Хетты (древний народ)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Хетты''' (חִתִּים, хиттим), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). | '''Хетты''' (חִתִּים, хиттим), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). | ||
+ | == Первые упоминания == | ||
В [[Библия|Библии]] хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата... и до великого моря к западу солнца» (ИбН. 1:4), а также как этническая группа, которая обитала в [[Ханаан|Ханаане]] во времена [[Патриархи|патриархов]] и вплоть до эпохи царства [[Соломон|Соломона]] (Быт. 15:20; Втор. 7:1; Суд. 3:5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23:3 и в других местах), сына Ханаана (Быт. 10:15). | В [[Библия|Библии]] хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата... и до великого моря к западу солнца» (ИбН. 1:4), а также как этническая группа, которая обитала в [[Ханаан|Ханаане]] во времена [[Патриархи|патриархов]] и вплоть до эпохи царства [[Соломон|Соломона]] (Быт. 15:20; Втор. 7:1; Суд. 3:5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23:3 и в других местах), сына Ханаана (Быт. 10:15). | ||
- | Согласно ассирийским и вавилонским источникам, хетты появились в Восточной Анатолии в начале 2 тыс. до н. э. Их название происходит от хаттов — народа, прежде обитавшего в этой области. Около 1800 г. до н. э. небольшие хеттские царства консолидировались в единое государство, которое в 1600 г. до н. э., при царе Хаттусилисе I, овладело значительными территориями в Анатолии и частью Северной Сирии | + | Согласно ассирийским и вавилонским источникам, хетты появились в Восточной Анатолии в начале 2 тыс. до н. э. |
+ | == Хеттская империя == | ||
+ | |||
+ | Их название происходит от хаттов — народа, прежде обитавшего в этой области. Около 1800 г. до н. э. небольшие хеттские царства консолидировались в единое государство, которое в 1600 г. до н. э., при царе Хаттусилисе I, овладело значительными территориями в Анатолии и частью Северной Сирии. | ||
- | + | Преемник Хаттусилиса I, Мурсилис I, основал новую столицу империи — Хаттушу (Хаттусас; Богазкёй), при раскопках которой были найдены обширные архивы, служащие основным источником наших сведений о хеттской истории и литературе. | |
- | + | Мурсилис I овладел [[Халеб|Халебом]], а около 1560 г. совершил поход на [[Вавилон]], что ускорило падение первой вавилонской династии. | |
- | В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства [[Давид|Давида]] и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6). Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше). Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15:20, 23; 26:34 и в других местах; Исх. 3:8 и в других местах; Втор. 7:1; ИбН. 3:10; 9:1 и в других местах; Суд. 3:5; I Ц. 9:20; II Хр. 8:7; Эз. 9:1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13:29; ИбН. 11:3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11:3; I Хр. 11:44). Из слов пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] (16:3,46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли хетты. | + | Своей высшей точки Хеттская империя достигла при Суппилулиуме I (примерно 1380 г. до н. э. – 1350 г. до н. э.), который, превратив Митанни — одну из великих держав того времени — в хеттского вассала, овладел Верхней [[Месопотамия|Месопотамией]] и Сирией вплоть до Ливана, а при его наследнике Мурсилисе II (примерно 1345 г. до н. э. – 1320 г. до н. э.) Арцава в юго-западной часть Анатолии стала вассалом хеттов. |
+ | |||
+ | Хеттская экспансия в Сирии привела к столкновению с Египтом, войны с которым продолжались до 1280 г. до н. э., когда между двумя странами был заключен мирный договор. Спустя приблизительно 80 лет Хеттская империя была разрушена нападениями с запада. | ||
+ | == Неохеттские царства == | ||
+ | |||
+ | Около столетия спустя после падения Хеттской империи на части ее территории возникли так называемые неохеттские царства — название, данное им историками на основании найденных на их территории надписей на так называемом иероглифическом хеттском. | ||
+ | |||
+ | Это письмо сосуществовало с хеттским клинописным письмом (заимствованным из Месопотамии), которое, однако, было в употреблении лишь в прилегающих к Хаттуше районах и которое исчезло с падением Хеттской империи. | ||
+ | |||
+ | Неохеттские царства были небольшими государствами, расположенными в Восточной Анатолии и Северной Сирии вплоть до [[Хаммат|Хаммата]] на юге. | ||
+ | |||
+ | Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10 в. до н. э. – 9 в. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть [[Арамеи|арамеев]]. | ||
+ | |||
+ | В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше. | ||
+ | |||
+ | Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1). | ||
+ | |||
+ | В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть [[Ассирия|Ассирии]] (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.). | ||
+ | |||
+ | В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия, включая Эрец-Исраэль, именуется «страной хеттов »; [[Саргон II]] в 711 г. до н. э. называет жителей [[Ашдод|Ашдода]] «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе [[Навуходоносор II|Навуходоносора]] на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов» | ||
+ | |||
+ | В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства [[Давид|Давида]] и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6). | ||
+ | |||
+ | Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше). | ||
+ | == Хетты - часть доизраильского населения Эрец-Исраэль == | ||
+ | |||
+ | Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15:20, 23; 26:34 и в других местах; Исх. 3:8 и в других местах; Втор. 7:1; ИбН. 3:10; 9:1 и в других местах; Суд. 3:5; I Ц. 9:20; II Хр. 8:7; Эз. 9:1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13:29; ИбН. 11:3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11:3; I Хр. 11:44). | ||
+ | |||
+ | Из слов пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] (16:3,46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли хетты. | ||
Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Эрец-Исраэль, библейские упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению. Последнее библейское упоминание о хеттах в Эрец-Исраэль относится ко времени царствования Соломона (II Хр. 8:7). | Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Эрец-Исраэль, библейские упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению. Последнее библейское упоминание о хеттах в Эрец-Исраэль относится ко времени царствования Соломона (II Хр. 8:7). |
Версия 10:29, 8 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хетты (חִתִּים, хиттим), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии).
Содержание |
Первые упоминания
В Библии хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата... и до великого моря к западу солнца» (ИбН. 1:4), а также как этническая группа, которая обитала в Ханаане во времена патриархов и вплоть до эпохи царства Соломона (Быт. 15:20; Втор. 7:1; Суд. 3:5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23:3 и в других местах), сына Ханаана (Быт. 10:15).
Согласно ассирийским и вавилонским источникам, хетты появились в Восточной Анатолии в начале 2 тыс. до н. э.
Хеттская империя
Их название происходит от хаттов — народа, прежде обитавшего в этой области. Около 1800 г. до н. э. небольшие хеттские царства консолидировались в единое государство, которое в 1600 г. до н. э., при царе Хаттусилисе I, овладело значительными территориями в Анатолии и частью Северной Сирии.
Преемник Хаттусилиса I, Мурсилис I, основал новую столицу империи — Хаттушу (Хаттусас; Богазкёй), при раскопках которой были найдены обширные архивы, служащие основным источником наших сведений о хеттской истории и литературе.
Мурсилис I овладел Халебом, а около 1560 г. совершил поход на Вавилон, что ускорило падение первой вавилонской династии.
Своей высшей точки Хеттская империя достигла при Суппилулиуме I (примерно 1380 г. до н. э. – 1350 г. до н. э.), который, превратив Митанни — одну из великих держав того времени — в хеттского вассала, овладел Верхней Месопотамией и Сирией вплоть до Ливана, а при его наследнике Мурсилисе II (примерно 1345 г. до н. э. – 1320 г. до н. э.) Арцава в юго-западной часть Анатолии стала вассалом хеттов.
Хеттская экспансия в Сирии привела к столкновению с Египтом, войны с которым продолжались до 1280 г. до н. э., когда между двумя странами был заключен мирный договор. Спустя приблизительно 80 лет Хеттская империя была разрушена нападениями с запада.
Неохеттские царства
Около столетия спустя после падения Хеттской империи на части ее территории возникли так называемые неохеттские царства — название, данное им историками на основании найденных на их территории надписей на так называемом иероглифическом хеттском.
Это письмо сосуществовало с хеттским клинописным письмом (заимствованным из Месопотамии), которое, однако, было в употреблении лишь в прилегающих к Хаттуше районах и которое исчезло с падением Хеттской империи.
Неохеттские царства были небольшими государствами, расположенными в Восточной Анатолии и Северной Сирии вплоть до Хаммата на юге.
Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10 в. до н. э. – 9 в. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть арамеев.
В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше.
Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1).
В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть Ассирии (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.).
В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия, включая Эрец-Исраэль, именуется «страной хеттов »; Саргон II в 711 г. до н. э. называет жителей Ашдода «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе Навуходоносора на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов»
В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства Давида и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6).
Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше).
Хетты - часть доизраильского населения Эрец-Исраэль
Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15:20, 23; 26:34 и в других местах; Исх. 3:8 и в других местах; Втор. 7:1; ИбН. 3:10; 9:1 и в других местах; Суд. 3:5; I Ц. 9:20; II Хр. 8:7; Эз. 9:1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13:29; ИбН. 11:3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11:3; I Хр. 11:44).
Из слов пророка Иехезкеля (16:3,46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли хетты.
Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Эрец-Исраэль, библейские упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению. Последнее библейское упоминание о хеттах в Эрец-Исраэль относится ко времени царствования Соломона (II Хр. 8:7).