Финкелстайн, Луи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 44: | Строка 44: | ||
Энергичная деятельность Финкелстайна в этих областях, а также активная популяризация духовных и нравственных ценностей иудаизма в публичных лекциях в Еврейском музее (см. [[Нью-Йорк]]) и многолетних беседах в программе «Вечный свет» по радио и телевидению и другие его инициативы принесли ему широкую популярность. | Энергичная деятельность Финкелстайна в этих областях, а также активная популяризация духовных и нравственных ценностей иудаизма в публичных лекциях в Еврейском музее (см. [[Нью-Йорк]]) и многолетних беседах в программе «Вечный свет» по радио и телевидению и другие его инициативы принесли ему широкую популярность. | ||
- | В 1940 г. [[Рузвельт, Франклин Делано|Ф. Рузвельт]] пригласил Финкелстайна стать президентским советником по вопросам иудаизма, в 1952 г. Финкелстайн от имени американского еврейства читал молитвы на церемонии инаугурации президента Д. Эйзенхауэра | + | В 1940 г. [[Рузвельт, Франклин Делано|Ф. Рузвельт]] пригласил Финкелстайна стать президентским советником по вопросам иудаизма, в 1952 г. Финкелстайн от имени американского еврейства читал молитвы на церемонии инаугурации президента Д. Эйзенхауэра. |
- | В | + | В 1963 г. Дж. Кеннеди назначил его одним из пяти членов официальной американской делегации на церемонии интронизации папы Павла VI. |
- | + | В консервативном иудаизме Финкелстайн оставался в целом верен линии [[Шехтер, Шломо|Ш. Шехтера]] и отстаивал незыблемость большинства еврейских религиозных традиций. Так, он доказывал обязательность «неурезанной [[Галаха|Галахи]]» и галахического гиюра (обращение нееврея в иудаизм; см. [[Прозелиты]]), решительно осуждал [[Брак Смешанный|браки смешанные]], утверждал, что переход в другую религию исключает человека из числа евреев. | |
+ | == Позиция по общим вопросам религии и иудаизма == | ||
- | Многих годы Финкелстайн посвятил изучению [[Фарисеи|фарисеев]] и фарисейской традиции в иудаизме. Первым крупным трудом по этой проблеме была двухтомная монография «Фарисеи» (тт. 1–2, 1938, переиздана в 1940, 1946, 1962), к которой примыкала работа «Акива: учитель, святой, мученик» (1936; в русском переводе «Рабби Акива», 1983, издательство [[«Библиотека-Алия»]], Иерусалим), а затем последовали «hа-прушим ве-аншей кнесет hа-гдола» («Фарисеи и люди [[Великий Собор|Великого собора]]», 1950), «Новый свет от пророков» (1969) и сборник «Фарисейство в его становлении» (1972), в который вошли публикации Финкелстайна в еврейской научой периодике. Весьма оживленную, порой острую дискуссию вызвало расширительное толкование Финкелстайном фарисейства, начало конфликта которого с [[Саддукеи|саддукеями]] он относит к первому периоду эпохи Второго [[Храм|храма]] (см. также [[Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Эпоха Второго храма]]), когда наметился антагонизм между писцами (см. [[Писец]]) и храмовыми законоучителями, и даже к еще более раннему времени — к эпохе Первого храма, когда впервые наметилось противостояние пророческой, то есть простонародной, формы религиозного культа и кастово-жреческой. Фарисейскую линию в иудаизме Финкелстайн обнаруживает и в ранних мидрашах, и в [[Юбилеев Книга|Юбилеев книге]], и в Галахе эпохи [[Хасмонеи|Хасмонеев]], а прямым продолжением ее считает талмудический и раввинистический иудаизм. Финкелстайн прослеживает косвенное влияние именно фарисейского иудаизма в раннем христианстве, исламе, а позднее и у пуритан Новой Англии. Немало критических замечаний вызвал и жесткий социологизм Финкелстайна, который выводил остроту фарисейско-саддукейского антагонизма из проходящего через всю древнюю еврейскую историю конфликта между богатыми землевладельцами, постоянно поддерживавшими элитарную кастово-жреческую модель иудаизма, и малоземельными крестьянами, отдававшими предпочтение