Фердинанд и Изабелла (монархи Испании)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Политические и государственные деятели и движения (не-еврейские) в странах диаспоры» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «История евреев Испании» с помощью HotCat) |
||
Строка 84: | Строка 84: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Политические и государственные деятели и движения (не-еврейские) в странах диаспоры]] | [[Категория:Политические и государственные деятели и движения (не-еврейские) в странах диаспоры]] | ||
+ | [[Категория:История евреев Испании]] |
Версия 18:03, 24 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Фердинанд И Изабелла (Fernando II de Aragón, 1452–1516, Isabel I de Castilla; 1451–1504) монархи, чей брак привел к объединению Арагона и Кастилии и образованию Испанского королевства (см. Испания). Благодаря религиозному рвению и приверженности папе Александру VI они снискали прозвание «католических монархов».
Содержание |
Объединение королевств
По преданию, придворные евреи и марраны сыграли немалую роль в составлении брачного договора между наследницей Кастильского престола Изабеллой и принцем Арагона Фердинандом (1469); соглашение устанавливало равенство супругов в качестве соправителей.
Со смертью Энрике IV в 1474 г. Фердинанд и Изабелла стали править Кастилией, а с воцарением Фердинанда на арагонском престоле в 1479 г. оба королевства были объединены.
В 1476 г. Фердинанд и Изабелла окончательно запретили ссуду под проценты (см. Ссуда денежная).
Первый период совместного правления
В первый период своего правления Фердинанд и Изабелла продолжали традиционную политику королей христианской Испании, для которой была характерна относительная терпимость к евреям, что нашло свое выражение в готовности испанских монархов предоставить защиту своим еврейским подданным от погромов, инспирируемых монахами, и в назначении евреев на ответственные административные должности.
Изменение отношения к евреям
Первым признаком изменения отношения «католических монархов» к евреям были принятые на заседании кортесов в апреле 1476 г. в Мадригале королевские эдикты.
В 1477 г. Фердинанд и Изабелла ограничили городские районы, в которых разрешалось проживать евреям.
Королевское постановление должно было быть проведено в жизнь в течение двух лет; были назначены специальные должностные лица, обязанные следить за исполнением указа.
Тем не менее, вследствие практических трудностей сроки не были соблюдены.
В городе Авила евреев обязали поселиться в кожевенном квартале у реки; в 1480 г. кортес Толедо постановил переселить евреев из еврейского квартала в район трущоб. Аналогичные акции проводились и в других городах Испании.
Убежденные, что политическое объединение Испании должно сопровождаться национально-религиозной консолидацией, «католические монархи» начали борьбу с распространенной среди марранов «ересью», то есть с их стремлением вернуться к иудаизму.
Эта политика отвечала настроениям духовенства и горожан, требовавших принятия жестких мер против марранов.
Результатом этого было учреждение испанской инквизиции, расследования которой показали, что значительное число марранов действительно хранит еврейские традиции и стремится к возвращению к иудаизму.
Учреждение в суда инквизиции
Фердинанд и Изабелла обратились к папе Сиксту IV, чтобы тот утвердил учреждение в Севилье суда инквизиции.
Папа утвердил севильский трибунал инквизиции в 1477 г., а первый суд состоялся там в 1481 г. В том же году несколько марранов были приговорены к сожжению.
Когда во главе инквизиции стал духовник Изабеллы Томас де Торквемада (осень 1483), карательные действия, прежде всего против марранов, приняли исключительно жестокий характер.
«Католические монархи» пришли к выводу, что еретические настроения марранов — следствие тесного общения между ними и евреями.
Изгнание евреев
Изгнание евреев из Андалусии в 1483 г. (евреям был дан месячный срок на сборы; изгнанники переселились в Эстремадуру и другие районы Кастилии) было первым крупномасштабным опытом перед тотальным изгнанием евреев из страны.
Эдикт, запрещавший проживание евреев на всей территории Испании, был принят 31 марта 1492 г. и обнародован месяц спустя.
На протяжении трех месяцев, которые были даны евреям на сборы, королевская чета принимала меры, чтобы изгнание осуществлялось в соответствии с их инструкциями, предусматривавшими защиту еврейского имущества от разграбления,
однако эти меры были малоэффективны. 10 ноября 1492 г. Фердинанд и Изабелла декретом обещали защиту всем еврейским беженцам, которые вернутся из Португалии в Испанию с целью крещения.
Тем, кто сможет доказать, что принял крещение в присутствии священнослужителя в одном из городов на границе между Португалией и Испанией, гарантировалось право выкупить свое имущество за ту же сумму, за которую они были вынуждены продать его перед изгнанием (однако предусматривалась компенсация средств, которые новые владельцы успели вложить в это имущество).
Решение Фердинанда и Изабеллы об изгнании евреев из Испании было мотивировано исключительно религиозно-политическими причинами и было осуществлено несмотря на ущерб, который эта мера нанесла хозяйству страны.
Изгнание из Испании, повлекшее гибель множества изгнанников и огромные материальные потери, запечатлелось в памяти еврейского народа как один из наиболее трагических эпизодов в его истории.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФЕРДИНАНД и ИЗАБЕЛЛА в ЭЕЭ