Сефер-Иецира

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Сефер-Иецира (ЭЕЭ)» в «Сефер-Иецира»)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (перенаправление)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#REDIRECT [[Сефер Йецира]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''«Сефер-Иецира»''' (סֵפֶר יְצִירָה, `Книга творения`), старейший сохранившийся текст на иврите, содержащий систематически изложенные умозрительные идеи. Текст краток — около 1,6 тыс. слов. Стиль «Сефер-иецира» лаконичен, смысл не всегда ясен; термины не имеют параллелей в других сочинениях, посвященных аналогичным предметам. Книга подвергалась в течение более тысячи лет разнообразным интерпретациям; даже научное исследование ее в 19 в. не привело к окончательным выводам.
+
-
 
+
-
«Сефер-иецира» сохранилась в двух вариантах: более кратком, который в большинстве изданий фигурирует как сама книга, и более пространном, который иногда печатается как дополнение. Оба варианта существовали уже в 10 в.; их влияние обнаруживается в многочисленных рукописях, старейшие из которых (11 в.?), найденные в Каирской [[Гениза|генизе]], были опубликованы А. М. Хаберманом (1947). В обоих вариантах книга делится на шесть глав мишнайот или халахот (см. [[Мишна]], [[Галаха]]), состоящих из кратких утверждений, в которых мнение автора подается в догматической форме без какого-либо объяснения или обоснования. Лексика (особенно первой главы) напоминает словарь мистических сочинений так называемый сифрут hа-меркава (`литература колесницы`, см. [[Каббала]]). Цитируются лишь немногие библейские стихи. Разное расположение мишнайот в двух вариантах «Сефер-иецира» влияет на характер содержания.
+
-
 
+
-
В центре «Сефер-иецира» — сжатое рассуждение о космологии и космогонии (разновидность маасе брешит, см. [[Космогония]]) в умозрительной форме, явно мистического характера. Связь книги с еврейскими умозрительными представлениями о Божьей мудрости явствует из утверждения о том, что Бог сотворил мир с помощью «32 тайных путей мудрости». Эти 32 пути, определяемые как десять сфирот бли ма (буквально `сфирот без чего-либо`; см. [[Сфирот]]) плюс 22 буквы еврейского [[Алфавит|алфавита]], представлены как основа всего творения.
+
-
 
+
-
В первой главе рассматриваются сфирот, а в остальных пяти — функции букв. По-видимому, термин «сфирот» означает здесь просто «числа», хотя автор, используя новый термин (сфирот вместо миспарим), вероятно, намекает на метафизические принципы или стадии сотворения мира. В литературе, посвященной каббале, термин «сфирот» обычно связывали с теорией эманации, хотя в «Сефер-иецира» не говорится о том, что первая сфира сама произошла от Бога путем эманации, а не была сотворена Им как независимое действие. Автор «Сефер-иецира» подчеркивает мистический характер сфирот, подробно описывает их и обсуждает их иерархический порядок. По крайней мере четыре первых сфирот происходят одна от другой путем эманации.
+
-
 
+
-
Первая сфира — это «дух (руах) Живого Бога» (далее в книге слово руах продолжает употребляться в его двойном смысле — абстрактного духа и воздуха или эфира). Первая сфира порождает вторую путем сгущения первого элемента — воздуха, из которого в свою очередь происходят вода и огонь (третья и четвертая сфира). Из первичного воздуха Бог сотворил («высек») 22 буквы; из первичной воды — космический хаос; из первичного огня — престол Славы и сонмы ангелов. Характер этого вторичного творения недостаточно ясен, поскольку точное терминологическое значение слов, используемых автором («высек», «сотворил»), может быть истолковано по-разному.
+
-
 
+
-
Последние шесть сфирот — совершенно иного характера; они представляют шесть измерений (буквально кцавот — `концы`) пространства; прямо не говорится об их создании из предшествующих элементов. Подчеркивается, что десять сфирот образуют законченное целое, ибо «их конец в их начале, а их начало в их конце»; они вращаются одна в другой. Таким образом, эти десять основных начал образуют единство, которое не идентично Божеству. Лишь первая стадия творения выражает пути Божьей мудрости.
+
-
 
+
-
Автор сознательно пользуется словами, заимствованными из описания хайот (`животных`), несущих престол Славы в видении «колесницы» [[Иехезкель|Иехезкеля]] (Иех. 1), и, по-видимому, устанавливает определенное соотношение между «животными» и сфирот. Последние описываются как слуги царя, исполняющие его повеления и простирающиеся ниц перед его престолом. В то же время они — это мерила (амаким) всего сущего — добра и даже зла. Тот факт, что теория значения 22 букв как основания всего творения, изложенная во второй главе «Сефер-иецира» частично противоречит содержанию первой главы, побудил многих исследователей приписать автору «Сефер-иецира» концепцию двойного творения: идеального, совершаемого с помощью сфирот, и реального, осуществляемого соединением элементов речи (то есть букв). Некоторые исследователи полагали, что в «Сефер-иецира» объединены две различные космогонические доктрины.
+
-
 
+
-
Согласно «Сефер-иецира», все реальные сущности в трех слоях бытия — в мире, во времени и в человеческом теле («мир», «год», «душа») возникли благодаря соединению 22 букв и особенно благодаря комбинации букв в пары; каждая такая пара представляет собой корень ивритского глагола (автор, по-видимому, считал этот корень двухбуквенным). Всего таких пар («врат») 231. В ранних рукописях «Сефер-иецира» вместо логично обоснованного числа 231 фигурирует число 221. Согласно «Сефер-иецира», каждая существующая вещь содержит эти лингвистические элементы и обусловлена их силой, основанием которой является одно имя, то есть [[Тетраграмматон|тетраграмматон]] или, возможно, алфавитный порядок, который в своей полноте рассматривается как одно мистическое имя.
+
-
 
+
-
В главах 3–5 основные 22 буквы делятся на три группы. Первая содержит три элемента (иммот, или уммот на языке Мишны) — алеф, мем, шин, которые являются источниками трех элементов, или стихий, упоминаемых в главе 1, — воздуха, огня, воды; из этих стихий возникло все остальное. Параллелью этим трем буквам служат три времени года (в соответствии с делением года, принятым греческими и эллинистическими авторами) и три части тела: голова, грудь и живот. Вторая группа состоит из семи «двойных» согласных, которые могут на письме принимать дагеш (см. [[Письмо]]): бет, гимел, далет, каф, пе, реш, тав (присутствие буквы реш в этой группе объясняют разные лингвистические теории).
+
-
 
+
-
С помощью этих букв были сотворены семь планет, семь небес, семь дней недели и семь отверстий головы человека (глаза, уши, ноздри, рот); они намекают также на основные изменения (тмурот) в человеческой жизни. Остальные 12 «простых» (hа-пшутот) букв соответствуют 12 знакам зодиака, 12 месяцам и 12 главным членам человеческого тела (hа-манхигим). Кроме того, автор «Сефер-иецира» дает еще и фонетическую классификацию букв по месту образования соответствующих звуков (горловые, губные, задненёбные, зубные и свистящие-шипящие). Такая классификация появилась впервые в истории изучения иврита; возможно, она не содержалась в первом варианте книги. Соединение этих «основных букв» содержит корни всех вещей и различие между добром и злом (онег ве-нега).
+
-
 
+
-
Существует явная связь между этой мистико-лингвистической космогонией, весьма близкой к астрологическим спекуляциям, и словесной или буквенной [[Магия|магией]]. Здесь источник веры в возможность создания [[Голем|голема]] с помощью упорядоченного произнесения всех возможных сочетаний букв. Согласно талмудической легенде (Санх. 65б), рабби Ханина и рабби Хошайя (4 в.) создали с помощью «Сефер-иецира» (более старый вариант названия — «Хилхот иецира» — «Пути творения») трехлетнего тельца, которого они затем употребили в пищу. Идентичность этой книги «Хилхот иецира» с существующей «Сефер-иецира» не может быть установлена, однако самые ранние тексты «Сефер-иецира» содержали вводные главы с описанием магических действий, представленные как своего рода праздничный ритуал, которым должно быть ознаменовано завершение изучения этой книги.
+
-
 
+
-
По вопросу о времени написания «Сефер-иецира» мнения ученых расходятся. [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]], Г. Трец и другие историки считали, что «Сефер-иецира» была создана в эпоху [[Гаон|гаонов]], около 8 в. [[Бек, Лео|Л. Бек]] пытался доказать, что «Сефер-иецира» была написана под влиянием философа-неоплатоника Прокла, возможно, в 6 в. Однако о написании «Сефер-иецира» в более ранний период свидетельствует язык книги, а также связь ее содержания с разными гностическими и синкретическими учениями (см. [[Гностицизм]]). Учение о сфирот и система языка обнаруживают влияние неопифагореизма и стоицизма. Идея о том, что каждый акт творения был скреплен как печатью именем Божьим, — одно из самых ранних положений мистики «колесницы» (меркава); аналогичные идеи характерны для гностицизма. Функция букв еврейского алфавита в созидании мира упоминается в старинном фрагменте мидраша [[Танхума]] (см. также [[Мидраш]]), посвященном творению.
+
-
 
+
-
Главная часть «Сефер-иецира» была написана в 3–6 вв., по-видимому, в [[Эрец-Исраэль]], благочестивым евреем, склонным к мистике скорее спекулятивного и магического, чем экстатического характера. Автор «Сефер-иецира» стремился придать еврейский облик нееврейским мистическим учениям. В конце «Сефер-иецира» говорится о том, что праотец [[Авраам]] первым изучал идеи, выраженные в книге, и следовал им на практике. Впоследствии возникло мнение, согласно которому автором «Сефер-иецира» был Авраам. В некоторых рукописях «Сефер-иецира» именуется «Отийот де-Аврахам авину» («Буквы отца нашего Авраама»). Атрибуция «Сефер-иецира» рабби [[Акива|Акиве]] появилась в литературе каббалы в 13 в. под влиянием позднего мидраша «Отийот де-рабби Акива» («Буквы рабби Акивы»).
+
-
 
+
-
Самое раннее упоминание «Сефер-иецира» — в сочинении «Барайта ди-Шмуэль» («Барайта Шмуэля»; см. [[Барайта]]) и в стихах [[Калир Элазар|Элазара Калира]] (около 6 в.). Позднее книга оказала большое влияние на развитие еврейской [[Философиясодержание|философии]] до [[Маймонид|Маймонида]] и на каббалу; были написаны десятки комментариев к «Сефер-иецира». В начале 10 в. ее комментировал [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] и внес в нее некоторые изменения на основании пространного варианта. Арабский текст «Сефер-иецира» с переводом на французский язык был опубликован в Париже в 1891 г. Начиная с 11 в. комментарий Саадии несколько раз переводился на иврит и приобрел широкое распространение.
+
-
 
+
-
В 955–956 гг. в [[Кайруан|Кайруане]] Дунаш бен Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 958 г.) написал комментарий к краткому варианту «Сефер-иецира». Фрагменты этого арабского оригинала сохранились в Каирской [[Гениза|генизе]]. Он неоднократно переводился на иврит. Третий комментарий (10 в.) был написан в южной Италии [[Донноло, Шабтай Бен Аврахам|Шабтаем Донноло]] и напечатан в 1880 г. Наиболее важным из комментариев считается комментарий Иехуды бен Барзиллая ал-Барджелони (конец 11 в. – начало 12 в.). [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]] в своем сочинении «Кузари» комментировал многие разделы «Сефер-иецира». Комментарий [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахама Ибн Эзры]] к первой главе «Сефер-иецира», который был известен [[Абулафия, Аврахам Бен Шмуэль|Аврахаму Абулафии]], не сохранился. [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Шломо Ибн Габирол]] писал стихи на темы «Сефер-иецира».
+
-
 
+
-
Много комментариев к «Сефер-иецира» было написано в кругах [[Хасидей Ашкеназ]]. Число комментариев в духе каббалистической концепции сфирот приближается к 50. Самым ранним из них является комментарий Ицхака Сагги Нехоры (Ицхака Слепого, 1165?-1235). Комментарий к «Сефер-иецира» писали [[Нахманид]], Аврахам Абулафия, [[Кордоверо, Моше Бен Яаков|Моше Кордоверо]], [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залман]] (Виленский Гаон) и другие. Многие комментарии к «Сефер-иецира» были обнаружены и опубликованы [[Шолем, Гершом|Г. Шолемом]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13781|«СЕФЕР-ИЕЦИРА»}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Мистика. Каббала. Магия]]
+

Текущая версия на 16:58, 9 января 2013

  1. REDIRECT Сефер Йецира
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация