Хлеб (в еврейской традиции)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 25: Строка 25:
-
'''Хлеб''' (לֶחֶם, лехем).  
+
'''Хлеб (в еврейской традиции)''' (לֶחֶם, лехем).  
== В Священном Писании ==
== В Священном Писании ==
   
   
Строка 31: Строка 31:
== Приготовление ==
== Приготовление ==
-
В библейскую эпоху хлеб приготовляли из пшеницы или из ячменя. Так, в Писании упоминается хлеб из пшеничной муки тонкого помола, так называемый солет (Исх. 29:2), и ячменный хлеб, который считался преимущественно хлебом бедноты (Суд. 7:13; II Ц. 4:42). Хлеб выпекали, выкладывая тесто прямо на уголья. В понятие хлеб в Писании входят также: [[Халла|халла]], уга — хлеб круглой формы (Иех. 4:12–15), ракик — по-видимому, что-то вроде уги, но поменьше (Лев. 8:26), пат — ломоть хлеба (Лев. 2:6) или синоним хлеба (Быт. 18:15), левива — хлебное изделие быстрого приготовления (II Сам. 13:6).
+
В библейскую эпоху хлеб приготовляли из пшеницы или из ячменя. Так, в Писании упоминается хлеб из пшеничной муки тонкого помола, так называемый солет (Исх. 29:2), и ячменный хлеб, который считался преимущественно хлебом бедноты (Суд. 7:13; II Ц. 4:42).  
-
Существовало два вида хлеба: если тесто предварительно заквашивалось, то получался [[Хамец|хамец]], если из теста выпекали хлеб сразу — [[Мацца|мацца]]. В храмовом ритуале (см. [[Храм]]) хлеб занимал особое место (см. [[Хлебы Предложения|Хлебы предложения]], [[Жертвоприношение]]). В [[Галаха|Галахе]] особое значение придается хлебу, приготовленному из муки пяти видов злаковых растений: рожь, овес, пшеница, ячмень, полба (см. [[Хамец|Хамец]], [[Халла|Халла]]).
+
Хлеб выпекали, выкладывая тесто прямо на уголья. В понятие хлеб в Писании входят также: [[Халла|халла]], уга — хлеб круглой формы (Иех. 4:12–15), ракик — по-видимому, что-то вроде уги, но поменьше (Лев. 8:26), пат — ломоть хлеба (Лев. 2:6) или синоним хлеба (Быт. 18:15), левива — хлебное изделие быстрого приготовления (II Сам. 13:6).
 +
 
 +
Существовало два вида хлеба: если тесто предварительно заквашивалось, то получался [[Хамец|хамец]], если из теста выпекали хлеб сразу — [[Мацца|мацца]].  
 +
 
