Авраам бен-Хия
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
РобоСтася (Обсуждение | вклад) (+ {{изолированная статья}} с помощью AWB) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
(15 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 |
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
- | Энциклопедический трактат «Основа мудрости и цитадель веры» ({{lang-he2|יסוד התבונה ומגדל האמונה}}) посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. | + | {{Учёный |
+ | |Имя = Авраам бен-Хия | ||
+ | |Оригинал имени = אברהם בר חייא | ||
+ | |Фото = | ||
+ | |Ширина = | ||
+ | |Подпись = | ||
+ | |Дата рождения = 1065? | ||
+ | |Место рождения = {{МестоРождения|Барселона}} | ||
+ | |Дата смерти = 1136? | ||
+ | |Место смерти = {{МестоСмерти|Прованс}} | ||
+ | |Гражданство = | ||
+ | |Научная сфера = [[математика]], [[астрономия]] | ||
+ | |Место работы = | ||
+ | |Учёная степень = | ||
+ | |Учёное звание = | ||
+ | |Альма-матер = | ||
+ | |Научный руководитель = | ||
+ | |Знаменитые ученики = | ||
+ | |Известен как = | ||
+ | |Известна как = | ||
+ | |Награды и премии = | ||
+ | |Роспись = | ||
+ | |Ширина росписи = | ||
+ | |Сайт = | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | '''Авраам бен-Хия''' ({{lang-he|אברהם בר חייא}}, {{lang-la|Abraham Judaeus}}; [[1065]]—[[1136]]) — [[евреи|еврейский]] математик и астроном, живший в [[Барселона|Барселоне]]. Латинизированное имя '''Савасорда''', под которым он был известен в Западной Европе, происходит от занимавшейся им должности начальника стражей ''сахиб аш-Шурта''. По-видимому, бывал в Южной Франции{{sfn|Колетт Сират|2003|p=158}}, так как в его книгах упоминается, что во Франции не знают наук, из-за чего он нашёл необходимым написать для них книги на иврите{{sfn|M.Margaliot|1973|}}. | ||
+ | |||
+ | == Творчество == | ||
+ | Первый автор научных и философских книг на иврите, в частности, разработал научную терминологию на [[иврит]]е, которые пользовались в дальнейшем еврейские философы средневековья, такие как [[Ибн Эзра]] и [[Маймонид]]{{sfn|M.Margaliot|1973|}}{{sfn|Колетт Сират|2003|p=158}}. В частности, явился первым автором, описавшим систему [[Птолемей|Птолемея]] на иврите{{sfn|Колетт Сират|2003|p=158}}. Энциклопедический трактат «Основа мудрости и цитадель веры» ({{lang-he2|יסוד התבונה ומגדל האמונה}}) посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. От него сохранились только небольшие фрагменты. «Трактат о геометрии» ({{lang-he2|חבור המשיחה והתשבורת}} («Khibur ha-meshiha ve-ha-tishboret», буквальный перевод близок к «Измерение объёмов и площадей»<ref>{{cite web|url=http://www.shaalvim.co.il/torah/maayan-article.asp?id=157|title=Понятие «площадь» на языке Талмуда|author=|date=|work=Источник|publisher=Иешива Шаалабим|accessdate=2011-04-11|lang=he}}</ref>)) возможно является частью предыдущего сочинения. Трактат «Форма земли» ({{lang-he2|צורת הארץ}}) посвящён вопросам астрономии и географии. Его продолжением служит трактат «Вычисление движений звёзд» ({{lang-he2|חשבון מהלכות הכוכבים}}). | ||
Книга «Размышления о душе» ({{lang-he2|הגיון הנפש}}) посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии. | Книга «Размышления о душе» ({{lang-he2|הגיון הנפש}}) посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии. | ||
- | Совместно с [[Платон из Тиволи|Платоном из Тиволи]] в период | + | Совместно с [[Платон из Тиволи|Платоном из Тиволи]] в период 1134—1145 перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» [[Клавдий Птолемей|Птолемея]], «Сферика» [[Феодосий|Феодосия]], трактат «О движении звёзд» [[ал-Баттани]]. |
+ | |||
+ | В книге «Свиток открывающего» ({{lang-he2|מגילת המגלה}}) содержаться философские размышления, а также вычисления прихода [[Мессия|мессии]] на основании толкования Библии, особенно [[Книга пророка Даниила|книги Даниила]], а также астрологии{{sfn|Колетт Сират|2003|p=166}}. Мессия ожидался в [[1358 год]]у<ref name="Efron">[http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/01-1/415.htm Авраам бар-Хия Ганаси], [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/ Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона]</ref>, в котором его ожидали и более поздние авторитетные авторы как [[Бен Гершом, Леви|Леви Бен Гершом]]{{sfn|B. R. Goldstein, D. Pingree|1967|}}. | ||
+ | |||
+ | == Математика == | ||
+ | [[Файл:Avraam ben hiya theorem.JPG|right|thumb|Разрезание круга по Аврааму]] | ||
+ | Первый автор математических трудов на иврите. Первый в Европе описал полное решение квадратичного уравнения вида ''x''<sup>2</sup> - ''ax'' + ''b'' = 0 и оказал влияние на [[Фибоначчи]]. Одним из первых принёс в Европу достижения мусульманской математики — алгебры и тригонометрии. Сочинения Авраама переводились на латинский, пользовались влиянием<ref name="Complete Dictionary of Scientific Biography">{{cite web|url=http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-2830900023.html|title=Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi|author=|date=|work=Complete Dictionary of Scientific Biography|publisher=|accessdate=2011-03-27|lang=en}}</ref> и даже становились основными учебниками, особенно «{{lang-la|Liber embadorum}}» (перевод упомянутой выше «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»)<ref name="Complete Dictionary of Scientific Biography">{{cite web|url=http://www.britannica.com/EBchecked/topic/1572/Abraham-bar-Hiyya|title=Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi|author=|date=|work=Encyclopedia Britannica|publisher=|accessdate=2011-03-27|lang=en}}</ref>. | ||
+ | |||
+ | В трактате Авраама бен-Хия впервые встречается доказательство связи между площадью круга S и длиной L окружности с радиусом R, которую можно выразить в современной записи как L x R/2 = S. Сейчас это непосредственно вытекает из формул 2πRxR/2 = π R<sup>2</sup>. Доказательство Авраама носит геометро-механический характер: круг разрезается на тонкие концентрические кольца, которые распрямляются в прямые отрезки и укладываются в треугольник, с основанием равным длине окружности, и высотой равной радиусу. Предполагается, что когда кольца достаточно тонкие, ошибка при их распрямлении пренебрежима. Доказательство, тем самым, неявно использует элементы работы с бесконечно малыми величинами<ref name="Yair Tzaban">{{cite web|url=http://u.cs.biu.ac.il/~tsaban/Circles.html|title=The proof of Rabbi Abraham Bar Hiya Hanasi|author=Boaz Tsaban and David Garber|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-03-28|lang=en}}</ref>. Это доказательство довольно часто цитируется [[Ришоним|ранними комментаторами]] [[Талмуд]]а<ref>Например, [[Тосфот]] {{lang-he|Kama meruba yter al igul rvia}} к Сука, 8А на сайте [http://www.e-daf.com/index.asp?ID=1112&size=1 e-daf]</ref>. | ||
+ | |||
+ | Авраам внёс также вклад в теорию музыки<ref name="musicologie">{{cite web|url=http://www.musicologie.org/Biographies/a/abraham_bar_hiyya.html|title=Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi|author=|date=|work=musicology.org|publisher=|accessdate=2011-03-27|lang=fr}}</ref>. | ||
+ | |||
+ | == Философия == | ||
+ | Философия Авраама бен-Хия является смесью [[неоплатонизм]]а и [[аристотелизм]]а, тем не менее, он утверждает, что философы истине научить не могут, а истинный источник знаний — [[Тора]], из которой философы будто бы и черпали свои знания{{sfn|Колетт Сират|2003|p=159}}. | ||
+ | |||
+ | Авраам бен-Хия утверждает, что материя и форма существовали до сотворения Мира{{sfn|Колетт Сират|2003|p=159}} и отождествляет их с {{lang-he|תוהו ובוהו}} («tohu va-vohu», эти слова обычно переводятся как «безвидна и пуста» в {{Библия|Быт|1:2}}). Все последующие предметы были созданы в результате актуализации и сочетаний первобытных материи и форм{{sfn|Колетт Сират|2003|p=160}}. На четвёртой ступени иеррахии стоит человек{{sfn|Колетт Сират|2003|p=161}}, а ещё выше, на пятой ступени, стоит народ Израиля, история которого и есть главная часть человеческой истории, что позднее утверждал и [[Галеви, Иехуда|Иехуда Галеви]]. Впрочем, по Аврааму бен-Хия, всё остальное человечество тоже может встать на эту ступень, если обратится к истине{{sfn|Колетт Сират|2003|p=162}}. | ||
+ | |||
+ | Авраам бен-Хия развивает также иерархию форм: самодостаточная, неразрывно связанная с материей, перемещающаяся от материи к материи и временно прикреплённая к телу. Последний вид материи и есть человеческая душа, которая возвражается после смерти в мир ангелов, один из миров света. Всего таких миров пять, и они имеют соответствие уровням пророчества, a земная история соответствует развитию души. {{sfn|Колетт Сират|2003|pp=163-165}}. | ||
+ | |||
+ | Души принадлежат одному из четырёх классов: мудрые и праведные души попадают в высший мир и навеки соединяются с чистой формой, мудрые и неправедные души попадают в сферу жара, праведные, но невежественные души подвергаются [[реинкарнация|реинкарнации]], неправедные и невежественные души бесследно исчезают после смерти{{sfn|Колетт Сират|2003|pp=165-166}}. | ||
+ | |||
+ | Идеи Авраама бен-Хия оказали влияние на последующих авторов, в частности [[Моше бен Нахман|Нахманида]]<ref name="Efron" />. | ||
== Литература == | == Литература == | ||
+ | * Shlomo Sela. Abraham Bar Hiyya’s astrological work and thought. ''Jewish Studies Quarterly'', 13, 2006, p. 128—158. | ||
+ | * {{книга | ||
+ | |автор = Колетт Сират, перевод с английского Т. Баскаковой | ||
+ | |часть = | ||
+ | |заглавие = История средневековой еврейской философии. | ||
+ | |оригинал = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages | ||
+ | |ссылка = | ||
+ | |издание = 1-е изд | ||
+ | |ответственный = У. Гершович, Д. Фролов | ||
+ | |место = Иерусалим-М. | ||
+ | |издательство = Гешарим-Мосты культуры | ||
+ | |год = 2003 | ||
+ | |том = 1 | ||
+ | |страницы = 157-166 | ||
+ | |страниц = 712 | ||
+ | |isbn = 5-93273-101-X | ||
+ | |ref = Колетт Сират | ||
+ | }} | ||
+ | * {{книга | ||
+ | |автор = Под редакцией др. Мордехая Марголиoта | ||
+ | |часть = | ||
+ | |заглавие = Энциклопедия великих мудрецов Израиля (Биографический словарь) | ||
+ | |оригинал = {{lang-he|אנציקלופדיה לתולדות גדולי ישראל (Encyclopediya letoldot gdolei Israel)}} | ||
+ | |ссылка = | ||
+ | |издание = | ||
+ | |ответственный = | ||
+ | |место = Тель-Авив | ||
+ | |издательство = Явне | ||
+ | |год = 1973 | ||
+ | |том = 1 | ||
+ | |страницы = 49-53 | ||
+ | |страниц = | ||
+ | |isbn = | ||
+ | |ref = M.Margaliot | ||
+ | }} | ||
+ | *{{статья | ||
+ | | автор = Bernard Raphael Goldstein and David Pingree | ||
+ | | заглавие = Предсказание Герсонида о [[Парад планет|сближении планет]] в [[1345 год]]у | ||
+ | | оригинал = Levi ben Gerson's Prognostication for the Conjunction of 1345 | ||
+ | | ссылка = http://www.jstor.org/stable/1006565 | ||
+ | | язык = en | ||
+ | | ответственный = | ||
+ | | автор издания = American Philosophical Society | ||
+ | | издание = Transactions of the American Philosophical Society | ||
+ | | тип = | ||
+ | | место = Philadelphia | ||
+ | | издательство = | ||
+ | | год = 1967 | ||
+ | | выпуск = | ||
+ | | том = 80 | ||
+ | | номер = 6 | ||
+ | | страницы = 1-60 | ||
+ | | isbn = | ||
+ | | issn = 1538-4586 | ||
+ | | ref = B. R. Goldstein, D. Pingree | ||
+ | }} | ||
+ | * {{книга | ||
+ | |автор = Авраам бен-Хия | ||
+ | |часть = | ||
+ | |заглавие = Книга размышления души | ||
+ | |оригинал = {{lang-he|ספר הגיון הנפש (Sefer Hegyion haNefesh )}} | ||
+ | |ссылка = http://www.amazon.com/Sefer-Hegyion-haNefesh-Hebrew-Avraham/dp/B00166SCOI/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1301243227&sr=1-1 | ||
+ | |издание = | ||
+ | |ответственный = | ||
+ | |место = | ||
+ | |издательство = PublishYourSefer.com | ||
+ | |год = 2007 | ||
+ | |том = | ||
+ | |страницы = | ||
+ | |страниц = 152 | ||
+ | |isbn = | ||
+ | |ref = | ||
+ | }} | ||
- | * | + | == Ссылки == |
+ | * {{ВТ-ЭСБЕ|Авраам бен-Хия}} | ||
+ | * [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/01-1/415.htm Авраам бар-Хия Ганаси], [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/ Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона], 1908-1913. | ||
+ | * [http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-2830900023.html Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi], Complete Dictionary of Scientific Biography. | ||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | {{примечания}} | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
Строка 20: | Строка 161: | ||
[[Категория:Родившиеся в 1065 году]] | [[Категория:Родившиеся в 1065 году]] | ||
[[Категория:Умершие в 1136 году]] | [[Категория:Умершие в 1136 году]] | ||
+ | [[Категория:Переводчики с арабского языка]] | ||
[[ca:Abraham Bar Hiyya]] | [[ca:Abraham Bar Hiyya]] | ||
+ | [[cs:Avraham bar Chija]] | ||
+ | [[de:Abraham bar Chija]] | ||
[[en:Abraham bar Hiyya]] | [[en:Abraham bar Hiyya]] | ||
[[es:Abraham Bar Hiyya]] | [[es:Abraham Bar Hiyya]] | ||
Строка 31: | Строка 175: | ||
[[sk:Avraham bar Chijja ha-Nasi]] | [[sk:Avraham bar Chijja ha-Nasi]] | ||
[[sl:Abraham Hija]] | [[sl:Abraham Hija]] | ||
- | {{изолированная статья}}{{WikiCopyRight}} | + | [[sv:Abraham bar Hiyya]] |
+ | |||
+ | {{изолированная статья}} | ||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 13:35, 22 января 2013
Текст унаследован из Википедии | |
Авраам бен-Хия | |
אברהם בר חייא | |
Дата рождения: |
1065? |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
1136? |
Место смерти: | |
Научная сфера: |
Авраам бен-Хия (ивр. אברהם בר חייא, лат. Abraham Judaeus; 1065—1136) — еврейский математик и астроном, живший в Барселоне. Латинизированное имя Савасорда, под которым он был известен в Западной Европе, происходит от занимавшейся им должности начальника стражей сахиб аш-Шурта. По-видимому, бывал в Южной Франции[1], так как в его книгах упоминается, что во Франции не знают наук, из-за чего он нашёл необходимым написать для них книги на иврите[2].
Содержание |
Творчество
Первый автор научных и философских книг на иврите, в частности, разработал научную терминологию на иврите, которые пользовались в дальнейшем еврейские философы средневековья, такие как Ибн Эзра и Маймонид[2][1]. В частности, явился первым автором, описавшим систему Птолемея на иврите[1]. Энциклопедический трактат «Основа мудрости и цитадель веры» (יסוד התבונה ומגדל האמונה) посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. От него сохранились только небольшие фрагменты. «Трактат о геометрии» (חבור המשיחה והתשבורת («Khibur ha-meshiha ve-ha-tishboret», буквальный перевод близок к «Измерение объёмов и площадей»[3])) возможно является частью предыдущего сочинения. Трактат «Форма земли» (צורת הארץ) посвящён вопросам астрономии и географии. Его продолжением служит трактат «Вычисление движений звёзд» (חשבון מהלכות הכוכבים).
Книга «Размышления о душе» (הגיון הנפש) посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии.
Совместно с Платоном из Тиволи в период 1134—1145 перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» Птолемея, «Сферика» Феодосия, трактат «О движении звёзд» ал-Баттани.
В книге «Свиток открывающего» (מגילת המגלה) содержаться философские размышления, а также вычисления прихода мессии на основании толкования Библии, особенно книги Даниила, а также астрологии[4]. Мессия ожидался в 1358 году[5], в котором его ожидали и более поздние авторитетные авторы как Леви Бен Гершом[6].
Математика
Первый автор математических трудов на иврите. Первый в Европе описал полное решение квадратичного уравнения вида x2 - ax + b = 0 и оказал влияние на Фибоначчи. Одним из первых принёс в Европу достижения мусульманской математики — алгебры и тригонометрии. Сочинения Авраама переводились на латинский, пользовались влиянием[7] и даже становились основными учебниками, особенно «лат. Liber embadorum» (перевод упомянутой выше «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»)[7].
В трактате Авраама бен-Хия впервые встречается доказательство связи между площадью круга S и длиной L окружности с радиусом R, которую можно выразить в современной записи как L x R/2 = S. Сейчас это непосредственно вытекает из формул 2πRxR/2 = π R2. Доказательство Авраама носит геометро-механический характер: круг разрезается на тонкие концентрические кольца, которые распрямляются в прямые отрезки и укладываются в треугольник, с основанием равным длине окружности, и высотой равной радиусу. Предполагается, что когда кольца достаточно тонкие, ошибка при их распрямлении пренебрежима. Доказательство, тем самым, неявно использует элементы работы с бесконечно малыми величинами[8]. Это доказательство довольно часто цитируется ранними комментаторами Талмуда[9].
Авраам внёс также вклад в теорию музыки[10].
Философия
Философия Авраама бен-Хия является смесью неоплатонизма и аристотелизма, тем не менее, он утверждает, что философы истине научить не могут, а истинный источник знаний — Тора, из которой философы будто бы и черпали свои знания[11].
Авраам бен-Хия утверждает, что материя и форма существовали до сотворения Мира[11] и отождествляет их с ивр. תוהו ובוהו («tohu va-vohu», эти слова обычно переводятся как «безвидна и пуста» в Быт.1:2). Все последующие предметы были созданы в результате актуализации и сочетаний первобытных материи и форм[12]. На четвёртой ступени иеррахии стоит человек[13], а ещё выше, на пятой ступени, стоит народ Израиля, история которого и есть главная часть человеческой истории, что позднее утверждал и Иехуда Галеви. Впрочем, по Аврааму бен-Хия, всё остальное человечество тоже может встать на эту ступень, если обратится к истине[14].
Авраам бен-Хия развивает также иерархию форм: самодостаточная, неразрывно связанная с материей, перемещающаяся от материи к материи и временно прикреплённая к телу. Последний вид материи и есть человеческая душа, которая возвражается после смерти в мир ангелов, один из миров света. Всего таких миров пять, и они имеют соответствие уровням пророчества, a земная история соответствует развитию души. [15].
Души принадлежат одному из четырёх классов: мудрые и праведные души попадают в высший мир и навеки соединяются с чистой формой, мудрые и неправедные души попадают в сферу жара, праведные, но невежественные души подвергаются реинкарнации, неправедные и невежественные души бесследно исчезают после смерти[16].
Идеи Авраама бен-Хия оказали влияние на последующих авторов, в частности Нахманида[5].
Литература
- Shlomo Sela. Abraham Bar Hiyya’s astrological work and thought. Jewish Studies Quarterly, 13, 2006, p. 128—158.
- Колетт Сират, перевод с английского Т. Баскаковой История средневековой еврейской философии. = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages / У. Гершович, Д. Фролов. — 1-е изд. — Иерусалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003. — Т. 1. — С. 157-166. — 712 с. — ISBN 5-93273-101-X
- Под редакцией др. Мордехая Марголиoта Энциклопедия великих мудрецов Израиля (Биографический словарь) = ивр. אנציקלופדיה לתולדות גדולי ישראל (Encyclopediya letoldot gdolei Israel). — Тель-Авив: Явне, 1973. — Т. 1. — С. 49-53.
- Bernard Raphael Goldstein and David Pingree Предсказание Герсонида о сближении планет в 1345 году (англ.) = Levi ben Gerson's Prognostication for the Conjunction of 1345 // American Philosophical Society Transactions of the American Philosophical Society. — Philadelphia: 1967. — Т. 80. — № 6. — С. 1-60. — ISSN 1538-4586.
- Авраам бен-Хия Книга размышления души = ивр. ספר הגיון הנפש (Sefer Hegyion haNefesh ). — PublishYourSefer.com, 2007. — 152 с.
Ссылки
- Авраам бен-Хия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
- Авраам бар-Хия Ганаси, Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона, 1908-1913.
- Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi, Complete Dictionary of Scientific Biography.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Колетт Сират, 2003, p. 158
- ↑ 2,0 2,1 M.Margaliot, 1973
- ↑ Понятие «площадь» на языке Талмуда (иврит). Источник. Иешива Шаалабим. Проверено 11 апреля 2011.
- ↑ Колетт Сират, 2003, p. 166
- ↑ 5,0 5,1 Авраам бар-Хия Ганаси, Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона
- ↑ B. R. Goldstein, D. Pingree, 1967
- ↑ 7,0 7,1 Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi (англ.). Complete Dictionary of Scientific Biography. Проверено 27 марта 2011.
- ↑ Boaz Tsaban and David Garber The proof of Rabbi Abraham Bar Hiya Hanasi (англ.). Проверено 28 марта 2011.
- ↑ Например, Тосфот ивр. Kama meruba yter al igul rvia к Сука, 8А на сайте e-daf
- ↑ Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi (фр.). musicology.org. Проверено 27 марта 2011.
- ↑ 11,0 11,1 Колетт Сират, 2003, p. 159
- ↑ Колетт Сират, 2003, p. 160
- ↑ Колетт Сират, 2003, p. 161
- ↑ Колетт Сират, 2003, p. 162
- ↑ Колетт Сират, 2003, pp. 163-165
- ↑ Колетт Сират, 2003, pp. 165-166
ca:Abraham Bar Hiyya
cs:Avraham bar Chijafa:ابراهیم برحیاja:サヴァソルダ nl:Abraham Bar Hiyya sk:Avraham bar Chijja ha-Nasi sl:Abraham Hija sv:Abraham bar Hiyya
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.