Хиви hа-Балхи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Хиви hа-Балхи (ЭЕЭ)» в «Хиви hа-Балхи») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Хиви hа-Балхи''' (вторая половина 9 в.), вольномыслящий критик [[Библия|Библии]]. О жизни Хиви hа-Балхи известно очень мало. Он происходил из Балхи в персидском Хорасане (ныне в Афганистане), который был местом соприкосновения многочисленных религиозных течений — раввинистического [[Иудаизм|иудаизма]], караимства (см. [[Караимы]]), шиитского [[Ислам|ислама]] в его различных сектантских формах, несторианского [[Христианство|христианства]], буддизма и зороастризма. Хиви hа-Балхи — автор полемического труда, который содержал 200 критических замечаний к тексту Библии. Хиви не принадлежал ни к раббанитам, ни к караимам, и представители обоих течений осудили его книгу. Его сочинение не сохранилось и восстанавливается на основе цитат в трудах критиковавших его позднейших авторов. По-видимому, Хиви hа-Балхи писал по-арабски. Из цитат, приводимых его критиками, следует, что он критически относился к Библии. Хиви hа-Балхи подвергал критике библейскую концепцию [[Бог|Бога]], библейские заповеди и библейские повествования. Из 200 полемических комментариев к Библии исследователям удалось восстановить лишь около трети; их можно подразделить на следующие темы: Бог несправедлив, бесчувственен и потакает злу; Бог не всезнающ; Бог не всемогущ; Бог меняет свои решения и, значит, непоследователен; Бог любит кровь и жертвоприношения; Библии присущ антропоморфизм; Бог не совершает чудес; в Библии допускается существование многих богов; Библия содержит противоречия; многие библейские заповеди и повествования нелогичны. Из приводимых цитат также следует, что Хиви hа-Балхи не верил в творение мира из «ничего» и в свободу воли. | + | '''Хиви hа-Балхи''' (вторая половина 9 в.), вольномыслящий критик [[Библия|Библии]]. |
+ | == Биографические сведения == | ||
+ | |||
+ | О жизни Хиви hа-Балхи известно очень мало. Он происходил из Балхи в персидском Хорасане (ныне в Афганистане), который был местом соприкосновения многочисленных религиозных течений — раввинистического [[Иудаизм|иудаизма]], караимства (см. [[Караимы]]), шиитского [[Ислам|ислама]] в его различных сектантских формах, несторианского [[Христианство|христианства]], буддизма и зороастризма. | ||
+ | == Полемический труд == | ||
+ | |||
+ | Хиви hа-Балхи — автор полемического труда, который содержал 200 критических замечаний к тексту Библии. | ||
+ | |||
+ | Хиви не принадлежал ни к раббанитам, ни к караимам, и представители обоих течений осудили его книгу. | ||
+ | |||
+ | Его сочинение не сохранилось и восстанавливается на основе цитат в трудах критиковавших его позднейших авторов. | ||
+ | |||
+ | По-видимому, Хиви hа-Балхи писал по-арабски. Из цитат, приводимых его критиками, следует, что он критически относился к Библии. | ||
+ | |||
+ | Хиви hа-Балхи подвергал критике библейскую концепцию [[Бог|Бога]], библейские заповеди и библейские повествования. | ||
+ | === Комментарии === | ||
+ | |||
+ | Из 200 полемических комментариев к Библии исследователям удалось восстановить лишь около трети; их можно подразделить на следующие темы: Бог несправедлив, бесчувственен и потакает злу; Бог не всезнающ; Бог не всемогущ; Бог меняет свои решения и, значит, непоследователен; Бог любит кровь и жертвоприношения; Библии присущ антропоморфизм; Бог не совершает чудес; в Библии допускается существование многих богов; Библия содержит противоречия; многие библейские заповеди и повествования нелогичны. | ||
+ | |||
+ | Из приводимых цитат также следует, что Хиви hа-Балхи не верил в творение мира из «ничего» и в свободу воли. | ||
+ | == Философ == | ||
Хиви hа-Балхи был эклектиком, и большинство его идей неоригинальны. Некоторые из его критических идей восходят к раввинистическим источникам, другие почерпнуты из книг исламских и христианских еретиков, а также из трудов последних защитников зороастризма. Вместе с тем, яростные нападки на Хиви как раввинистических, так и караимских авторов свидетельствуют о значительном воздействии его труда на его современников. Хулители критика презрительно называли его Хиви hа-Калби (`собачий`). Спустя 60 лет после выхода его книги [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] опроверг аргументы Хиви hа-Балхи в книге, фрагменты которой сохранились в Каирской [[Гениза|генизе]]. Хиви hа-Балхи был бы окончательно забыт, если бы в 12 в. [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]] не привел его полемические аргументы в своем комментарии к [[Пятикнижие|Пятикнижию]]. Аргументы Хиви hа-Балхи были взяты на вооружение антирелигиозными пропагандистами в Советском Союзе в борьбе с иудаизмом. | Хиви hа-Балхи был эклектиком, и большинство его идей неоригинальны. Некоторые из его критических идей восходят к раввинистическим источникам, другие почерпнуты из книг исламских и христианских еретиков, а также из трудов последних защитников зороастризма. Вместе с тем, яростные нападки на Хиви как раввинистических, так и караимских авторов свидетельствуют о значительном воздействии его труда на его современников. Хулители критика презрительно называли его Хиви hа-Калби (`собачий`). Спустя 60 лет после выхода его книги [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] опроверг аргументы Хиви hа-Балхи в книге, фрагменты которой сохранились в Каирской [[Гениза|генизе]]. Хиви hа-Балхи был бы окончательно забыт, если бы в 12 в. [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]] не привел его полемические аргументы в своем комментарии к [[Пятикнижие|Пятикнижию]]. Аргументы Хиви hа-Балхи были взяты на вооружение антирелигиозными пропагандистами в Советском Союзе в борьбе с иудаизмом. |
Версия 17:08, 30 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хиви hа-Балхи (вторая половина 9 в.), вольномыслящий критик Библии.
Содержание |
Биографические сведения
О жизни Хиви hа-Балхи известно очень мало. Он происходил из Балхи в персидском Хорасане (ныне в Афганистане), который был местом соприкосновения многочисленных религиозных течений — раввинистического иудаизма, караимства (см. Караимы), шиитского ислама в его различных сектантских формах, несторианского христианства, буддизма и зороастризма.
Полемический труд
Хиви hа-Балхи — автор полемического труда, который содержал 200 критических замечаний к тексту Библии.
Хиви не принадлежал ни к раббанитам, ни к караимам, и представители обоих течений осудили его книгу.
Его сочинение не сохранилось и восстанавливается на основе цитат в трудах критиковавших его позднейших авторов.
По-видимому, Хиви hа-Балхи писал по-арабски. Из цитат, приводимых его критиками, следует, что он критически относился к Библии.
Хиви hа-Балхи подвергал критике библейскую концепцию Бога, библейские заповеди и библейские повествования.
Комментарии
Из 200 полемических комментариев к Библии исследователям удалось восстановить лишь около трети; их можно подразделить на следующие темы: Бог несправедлив, бесчувственен и потакает злу; Бог не всезнающ; Бог не всемогущ; Бог меняет свои решения и, значит, непоследователен; Бог любит кровь и жертвоприношения; Библии присущ антропоморфизм; Бог не совершает чудес; в Библии допускается существование многих богов; Библия содержит противоречия; многие библейские заповеди и повествования нелогичны.
Из приводимых цитат также следует, что Хиви hа-Балхи не верил в творение мира из «ничего» и в свободу воли.
Философ
Хиви hа-Балхи был эклектиком, и большинство его идей неоригинальны. Некоторые из его критических идей восходят к раввинистическим источникам, другие почерпнуты из книг исламских и христианских еретиков, а также из трудов последних защитников зороастризма. Вместе с тем, яростные нападки на Хиви как раввинистических, так и караимских авторов свидетельствуют о значительном воздействии его труда на его современников. Хулители критика презрительно называли его Хиви hа-Калби (`собачий`). Спустя 60 лет после выхода его книги Саадия Гаон опроверг аргументы Хиви hа-Балхи в книге, фрагменты которой сохранились в Каирской генизе. Хиви hа-Балхи был бы окончательно забыт, если бы в 12 в. Аврахам Ибн Эзра не привел его полемические аргументы в своем комментарии к Пятикнижию. Аргументы Хиви hа-Балхи были взяты на вооружение антирелигиозными пропагандистами в Советском Союзе в борьбе с иудаизмом.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХИВИ hа-БАЛХИ в ЭЕЭ