 +
В храмовом ритуале (см. [[Храм]]) хлеб занимал особое место (см. [[Хлебы Предложения|Хлебы предложения]], [[Жертвоприношение]]). В [[Галаха|Галахе]] особое значение придается хлебу, приготовленному из муки пяти видов злаковых растений: рожь, овес, пшеница, ячмень, полба (см. [[Хамец|Хамец]], [[Халла|Халла]]).
 +
== Употребление хлеба ==
Употребление в пищу всех плодов земли требует [[Бенедикция|бенедикции]] «...создавший плод земли», а перед тем, как едят хлеб, произносят специальную бенедикцию, завершающуюся словами: «...извлекающий хлеб из земли», — таким образом подчеркивается особое значение хлеба в жизни человека. Перед произнесением благословения следует совершить [[Омовение|омовение]] рук, что тоже указывает на некоторый аспект священнодействия в употреблении хлеба, сохранившийся с тех времен, когда с этого начиналось служение в [[Храме]].
Употребление в пищу всех плодов земли требует [[Бенедикция|бенедикции]] «...создавший плод земли», а перед тем, как едят хлеб, произносят специальную бенедикцию, завершающуюся словами: «...извлекающий хлеб из земли», — таким образом подчеркивается особое значение хлеба в жизни человека. Перед произнесением благословения следует совершить [[Омовение|омовение]] рук, что тоже указывает на некоторый аспект священнодействия в употреблении хлеба, сохранившийся с тех времен, когда с этого начиналось служение в [[Храме]].
 +
== В Талмуде ==
В [[Талмуд|Талмуде]] особое значение хлеба определяется тем, что «душа зависима от него». В Талмуде говорится о влиянии хлеба на развитие мыслительных способностей человека: в частности, сказано, что ребенок не может научиться говорить прежде, чем он отведал хлеба (Бр. 40а). Талмуд устанавливает также особые правила застольного этикета, связанные только с хлебом. (Шаб. 50б).
В [[Талмуд|Талмуде]] особое значение хлеба определяется тем, что «душа зависима от него». В Талмуде говорится о влиянии хлеба на развитие мыслительных способностей человека: в частности, сказано, что ребенок не может научиться говорить прежде, чем он отведал хлеба (Бр. 40а). Талмуд устанавливает также особые правила застольного этикета, связанные только с хлебом. (Шаб. 50б).
 +
=== В субботней трапезе ===
 +
 +
Особую роль хлеб играет в субботней трапезе (см. [[Суббота]]). В начале трапезы на стол ставят два хлеба, так называемый лехем мишне (`удвоенный хлеб`).
 +
 +
Этот обычай принято объяснять тем, что во время [[Исход Из Египта|Исхода]] из Египта евреи получали к субботе [[Манна|манну]] в удвоенном количестве. Каббалисты (см. [[Каббала]]) связывали шесть хлебов (по два на каждую из трех трапез) со структурой [[Сфирот|сфирот]].
 +
== Запрет на употребление хлеба ==
 +
 +
С давних времен существовал запрет на употребление хлеба, испеченного неевреем. Так, запрет упомянут в числе 18 постановлений, принятых после того, как школа [[Шаммай|Шаммая]] возобладала над школой [[Гилель|Гилельа]] незадолго до разрушения Второго храма (Шаб. 1:4, Ав. Зар. 36а).
 +
 +
Первый литературный источник, содержащий этот запрет, — [[Мишна]] (Ав. Зар. 2:6). Подобные постановления (запрет употреблять вино, хлеб, масло и т. д., произведенные неевреем) должны были создать некий барьер между евреями и неевреями и тем самым предотвратить возможность заключения [[Брак Смешанный|браков смешанных]] (Талмуд определяет подобные запреты как мишум хатнут, `вследствие брака`). На фоне сложных отношений, существовавших между евреями и неевреями в период перед разрушением Храма, запрет на хлеб нееврея воспринимался как форма бунта евреев.
 +
 +
Однако уже последние [[Таннаи|таннаи]] пытались ослабить этот запрет, хотя никто не решился отменить его полностью (Ав. Зар. 35б). Послабления касались в основном вынужденных ситуаций, например, случаев, когда в каком-либо месте нет еврейского булочника. Применение этого запрета в повседневной жизни вызывает множество споров среди галахических авторитетов — от [[Ришоним|ришоним]] и [[Ахароним|ахароним]] и до наших дней.
-
Особую роль хлеб играет в субботней трапезе (см. [[Суббота]]). В начале трапезы на стол ставят два хлеба, так называемый лехем мишне (`удвоенный хлеб`). Этот обычай принято объяснять тем, что во время [[Исход Из Египта|Исхода]] из Египта евреи получали к субботе [[Манна|манну]] в удвоенном количестве. Каббалисты (см. [[Каббала]]) связывали шесть хлебов (по два на каждую из трех трапез) со структурой [[Сфирот|сфирот]].
+
Некоторые авторитеты считают, что промышленным образом приготовленный хлеб не подпадает под запрет, поскольку нет причины мишум хатнут (см. выше).  
-
С давних времен существовал запрет на употребление хлеба, испеченного неевреем. Так, запрет упомянут в числе 18 постановлений, принятых после того, как школа [[Шаммай|Шаммая]] возобладала над школой [[Гилель|Гилельа]] незадолго до разрушения Второго храма (Шаб. 1:4, Ав. Зар. 36а). Первый литературный источник, содержащий этот запрет, — [[Мишна]] (Ав. Зар. 2:6). Подобные постановления (запрет употреблять вино, хлеб, масло и т. д., произведенные неевреем) должны были создать некий барьер между евреями и неевреями и тем самым предотвратить возможность заключения [[Брак Смешанный|браков смешанных]] (Талмуд определяет подобные запреты как мишум хатнут, `вследствие брака`). На фоне сложных отношений, существовавших между евреями и неевреями в период перед разрушением Храма, запрет на хлеб нееврея воспринимался как форма бунта евреев. Однако уже последние [[Таннаи|таннаи]] пытались ослабить этот запрет, хотя никто не решился отменить его полностью (Ав. Зар. 35б). Послабления касались в основном вынужденных ситуаций, например, случаев, когда в каком-либо месте нет еврейского булочника. Применение этого запрета в повседневной жизни вызывает множество споров среди галахических авторитетов — от [[Ришоним|ришоним]] и [[Ахароним|ахароним]] и до наших дней. Некоторые авторитеты считают, что промышленным образом приготовленный хлеб не подпадает под запрет, поскольку нет причины мишум хатнут (см. выше). Другие утверждают, что запрет, поскольку он не отменен собранием мудрецов, остается в силе, поэтому [[Кашрут|кашрут]] хлебных изделий предполагает, кроме прочего, что они приготовлены евреем, или хотя бы то, что еврей разжег огонь, на котором выпекался хлеб.
+
Другие утверждают, что запрет, поскольку он не отменен собранием мудрецов, остается в силе, поэтому [[Кашрут|кашрут]] хлебных изделий предполагает, кроме прочего, что они приготовлены евреем, или хотя бы то, что еврей разжег огонь, на котором выпекался хлеб.
 +
== Суеверия ==
Особое отношение к хлебу породило немало [[Суеверие|суеверий]]. Так, считается, что если хлеб падает — это дурной знак (Сан. 85б). В средние века в Германии в народе бытовало мнение, что евреи посредством магических действий с хлебом могут предотвратить бурю; по-видимому, и в самой еврейской среде бытовали подобные мнения.
Особое отношение к хлебу породило немало [[Суеверие|суеверий]]. Так, считается, что если хлеб падает — это дурной знак (Сан. 85б). В средние века в Германии в народе бытовало мнение, что евреи посредством магических действий с хлебом могут предотвратить бурю; по-видимому, и в самой еврейской среде бытовали подобные мнения.

