Фидлер, Лесли Аhарон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
В 1942–46 гг. служил в военно-морском флоте США; в 1947–64 гг. преподавал в университете штата Монтана (в 1954–56 гг. заведовал кафедрой английского языка и литературы), с 1965 г. — профессор университета штата Нью-Йорк в Буффало; читал курсы лекций в университетах Италии, Греции, Великобритании, Франции и других стран. | В 1942–46 гг. служил в военно-морском флоте США; в 1947–64 гг. преподавал в университете штата Монтана (в 1954–56 гг. заведовал кафедрой английского языка и литературы), с 1965 г. — профессор университета штата Нью-Йорк в Буффало; читал курсы лекций в университетах Италии, Греции, Великобритании, Франции и других стран. | ||
- | |||
- | |||
В молодости Фидлер увлекался леворадикальными идеями, но вскоре разочаровался в них: в эссе «Конец невинности» (1952) он писал, что принципы левого либерализма не гарантируют от зла. | В молодости Фидлер увлекался леворадикальными идеями, но вскоре разочаровался в них: в эссе «Конец невинности» (1952) он писал, что принципы левого либерализма не гарантируют от зла. | ||
+ | == Литературовед == | ||
В 1950-х – начале 1970-х гг. Фидлер был тесно связан с кругом нью-йоркской, преимущественно еврейской интеллигенции и много сделал для осмысления так называемого «еврейского возрождения» в современной американской литературе, в частности, творчества [[Беллоу, Сол|С. Беллоу]], [[Маламуд, Бернард|Б. Маламуда]], [[Рот, Филип Милтон|Ф. Рота]], а также той роли, которая отведена евреям в [[Соединённые Штаты Америки|Соединенных Штатов Америки]] литературе (книги «Образ еврея в американской литературе», 1959; «Еврей в американском романе», 1966). | В 1950-х – начале 1970-х гг. Фидлер был тесно связан с кругом нью-йоркской, преимущественно еврейской интеллигенции и много сделал для осмысления так называемого «еврейского возрождения» в современной американской литературе, в частности, творчества [[Беллоу, Сол|С. Беллоу]], [[Маламуд, Бернард|Б. Маламуда]], [[Рот, Филип Милтон|Ф. Рота]], а также той роли, которая отведена евреям в [[Соединённые Штаты Америки|Соединенных Штатов Америки]] литературе (книги «Образ еврея в американской литературе», 1959; «Еврей в американском романе», 1966). | ||
- | В трактовке Фидлера еврей — классическое воплощение чужака и оппозиционера. С 1970-х гг. критик рассматривает тему отчуждения в широком литературном (например, «Чуждый у Шекспира», 1971) и социальном (например, «Чудики — мифы и образы тайного “я”», 1978) контексте. В литературном творчестве Фидлер обычно видел выражение психосексуальных устремлений автора, сводя к минимуму анализ структурно-языковых элементов. При этом исследователь нередко придавал отношениям между персонажами спорную, провокативную трактовку (сб. эссе «Любовь и смерть в американском романе», 1960, и др.). | + | В трактовке Фидлера еврей — классическое воплощение чужака и оппозиционера. С 1970-х гг. критик рассматривает тему отчуждения в широком литературном (например, «Чуждый у Шекспира», 1971) и социальном (например, «Чудики — мифы и образы тайного “я”», 1978) контексте. |
+ | |||
+ | В литературном творчестве Фидлер обычно видел выражение психосексуальных устремлений автора, сводя к минимуму анализ структурно-языковых элементов. | ||
+ | |||
+ | При этом исследователь нередко придавал отношениям между персонажами спорную, провокативную трактовку (сб. эссе «Любовь и смерть в американском романе», 1960, и др.). | ||
В книге 1991 г., озаглавленной «Фидлер на крыше» (используя созвучие своей фамилии с английским словом «скрипач», автор пародирует название известного мюзикла «Скрипач на крыше» по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]]), Фидлер собрал свои программные эссе «о литературе и еврейской самоидентификации» 1970–80-х гг., в которых находят своеобразное, порой парадоксальное выражение раздумья исследователя о неразрывности и взаимопроникновении еврейской и западной цивилизаций, об [[Антисемитизм|антисемитизме]], коренящемся в мифах, перенятых христианством от [[Иудаизм|иудаизма]] и не до конца вписавшихся в новую религию (например, эссе «Почему рыцарь Грааля — еврей?»), о вторичности восприятия своего еврейства современными американо-еврейскими писателями, выросшими в атмосфере христианских идеалов, и т. д. | В книге 1991 г., озаглавленной «Фидлер на крыше» (используя созвучие своей фамилии с английским словом «скрипач», автор пародирует название известного мюзикла «Скрипач на крыше» по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]]), Фидлер собрал свои программные эссе «о литературе и еврейской самоидентификации» 1970–80-х гг., в которых находят своеобразное, порой парадоксальное выражение раздумья исследователя о неразрывности и взаимопроникновении еврейской и западной цивилизаций, об [[Антисемитизм|антисемитизме]], коренящемся в мифах, перенятых христианством от [[Иудаизм|иудаизма]] и не до конца вписавшихся в новую религию (например, эссе «Почему рыцарь Грааля — еврей?»), о вторичности восприятия своего еврейства современными американо-еврейскими писателями, выросшими в атмосфере христианских идеалов, и т. д. | ||
Роль интеллектуалов, стремящихся не допустить новой [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]], и собственную задачу Фидлер видел не в том, чтобы замалчивать или смягчать мотивы антисемитизма в великих произведениях литературы, а в том, чтобы помочь неевреям осознать в образах, подобных Шейлоку, воплощение «их вины и страха» перед евреями, попытку перенести зло, таящееся в собственной душе, на чужака. | Роль интеллектуалов, стремящихся не допустить новой [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]], и собственную задачу Фидлер видел не в том, чтобы замалчивать или смягчать мотивы антисемитизма в великих произведениях литературы, а в том, чтобы помочь неевреям осознать в образах, подобных Шейлоку, воплощение «их вины и страха» перед евреями, попытку перенести зло, таящееся в собственной душе, на чужака. | ||
+ | == Прозаик == | ||
+ | |||
+ | Первые беллетристические произведения Фидлера — сборник рассказов «Отбросить тщеславие» (1962), романы «Второй камень» (1963), «Назад в Китай» (1965) — не пользовались успехом. | ||
+ | |||
+ | Литературное дарование Фидлера нашло признание после опубликования книги «Последний еврей в Америке» (1966), отражающей многообразие идеологических поисков американского еврейства, процесс [[Ассимиляция|ассимиляции]] и ностальгическую тягу к традиции. | ||
+ | |||
+ | В сборнике рассказов «Крокет нагишом» (1969) преобладает мрачный колорит, часто возникает тема бессмысленности существования, лишенного идеала, и вместе с тем абсурдности попыток сохранять верность устаревшим левым идеям в новое время. | ||
+ | |||
+ | Перу Фидлера принадлежит также научно-фантастическая книга «Посланцы больше не придут» (1974). | ||
+ | |||
+ | Фидлер — автор более 20 книг и многочисленных статей. | ||
+ | == Признание == | ||
+ | |||
+ | В 1988 г. он был избран в Американскую академию искусств и литературы. | ||
+ | |||
- | |||
{{ElevenCopyRight|14271|ФИДЛЕР Лесли Ахарон}} | {{ElevenCopyRight|14271|ФИДЛЕР Лесли Ахарон}} |
Версия 12:17, 28 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Фидлер, Лесли Аhарон (Fiedler, Leslie Aaron; 1917, Ньюарк, штат Нью-Джерси, – 2003, Буффало, штат Нью-Йорк), аамериканский литературовед и прозаик.
Содержание |
Биографические сведения
Изучал литературу в университетах штатов Нью-Йорк (степень бакалавра в 1938 г.) и Висконсин (степень магистра в 1939 г., доктора — в 1941 г.).
В 1942–46 гг. служил в военно-морском флоте США; в 1947–64 гг. преподавал в университете штата Монтана (в 1954–56 гг. заведовал кафедрой английского языка и литературы), с 1965 г. — профессор университета штата Нью-Йорк в Буффало; читал курсы лекций в университетах Италии, Греции, Великобритании, Франции и других стран.
В молодости Фидлер увлекался леворадикальными идеями, но вскоре разочаровался в них: в эссе «Конец невинности» (1952) он писал, что принципы левого либерализма не гарантируют от зла.
Литературовед
В 1950-х – начале 1970-х гг. Фидлер был тесно связан с кругом нью-йоркской, преимущественно еврейской интеллигенции и много сделал для осмысления так называемого «еврейского возрождения» в современной американской литературе, в частности, творчества С. Беллоу, Б. Маламуда, Ф. Рота, а также той роли, которая отведена евреям в Соединенных Штатов Америки литературе (книги «Образ еврея в американской литературе», 1959; «Еврей в американском романе», 1966).
В трактовке Фидлера еврей — классическое воплощение чужака и оппозиционера. С 1970-х гг. критик рассматривает тему отчуждения в широком литературном (например, «Чуждый у Шекспира», 1971) и социальном (например, «Чудики — мифы и образы тайного “я”», 1978) контексте.
В литературном творчестве Фидлер обычно видел выражение психосексуальных устремлений автора, сводя к минимуму анализ структурно-языковых элементов.
При этом исследователь нередко придавал отношениям между персонажами спорную, провокативную трактовку (сб. эссе «Любовь и смерть в американском романе», 1960, и др.).
В книге 1991 г., озаглавленной «Фидлер на крыше» (используя созвучие своей фамилии с английским словом «скрипач», автор пародирует название известного мюзикла «Скрипач на крыше» по Шалом Алейхему), Фидлер собрал свои программные эссе «о литературе и еврейской самоидентификации» 1970–80-х гг., в которых находят своеобразное, порой парадоксальное выражение раздумья исследователя о неразрывности и взаимопроникновении еврейской и западной цивилизаций, об антисемитизме, коренящемся в мифах, перенятых христианством от иудаизма и не до конца вписавшихся в новую религию (например, эссе «Почему рыцарь Грааля — еврей?»), о вторичности восприятия своего еврейства современными американо-еврейскими писателями, выросшими в атмосфере христианских идеалов, и т. д.
Роль интеллектуалов, стремящихся не допустить новой Катастрофы, и собственную задачу Фидлер видел не в том, чтобы замалчивать или смягчать мотивы антисемитизма в великих произведениях литературы, а в том, чтобы помочь неевреям осознать в образах, подобных Шейлоку, воплощение «их вины и страха» перед евреями, попытку перенести зло, таящееся в собственной душе, на чужака.
Прозаик
Первые беллетристические произведения Фидлера — сборник рассказов «Отбросить тщеславие» (1962), романы «Второй камень» (1963), «Назад в Китай» (1965) — не пользовались успехом.
Литературное дарование Фидлера нашло признание после опубликования книги «Последний еврей в Америке» (1966), отражающей многообразие идеологических поисков американского еврейства, процесс ассимиляции и ностальгическую тягу к традиции.
В сборнике рассказов «Крокет нагишом» (1969) преобладает мрачный колорит, часто возникает тема бессмысленности существования, лишенного идеала, и вместе с тем абсурдности попыток сохранять верность устаревшим левым идеям в новое время.
Перу Фидлера принадлежит также научно-фантастическая книга «Посланцы больше не придут» (1974).
Фидлер — автор более 20 книг и многочисленных статей.
Признание
В 1988 г. он был избран в Американскую академию искусств и литературы.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФИДЛЕР Лесли Ахарон в ЭЕЭ