более «демократической» и гибкой форме религиозной обрядности. Некоторые критики указывали на несовместимость такого подхода с концептуальными посылками самого Финкелстайна, который утверждал, что у евреев, в отличие от всех других народов, именно идеи становятся общественной силой. | + | В работах, посвященных общим вопросам религии и иудаизма («Религия для сегодняшнего дня», 1941; «Верования и практика иудаизма», 1952, в русском переводе: «Еврейская религия: верования и практика»), он представляет еврейскую религию как сочетание традиционного иудаизма с американским патриотизмом и утверждает, что верность идеалам и ценностям западной демократии, берущим начало у иудейских пророков, является религиозной обязанностью еврея. |
+ | == Исследования Финкелстайна == | ||
+ | |||
+ | Важной заслугой Финкелстайна как ученого является публикация более сотни тщательно выверенных классических текстов иудаизма, исследование структуры ряда из них, в частности, таннаических [[Мидраш|мидрашей]], и установление их верной (как правило, более ранней) датировки. | ||
+ | |||
+ | Ему принадлежат также исследования ряда литургических текстов ([[Шма]], [[Амида]], [[Халлел]], Биркат hа-мазон; см. [[Бенедикция|Бенедикции]]) с точки зрения отраженных в них исторических и социальных примет эпохи их создания. | ||
+ | |||
+ | Финкелстайн был инициатором и редактором энциклопедического издания «Евреи, их история, культура и религия» (тт. 1–2, 1949; неоднократно переиздавалась). | ||
+ | === Изучениюе фарисейской традиции === | ||
+ | |||
+ | Многих годы Финкелстайн посвятил изучению [[Фарисеи|фарисеев]] и фарисейской традиции в иудаизме. | ||
+ | |||
+ | Первым крупным трудом по этой проблеме была двухтомная монография «Фарисеи» (тт. 1–2, 1938, переиздана в 1940, 1946, 1962), к которой примыкала работа «Акива: учитель, святой, мученик» (1936; в русском переводе «Рабби Акива», 1983, издательство [[«Библиотека-Алия»]], Иерусалим), а затем последовали «hа-прушим ве-аншей кнесет hа-гдола» («Фарисеи и люди [[Великий Собор|Великого собора]]», 1950), «Новый свет от пророков» (1969) и сборник «Фарисейство в его становлении» (1972), в который вошли публикации Финкелстайна в еврейской научой периодике. Весьма оживленную, порой острую дискуссию вызвало расширительное толкование Финкелстайном фарисейства, начало конфликта которого с [[Саддукеи|саддукеями]] он относит к первому периоду эпохи Второго [[Храм|храма]] (см. также [[Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Эпоха Второго храма]]), когда наметился антагонизм между писцами (см. [[Писец]]) и храмовыми законоучителями, и даже к еще более раннему времени — к эпохе Первого храма, когда впервые наметилось противостояние пророческой, то есть простонародной, формы религиозного культа и кастово-жреческой. Фарисейскую линию в иудаизме Финкелстайн обнаруживает и в ранних мидрашах, и в [[Юбилеев Книга|Юбилеев книге]], и в Галахе эпохи [[Хасмонеи|Хасмонеев]], а прямым продолжением ее считает талмудический и раввинистический иудаизм. Финкелстайн прослеживает косвенное влияние именно фарисейского иудаизма в раннем христианстве, исламе, а позднее и у пуритан Новой Англии. Немало критических замечаний вызвал и жесткий социологизм Финкелстайна, который выводил остроту фарисейско-саддукейского антагонизма из проходящего через всю древнюю еврейскую историю конфликта между богатыми землевладельцами, постоянно поддерживавшими элитарную кастово-жреческую модель иудаизма, и малоземельными крестьянами, отдававшими предпочтение более «демократической» и гибкой форме религиозной обрядности. Некоторые критики указывали на несовместимость такого подхода с концептуальными посылками самого Финкелстайна, который утверждал, что у евреев, в отличие от всех других народов, именно идеи становятся общественной силой. | ||
Создание Государства Израиль Финкелстайн встретил с большим воодушевлением и утверждал, что поддержка его является долгом каждого еврея, где бы он ни жил. Особенно одобрительно он расценил принятие галахических норм в некоторых областях израильского права (см. [[Право Еврейское|Право еврейское]]). Выражая надежду, что в ходе успешной интеграции различных общинных групп в единый еврейский социум осуществится синтез лучших черт Запада и Востока, Финкелстайн, однако, не считал реальной массовую репатриацию в Израиль евреев западных стран, где укоренилось демократическое право выбирать страну проживания по экономическим мотивам. | Создание Государства Израиль Финкелстайн встретил с большим воодушевлением и утверждал, что поддержка его является долгом каждого еврея, где бы он ни жил. Особенно одобрительно он расценил принятие галахических норм в некоторых областях израильского права (см. [[Право Еврейское|Право еврейское]]). Выражая надежду, что в ходе успешной интеграции различных общинных групп в единый еврейский социум осуществится синтез лучших черт Запада и Востока, Финкелстайн, однако, не считал реальной массовую репатриацию в Израиль евреев западных стран, где укоренилось демократическое право выбирать страну проживания по экономическим мотивам. | ||
Строка 57: | Строка 70: | ||
{{ElevenCopyRight|14288|ФИНКЕЛСТАЙН Луи}} | {{ElevenCopyRight|14288|ФИНКЕЛСТАЙН Луи}} | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 16:27, 27 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Финкелстайн, Луи (Элиэзер; Finkelstein, Louis; 1895, Цинциннати, штат Огайо, – 1991, Нью-Йорк), один из лидеров консервативного иудаизма и еврейской общины в США, ученый-теолог и деятель в области еврейского просвещения.
Содержание |
Биографические сведения
Родился в семье ортодоксального (см. Ортодоксальный иудаизм) раввина, ученика И. Салантера.
Окончил Нью-Йоркский (1915) и Колумбийский (степень доктора философии в 1918 г.) университеты, а также Еврейскую теологическую семинарию (звание раввина в 1919 г.).
В течение десяти лет был раввином косервативной конгрегации «Кехилла Исраэль» в Нью-Йорке и одновременно вел курс Талмуда, а затем теологии в Еврейской теологической семинарии, где в 1929 г. стал штатным преподавателем.
С 1931 г. Финкелстайн — профессор теологии, в 1937–40 гг. — ректор, в 1940–51 гг. — президент и в 1951–72 гг. — канцлер этой семинарии.
В 1928–30 гг. он был президентом Раввинского собрания (см. Консервативный иудаизм).
Во многом благодаря Финкелстайну Еврейская теологическая семинария стала одним из главных мировых центров исследований в области иудаистики (см. Наука о еврействе) и интенсивного общения представителей разных исповеданий.
Этому способствовало основание при семинарии Института религиозных и социальных исследований, Института этики, Конференции по вопросам науки, философии и религии.
Энергичная деятельность Финкелстайна в этих областях, а также активная популяризация духовных и нравственных ценностей иудаизма в публичных лекциях в Еврейском музее (см. Нью-Йорк) и многолетних беседах в программе «Вечный свет» по радио и телевидению и другие его инициативы принесли ему широкую популярность.
В 1940 г. Ф. Рузвельт пригласил Финкелстайна стать президентским советником по вопросам иудаизма, в 1952 г. Финкелстайн от имени американского еврейства читал молитвы на церемонии инаугурации президента Д. Эйзенхауэра.
В 1963 г. Дж. Кеннеди назначил его одним из пяти членов официальной американской делегации на церемонии интронизации папы Павла VI.
В консервативном иудаизме Финкелстайн оставался в целом верен линии Ш. Шехтера и отстаивал незыблемость большинства еврейских религиозных традиций. Так, он доказывал обязательность «неурезанной Галахи» и галахического гиюра (обращение нееврея в иудаизм; см. Прозелиты), решительно осуждал браки смешанные, утверждал, что переход в другую религию исключает человека из числа евреев.
Позиция по общим вопросам религии и иудаизма
В работах, посвященных общим вопросам религии и иудаизма («Религия для сегодняшнего дня», 1941; «Верования и практика иудаизма», 1952, в русском переводе: «Еврейская религия: верования и практика»), он представляет еврейскую религию как сочетание традиционного иудаизма с американским патриотизмом и утверждает, что верность идеалам и ценностям западной демократии, берущим начало у иудейских пророков, является религиозной обязанностью еврея.
Исследования Финкелстайна
Важной заслугой Финкелстайна как ученого является публикация более сотни тщательно выверенных классических текстов иудаизма, исследование структуры ряда из них, в частности, таннаических мидрашей, и установление их верной (как правило, более ранней) датировки.
Ему принадлежат также исследования ряда литургических текстов (Шма, Амида, Халлел, Биркат hа-мазон; см. Бенедикции) с точки зрения отраженных в них исторических и социальных примет эпохи их создания.
Финкелстайн был инициатором и редактором энциклопедического издания «Евреи, их история, культура и религия» (тт. 1–2, 1949; неоднократно переиздавалась).
Изучениюе фарисейской традиции
Многих годы Финкелстайн посвятил изучению фарисеев и фарисейской традиции в иудаизме.
Первым крупным трудом по этой проблеме была двухтомная монография «Фарисеи» (тт. 1–2, 1938, переиздана в 1940, 1946, 1962), к которой примыкала работа «Акива: учитель, святой, мученик» (1936; в русском переводе «Рабби Акива», 1983, издательство «Библиотека-Алия», Иерусалим), а затем последовали «hа-прушим ве-аншей кнесет hа-гдола» («Фарисеи и люди Великого собора», 1950), «Новый свет от пророков» (1969) и сборник «Фарисейство в его становлении» (1972), в который вошли публикации Финкелстайна в еврейской научой периодике. Весьма оживленную, порой острую дискуссию вызвало расширительное толкование Финкелстайном фарисейства, начало конфликта которого с саддукеями он относит к первому периоду эпохи Второго храма (см. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Эпоха Второго храма), когда наметился антагонизм между писцами (см. Писец) и храмовыми законоучителями, и даже к еще более раннему времени — к эпохе Первого храма, когда впервые наметилось противостояние пророческой, то есть простонародной, формы религиозного культа и кастово-жреческой. Фарисейскую линию в иудаизме Финкелстайн обнаруживает и в ранних мидрашах, и в Юбилеев книге, и в Галахе эпохи Хасмонеев, а прямым продолжением ее считает талмудический и раввинистический иудаизм. Финкелстайн прослеживает косвенное влияние именно фарисейского иудаизма в раннем христианстве, исламе, а позднее и у пуритан Новой Англии. Немало критических замечаний вызвал и жесткий социологизм Финкелстайна, который выводил остроту фарисейско-саддукейского антагонизма из проходящего через всю древнюю еврейскую историю конфликта между богатыми землевладельцами, постоянно поддерживавшими элитарную кастово-жреческую модель иудаизма, и малоземельными крестьянами, отдававшими предпочтение более «демократической» и гибкой форме религиозной обрядности. Некоторые критики указывали на несовместимость такого подхода с концептуальными посылками самого Финкелстайна, который утверждал, что у евреев, в отличие от всех других народов, именно идеи становятся общественной силой.
Создание Государства Израиль Финкелстайн встретил с большим воодушевлением и утверждал, что поддержка его является долгом каждого еврея, где бы он ни жил. Особенно одобрительно он расценил принятие галахических норм в некоторых областях израильского права (см. Право еврейское). Выражая надежду, что в ходе успешной интеграции различных общинных групп в единый еврейский социум осуществится синтез лучших черт Запада и Востока, Финкелстайн, однако, не считал реальной массовую репатриацию в Израиль евреев западных стран, где укоренилось демократическое право выбирать страну проживания по экономическим мотивам.
Научные заслуги Финкелстайна были отмечены избранием в Американскую академию искусств и званием почетного доктора ряда университетов.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФИНКЕЛСТАЙН Луи в ЭЕЭ