Версия 19:42, 22 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хлеб (в еврейской традиции) (לֶחֶם, лехем).

Содержание

В Священном Писании

В Священном Писании это слово означает не только хлеб, но и еду вообще (Быт. 37:25, Иех. 4:16), даже если в ее составе нет злаковых (Лев. 3:14–16). На угаритском (см. Угарит) и ханаанейском (см. Ханаан) языках (см. Семитские языки) лехем — любая еда, приготовленная из злаков. В арабском языке слово подобного корня означает мясо. В арамейском языке библейской эпохи это слово означает трапезу вообще (Дан. 5:1).

Приготовление

В библейскую эпоху хлеб приготовляли из пшеницы или из ячменя. Так, в Писании упоминается хлеб из пшеничной муки тонкого помола, так называемый солет (Исх. 29:2), и ячменный хлеб, который считался преимущественно хлебом бедноты (Суд. 7:13; II Ц. 4:42).

Хлеб выпекали, выкладывая тесто прямо на уголья. В понятие хлеб в Писании входят также: халла, уга — хлеб круглой формы (Иех. 4:12–15), ракик — по-видимому, что-то вроде уги, но поменьше (Лев. 8:26), пат — ломоть хлеба (Лев. 2:6) или синоним хлеба (Быт. 18:15), левива — хлебное изделие быстрого приготовления (II Сам. 13:6).

Существовало два вида хлеба: если тесто предварительно заквашивалось, то получался хамец, если из теста выпекали хлеб сразу — мацца.

В храмовом ритуале (см. Храм) хлеб занимал особое место (см. Хлебы предложения, Жертвоприношение). В Галахе особое значение придается хлебу, приготовленному из муки пяти видов злаковых растений: рожь, овес, пшеница, ячмень, полба (см. Хамец, Халла).

Употребление хлеба

Употребление в пищу всех плодов земли требует бенедикции «...создавший плод земли», а перед тем, как едят хлеб, произносят специальную бенедикцию, завершающуюся словами: «...извлекающий хлеб из земли», — таким образом подчеркивается особое значение хлеба в жизни человека. Перед произнесением благословения следует совершить омовение рук, что тоже указывает на некоторый аспект священнодействия в употреблении хлеба, сохранившийся с тех времен, когда с этого начиналось служение в Храме.

В Талмуде

В Талмуде особое значение хлеба определяется тем, что «душа зависима от него». В Талмуде говорится о влиянии хлеба на развитие мыслительных способностей человека: в частности, сказано, что ребенок не может научиться говорить прежде, чем он отведал хлеба (Бр. 40а). Талмуд устанавливает также особые правила застольного этикета, связанные только с хлебом. (Шаб. 50б).

В субботней трапезе

Особую роль хлеб играет в субботней трапезе (см. Суббота). В начале трапезы на стол ставят два хлеба, так называемый лехем мишне (`удвоенный хлеб`).

Этот обычай принято объяснять тем, что во время Исхода из Египта евреи получали к субботе манну в удвоенном количестве. Каббалисты (см. Каббала) связывали шесть хлебов (по два на каждую из трех трапез) со структурой сфирот.

Запрет на употребление хлеба

С давних времен существовал запрет на употребление хлеба, испеченного неевреем. Так, запрет упомянут в числе 18 постановлений, принятых после того, как школа Шаммая возобладала над школой Гилельа незадолго до разрушения Второго храма (Шаб. 1:4, Ав. Зар. 36а).

Первый литературный источник, содержащий этот запрет, — Мишна (Ав. Зар. 2:6). Подобные постановления (запрет употреблять вино, хлеб, масло и т. д., произведенные неевреем) должны были создать некий барьер между евреями и неевреями и тем самым предотвратить возможность заключения браков смешанных (Талмуд определяет подобные запреты как мишум хатнут, `вследствие брака`). На фоне сложных отношений, существовавших между евреями и неевреями в период перед разрушением Храма, запрет на хлеб нееврея воспринимался как форма бунта евреев.

Однако уже последние таннаи пытались ослабить этот запрет, хотя никто не решился отменить его полностью (Ав. Зар. 35б). Послабления касались в основном вынужденных ситуаций, например, случаев, когда в каком-либо месте нет еврейского булочника. Применение этого запрета в повседневной жизни вызывает множество споров среди галахических авторитетов — от ришоним и ахароним и до наших дней.

Некоторые авторитеты считают, что промышленным образом приготовленный хлеб не подпадает под запрет, поскольку нет причины мишум хатнут (см. выше).

Другие утверждают, что запрет, поскольку он не отменен собранием мудрецов, остается в силе, поэтому кашрут хлебных изделий предполагает, кроме прочего, что они приготовлены евреем, или хотя бы то, что еврей разжег огонь, на котором выпекался хлеб.

Суеверия

Особое отношение к хлебу породило немало суеверий. Так, считается, что если хлеб падает — это дурной знак (Сан. 85б). В средние века в Германии в народе бытовало мнение, что евреи посредством магических действий с хлебом могут предотвратить бурю; по-видимому, и в самой еврейской среде бытовали подобные мнения.

См. также Пища.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХЛЕБ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация