Формштехер, Соломон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
Истинным идеалом Формштехер считает не знание о бытии Бога, а понимание Бога как чисто морального существа. | Истинным идеалом Формштехер считает не знание о бытии Бога, а понимание Бога как чисто морального существа. | ||
- | Бог Израиля, в отличие от Бога философов, — это не высшее понятие, достигаемое путем философского размышления, но высшее существо, превосходящее духовную и земную природу. Иудаизм как идея — это не философская религия, но выражение истинного, абсолютного откровения | + | Бог Израиля, в отличие от Бога философов, — это не высшее понятие, достигаемое путем философского размышления, но высшее существо, превосходящее духовную и земную природу. Иудаизм как идея — это не философская религия, но выражение истинного, абсолютного откровения. |
- | + | Классическими представителями этой идеи были пророки Израиля (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]), которые понимали истину первоначального откровения благодаря знанию объективного источника абсолютных ценностей, открывшегося им в непосредственном чувстве. | |
- | Исходя из представления о полярной противоположности иудаизма и язычества, Формштехер отвергал идею миссии еврейского народа в человечестве (см. [[Избранный Народ|Избранный народ]]). В мире, где господствует язычество, изоляция иудаизма среди народов является, по мнению Формштехера, прямым результатом его метафизической природы. Тем не менее иудаизм все же выполняет свою миссию среди народов, хотя и не прямо, а через христианство и ислам. Эти исторические религии, в которых смешаны языческие и монотеистические элементы, способствуют преодолению язычества путем воплощения абсолютной моральной ценности Божественного духа. По мнению Формштехера, рост духовности и культуры в новое время указывает на то, что по мере осознания человечеством морального источника всякого бытия будет развиваться универсальный человеческий дух, который сам собой приведет к устранению преград между нациями. Формштехер искренне верил, что эмансипация была социально-политическим проявлением этого внутреннего духовного процесса в истории человечества. | + | Подобно Г. Ф. Гегелю Формштехер понимал под «духом» конкретизацию абсолюта в историческом сознании человечества. |
+ | |||
+ | Религия вообще, согласно Формштехеру, — это стремление человека к миру ценностей, а религия духа — это стремление к воплощению абсолютного морального идеала, источник которого — Божественное откровение. | ||
+ | |||
+ | Хотя исторический иудаизм подвержен влиянию преходящих исторических обстоятельств, он вместе с тем хранит верность стремлению к воплощению морального идеала на Земле. | ||
+ | |||
+ | Это стремление отличает иудаизм от всех других религий, которые в основе своей являются религиями природы, разными видами физического монотеизма. | ||
+ | |||
+ | Следуя Ф. В. Шеллингу, Формштехер определял религию природы (язычество) как стремление к универсальной жизни, в которой дух проявляется как «душа мира». | ||
+ | |||
+ | Философские пантеистические концепции, так же как и умозрительные метафизические представления — это, следовательно, утонченная форма языческого миропонимания. | ||
+ | |||
+ | В своей аргументации Формштехер предвосхитил некоторые антиметафизические течения современной еврейской религиозной философии и теологии, например, идеи [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейга]] и [[Бубер, Мартин|М. Бубера]]. | ||
+ | |||
+ | Исходя из представления о полярной противоположности иудаизма и язычества, Формштехер отвергал идею миссии еврейского народа в человечестве (см. [[Избранный Народ|Избранный народ]]). | ||
+ | |||
+ | В мире, где господствует язычество, изоляция иудаизма среди народов является, по мнению Формштехера, прямым результатом его метафизической природы. | ||
+ | |||
+ | Тем не менее иудаизм все же выполняет свою миссию среди народов, хотя и не прямо, а через христианство и ислам. | ||
+ | |||
+ | Эти исторические религии, в которых смешаны языческие и монотеистические элементы, способствуют преодолению язычества путем воплощения абсолютной моральной ценности Божественного духа. | ||
+ | |||
+ | По мнению Формштехера, рост духовности и культуры в новое время указывает на то, что по мере осознания человечеством морального источника всякого бытия будет развиваться универсальный человеческий дух, который сам собой приведет к устранению преград между нациями. | ||
+ | |||
+ | Формштехер искренне верил, что эмансипация была социально-политическим проявлением этого внутреннего духовного процесса в истории человечества. | ||
См. также [[Философиясодержание|Философия]]. | См. также [[Философиясодержание|Философия]]. |
Версия 17:46, 30 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Формштехер, Соломон (Formstecher, Solomon; 1808, Оффенбах, – 1889, там же), немецкий философ и реформистский раввин.
Биографические сведения
Изучал философию, филологию и теологию в университете города Гиссен.
Реформистский раввин
С 1842 г. до конца жизни был раввином еврейской общины города Оффенбах.
Формштехер принимал активное участие в движении реформизма в иудаизме; издавал журналы «Фрайтагабенд» (1852) и «Израэлитише вохеншрифт» (1861).
Принимал участие в раввинских съездах в Брауншвейге, Франкфурте-на-Майне, Бреслау и Касселе.
Философская система Формштехера
В своем обширном систематическом труде «Религия духа» (1841) Формштехер попытался дать теоретическое обоснование движений за эмансипацию и реформу иудаизма.
Иудаизм представлен им прежде всего как идея, ценность которой обнаруживается в ходе постепенного прогрессивного развития человечества.
Три центральных понятия, на которых строится философская система Формштехера, — откровение, дух и природа.
Откровение как источник этического монотеизма иудаизма является, согласно Формштехеру, Божьей вестью, содержание которой — истинная природа добра и зла.
Истинным идеалом Формштехер считает не знание о бытии Бога, а понимание Бога как чисто морального существа.
Бог Израиля, в отличие от Бога философов, — это не высшее понятие, достигаемое путем философского размышления, но высшее существо, превосходящее духовную и земную природу. Иудаизм как идея — это не философская религия, но выражение истинного, абсолютного откровения.
Классическими представителями этой идеи были пророки Израиля (см. Пророки и пророчество), которые понимали истину первоначального откровения благодаря знанию объективного источника абсолютных ценностей, открывшегося им в непосредственном чувстве.
Подобно Г. Ф. Гегелю Формштехер понимал под «духом» конкретизацию абсолюта в историческом сознании человечества.
Религия вообще, согласно Формштехеру, — это стремление человека к миру ценностей, а религия духа — это стремление к воплощению абсолютного морального идеала, источник которого — Божественное откровение.
Хотя исторический иудаизм подвержен влиянию преходящих исторических обстоятельств, он вместе с тем хранит верность стремлению к воплощению морального идеала на Земле.
Это стремление отличает иудаизм от всех других религий, которые в основе своей являются религиями природы, разными видами физического монотеизма.
Следуя Ф. В. Шеллингу, Формштехер определял религию природы (язычество) как стремление к универсальной жизни, в которой дух проявляется как «душа мира».
Философские пантеистические концепции, так же как и умозрительные метафизические представления — это, следовательно, утонченная форма языческого миропонимания.
В своей аргументации Формштехер предвосхитил некоторые антиметафизические течения современной еврейской религиозной философии и теологии, например, идеи Ф. Розенцвейга и М. Бубера.
Исходя из представления о полярной противоположности иудаизма и язычества, Формштехер отвергал идею миссии еврейского народа в человечестве (см. Избранный народ).
В мире, где господствует язычество, изоляция иудаизма среди народов является, по мнению Формштехера, прямым результатом его метафизической природы.
Тем не менее иудаизм все же выполняет свою миссию среди народов, хотя и не прямо, а через христианство и ислам.
Эти исторические религии, в которых смешаны языческие и монотеистические элементы, способствуют преодолению язычества путем воплощения абсолютной моральной ценности Божественного духа.
По мнению Формштехера, рост духовности и культуры в новое время указывает на то, что по мере осознания человечеством морального источника всякого бытия будет развиваться универсальный человеческий дух, который сам собой приведет к устранению преград между нациями.
Формштехер искренне верил, что эмансипация была социально-политическим проявлением этого внутреннего духовного процесса в истории человечества.
См. также Философия.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФОРМШТЕХЕР Соломон в ЭЕЭ