Хоркхаймер, Макс
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Философ и социолог) |
||
Строка 82: | Строка 82: | ||
В 1949 г. по его поручению Адорно воссоздал Институт социальных исследований во Франкфурте, а в 1950 г. Хоркхаймер туда возвратился, был директором института (1950–65), деканом философского факультета в Франкфуртском университете, а также ректором университета (1951–53), членом правления немецкого социологического общества и многих других немецких и американских научных ассоциаций. | В 1949 г. по его поручению Адорно воссоздал Институт социальных исследований во Франкфурте, а в 1950 г. Хоркхаймер туда возвратился, был директором института (1950–65), деканом философского факультета в Франкфуртском университете, а также ректором университета (1951–53), членом правления немецкого социологического общества и многих других немецких и американских научных ассоциаций. | ||
- | + | == Особенности научного стиля == | |
+ | |||
Его научный стиль сочетал «европейские идеи» и американскую позитивистскую методику научных исследований. | Его научный стиль сочетал «европейские идеи» и американскую позитивистскую методику научных исследований. | ||
Возглавляемый Хоркхаймером Институт стал важнейшим учебным центром социологии в Западной Германии, с 1954 г. он выпускал свой ежегодник — «Sociologica». Леворадикальные студенческие движения конца 1960–70-х гг. считали Хоркхаймера одним из своих учителей. | Возглавляемый Хоркхаймером Институт стал важнейшим учебным центром социологии в Западной Германии, с 1954 г. он выпускал свой ежегодник — «Sociologica». Леворадикальные студенческие движения конца 1960–70-х гг. считали Хоркхаймера одним из своих учителей. | ||
+ | труды | ||
+ | == Важнейшие труды == | ||
Важнейшие труды Хоркхаймера: «Бегство от разума» (1947); «Очерк общественных наук в Западной Германии» (1952); «Современные проблемы университета» (1953); «О свободе» (1962); «Критическая теория» (в 2-х томах, 1968); «Исследования по социальной философии» (1972); «Общество в движении» (1972). | Важнейшие труды Хоркхаймера: «Бегство от разума» (1947); «Очерк общественных наук в Западной Германии» (1952); «Современные проблемы университета» (1953); «О свободе» (1962); «Критическая теория» (в 2-х томах, 1968); «Исследования по социальной философии» (1972); «Общество в движении» (1972). | ||
{{ElevenCopyRight|14551|ХОРКХАЙМЕР Макс}} | {{ElevenCopyRight|14551|ХОРКХАЙМЕР Макс}} | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 20:04, 8 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хоркхаймер, Макс (Horkheimer, Max; 1895, Штутгарт, – 1973, Нюрнберг), немецкий философ и социолог.
Содержание |
Биографические сведения
Единственный сын владельца нескольких текстильных предприятий, религиозного еврея Моше (Морица) Хоркхаймера, Макс, по его собственным словам, «был обречен стать директором промышленной компании».
В 1910 г. отец забрал сына из школы и отправил учеником на одно из своих предприятий.
В 1911 г. Хоркхаймер познакомился с Ф. Поллоком (1894–?), впоследствии коллегой по Институту социальных исследований и другом всей жизни.
Хоркхаймер поступил в Мюнхенский университет (1919), где изучал психологию, философию и экономику.
После разгрома Баварской советской республики, установление которой он приветствовал, бежал во Франкфурт-на-Майне, где продолжил учебу в университете.
Хоркхаймер увлекался гештальтпсихологией, но защитил диссертацию по истории философии, посвященную «Критике способности суждения» И. Канта (1925).
Отказавшись от карьеры предпринимателя, Хоркхаймер посвятил себя науке. Т. Адорно писал о Хоркхаймере в эти годы как о философе-марксисте, придерживающемся последовательно материалистических взглядов на историю.
В 1925–30 гг. Хоркхаймер преподавал историю современной философии в университете Франкфурта-на-Майне.
Написанные в 1926–31 гг. очерки Хоркхаймер опубликовал в 1934 г. в Швейцарии под названием «Сумерки. Заметки в Германии».
В них он формулировал свою жизненную и философскую позицию в тесной связи с переживаемыми событиями немецкой истории, гневно обличая то, что считал пороками буржуазии и несправедливостями капиталистического строя.
Эта книга Хоркхаймера, как и его воспоминания о детстве, неоднократно переиздавалась во второй половине 20 в.
Философ и социолог
В первых научных трудах — «Начала буржуазной философии истории» (1930) и «Новая концепция идеологии?» (1931) — Хоркхаймер соединяет марксистскую критику буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики, психоанализа З. Фрейда и этики А. Шопенгауэра.
В 1930 г. Хоркхаймер получил кафедру социальной философии и стал директором Института социальных исследований в университете Франкфурта-на-Майне.
Этот Институт объединял коллег и единомышленников Хоркхаймера — Э. Фромма, Ф. Поллока, Л. Левенталя (родился в 1900 г.), Т. Адорно, Г. Маркузе, которые вместе составили так называемую франкфуртскую школу — своеобразное направление немецкой философии и социологии.
В 1932–41 гг. Хоркхаймер — издатель журнала социальных исследований («Zeitschrift fur Sozialforschung»).
В связи с усилением позиций нацистской партии в рейхстаге (сентябрь 1930 г.) Институт переехал в 1931 г. в Женеву.
Тем не менее связи Хоркхаймера с факультетом социологии Франкфуртского университета не прервались.
Хоркхаймер ездил из Женевы во Франкфурт читать совместно с П. Тиллихом курсы по современной философии и вести коллоквиум по социальной истории.
Весной 1934 г. Хоркхаймер принял предложение сделать Институт социальных исследований частью Колумбийского университета в Нью-Йорке и вместе со своими коллегами уехал в США.
Первым в Америке вышел их коллективный труд «Исследования власти и семьи» (1935).
В 1941 г. Хоркхаймер (вместе с Т. Адорно) в Лос-Анджелесе написал работу «Диалектика просвещения».
По возвращении в Нью-Йорк Хоркхаймер был главным научным консультантом Американского еврейского комитета (1945–47).
При финансовой поддержке Комитета Институт провел исследования антисемитизма и тоталитарных тенденций в американском обществе.
Результатом явилась серия монографий, подготовленная Хоркхаймером и изданная в 1948–50 гг. под общим названием «Исследования предубеждений» (наиболее известна в этой серии книга Т. Адорно и других «Авторитарная личность» /1948/).
В 1948 г. Хоркхаймер приезжал читать лекции в Германию. Преследования его друзей-коммунистов в США, постепенный распад творческого сообщества и упадок института, возрождение научной и общественной жизни в Европе — все это подталкивало Хоркхаймера к отъезду из США, несмотря на то, что он уже имел американское гражданство.
В 1948 г. он выступил с докладом «Уроки фашизма» на научной конференции, созванной ЮНЕСКО в Париже.
В 1949 г. по его поручению Адорно воссоздал Институт социальных исследований во Франкфурте, а в 1950 г. Хоркхаймер туда возвратился, был директором института (1950–65), деканом философского факультета в Франкфуртском университете, а также ректором университета (1951–53), членом правления немецкого социологического общества и многих других немецких и американских научных ассоциаций.
Особенности научного стиля
Его научный стиль сочетал «европейские идеи» и американскую позитивистскую методику научных исследований.
Возглавляемый Хоркхаймером Институт стал важнейшим учебным центром социологии в Западной Германии, с 1954 г. он выпускал свой ежегодник — «Sociologica». Леворадикальные студенческие движения конца 1960–70-х гг. считали Хоркхаймера одним из своих учителей. труды
Важнейшие труды
Важнейшие труды Хоркхаймера: «Бегство от разума» (1947); «Очерк общественных наук в Западной Германии» (1952); «Современные проблемы университета» (1953); «О свободе» (1962); «Критическая теория» (в 2-х томах, 1968); «Исследования по социальной философии» (1972); «Общество в движении» (1972).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХОРКХАЙМЕР Макс в ЭЕЭ