Херсковиц, Мелвилл Джин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 75: | Строка 75: | ||
[[Категория:Наука ]] | [[Категория:Наука ]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
Версия 12:51, 16 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Херсковиц, Мелвилл Джин (Herskovits, Melville Jean; 1895, Белфонтин, штат Огайо, – 1963, Чикаго), американский антрополог. Херсковиц был одним из учеников и последователей Ф. Боаса.
Содержание |
Биографические сведения
Окончил в 1924 г. Колумбийский университет (Нью-Йорк) и начал преподавать там же антропологию.
В 1927 г. перешел в Северо-западный университет (Чикаго), где вел исследования народов Африки, с 1935 г. — профессор.
В 1957 г., когда была создана Ассоциация исследователей Африки, стал ее первым президентом. Херсковиц превратил Северо-западный университет в международный центр африканских исследований.
Научная деятельность
В 1920-х гг. Херсковиц провел серию антропометрических исследований среди негров США, затем аналогичные работы — в странах Латинской Америки и в Западной Африке.
На их основе написал свою первую книгу «Американские негры: исследование смешения рас» (1928) с целью выяснить, какие черты и навыки являются врожденными, а какие усваиваются с культурным опытом; последние оказались существенно превалирующими.
Его классическая работа «Миф о негритянском прошлом» (1941), посвященная африканскому наследию в культуре современных американских негров, вызвала большой научный и общественный резонанс.
Херсковиц — последовательный и яркий представитель теории культурного релятивизма, популярной в американской социальной антропологии (см. Этнология) 1950–60-х гг.
Основные тезисы этой теории: признание самостоятельности и полноценности каждой культуры и отрицание абсолютного значения европейско-американской системы моральных понятий.
Херсковиц придерживался этих принципов уже в ранних работах, посвященных неграм, и более полно изложил и развил их в большом труде «Человек и его творения» (1948; позже переизданной в сокращенном варианте под названием «Культурная антропология»).
При сравнении культур Херсковиц был склонен подчеркивать сходство, а не различия между ними.
Особое внимание он уделял универсалиям — тем чертам общечеловеческой культуры, которые могут весьма различно проявляться у разных народов.
В заключительной главе книги Херсковиц писал о практическом значении этнологии, о том, что она учит внимательному и уважительному отношению к культуре каждого народа.
Кроме общих исследований по физической, социальной и культурной антропологии Херсковиц опубликовал исследования по музыкальному фольклору и этноэкономике.
В 1959 г. он подготовил для Сената США обзор этнических проблем Африки. Итогом этих исследований стала книга «Человеческий фактор в меняющейся Африке» (1962), где он особо подчеркнул конфликт между традициями и инновациями у народов современной Африки.
Проблемы еврейства
Херсковиц также не оставил без внимания проблемы еврейства в 20 в. Он осудил расизм в нацистской Германии.
Вместе с женой Френсис Херсковиц написал статью «Кто такие евреи?» в сборнике «Евреи, их история и культура» (составитель Л. Финкелстайн, Н.-Й., 1960).
В статье рассматривается вопрос о характере еврейской общности (национальном или религиозном) и аргументированно доказывается, что современные евреи — народ со специфической историей и культурой.
Общественная позиция
Херсковиц был непримиримым противником расизма. Вошел в состав созданного в США в 1930 г. комитета в составе трех наиболее авторитетных социологов и антропологов, координировавшего и направлявшего исследования по аккультурации.
Херсковиц участвовал в составлении меморандумов 1935 г и 1936 г., в которых было дано общее определение понятия и сформулированы приоритеты в изучении этого процесса в США.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХЕРСКОВИЦ Мелвилл Джин в ЭЕЭ