Сфирот
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Перенаправление на Древо Жизни (каббала)) |
м |
||
(33 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
+ | |ТИП СТАТЬИ=2 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |НАЗВАНИЕ= | ||
+ | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |ТЕМА= | ||
+ | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | ||
+ | |ИЗ ЦИКЛА= | ||
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — одно из фундаментальных понятий в [[Каббала|Каббале]], созданное автором [[Сефер Йецира|«Сефер-йецира»]]. Сфирот - это десять проявлений (эманаций) Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими. | ||
+ | |||
+ | Божественные эманации именуются обычно сфирот, однако наряду с этим понятием в ранних произведениях каббалы и даже в [[Зоhар]]е употребляются термины [[миддот]] (`качества`), мадрегот (`ступени`) и другие. | ||
+ | |||
+ | == Термин "сфирот" и его смыслы== | ||
+ | Термин сфирот производят от: | ||
+ | *"ограничивать" (сфар) | ||
+ | *"число" (миспар) | ||
+ | *"описание" (лесапер) | ||
+ | |||
+ | == Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте == | ||
+ | Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира. Это учение призвано перебросить мост через пропасть, отделяющую абсолютно трансцендентное Божество от сотворенного Им мира, объяснить сотворение мира с помощью противоположного понятию «творения из ничего» учения об эманации | ||
+ | |||
+ | Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное. | ||
+ | |||
+ | «Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24). | ||
+ | |||
+ | Сфирот — проявления желания Творца, выражающие различные Его атрибуты: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль). | ||
+ | |||
+ | Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Каббала занимается не материальной реальностью, а духовными корнями реальности. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот. | ||
+ | |||
+ | <blockquote> | ||
+ | «Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“). | ||
+ | </blockquote> | ||
+ | |||
+ | Понятие сфирот (в значении «сферы») встречается также в философской литературе еврейского неоплатонизма (см. [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Ибн Габирол]]). Со времени первых произведений собственно каббалистической литературы понятие сфирот стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от [[Эйн-Соф]] (трансцендентного Божества) и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все сфирот, взятые вместе, образуют перевёрнутое «древо сфирот», чьи корни на небе, а крона на земле, - оно рассматривается как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм раскрытия сфирот определяет ритм всего творения и различим на каждом из его уровней. | ||
+ | |||
+ | == Структура сфирот подобна структуре человека == | ||
+ | В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее [[Адам Кадмон]]. | ||
+ | |||
+ | Органы человеческого тела соответствуют десяти сфирот, человек должен обеспечить господство высших сфирот над низшими, чтобы достичь общения, [[Двекут|привязанности к Богу]]. Первоначальная гармония Бога, человека и мира была нарушена грехопадением [[Адам]]а, которое принесло в мир [[Добро И Зло|смерть и зло]]. После смерти человека его душа подвергается суду и направляется в ад, рай или в [[гилгул]]. После появления Зоhара учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы. | ||
+ | |||
+ | == Описание сфирот == | ||
+ | [[Кетер]] (кетер эльйон) — корона: воля, творческий потенциал. | ||
+ | |||
+ | [[Хохма]] — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность. | ||
+ | |||
+ | [[Бина]] — понимание, разум: Божественный разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму, структурное понимание на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность. | ||
+ | |||
+ | [[Даат]] — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10), иначе рассматривается как часть сфиры бина. | ||
+ | |||
+ | [[Хесед]] — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность. | ||
+ | |||
+ | [[Гвура]] — могущество, сила или Дин (суд) : суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность. | ||
+ | |||
+ | Рахамим - сострадание или [[Тиферет]] — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии. | ||
+ | |||
+ | [[Нецах]] — победа, вечность: экстравертная практическая направленность. | ||
+ | |||
+ | [[hод]] — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность. | ||
+ | |||
+ | [[Йесод]] — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание. | ||
+ | |||
+ | [[Малхут]] — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня. | ||
+ | |||
+ | Эта сфира отождествляется в Зоhаре с [[Кнесет-Исраэль]], мистическим прообразом общины Израиля, или со [[Шхина|Шхиной]], Божественным присутствием в мире. | ||
+ | |||
+ | === Связь сфирот с персонажами Торы === | ||
+ | Все сфирот, кроме первых трех, находят мистическое воплощение в библейских персонажах патриархов, [[Моше]] (Моисея), [[Аhарон]]а, [[Иосиф]]а, в свою очередь, отождествляемых с частями тела первочеловека (Адам Кадмон). Давид отождествляется со сфирой Малхут. | ||
+ | |||
+ | == Три линии == | ||
+ | {{Заготовка_раздела}} | ||
+ | |||
+ | == Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == | ||
+ | {{Заготовка_раздела}} | ||
+ | |||
+ | == Игулим и йошер == | ||
+ | {{Заготовка_раздела}} | ||
+ | |||
+ | === Игулим === | ||
+ | |||
+ | === Йошер === | ||
+ | |||
+ | === Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер === | ||
+ | |||
+ | == Взаимодействия сфирот == | ||
+ | Взаимоотношения между сфирот, их разделение и соединение представляют, в глазах каббалистов, тайну внутренней жизни и единства Бога, а также космической гармонии и единства между высшим и низшим мирами. Судьба низшего мира отражает динамику сфирот: мир и добро обусловлены влиянием сфиры хесед, война и голод — сфиры гвура. Но и жизнь сфирот, в свою очередь, испытывает влияние человеческих поступков; между сфирот и человечеством существует взаимодействие. | ||
+ | |||
+ | Умножение греха ведет к изгнанию Шхины; с ней в изгнание уходит и народ Израиля. Добрые дела — молитва и исполнение [[мицвот]] — приближают возвращение [[Шхина|Шхины]] из изгнания. | ||
+ | |||
+ | == Парцуфим == | ||
+ | Важнейшим элементом учения о космической реинтеграции (тикун) является идея возвращения вселенной в совершенное состояние, предшествовавшее ломке сосудов (швират hа-келим), с помощью духовного света, исходящего из чела Адама Кадмона. Под воздействием сфирот, не затронутых мировой катастрофой, формируются новые устойчивые структуры, '''''парцуфим''''' (`лики`), которые занимают место сфирот в качестве главных проявлений Адама Кадмона. В каждом из парцуфим силы новой эманации связываются с силами, поврежденными при ломке сосудов; каждый «лик» представляет собой особый этап процесса очищения и преобразования мира. | ||
+ | |||
+ | Пять главных парцуфим: абба (`отец`), има (`мать`), арих анпин (`долгий лик`, то есть долготерпеливый), зеейр анпин (буквально `короткий лик`, то есть нетерпеливый), нукба де-зеейр (женская ипостась зеейр) — образуют новый облик Адама Кадмона, отличный от предшествовавшего ломке сосудов. | ||
+ | |||
+ | Парцуфим образуют также «мир равновесия» (олам hа-маткела), идентичный миру сфирот (олам hа-ацилут) более ранней каббалы. Нисходящий поток эманации последовательно образует миры бриа (`творение`), йецира (`творческое оформление`) и асия (`действие`). Завершение процесса тикун требует активного вмешательства человека, которое должно вернуть олам hа-асия на предназначенное ему духовное место, полностью отделив его от мира клипот. Этот процесс идентичен избавлению: в нем преодолевается не только историческое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание [[Шхина|Шхины]], вызванное ломкой сосудов. | ||
+ | |||
+ | Следование предписаниям Торы открывает путь к исправлению мира и достижению вечного блаженного единства всех сотворенных существ с Богом, то есть [[Машиах|мессианской]] эры. | ||
+ | |||
+ | == Сфирот и силы души == | ||
+ | {{Заготовка_раздела}} | ||
+ | |||
+ | == Сфирот и четыре мира == | ||
+ | {{Заготовка_раздела}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | "The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev | ||
+ | |||
+ | http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13985|СФИРОТ}} | ||
+ | |||
+ | == Сноски == | ||
+ | <references/> | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Идеи и понятия каббалы]] |
Текущая версия на 18:05, 3 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — одно из фундаментальных понятий в Каббале, созданное автором «Сефер-йецира». Сфирот - это десять проявлений (эманаций) Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.
Божественные эманации именуются обычно сфирот, однако наряду с этим понятием в ранних произведениях каббалы и даже в Зоhаре употребляются термины миддот (`качества`), мадрегот (`ступени`) и другие.
Термин "сфирот" и его смыслы
Термин сфирот производят от:
- "ограничивать" (сфар)
- "число" (миспар)
- "описание" (лесапер)
Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) для сотворения мира. Это учение призвано перебросить мост через пропасть, отделяющую абсолютно трансцендентное Божество от сотворенного Им мира, объяснить сотворение мира с помощью противоположного понятию «творения из ничего» учения об эманации
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.
«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).
Сфирот — проявления желания Творца, выражающие различные Его атрибуты: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Каббала занимается не материальной реальностью, а духовными корнями реальности. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).
Понятие сфирот (в значении «сферы») встречается также в философской литературе еврейского неоплатонизма (см. Ибн Габирол). Со времени первых произведений собственно каббалистической литературы понятие сфирот стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от Эйн-Соф (трансцендентного Божества) и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все сфирот, взятые вместе, образуют перевёрнутое «древо сфирот», чьи корни на небе, а крона на земле, - оно рассматривается как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм раскрытия сфирот определяет ритм всего творения и различим на каждом из его уровней.
Структура сфирот подобна структуре человека
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее Адам Кадмон.
Органы человеческого тела соответствуют десяти сфирот, человек должен обеспечить господство высших сфирот над низшими, чтобы достичь общения, привязанности к Богу. Первоначальная гармония Бога, человека и мира была нарушена грехопадением Адама, которое принесло в мир смерть и зло. После смерти человека его душа подвергается суду и направляется в ад, рай или в гилгул. После появления Зоhара учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы.
Описание сфирот
Кетер (кетер эльйон) — корона: воля, творческий потенциал.
Хохма — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.
Бина — понимание, разум: Божественный разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму, структурное понимание на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.
Даат — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10), иначе рассматривается как часть сфиры бина.
Хесед — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.
Гвура — могущество, сила или Дин (суд) : суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.
Рахамим - сострадание или Тиферет — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
Нецах — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.
hод — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность.
Йесод — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание.
Малхут — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.
Эта сфира отождествляется в Зоhаре с Кнесет-Исраэль, мистическим прообразом общины Израиля, или со Шхиной, Божественным присутствием в мире.
Связь сфирот с персонажами Торы
Все сфирот, кроме первых трех, находят мистическое воплощение в библейских персонажах патриархов, Моше (Моисея), Аhарона, Иосифа, в свою очередь, отождествляемых с частями тела первочеловека (Адам Кадмон). Давид отождествляется со сфирой Малхут.
Три линии
Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир
Игулим и йошер
Игулим
Йошер
Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер
Взаимодействия сфирот
Взаимоотношения между сфирот, их разделение и соединение представляют, в глазах каббалистов, тайну внутренней жизни и единства Бога, а также космической гармонии и единства между высшим и низшим мирами. Судьба низшего мира отражает динамику сфирот: мир и добро обусловлены влиянием сфиры хесед, война и голод — сфиры гвура. Но и жизнь сфирот, в свою очередь, испытывает влияние человеческих поступков; между сфирот и человечеством существует взаимодействие.
Умножение греха ведет к изгнанию Шхины; с ней в изгнание уходит и народ Израиля. Добрые дела — молитва и исполнение мицвот — приближают возвращение Шхины из изгнания.
Парцуфим
Важнейшим элементом учения о космической реинтеграции (тикун) является идея возвращения вселенной в совершенное состояние, предшествовавшее ломке сосудов (швират hа-келим), с помощью духовного света, исходящего из чела Адама Кадмона. Под воздействием сфирот, не затронутых мировой катастрофой, формируются новые устойчивые структуры, парцуфим (`лики`), которые занимают место сфирот в качестве главных проявлений Адама Кадмона. В каждом из парцуфим силы новой эманации связываются с силами, поврежденными при ломке сосудов; каждый «лик» представляет собой особый этап процесса очищения и преобразования мира.
Пять главных парцуфим: абба (`отец`), има (`мать`), арих анпин (`долгий лик`, то есть долготерпеливый), зеейр анпин (буквально `короткий лик`, то есть нетерпеливый), нукба де-зеейр (женская ипостась зеейр) — образуют новый облик Адама Кадмона, отличный от предшествовавшего ломке сосудов.
Парцуфим образуют также «мир равновесия» (олам hа-маткела), идентичный миру сфирот (олам hа-ацилут) более ранней каббалы. Нисходящий поток эманации последовательно образует миры бриа (`творение`), йецира (`творческое оформление`) и асия (`действие`). Завершение процесса тикун требует активного вмешательства человека, которое должно вернуть олам hа-асия на предназначенное ему духовное место, полностью отделив его от мира клипот. Этот процесс идентичен избавлению: в нем преодолевается не только историческое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание Шхины, вызванное ломкой сосудов.
Следование предписаниям Торы открывает путь к исправлению мира и достижению вечного блаженного единства всех сотворенных существ с Богом, то есть мессианской эры.
Сфирот и силы души
Сфирот и четыре мира
Источники
"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev
http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot