Ту би-Шват

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Ссылки: дополнение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Ссылки: дополнение)
Строка 85: Строка 85:
* [http://www.judaicaru.org/luah/tubishvat_amana_1.html Ту би-Шват в еврейской традиции]
* [http://www.judaicaru.org/luah/tubishvat_amana_1.html Ту би-Шват в еврейской традиции]
* [http://www.jewukr.org/center/tubishvat/tubish_par.html Ту би-Шват — родителям]
* [http://www.jewukr.org/center/tubishvat/tubish_par.html Ту би-Шват — родителям]
-
* Букник-младший, [http://family.booknik.ru/stories/?id=28572 Мой Ту би-Шват]  
+
* Букник-младший, [http://family.booknik.ru/stories/?id=28572 Мой Ту би-Шват]
 +
* [http://www.lookstein.org/russian/teacher/Marina_Karpova_Evgeny_Levin/Tu_bi_shvat_2008.doc Вопросы для проверки знаний о празднике] (из архива проекта "Сетевое Образовательное Сообщество" (Санкт-Петербург))
=== Подборка песен посвященных Ту би-Шват ===
=== Подборка песен посвященных Ту би-Шват ===

Версия 19:11, 29 декабря 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 18/12/2012
Ту би-Шва́т ивр. ט"וּ בִּשְׁבָט
Тип Еврейский
Значение Новый год деревьев
Установлен В период раннего средневековья (эпоха гаонов)
Отмечается евреями
в период с 15 швата
Празднование пробовать до 30 видов плодов, молитва, веселье, посадка молодых деревьев, песнопение
Традиции Молитва в синагоге, чтение Торы
Праздничная трапеза


Ту би-Шва́т (ивр. ט"וּ בִּשְׁבָט‎, `пятнадцатое число месяца шват`; также חֲמִישָׁה עָשָׂר בִּשְׁבָט) — Новый год деревьев, установленный на 15-е число месяца шват согласно школе Гилеля (школа Шамая считала, что Новый год для деревьев совпадает с первым швата).

Наибольшее количество необходимых для деревьев осадков выпадает в Израиле (Эрец-Исраэль) до этой даты. Плоды, созревающие после этой даты, считают урожаем следующего года, когда с них отчисляют десятину. С празднованием Нового года для деревьев связаны и другие обычаи.[1]

Содержание

История праздника

Происхождение

Это был последний день еврейского налогового года для плодоносящих деревьев. Любой плод, созревающий после Ту би-Шват, должен был быть отнесен для следующего налогового сезона.

Мидраш говорит о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней засухи, то именно это время и было избрано.[2]

Становление традиции

В талмудической литературе нет описания обрядов праздника Ту би-шват, но в эпоху гаонов евреи Эрец-Исраэль читали в этот день особые благословления

Гершом Меор hа-Гола запретил поститься в этот день. В конце периода средних веков среди некоторых ашкеназов распространился запрет чтения в Ту би-шват молитвы Таханун, воспринятый и частью сефардов[3].

В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром кабалистов, изучавших Тору и ее заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Кабалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи, в том числе «седер в ночь на празднество деревьев», чем-то напоминающий «пасхальный седер».[4] Также в 16 в. впервые упомянут ашкеназский обычай есть много плодов в Ту би-шват (иногда до 15 видов; их называют хамиша-асар, на идиш хамишосер).

С 17 в. известен обычай освобождать в этот день учеников от занятий. В анонимном сочинении 18 в. «Хемдат ямим» («Услада дней») установлен особый порядок празднования Ту би-шват в духе каббалы; рекомендуется есть 30 видов плодов, сочетая трапезу с бенедикциями и изучением священных книг. Эта часть сочинения, связанная с именем Натана из Газы, издавалась под названием «При эц хадар» («Плод прекрасного дерева», 1753 г., более 30 переизданий); описанные в книге обычаи особенно распространены среди евреев Италии, Балкан, Турции, в восточных общинах (кроме Йемена) и в Северной Африке.

Обычаи праздника

Ашкеназы празднуют Ту Би-шват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120—134) после каждого вида фруктов.

Сефарды следуют мнению «святого Ари» (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Бишват. По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов.

Сегодня на стол в Ту Бишват ставят лучшие плоды Земли Израиля, особенно те семь видов плодов, которыми Земля Израиля прославляется в ТаНаХе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.

В Израиле в Ту би-шват вошло в традицию сажать деревья. Этим занимаются в основном дети и новые репатрианты под покровительством Еврейского национального фонда. Исполняются особые песни, посвященные этому празднику.

В некоторых странах, например в Ираке и Индии, Ту би-шват празднуется почти так же пышно, как Песах.

Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата

Ссылки

Подборка песен посвященных Ту би-Шват

Сноски и источники

  1. Статья «Ту би-Шват» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. http://www.sunhome.ru/holiday/182 Ту би-Шват — праздник деревьев
  3. Ш. Ар., ОХ. 131:6
  4. http://www.jewukr.org/center/tubishvat/tubish_par.html Ту би-Шват Седер. История появления
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ту би-Шват в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация