головной убор первосвященника имел форму чашечки цветка белены.

Цветочный венок упоминается в Ис. 28:1: «Горе венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его».

В апокалиптической литературе говорится об обычаях девушек украшать голову венком, а также об обычае носить венки в праздник Суккот и при чествовании победившего в бою (Юб. 16:30; IV Мак. 17:15), и других.

Талмуд упоминает розовые гирлянды (Шаб. 152а, БМ. 84а) и венки женихов, сплетенные из роз и мирта (Сот. 9:14; Тосеф. 15:8), а также обычай идолопоклонников украшать статуи богов цветами и злаками (Ав. Зар. 4:2; ТИ, Ав. Зар. 4:2, 23г).

В Библии встречаются названия только трех цветов — שׁוֹשָׁן, шошан (или שׁוֹשַׁנָּה, шошанна), שׁוֹשַׁנַּת הָעֲמָקִים, шошаннат hа-амаким (шошанна долин) и חֲבַצֶּלֶת הַשָּׁרוֹן, хаваццелет hа-Шарон (хаваццелет долины Шарон).

Наиболее вероятно, что шошанна в Библии — это белая лилия, хотя в Мидраше этот цветок отождествляется с розой (Лев. Р. 23:3 и др.).

Это ошибочное отождествление сохраняется в разговорном иврите по сей день. Большинство исследователей полагают, что шошаннат hа-амаким — это нарцисс, а хаваццелет hа-Шарон — панкратий приморский (Pancratium maritimum), луковичное растение с белыми и очень ароматными цветами.

Аромат цветов служит поводом для произнесения бенедикции «Блажен Ты, Господь... создавший благоуханные растения» (Бр. 43б).

Как правило, цветы и растения не использовались в синагогальных и домашних церемониях; исключение составлял праздник Шавуот, во время которого было принято украшать синагогу благоуханными цветами и растениями.

Некоторые раввинистические авторитеты выступали против этого обычая из-за сходства с обычаями христиан.

В некоторых общинах в праздник Симхат-Тора принято сооружать балдахин, наподобие брачной хуппы, из растений и цветов; в праздник Суккот кущи украшают фруктами, растениями и цветами. В традиционном еврейском погребения обряде и в трауре цветы не используются.

Символика цветов в еврейском прикладном искусстве (см. Искусства пластические) и использование цветов и других растений в еврейской традиции широко представлены в заповеднике библейской природы Неот-Кдумим к северу от Модиина.

В Израиле цветоводство как экспортная отрасль начало развиваться с 1950-х гг. (см. Государство Израиль. Экономика).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЦВЕТЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация