Шульман, Калман

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Шульман, Бен Ами or Шульман, Эдуард Аронович or Шульман, Элиэзер or [[Шульм…»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate| or [[Шульман, Бен Ами]] or [[Шульман, Эдуард Аронович]] or [[Шульман, Элиэзер]] or [[Шульман, Юрий]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 17: Строка 17:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}   
}}   
 +
[[Файл:Kalman Schulman.jpg|250px|right|thumb|Кальман Шульман в старости]]
 +
'''Шульман, Калман''' (<big>קַלמַן שוּלמַן </big>$ 1819, Старый Быхов Могилевской губернии, – 1899, Вильна) - еврейский писатель и переводчик. Писал на [[иврит]]е.
 +
== Жизнь и деятельность ==
 +
В юности учился в [[иешива]]х [[Литва|Литвы]], но, увлекшись идеями [[Ѓаскала|Ѓаскалы]], самостоятельно изучал [[Библия|Библию]] и немецкую грамматику.
 +
В 1843 г. поселился в [[Вильнюс|Вильне]]), зарабатывал обучением детей в богатых семьях. В Вильне Шульман вошел в кружок [[маскилим]], сдружился с [[Лебенсон, Миха Иосеф|М. И. Лебенсоном]].
 +
В 1848 г. вышла его первая книга на иврите «Сафа брура» («Ясный язык»), содержавшая, главным образом, литературные переводы с немецкого. В 1849–61 гг. Шульман преподавал ивритскую литературу в [[Раввинские семинарии|раввинской семинарии]] в Вильне.
 +
Оставив преподавание, Шульман занялся литературной деятельностью, в основном переводами и литературными обработками. Заключил договор с известным виленским издательством [[Ромм|семейства Ромм]], за свою работу получал мизерную оплату.
 +
Шульман ставил задачу распространения идей [[Ѓаскала|Ѓаскалы]] среди широкой аудитории, но делал это осторожно, без давления, так что даже [[ортодокс]]альные религиозные круги проявляли интерес к его книгам, которые неоднократно переиздавались. Его литературная деятельность способствовала увеличению числа читающих на [[иврит]]е.
 +
[[Файл:Misterei Paris.jpg|250px|right|thumb|Обложка "Парижских тайн" в переводе Шульмана]]
 +
== Книги ==
 +
В частности, Шульман в 1857–60 гг. перевел 10-томный приключенческий роман французского писателя Эжена Сю «Парижские тайны», и это был первый перевод современной литературы на иврит. Перевод вызвал раздражение у консервативной части еврейских читателей, посчитавшей, что нельзя излагать на святом языке жизнь парижского уголовного мира, и Шульман больше не делал подобных попыток, целиком посвятив себя научным переводам.
 +
В 1868–84 гг. вышло 9-томное издание «Диврей иемей олам» («Всемирная история»), основанное на трудах немецких историков, главным образом, Георга Вебера. Издание было осуществлено по инициативе [[Общество для распространения просвещения между евреями в России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]]. Издание в 1861 г. «Иудейской войны» в вольном переводе Шульмана с немецкого на [[иврит]] было первым изданием [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] на иврите в новейшее время.
 +
Среди других книг Шульмана:
 +
* «Мосдей арец» («Устройство земли», 1870) — книга по географии;
 +
* «Мехкерей эрец Русия» («Исследования России», 1870), а также
 +
* ряд книг по истории [[Эрец-Исраэль]]:
 +
** «Ѓалихот кедем» («Обычаи древности», 1854),
 +
** «Ѓарисот Бейтар» («Руины [[Бейтар]]а», 1858),
 +
** «Швилей эрец hа-кдуша» («Тропы Святой Земли», 1870);
 +
** «Толдот хахамей Исраэль» («История мудрецов Израиля», в 4-х томах, 1873–77).
-
'''Шульман, Калман''' (1819, Старый Быхов Могилевской губернии, – 1899, Вильна), еврейский писатель и переводчик. Писал на [[Иврит Язык|иврите]]. В юности учился в [[Иешива|иешивах]] [[Литва|Литвы]], но, увлекшись идеями [[Хаскала|Хаскалы]], самостоятельно изучал [[Библия|Библию]] и немецкую грамматику. В 1843 г. поселился в Вильне (см. [[Вильнюс]]), зарабатывал обучением детей в богатых семьях. В Вильне Шульман вошел в кружок [[Маскилим|маскилим]], сдружился с [[Лебенсон, Миха Иосеф|М. И. Лебенсоном]]. В 1848 г. вышла его первая книга на иврите «Сафа брура» («Ясный язык»), содержавшая, главным образом, литературные переводы с немецкого. В 1849–61 гг. Шульман преподавал ивритскую литературу в [[Раввинские Семинарии|раввинской семинарии]] в Вильне. Оставив преподавание, Шульман занялся литературной деятельностью, в основном переводами и литературными обработками. Заключил договор с известным виленским издательством [[Ромм|семейства Ромм]], за свою работу получал мизерную оплату. Шульман ставил задачу распространения идей Хаскалы среди широкой аудитории, но делал это осторожно, без давления, так что даже ортодоксальные религиозные круги проявляли интерес к его книгам, которые неоднократно переиздавались. Его литературная деятельность способствовала увеличению числа читающих на иврите, в частности, Шульман в 1857–60 гг. перевел 10-томный приключенческий роман французского писателя Эжена Сю «Парижские тайны», и это был первый перевод современной литературы на иврит. Перевод вызвал раздражение у консервативной части еврейских читателей, посчитавшей, что нельзя излагать на святом языке жизнь парижского уголовного мира, и Шульман больше не делал подобных попыток, целиком посвятив себя научным переводам. В 1868–84 гг. вышло 9-томное издание «Диврей иемей олам» («Всемирная история»), основанное на трудах немецких историков, главным образом, Георга Вебера. Издание было осуществлено по инициативе [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]]. Издание в 1861 г. «Иудейской войны» в вольном переводе Шульмана с немецкого на иврит было первым изданием [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] на иврите в новейшее время. Среди других книг Шульмана: «Мосдей арец» («Устройство земли», 1870) — книга по географии; «Мехкерей эрец Русия» («Исследования России», 1870), а также ряд книг по истории Эрец-Исраэль: «Халихот кедем» («Обычаи древности», 1854), «Харисот Бетар» («Руины [[Бетар|Бетара]]», 1858), «Швилей эрец hа-кдушша» («Тропы Святой Земли», 1870); «Толдот хахамей Исраэль» («История мудрецов Израиля», в 4-х томах, 1873–77). Эти книги пользовались большой популярностью у еврейской читающей публики, имели огромное просветительское значение.
+
Эти книги пользовались большой популярностью у еврейской читающей публики, имели огромное просветительское значение.
-
Шульман был плодовитым публицистом, много печатался в прессе на иврите, выработал свой стиль; он не только прекрасно владел библейским ивритом, но и ввел ряд неологизмов, способствовал становлению современного иврита. Некоторые свои статьи Шульман издал в сборнике «Бет hа-асаф» («Дом собраний», 1881).
+
== Публицистика ==
 +
Шульман был плодовитым публицистом, много печатался в прессе на иврите, выработал свой стиль. Он не только прекрасно владел библейским [[иврит]]ом, но и ввел ряд неологизмов, способствовал становлению современного иврита. Некоторые свои статьи Шульман издал в сборнике «Бейт hа-асаф» («Дом собраний», 1881).
 +
== Источники ==
 +
* КЕЭ, том 10, кол. 389–390
{{ElevenCopyRight|14957|ШУЛЬМАН Калман}}
{{ElevenCopyRight|14957|ШУЛЬМАН Калман}}
-
 
+
[[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]]
[[Категория:Литература на иврите]]
[[Категория:Литература на иврите]]
 +
[[Категория:Писатели по алфавиту]]
 +
[[Категория:Еврейские писатели]]
 +
[[Категория:Хаскала]]
 +
[[Категория:Переводчики на иврит]]
 +
[[Категория:Газеты на иврите]]

Версия 13:55, 28 декабря 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Файл:Kalman Schulman.jpg
Кальман Шульман в старости

Шульман, Калман (קַלמַן שוּלמַן $ 1819, Старый Быхов Могилевской губернии, – 1899, Вильна) - еврейский писатель и переводчик. Писал на иврите.

Содержание

Жизнь и деятельность

В юности учился в иешивах Литвы, но, увлекшись идеями Ѓаскалы, самостоятельно изучал Библию и немецкую грамматику.

В 1843 г. поселился в Вильне), зарабатывал обучением детей в богатых семьях. В Вильне Шульман вошел в кружок маскилим, сдружился с М. И. Лебенсоном.

В 1848 г. вышла его первая книга на иврите «Сафа брура» («Ясный язык»), содержавшая, главным образом, литературные переводы с немецкого. В 1849–61 гг. Шульман преподавал ивритскую литературу в раввинской семинарии в Вильне.

Оставив преподавание, Шульман занялся литературной деятельностью, в основном переводами и литературными обработками. Заключил договор с известным виленским издательством семейства Ромм, за свою работу получал мизерную оплату.

Шульман ставил задачу распространения идей Ѓаскалы среди широкой аудитории, но делал это осторожно, без давления, так что даже ортодоксальные религиозные круги проявляли интерес к его книгам, которые неоднократно переиздавались. Его литературная деятельность способствовала увеличению числа читающих на иврите.

Файл:Misterei Paris.jpg
Обложка "Парижских тайн" в переводе Шульмана

Книги

В частности, Шульман в 1857–60 гг. перевел 10-томный приключенческий роман французского писателя Эжена Сю «Парижские тайны», и это был первый перевод современной литературы на иврит. Перевод вызвал раздражение у консервативной части еврейских читателей, посчитавшей, что нельзя излагать на святом языке жизнь парижского уголовного мира, и Шульман больше не делал подобных попыток, целиком посвятив себя научным переводам.

В 1868–84 гг. вышло 9-томное издание «Диврей иемей олам» («Всемирная история»), основанное на трудах немецких историков, главным образом, Георга Вебера. Издание было осуществлено по инициативе Общества для распространения просвещения между евреями в России. Издание в 1861 г. «Иудейской войны» в вольном переводе Шульмана с немецкого на иврит было первым изданием Иосифа Флавия на иврите в новейшее время.

Среди других книг Шульмана:

  • «Мосдей арец» («Устройство земли», 1870) — книга по географии;
  • «Мехкерей эрец Русия» («Исследования России», 1870), а также
  • ряд книг по истории Эрец-Исраэль:
    • «Ѓалихот кедем» («Обычаи древности», 1854),
    • «Ѓарисот Бейтар» («Руины Бейтара», 1858),
    • «Швилей эрец hа-кдуша» («Тропы Святой Земли», 1870);
    • «Толдот хахамей Исраэль» («История мудрецов Израиля», в 4-х томах, 1873–77).

Эти книги пользовались большой популярностью у еврейской читающей публики, имели огромное просветительское значение.

Публицистика

Шульман был плодовитым публицистом, много печатался в прессе на иврите, выработал свой стиль. Он не только прекрасно владел библейским ивритом, но и ввел ряд неологизмов, способствовал становлению современного иврита. Некоторые свои статьи Шульман издал в сборнике «Бейт hа-асаф» («Дом собраний», 1881).

Источники

  • КЕЭ, том 10, кол. 389–390
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШУЛЬМАН Калман в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация