Хавура (содружество)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Хавура» в «Хавура (содружество)»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 26: Строка 26:
'''Хавура''' (חֲבוּרָה, `сообщество`, `содружество`), добровольное общество, существовавшее в талмудический период.
'''Хавура''' (חֲבוּרָה, `сообщество`, `содружество`), добровольное общество, существовавшее в талмудический период.
 +
== Талмудический период ==
 +
=== Вступление в хавуру ===
-
В период Второго [[Храм|храма]] в кругах [[Фарисеи|фарисеев]] [[Хавер|хавером]] называли члена хавуры, который придерживался особых установлений в соблюдении законов [[Трумот У-Маасрот|трумот у-маасрот]] и следовал особым обычаям в соблюдении ритуальной чистоты (см. [[Чистота И Нечистота Ритуальные|Чистота и нечистота ритуальные]]). С древних времен существовали специальные правила, регламентировавшие порядок вступления в хавуру (об этом спорили [[Гилель]] и [[Шаммай]]). Кандидату давали испытательный срок, в течение которого он последовательно начинал выполнять обычаи и постановления хавуры (Дм. 2:2–3; Тос., Дм. 2–4; Бх. 30б).
+
В период Второго [[Храм|храма]] в кругах [[Фарисеи|фарисеев]] [[Хавер|хавером]] называли члена хавуры, который придерживался особых установлений в соблюдении законов [[Трумот У-Маасрот|трумот у-маасрот]] и следовал особым обычаям в соблюдении ритуальной чистоты (см. [[Чистота И Нечистота Ритуальные|Чистота и нечистота ритуальные]]).  
-
Несмотря на то, что связи хаверим с [[Ам-hа-Арец|ам-hа-арец]] были слабыми, хавура не превратилась в закрытую секту, как это произошло с [[Ессеи|ессеями]] и членами кумранской общины (см. [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитки]]). Хаверим предпочли путь галахических компромиссов, регламентировавших совместную жизнь и деятельность хавуры и остального народа. В сообществе, по-видимому, не было формального руководства и органов власти.
+
С древних времен существовали специальные правила, регламентировавшие порядок вступления в хавуру (об этом спорили [[Гилель]] и [[Шаммай]]).  
-
В отличие от закрытых сект, члены которых вместе жили, владели общим имуществом и придерживались неких постановлений, хавура фарисеев или [[Таннаи|таннаев]] были открытыми для всех образованиями, они стремились сосуществовать с окружающей социальной средой. Вместе с тем с ессеями и кумранской сектой хавуры фарисеев объединяли особое внимание к законам ритуальной чистоты, некоторые общие запреты, использование лексики и фразеологии, принятых в галахической (см. [[Галаха]]) литературе.
+
Кандидату давали испытательный срок, в течение которого он последовательно начинал выполнять обычаи и постановления хавуры (Дм. 2:2–3; Тос., Дм. 2–4; Бх. 30б).
-
Вероятно, вначале хавуры были немногочисленными эзотерическими группами, однако со временем они расширились и охватили большие группы населения. [[Тосефта]] (Дм. 3:4) рассказывает о том, что в сообщество не принимали сборщиков налогов, вероятно потому, что они по роду своей деятельности не были лояльны к еврейскому населению, однако впоследствии открыли доступ тем из них, кто оставил свою службу. Большая часть из дошедших до нас законов, определявших прием в хавуру, была сформулирована в период пребывания [[Синедрион|Синедриона]] в [[Уша|Уше]]; видимо, именно в этот период из маленьких эзотерических групп хавуры превратились в распространенную форму сообщества, которую таннаи насаждали в народе.
+
Несмотря на то, что связи хаверим с [[Ам-hа-Арец|ам-hа-арец]] были слабыми, хавура не превратилась в закрытую секту, как это произошло с [[Ессеи|ессеями]] и членами кумранской общины (см. [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитки]]).
 +
== Сосуществование с окружающей социальной средой ==
 +
 
 +
Хаверим предпочли путь галахических компромиссов, регламентировавших совместную жизнь и деятельность хавуры и остального народа. В сообществе, по-видимому, не было формального руководства и органов власти.
 +
 
 +
В отличие от закрытых сект, члены которых вместе жили, владели общим имуществом и придерживались неких постановлений, хавура фарисеев или [[Таннаи|таннаев]] были открытыми для всех образованиями, они стремились сосуществовать с окружающей социальной средой.
 +
 
 +
Вместе с тем с ессеями и кумранской сектой хавуры фарисеев объединяли особое внимание к законам ритуальной чистоты, некоторые общие запреты, использование лексики и фразеологии, принятых в галахической (см. [[Галаха]]) литературе.
 +
 
 +
Вероятно, вначале хавуры были немногочисленными эзотерическими группами, однако со временем они расширились и охватили большие группы населения.  
 +
 
 +
[[Тосефта]] (Дм. 3:4) рассказывает о том, что в сообщество не принимали сборщиков налогов, вероятно потому, что они по роду своей деятельности не были лояльны к еврейскому населению, однако впоследствии открыли доступ тем из них, кто оставил свою службу.  
 +
 
 +
Большая часть из дошедших до нас законов, определявших прием в хавуру, была сформулирована в период пребывания [[Синедрион|Синедриона]] в [[Уша|Уше]]; видимо, именно в этот период из маленьких эзотерических групп хавуры превратились в распространенную форму сообщества, которую таннаи насаждали в народе.
В то же время различные галахические строгости в области законов ритуальной чистоты, вероятно, касались прежде всего талмудических мудрецов и их учеников. Хавура в том виде, в котором она существовала в талмудические времена, перестала существовать после мусульманского нашествия в Эрец-Исраэль (7 в.).
В то же время различные галахические строгости в области законов ритуальной чистоты, вероятно, касались прежде всего талмудических мудрецов и их учеников. Хавура в том виде, в котором она существовала в талмудические времена, перестала существовать после мусульманского нашествия в Эрец-Исраэль (7 в.).

Версия 20:23, 9 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хавура (חֲבוּרָה, `сообщество`, `содружество`), добровольное общество, существовавшее в талмудический период.

Талмудический период

Вступление в хавуру

В период Второго храма в кругах фарисеев хавером называли члена хавуры, который придерживался особых установлений в соблюдении законов трумот у-маасрот и следовал особым обычаям в соблюдении ритуальной чистоты (см. Чистота и нечистота ритуальные).

С древних времен существовали специальные правила, регламентировавшие порядок вступления в хавуру (об этом спорили Гилель и Шаммай).

Кандидату давали испытательный срок, в течение которого он последовательно начинал выполнять обычаи и постановления хавуры (Дм. 2:2–3; Тос., Дм. 2–4; Бх. 30б).

Несмотря на то, что связи хаверим с ам-hа-арец были слабыми, хавура не превратилась в закрытую секту, как это произошло с ессеями и членами кумранской общины (см. Мертвого моря свитки).

Сосуществование с окружающей социальной средой

Хаверим предпочли путь галахических компромиссов, регламентировавших совместную жизнь и деятельность хавуры и остального народа. В сообществе, по-видимому, не было формального руководства и органов власти.

В отличие от закрытых сект, члены которых вместе жили, владели общим имуществом и придерживались неких постановлений, хавура фарисеев или таннаев были открытыми для всех образованиями, они стремились сосуществовать с окружающей социальной средой.

Вместе с тем с ессеями и кумранской сектой хавуры фарисеев объединяли особое внимание к законам ритуальной чистоты, некоторые общие запреты, использование лексики и фразеологии, принятых в галахической (см. Галаха) литературе.

Вероятно, вначале хавуры были немногочисленными эзотерическими группами, однако со временем они расширились и охватили большие группы населения.

Тосефта (Дм. 3:4) рассказывает о том, что в сообщество не принимали сборщиков налогов, вероятно потому, что они по роду своей деятельности не были лояльны к еврейскому населению, однако впоследствии открыли доступ тем из них, кто оставил свою службу.

Большая часть из дошедших до нас законов, определявших прием в хавуру, была сформулирована в период пребывания Синедриона в Уше; видимо, именно в этот период из маленьких эзотерических групп хавуры превратились в распространенную форму сообщества, которую таннаи насаждали в народе.

В то же время различные галахические строгости в области законов ритуальной чистоты, вероятно, касались прежде всего талмудических мудрецов и их учеников. Хавура в том виде, в котором она существовала в талмудические времена, перестала существовать после мусульманского нашествия в Эрец-Исраэль (7 в.).

Хавурой стали называть себя различные группы, объединяемые сходными религиозными устремлениями и обычаями (например, в средневековой Испании /14 в., Сарагоса/ и Италии 15–16 вв.). В кругах каббалистов (см. Каббала) и саббатианцев (см. Саббатай Цви) хавурами стали называть эзотерические группы. В агиографической литературе, посвященной Исраэлю Элиэзеру Баал-Шем-Тову, эзотерическая группа его ближайших учеников называется хавурой. В 15–16 вв. слово хавура (или его арамейский синоним — хевра) стало названием добровольных объединений и цеховых союзов (см. Хевра каддиша).

В современном разговорном иврите слово хавура используется в значении «компания» (например, компания приятелей); хевра означает общество, а также компанию как общественное или экономическое объединение.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАВУРА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация