Цимцум

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (оформление)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
'''Цимцум''' (сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование  пустоты внутри Света [[Эйн Соф]], в котором могут затем возникнуть  миры.  
+
'''Цимцум''' ({{lang-he|צִימצוּם}} - сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование  пустоты внутри Света [[Эйн Соф]], в котором могут затем возникнуть  миры.
 +
== Описание ==
Концепция цимцум развита в учении [[Ари]]. Полнота божественного бытия (Эйн Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего все и не оставлявшего «места», т.е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум – сжатия Света Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту.  
Концепция цимцум развита в учении [[Ари]]. Полнота божественного бытия (Эйн Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего все и не оставлявшего «места», т.е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум – сжатия Света Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту.  
Строка 7: Строка 8:
Затем Свет, оставшийся вокруг Пустоты («свет, объемлющий все миры»), проникает в нее в виде Луча, актуализирующего потенции, содержащиеся в Отпечатке, и привносящем в него направленность. Луч принимает форму [[Адам Кадмон]], и дает начало всем последующим этапам творения («свет, наполняющий все миры»).
Затем Свет, оставшийся вокруг Пустоты («свет, объемлющий все миры»), проникает в нее в виде Луча, актуализирующего потенции, содержащиеся в Отпечатке, и привносящем в него направленность. Луч принимает форму [[Адам Кадмон]], и дает начало всем последующим этапам творения («свет, наполняющий все миры»).
-
Концепция цимцум совмещает творение ex nihilo и эманацию, божественную трансцендентность и имманентность («объемлющий все миры» и «наполняющий все миры») и служит архетипом для последующих теософских драм (разбитие сосудов, изгнание Шехины и т.д.).  
+
Концепция цимцум совмещает творение ex nihilo и эманацию, божественную трансцендентность и имманентность («объемлющий все миры» и «наполняющий все миры») и служит архетипом для последующих теософских драм (разбитие сосудов, изгнание [[Шхина|Шехины]] и т.д.).  
В 17–18 вв. развернулся спор между буквальным и аллегорическим пониманием цимцум, имело ли место действительное удаление Бога или только сокрытие, ограничение его проявлений. Буквалистов обвиняли в антропоморфизме, аллегористов – в пантеизме.
В 17–18 вв. развернулся спор между буквальным и аллегорическим пониманием цимцум, имело ли место действительное удаление Бога или только сокрытие, ограничение его проявлений. Буквалистов обвиняли в антропоморфизме, аллегористов – в пантеизме.
-
 
+
== См. также ==
-
 
+
* [[Каббала]]
 +
* [[Лурианская Каббала]]
== Источники ==
== Источники ==
статья М. Шнейдера http://iph.ras.ru/elib/3360.html
статья М. Шнейдера http://iph.ras.ru/elib/3360.html

Текущая версия на 14:03, 8 января 2013

Цимцум (ивр. צִימצוּם‎ - сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование пустоты внутри Света Эйн Соф, в котором могут затем возникнуть миры.

Описание

Концепция цимцум развита в учении Ари. Полнота божественного бытия (Эйн Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего все и не оставлявшего «места», т.е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум – сжатия Света Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту.

В Пустоте остается Отпечаток удалившегося света.

Затем Свет, оставшийся вокруг Пустоты («свет, объемлющий все миры»), проникает в нее в виде Луча, актуализирующего потенции, содержащиеся в Отпечатке, и привносящем в него направленность. Луч принимает форму Адам Кадмон, и дает начало всем последующим этапам творения («свет, наполняющий все миры»).

Концепция цимцум совмещает творение ex nihilo и эманацию, божественную трансцендентность и имманентность («объемлющий все миры» и «наполняющий все миры») и служит архетипом для последующих теософских драм (разбитие сосудов, изгнание Шехины и т.д.).

В 17–18 вв. развернулся спор между буквальным и аллегорическим пониманием цимцум, имело ли место действительное удаление Бога или только сокрытие, ограничение его проявлений. Буквалистов обвиняли в антропоморфизме, аллегористов – в пантеизме.

См. также

Источники

статья М. Шнейдера http://iph.ras.ru/elib/3360.html

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация