Хизкияhу, Авнер
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Хизкияху, Авнер» в «Хизкияhу, Авнер») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | ''' | + | '''Хизкияhу, Авнер''' (Альберт; 1926, София, – 1994, Тель-Авив), израильский актер театра, кино и эстрады. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Еще в [[Болгария|Болгарии]] играл в молодежном театре. | |
- | В | + | В 1949 г. репатриировался в Израиль и в первый же день по прибытии в [[Хайфа|Хайфу]] пошел служить в [[Цахал]]. |
+ | == Творческий путь == | ||
- | В | + | В 1953 г. был принят в Национальный театр [[«Хабима»]], на сцене которого выступал девять театральных сезонов. |
- | + | В 1956–57 гг. Хизкияhу вместе с [[Баннай, Иоси|И. Баннаем]] и [[Алони, Ниссим|Н. Аллони]] изучал в Париже театральное искусство, впитывая атмосферу европейского театра и вырабатывая собственные эстетические критерии. | |
- | + | В 1961 г. на сцене театра «Хабима» была поставлена пьеса Н. Аллони «Бигдей hа-мелех hа-хадашим» («Новый наряд короля») — поэтическая аллегория, праздничная феерия; это был спектакль, открывший новые театральные горизонты. | |
- | + | Хизкияhу сыграл в нем главную роль короля Каспара. Он приковывал внимание зрительного зала с момента своего появления на сцене. Уже в этом спектакле Хизкияhу проявил свои главные качества, сделавшие его знаменитым; его называли Хизки hа-Гадол (Великий Хизки) не только коллеги-актеры, но и благодарные зрители. | |
- | [[ | + | В 1963 г. Н. Аллони, И. Баннай, А. Хизкияhу и присоединившийся к ним художник [[Бергнер, Иосел|И. Бергнер]] основали «Театрон hа-онот» (`Театр сезонов`), который, по мысли основателей, опираясь на оригинальную израильскую драматургию, должен по-иному представлять действительность, отказавшись от реализма в стиле системы Станиславского (см. также [[Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства]]). |
+ | |||
+ | В первом же спектакле «hа-несиха hа-америкаит» («Американская принцесса», 1963 г., в постановке Н. Аллони по собственной пьесе) Хизкияhу блестяще сыграл главную роль — короля Бонифациуса. | ||
+ | |||
+ | В следующем спектакле театра — «Арлекино» (1963) по пьесе Н. Аллони и в его постановке, сделанной в стиле «комедии дель арте», Хизкияhу исполнил роль Панталоне. Просуществовав четыре сезона, «Театрон hа-онот» вынужден был закрыться из-за финансовых проблем, но остался яркой страницей в истории израильского театрального искусства. | ||
+ | |||
+ | В «Театрон hа-онот» Хизкияху сыграл Городничего в «Ревизоре» по Гоголю (1965, сценическая обработка Н. Аллони), Чубукова в «Предложении» А. Чехова и ряд других запоминающихся ролей; в это же время Хизкияhу играл и в других театрах: в театре [[«Охел»]] — Гали-Гея, главного героя пьесы Б. Брехта «Человек — он человек» (1966); в [[Хайфский Городской Театр|Хайфском городском театре]] — в пьесе [[Вайс, Петер|П. Вайса]] «Марат и Сад» (1967). | ||
+ | |||
+ | В 1968 г. Хизкияhу перешел в театр [[«Камери»]], где проработал до самой смерти. | ||
+ | |||
+ | За дебютом в «Камери» в заглавной роли Энрико (1968) по произведению Л. Пиранделло последовал огромный успех в роли царя [[Давид|Давида]] в пьесе [[Шабтай Яаков|Я. Шабтая]] «Кетер ба-рош» («Корона на голове», 1969); эта постановка стала впоследствии телевизионным фильмом. | ||
+ | === Роли репертуара мировой драматургии === | ||
+ | |||
+ | Хизкияhу сыграл сложнейшие роли репертуара мировой драматургии: Шейлок в «Венецианском купце» У. Шекспира (1972); Ацдак в «Кавказском меловом круге» Б. Брехта (1983); главную роль в «Ричарде Третьем» У. Шекспира (1993), где больной, умирающий от рака Хизкияху играл больного, умирающего короля Ричарда; дядя Ваня в одноименной пьесе А. Чехова (1978); Аргон в «Мнимом больном» Мольера (1991); Герцог в «Мере за меру» У. Шекспира (1984). | ||
+ | |||
+ | Убедителен был Хизкияhу и играя простых людей. Это, прежде всего, Тевье-молочник в пьесе «Молитва» (1992) Г. Горина (настоящая фамилия Офштейн, родился в 1940 г.) по мотивам произведений [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхема]], в постановке режиссера из России М. Захарова (родился в 1933 г.). | ||
+ | |||
+ | Хизкияhу создал образ Нэта в пьесе «Я — не Рапопорт» (1986) Х. Гарднера, с успехом шедшей в Нью-Йорке и Лондоне. | ||
+ | |||
+ | В Израиле эта пьеса прошла более 250 раз, а Хизкияhу был удостоен премии имени [[Ровина, Ханна|Ханны Ровиной]] (1986) за актерское мастерство; и зрители, и критика единодушно считали, что Хизкияhу превзошел в этой пьесе прославленных мастеров англоязычной сцены. | ||
+ | |||
+ | Муниципалитет [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авива—Яффа]] присудил Хизкияhу премию имени Готлиба и Ханы Розенблюм (1991). | ||
+ | |||
+ | Хизкияhу был удостоен и других почетных наград, но свою последнюю в жизни премию [[Хадасса|Хадассы]] имени [[Клячкин, Рафаэль|Рафаэля Клячкина]] (1994) Хизкияху не успел получить — он скончался за две недели до церемонии вручения. | ||
+ | |||
+ | Хизкияhу был актером широкого диапазона: ему были подвластны трагедия, драма, комедия, гротеск, буффонада и эстрада. | ||
+ | |||
+ | Хизкияhу снялся в десятках фильмов и в Израиле, и во Франции, с неизменным успехом выступал на эстраде, а также вел программу на популярной армейской радиостанции «Галлей Цахал» (1971). | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|14520|ХИЗКИЯХУ Авнер}} |
Версия 17:56, 5 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хизкияhу, Авнер (Альберт; 1926, София, – 1994, Тель-Авив), израильский актер театра, кино и эстрады.
Биографические сведения
Еще в Болгарии играл в молодежном театре.
В 1949 г. репатриировался в Израиль и в первый же день по прибытии в Хайфу пошел служить в Цахал.
Творческий путь
В 1953 г. был принят в Национальный театр «Хабима», на сцене которого выступал девять театральных сезонов.
В 1956–57 гг. Хизкияhу вместе с И. Баннаем и Н. Аллони изучал в Париже театральное искусство, впитывая атмосферу европейского театра и вырабатывая собственные эстетические критерии.
В 1961 г. на сцене театра «Хабима» была поставлена пьеса Н. Аллони «Бигдей hа-мелех hа-хадашим» («Новый наряд короля») — поэтическая аллегория, праздничная феерия; это был спектакль, открывший новые театральные горизонты.
Хизкияhу сыграл в нем главную роль короля Каспара. Он приковывал внимание зрительного зала с момента своего появления на сцене. Уже в этом спектакле Хизкияhу проявил свои главные качества, сделавшие его знаменитым; его называли Хизки hа-Гадол (Великий Хизки) не только коллеги-актеры, но и благодарные зрители.
В 1963 г. Н. Аллони, И. Баннай, А. Хизкияhу и присоединившийся к ним художник И. Бергнер основали «Театрон hа-онот» (`Театр сезонов`), который, по мысли основателей, опираясь на оригинальную израильскую драматургию, должен по-иному представлять действительность, отказавшись от реализма в стиле системы Станиславского (см. также Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства).
В первом же спектакле «hа-несиха hа-америкаит» («Американская принцесса», 1963 г., в постановке Н. Аллони по собственной пьесе) Хизкияhу блестяще сыграл главную роль — короля Бонифациуса.
В следующем спектакле театра — «Арлекино» (1963) по пьесе Н. Аллони и в его постановке, сделанной в стиле «комедии дель арте», Хизкияhу исполнил роль Панталоне. Просуществовав четыре сезона, «Театрон hа-онот» вынужден был закрыться из-за финансовых проблем, но остался яркой страницей в истории израильского театрального искусства.
В «Театрон hа-онот» Хизкияху сыграл Городничего в «Ревизоре» по Гоголю (1965, сценическая обработка Н. Аллони), Чубукова в «Предложении» А. Чехова и ряд других запоминающихся ролей; в это же время Хизкияhу играл и в других театрах: в театре «Охел» — Гали-Гея, главного героя пьесы Б. Брехта «Человек — он человек» (1966); в Хайфском городском театре — в пьесе П. Вайса «Марат и Сад» (1967).
В 1968 г. Хизкияhу перешел в театр «Камери», где проработал до самой смерти.
За дебютом в «Камери» в заглавной роли Энрико (1968) по произведению Л. Пиранделло последовал огромный успех в роли царя Давида в пьесе Я. Шабтая «Кетер ба-рош» («Корона на голове», 1969); эта постановка стала впоследствии телевизионным фильмом.
Роли репертуара мировой драматургии
Хизкияhу сыграл сложнейшие роли репертуара мировой драматургии: Шейлок в «Венецианском купце» У. Шекспира (1972); Ацдак в «Кавказском меловом круге» Б. Брехта (1983); главную роль в «Ричарде Третьем» У. Шекспира (1993), где больной, умирающий от рака Хизкияху играл больного, умирающего короля Ричарда; дядя Ваня в одноименной пьесе А. Чехова (1978); Аргон в «Мнимом больном» Мольера (1991); Герцог в «Мере за меру» У. Шекспира (1984).
Убедителен был Хизкияhу и играя простых людей. Это, прежде всего, Тевье-молочник в пьесе «Молитва» (1992) Г. Горина (настоящая фамилия Офштейн, родился в 1940 г.) по мотивам произведений Шалом Алейхема, в постановке режиссера из России М. Захарова (родился в 1933 г.).
Хизкияhу создал образ Нэта в пьесе «Я — не Рапопорт» (1986) Х. Гарднера, с успехом шедшей в Нью-Йорке и Лондоне.
В Израиле эта пьеса прошла более 250 раз, а Хизкияhу был удостоен премии имени Ханны Ровиной (1986) за актерское мастерство; и зрители, и критика единодушно считали, что Хизкияhу превзошел в этой пьесе прославленных мастеров англоязычной сцены.
Муниципалитет Тель-Авива—Яффа присудил Хизкияhу премию имени Готлиба и Ханы Розенблюм (1991).
Хизкияhу был удостоен и других почетных наград, но свою последнюю в жизни премию Хадассы имени Рафаэля Клячкина (1994) Хизкияху не успел получить — он скончался за две недели до церемонии вручения.
Хизкияhу был актером широкого диапазона: ему были подвластны трагедия, драма, комедия, гротеск, буффонада и эстрада.
Хизкияhу снялся в десятках фильмов и в Израиле, и во Франции, с неизменным успехом выступал на эстраде, а также вел программу на популярной армейской радиостанции «Галлей Цахал» (1971).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХИЗКИЯХУ Авнер в ЭЕЭ